Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26,
утвержденной приказом директора
№136/2-од от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАВОВОЙ ЛАБИРИНТ»
(для 8-9 классов)
2024-2025 учебный год
Рабочая программа познавательного курса «Правовой лабиринт» для 8-9 классов является
частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №26.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным
образовательным
стандартом
начального
общего образования, основной
образовательной
программой начального общего образования МБОУ ООШ №26, с учетом рабочей программы
воспитания ООО МБОУ ООШ №26.
Курс внеурочной деятельности «Правовой лабиринт» рассчитан на 67 часов (1 час в
неделю), 8 класс – 34 часа, 9 класс – 33 часа.
Пояснительная записка.
Курс «Правовой лабиринт» позволяет расширить знания обучающихся в контексте изучения
политико-правовой сферы предмета обществознание. Главной целью правового образования в
школе является формирование правосознания – одной из форм общественного сознания.
Предназначение курса – практическая составляющая, позволяющая моделировать различные
правовые ситуации и находить правовым путем выход из конфликта, уметь принимать на практике
положения российского законодательства, касающиеся выполнения обязанностей и защиты прав
подростков. Курс может обеспечить:
1.
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
2.
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формировании активной
жизненной позиции при решении задач в области социальных отношений.
Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты)
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной
информации факты и мнения;
-
самостоятельно
составлять
простейшие
виды
правовых
документов
(заявления,
доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Форма контроля 8 класс : итоговый тест, 9 класс: итоговый тест.
Содержание тем учебного курса.
8 класс
Введение. Из истории прав человека. Теория о происхождении прав человека. Понятие прав
человека. Исследования в области прав человека.
Конституция моей страны. Основы конституционного строя в РФ. Федеральное устройство.
Парламент РФ. Федеральное собрание.
Декларация моих прав и свобод. Общечеловеческие правовые документы. Идеал современного
права. Права и свободы человека и гражданина РФ.
Я – гражданин России. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних. Проблемы в защите прав несовершеннолетних.
Я не занимаюсь политикой, но она занимается мной. Стремление людей к равенству в
политических правах. Борьба за свободу слова и другие политические права.
Трудовые права несовершеннолетних. Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность
работы и отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры.
Мое образование. Право на образование. Права и обязанности учащихся. Направления развития
современного образования.
Береги свое здоровье. Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений.
Формы оказания медицинской помощи.
В моей семье. Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье.
Мой дом – моя крепость. Право собственности на жилье. Договор найма. Плата за квартиру и
коммунальные услуги. Жилищные права несовершеннолетних.
Я – потребитель. Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение прав потребителя.
Мой друг – велосипед (мопед, мотоцикл). ПДД для велосипедистов (мопедов, мотоциклов).
Остановка и стоянка транспортных средств.
Копилка знаний о правах призывников. Конституционный долг – защита Отечества. Основные
правила воинского учета. Обязанности и права призывников.
В комиссии по делам несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних в комиссии по
делам не совершеннолетних. Грамотные действия нарушителя.
Несовершеннолетние и УК РФ. Определить статус несовершеннолетних по УК РФ, выяснить
виды ответственности несовершеннолетних.
Контакты с милицией. Задержание гражданина милиционером. Осуществление привода.
Проведение допроса.
В зале суда. Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела
в суде.
В мире профессий. Судья. Адвокат. Прокурор. Нотариус. Следователь. Частный детектив.
Юрисконсульт.
Защита исследования.
9 класс
Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, её развитие в
современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма.
Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы
государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой
акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие
правоотношений.
Признаки
и
виды
правонарушений.
Понятие
и
виды
юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской
Федерации.
Правоохранительные
органы.
Судебная
система.
Адвокатура.
Нотариат.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности
родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и
наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность
несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Правовой лабиринт»
8 класс
Тема
Форма проведения
Часы
ЭОР
Деятельность по реализации
рабочей
программы
воспитания
История прав человека
Ролевая игра
1
Формирование
Выставка плакатов
2
мировоззренческой, ценностносмысловой
сферы
Конституция моей страны
Работа
с
документами.
1
обучающихся,
личностных
Деловая игра.
2
основ российской гражданской
3
идентичности,
социальной
Декларация моих прав и свобод
Конкурс карикатур
1
ответственности,
правового
2
самосознания, приверженности
Я - гражданин России
Работа в группах, дискуссия
1
ценностям, закрепленным в
2
Конституции РФ
Я не занимаюсь политикой, но
Изучение уставов, решение
1
Приобретение теоретических
она занимается мной.
практических задач
2
знаний и опыта их применения
* День начала Нюрнбергского
для адекватной ориентации в
процесса
окружающем мире, выработки
способов адаптации в нем,
Трудовые
права
Ролевая игра, практика по
1
формировании
активной
несовершеннолетних
составлению документов
2
жизненной
позиции
при
* день Государственного герба
Российской Федерации(Беседа с
решении задач в области
использованием презентации)
социальных отношений
*День
Конституции
(Презентация).День
человека
14
15
16
17
18
19
20
РФ
прав
Моё образование
* День принятия Федеральных
конституционных законов о
Государственных символах РФ
Берегите здоровье
Социальная акция, деловая
игра
1
2
Исследовательский проект
1
2
В моей семье
Социальная акция, просмотр
и обсуждение фильма
Интерактивная викторина
Мой дом – моя крепость
1
Умение
полноценного
выполнения
типичных
для
подростка социальных ролей;
21
22
23
Я – потребитель
24
25
26
27
Мой друг – велосипед (мопед,
мотоцикл)
Копилка знаний о правах
призывников.
