Аннотации к рабочим программам по НОО
Аннотации к рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
Уровень НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочие программы
педагогов составлены на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября
2009 года 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
3. Федеральный государственный стандарт
начального общего образования с изменениями и дополнениями, внесенными ПРИКАЗАМИ Министерства образования и науки
РФ «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 г. N 373» от 26
ноября 2010 г., от 22 сентября 2011 г., от 18 декабря 2012 г., от 29 декабря
2014г., от 18 мая 2015г. и от 31 декабря
2015 г..
4. Информационное письмо Министерства образования и
науки РФ от 08.10.2010г. №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической
культуры».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015».
7. Примерные основные образовательные программы
начального общего образования.
8. Федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 с изменениями на 26 января 2016 года.
9. Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями в
редакции Изменений № 1, утвержденной Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, Изменений №
3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
24.11.2015 № 81).
10. Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
11. Основная
образовательная программа начального
общего образования МБОУ ООШ №26
12. Устав МБОУ ООШ №26.
13. Учебный план МБОУ ООШ №26.
14. Положение о рабочих программах педагогов МБОУ ООШ
№26.
Рабочие программы педагогов являются составной частью основной образовательной программы
образовательной организации, определяющей содержание образования.
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательной деятельностью по определенному учебному
предмету, курсу, дисциплине, модулю.
Задачи рабочей программы:
- дать
представление о практической реализации компонентов государственного
образовательного
стандарта и реализации федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего, среднего общего образования, федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ при изучении конкретного учебного предмета, курса,
дисциплины, модуля;
-
конкретно
определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса,
дисциплины, модуля с учетом целей, задач и особенностей образовательной
деятельности образовательной организации и контингента обучающихся.
Функции
рабочей программы:
- нормативная, то
есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания,
то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту
или иную образовательную область, образовательный компонент;
-
определения
содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих обязательному усвоению обучающимися (требования к минимуму
содержания, планируемые результаты «ученик научится»), а также степень их
трудности («ученик получит возможность научиться»);
-
процессуальная,
то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия организации образовательной
деятельности;
- оценочная, то
есть выявляет уровни
усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня обученности
обучающихся.
В результате изучения учебных
дисциплин на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы / ученик получит
возможность:
Личностные
универсальные учебные действия:
–
внутренняя
позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние
мотивы;
–
учебнопознавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание
оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
способность к
оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих
людей;
–
знание основных
моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие
этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на
здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего
поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Ученик получит возможность для
формирования:
– внутренней позиции обучающегося на
уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
– выраженной устойчивой
учебнопознавательной мотивации
учения;
– устойчивого
учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности
учебной деятельности;
– положительной адекватной
дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в
реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и
ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей
и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные
действия
Обучающийся
научится:
–
принимать и
сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
различать способ
и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
– преобразовывать практическую
задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать
выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные
действия
Ученик
научится:
–
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять
запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения
в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять
синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
–
обобщать, т. е.
осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
–
устанавливать
аналогии;
–
владеть рядом
общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире
с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения
задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее
установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть
общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные
учебные действия
Обучающийся
научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая
его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства
и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
–
учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
–
формулировать
собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
–
строить понятные
для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать
действия партнёра;
–
использовать речь
для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
–
учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать
свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
–
с учётом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром;
–
осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции
своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного
Ученик научится:
– находить в тексте
конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную
мысль текста;
– делить тексты на смысловые
части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в
тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать
информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой
объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
– понимать информацию,
представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров,
доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию,
представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные
средства текста;
– использовать различные виды
чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
– выбирать нужный вид чтения
в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в
соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Ученик получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких
источников.
Работа с
текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
– пересказывать текст
подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей
идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные
выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать
содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании
текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит
возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту,
отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
– высказывать оценочные
суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание,
языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать
недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит
возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся
научится:
– использовать безопасные для
органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные
приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие
физические упражнения (мини зарядку);
–
организовывать
систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись
звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
–
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры,
микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию набирать небольшие тексты
на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать
компьютерный перевод отдельных слов;
–
рисовать (создавать
простые изображения)на графическом
планшете;
–
сканировать
рисунки и тексты.
Обучающийся получит
возможность научиться использовать
программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
–
подбирать
подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и
фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
–
описывать по
определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
–
собирать
числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя
цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса
людей;
–
редактировать
тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной
или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑
и аудиозаписей, фотоизображений;
–
пользоваться
основными функциями стандартного текстового редактора, использовать
полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять
ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления
текста;
–
искать
информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять
список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок);
–
заполнять
учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в
сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную
информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и
передача сообщений
Обучающийся научится:
–
создавать
текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять
их;
–
создавать простые сообщения в виде аудио‑
и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций,
видеоизображения, звука, текста;
–
готовить и
проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
–
создавать
простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
–
создавать
простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
–
размещать
сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
–
пользоваться
основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,
фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием
компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных
фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление
и организация
Обучающийся научится:
–
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших
роботов);
–
определять последовательность
выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько
действий, строить программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного выполнения и повторения;
–
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального
мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки
роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира.
Рабочие
программы педагогов имеют титульный лист и в соответствии с
Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и
дополнениями от 31 декабря 2015 г. следующую структуру:
- Планируемые результаты освоения
учебного предмета.
- Содержание учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля).
- Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Для реализации основной образовательной программы начального общего
образования и организации образовательной деятельности на уровне начального
общего образования используются учебники и учебные пособия в соответствии с
действующим Федеральным перечнем учебников.