2024-2025 Рабочая программа Путешествие в мир слова 6

1

Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26,
утвержденной приказом директора
№136/2-од от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЛОВА»
(6 класс)

2024-2025 учебный год

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности “Путешествие в мир слова” нацелена на формирование
познавательных интересов как основы учебной деятельности, развитие кругозора учащихся,
повышение их интеллектуального уровня. Внеурочная деятельность учащихся предполагает
приобретение углубленных знаний по всем темам, изучаемым в курсе русского языка и литературы в
6 классе общеобразовательной школы. Программа внеурочной деятельности “Путешествие в слово”
раскроет учащимся увлекательный, богатый, неисчерпаемый мир слова.
Программа внеурочной деятельности в области словесности “Путешествие в мир слова” для 6
класса является частью системного курса, реализуемого на течение всего периода обучения в
основной школе, и все разделы науки о языке: лексику, фразеологию, морфемику, морфологию,
синтаксис, орфографию и пунктуацию.
Актуальность программы внеурочной деятельности “Путешествие в мир слова” подтверждается
требованиями ФГОС. В соответствии с требованием Стандарта изучение предметной области
«Филология» должно обеспечить образование учащихся, их личностное развитие, успешное
овладение научным достижениями и приобщение к духовным ценностям.
Необходимость разработанной программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир слова»
заключается в желании учащихся узнать новое о русском языке, в потребности детей получать
знания в игровой форме. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием
данного курса, вместе с тем привлечение игровых элементов повышает обучающую, развивающую,
воспитывающую роль занятий. Для проведения занятий программой предусмотрены использование
лингвистических игр, словарей различных видов, дидактического и раздаточного материала,
интерактивных пособий и медиаресурсов, также предполагается чтение и анализ литературных
источников, произведений народного творчества, лингвистических сказок. Большое внимание
уделяется практическим занятиям, лингвистическим практикумам, творческим работам, проектной и
исследовательской деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир слова» рассчитана на 35 часов (1
академический час в неделю). Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир слова»
предназначена учащимся 6 классов.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир слова» предполагает системнодеятельностный подход к занятиям, а именно: формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Выбор
технологий, методик и приёмов обусловлен также необходимостью дифференциации обучения с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» позволяет успешно применять
индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей. Содержание и методы
обучения, предусмотренные программой, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения,
то есть, ориентированы на формирование системы всех УУД: личностных, познавательных,
регулятивных, коммуникативных.
Методическая система курса внеурочной деятельности включает следующие методы обучения:
-репродуктивный (воспроизведение материала); -частично-поисковый (умение найти проблему и
способ её решения);
-поисковый (поиск оптимальных решений учебной ситуации); - коммуникативный (беседа, проект
парная и групповая работа),
-творческий (развитие навыков работы с разными источниками информации, лингвистические игры);
- интерактивный.
Приемы обучения: -анализ и синтез.-сравнение ,–классификация,-аналогия,-обобщение.
Технологии обучения: -технология разноуровневого обучения,-развивающее обучение,технология обучения в сотрудничестве, технология коммуникативного обучения.
Принципы реализации программы : -занимательность, –научность,-сознательность и
активность, –наглядность, –доступность,-связь теории с практикой, -индивидуальный подход к
учащимся.

3

Цели и задачи курса:
Содержание разработанного курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир слова» в 6 классе
предполагает достижение следующих целей:
-самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую
работу;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной
формы в другую;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
-совершенствовать различные виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма);
-продолжить формирование навыков анализа слова и многоаспектного анализа текста;
-продолжить обогащение словарного запаса, овладение правилами и нормами русского
литературного языка, развитие речевой культуры;
-формировать умение работы со словарями разных видов с целью пополнения словарного запаса,
овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;
-овладеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка,
нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
-формировать чувство ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность,
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
Средства достижения целей:
-анализ текстов -работа со словарями -лексические практикумы -творческие упражнения -создание
иллюстраций -сочинение лингвистических сказок -лингвистические игры -участие в конкурсах работа с интерактивными и медиа-ресурсами, исследовательская работа-создание собственных
проектов и разработок мероприятий.
Формы проведения занятий: -эвристические беседы,-практические занятия с элементами игр,творческие занятия,-конкурсы, -интеллектуальные игры-защита проектов.
Планируемый результат:
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир слова» должна обеспечить формирование
и развитие умений и компетенций:
-самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую
работу;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;

4

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-определять понятия, создавать обобщения, опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной
формы в другую;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
-владеть в достаточной степени в соответствии с возрастом различными видами речевой
деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);
-уметь выполнять анализ слова и многоаспектный анализ текста;
-уметь работать со словарями разных видов, получать необходимую информацию из справочников с
целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного
языка, развития речевой культуры;
- владеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка,
нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний.