* день воссоединения Крыма с
Россией (Беседа с использованием
презентации)
Выставка фоторабот, опрос
жителей
2
1
2
Участие в конкурсе, беседа с
гостями.
Беседа с гостями, решение
практических задач
1
2
1
2
Ролевая игра
1
2
работа
по
документам,
беседа, решение проблемных
задач
Выпуск стенгазеты
Деловая игра
Конкурс сочинений
Конференция
1
умение
ориентироваться
в
актуальных
общественных
событиях и процессах; научиться
нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей;
реализация и защита
прав
человека
и
гражданина,
осознанного
выполнения
гражданских
обязанностей;
формирование
сознательного
неприятия
антиобщественного
поведения.
* день памяти о геноциде
советского народа нацистами и
их пособниками в годы Великой
Отечественной войны (Беседа с
использованием презентации)
28
29
В
комиссии
по
несовершеннолетних.
делам
*День
российского
парламентаризма (Презентация)
30
Несовершеннолетние и УК РФ
31
32
33
34
Контакты с милицией
В зале суда
В мире профессий
Защита исследований
Формирование умения оценивать
поведение людей с точки зрения
социальных норм; решать в
рамках изученного материала
познавательные и практические
задачи, отражающие типичные
ситуации в различных сферах
деятельности человека
1
1
1
1
9 класс
№
п/п
Тема
Форма проведения
Часы
1
Дискуссия
1
2
Власть. Роль политики в жизни
общества.
Виды государств.
3
Гражданство
Российской
Просмотр
фильмов
составление схем
Работа с документами
и
1
1
ЭОР
Деятельность по реализации
рабочей
программы
воспитания
Формирование
мировоззренческой, ценностносмысловой
сферы
обучающихся,
личностных
основ российской гражданской
7
Федерации
Организация государственной
власти в РФ
Правоохранительные
органы
РФ
Гражданское
общество
и
правовое государство.
Нарушения прав человека
8
Международное право
9
Международная защита прав
человека
Защита прав человека в РФ
Повторение «Государство и
человек»
* День начала Нюрнбергского
процесса
Зачет «Государство и человек»
4
5
6
10
11
12
Беседа с гостем
1
Беседа с гостем
1
Просмотри
фильма
и
обсуждение
Работа в парах, обсуждение
итогов.
Работа
в
группах,
обсуждение итогов
Круглый стол
1
Беседа с гостем
Интерактивная викторина
1
1
Работа в группах
1
Работа с документами
1
Просмотр фильма
1
Работа
с
электронными
документами
Просмотр фильма
1
Оформление выставки
1
идентичности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, приверженности
ценностям, закрепленным в
Конституции РФ
1
1
1
Формирование
умения
оценивать поведение людей с
точки
зрения
социальных
норм;
решать
в
рамках
изученного
материала
познавательные
и
практические
задачи,
отражающие
типичные
ситуации в различных сферах
деятельности человека
* день Государственного герба
Российской Федерации(Беседа с
использованием презентации)
13
14
15
16
17
Система права. Что такое
правовая норма
Как принимаются законы?
*День Конституции. День прав
человека
Как найти нужный закон?
Конституция – основной закон
страны
День принятия Федеральных
конституционных законов о
Государственных символах РФ
Общая характеристика прав и
свобод гражданина РФ
1
Приобретение теоретических
знаний и опыта их применения
для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки
способов адаптации в нем,
формировании
активной
жизненной
позиции
при
решении задач в области
социальных отношений
18
Политические и гражданские
права
Экономические,
социальные
и
культурные
права.
Круглый стол
1
19
Что такое собственность? Кто
может быть собственником.
Защита прав собственности.
Что такое сделка? Виды
гражданско-правовых
договоров.
Соблюдение
договора
Прав и обязанности родителей
и детей.
Трудовой договор
Дискуссия
1
Издание листовок
Работа в парах, обсуждение
итогов
1
1
Круглый стол с родителями
1
Просмотр и обсуждение
фильма
Беседа с гостем
Беседа с гостем
1
Просмотр и обсуждение
фильма
Работа
в
группах
с
документами
Оформление фотовыставки
1
Беседа с гостями
Работа с документами
Просмотр и обсуждение
фильма
Интерактивная
викторина,
итоговый тест
1
1
1
20
21
22
23
27
Как устроиться на работу.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
Административная
ответственность
Жилищные правоотношения
28
Права потребителей
29
30
31
Отношения с банками
Земельные правоотношения
Экологическое
законодательство.
Итоговый урок «Право»
24
25
26
32
33
*День
российского
парламентаризма (Презентация)
1
1
1
1
1
2
Умение
полноценного
выполнения
типичных
для
подростка социальных ролей;
умение
ориентироваться
в
актуальных
общественных
событиях и процессах; научиться
нравственной и правовой оценки
конкретных поступков людей;
реализация и защита
прав
человека
и
гражданина,
осознанного
выполнения
гражданских
обязанностей;
формирование
сознательного
неприятия
антиобщественного
поведения.
* Значимые даты в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным
праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры 2024/25 учебный год