5

2.СОДЕРЖАНИЕ
Название темы

Краткое содержание

Часы.

В курсе «Путешествие в мир слова» обучающиеся
Мастерская слова.

1.

2.

Таинственная
лексика.

3.

Слово о словах.

4.

Сила словабеспредельна.

Итого

-узнают, что такое грамота, как учили грамоте на Руси,
познакомятся с развитием русской грамматики, повторят
строение слова, грамматическое значение слова, порядок
слов в предложении, отработают умение пользования
словарями разных видов.
-повторят в игровой форме знания о лексическом
значении слова, многозначности, синонимии и омонимии,
антонимах
познакомятся
с
видами
омонимов,
паронимами, отработают умение пользования словарями
разных видов.
-откроют новые знания о фразеологизмах, устаревших
словах и архаизмах, исконно русских и заимствованных
словах, узнают об этимологии, ономастике, топонимии,
закрепят знания о сложных и сокращённых словах.
-отработают умение пользования словарями разных видов.
-обобщат знания и умения, полученные на занятиях курса,
примут участие в конкурсах и проектах.

3

14.

15.

4

35

6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№.

Название темы.

Форма деятельности.

1. Мастерская слова.

Часы
3.

1.

Великий русский язык.

Эвристическая беседа. Подбор высказываний о
русском языке. Участие в конкурсе «Весёлая
грамматика». Шарады.

2.

Без грамматики не выучишь и
математики.

Отгадывание и составление ребусов. Участие в
конкурсе «Весёлая грамматика».

1.

3.

История русской грамматики.

Знакомство с названиями букв русской азбуки.
Создание бюллетеней «Историческая грамматика».

1

2. Таинственная лексика.

1.

13.

4.

Что такое слово? Лексическое
значение слова.

Работа с толковым словарём. Лексический
практикум. Отгадывание кроссвордов.

5.

Многозначные слова. Прямое и Эвристическая беседа. Отгадывание криптограмм.
переносное значение.
Работа над проектом.

1.

6.

Прямое и переносное значение.
Метафора.

Лингвистические игры. Участие в конкурсе
скороговорок и загадок. Исследование
особенностей употребления слова в
художественном тексте.

1.

7.

Ударение меняет значение

Работа с толковым словарём. Лингвистические
игры. Ребусы. Анаграммы.

1.

8.

Где хранятся слова? Словари.
Виды словарей.

Участие в творческом конкурсе на лучший рассказ.
Работа с толковым словарём. Лексический
практикум.

1.

9.

Пёстрое семейство. Синонимы.

Работа со словарём синонимов. Лексический
практикум. Исследование особенностей
употребления слова в художественном тексте

1.

10.

Антонимы.

Работа с орфографическим словарём. Работа с
перфокартами. Лото «Пословицы и поговорки».

1.

11.

Великое противостояние.

Лингвистические игры. Рисование загадок.
Участие в конкурсе. «Отгадай загадку».

1.

12.

Слова-двойники. Омонимы.

Работа с орфографическим словарём. Работа с
перфокартами. Конкурс «Каламбур».

1.

1.

7

13.

Омоформы, омофоны,
омографы.

Работа с толковым словарём. Лексический
практикум. Акростих. Исследование особенностей
употребления слова в художественном тексте

1.

14.

Похожи, но не одно и то же.
Паронимы.

Работа над проектом. Лингвистические игры
«Паронимы»

1.

15.

Проект «Наши друзья –
словари».

Создание коллективного альбома. Работа со
словарями. Лингвистические игры «Буриме».

1.

16.

Копилка слов. Словари.

Конкурс на лучшее знание алфавита. Работа с
толковым словарём. Лексический практикум.
Составление и отгадывание кроссвордов.

1.

3. Слово о словах.

15.

17.

Проект «Портрет одного
слова».

Работа со словарями и произведениями фольклора
и художественной литературы. Исторический
комментарий.

1.

18.

Как появляются слова?

Лингвистические игры. Отгадывание и
составление ребусов, шарад.

1.

19.

Срослись! Сократились!

Отгадывание и составление ребусов. Работа с
толковым словарём. Чтение аббревиатур.

1.

20.

Жизнь слова. Неологизмы.

Работа с интерактивным толковым словарём.
Составление словарика неологизмов.

1.

21.

Фразеологические сочетания.

Фразеологическое лото. Работа со словарём
фразеологизмов. Лингвистические игры.
«Фразеологизмы-синонимы».

1.

22.

Виды фразеологизмов.

Фразеологическое лото. Работа со словарём
фразеологизмов. Рисование фразеологических
загадок.

1.

23.

Почему мы так говорим?

Работа со словарём фразеологизмов. Участие в
конкурсе фразеологизмов «Почему мы так
говорим?».

1.

24.

Этимология слова. Сказочные
превращения.

Работа с этимологическим словарём.
Лингвистические игры. «Шарады». Исторический
комментарий.

1.

25.

Красна речь пословицей.

Участие в творческом конкурсе на лучший рассказ.
Лото «Пословицы и поговорки».

1.

26.

Жизнь слова. Устаревшие

Работа с толковым словарём. Лексический
практикум. Исследование особенностей

1.

8

слова.

употребления слова в художественном тексте.
Сочинение лингвистической сказки.

27.

Историзмы и архаизмы.

Работа с перфокартами. Рисование. Выполнение
интерактивного теста. Исследование особенностей
употребления слова в художественном тексте.

1.

28.

Ономастика. Антропонимы.

Работа со словарями, справочными материалами.
Рассказ «Имена в нашей семье». Исторический
комментарий.

1.

29.

Ономастика. Топонимы.

Работа со словарями, справочными материалами
Выяснение значения названий улиц города.
Создание бюллетеней.

1.

Эмоционально окрашенные
слова.

Работа со словарями и произведениями фольклора
и художественной литературы. Исторический
комментарий.

1.

Исконное русские.
Заимствованные слова.

Работа с орфографическим словарём.
Лингвистические игры «Как это по-русски».
«Буриме».

1.

30.

31.

4.Сила слова-беспредельна.

4.

32.

«Устный журнал «Язык мойдруг мой».

Участие в проекте «Устный журнал «Язык мойдруг мой».

1.

33.

Конкурс «Знатоки русского
языка».

Участие в конкурсе «Знатоки русского языка».

1.

34.

Защита проектов.

Защита проектов «Портрет одного слова», «Наши
друзья-словари».

1.

35.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Награждение победителей и
участников проектных работ.Обсуждение проектов
на лето.

1.

35
Итого:

9

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Информационное-техническое обеспечение.
Примерные темы учебных проектов:
«Портрет одного слова», «Наши друзья-словари».
-Мультимедийные пособия:
-Фраза. Электронный тренажёр по орфографии.
-Электронный словарь. Большой словарь русского языка:
(Толковый словарь В.И. Даля, Толковый словарь Д. И. Ушакова, Энциклопедический словарь,
Словарь синонимов).
-Тестовый комплекс. Грамматика русского языка. Часть 1.Орфография.
-Образовательные электронные ресурсы:
http://www.gramota.ru/- Словари онлайн.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».
Учебно-методическое обеспечение.
-Словари:
1.Баранов М .Т. .Школьный орфографический словарь русского языка. М.Т.Баранов,-11-е изд.- М.:
2007
2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. В. П .Жуков. 5-е изд. -М.: 2005.
3.Лапатухин М С. Школьный толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин и др. под
ред.Ф.П.Филина.-2-е изд. - М.:1998.
4.Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка.П.А. Лекант.3-е изд. М.: 2006.
5.Ожегов. С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1998.
6.Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов под ред. В.В. Иванова.-М.:1997
7.Панов. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Б.Т. Панов,
А.В.Текучёв.3-е изд. – М.: 1997.
8.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. З.А.Потиха-2-еизд .М.: 1998.
9.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. А.А. Семенюк. 3-е изд.М.:1997.
10.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.-41-е изд.М.:1990
11..Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского
языка. Н. М. Шанский, Т. А.
Бобров.-М.: 1991
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в образовании.ppt
2.Ладыженская Т. А. Русский язык 6 класс. Книга для учителя. - М.: Экзамен,2009.
3..Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М.: Правда,1986.
4.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка в 5 -7 классах. - Ростов: Феникс, 2002.
5.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение,1982.
6.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1991.
7.Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
8. К тайнам слова: Занимательная лексика. Автор-сост. Е. М. Елизарова.- Волгоград: Учитель, 2008.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга,1985.
10. Успенский Л,В. По дорогам и тропам языка. -М.: Детская литература, 1980.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».