ДОП дружина юных пожарных

1

Пояснительная записка.
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок,
часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню,
поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют
со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных
«подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные
площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать
элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит
опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети
наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно,
чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных
знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных
«Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная
деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых
погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Актуальность. Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во
время которых погибает более 14 тысячи человек, в том числе около 800 детей. Причина
каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнём. Анализ обстановки с
пожарами на объектах общеобразовательных учреждений показывает, что количество
пожаров остается высоким.
Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного
внимания и улучшения.
Актуальность программы в том, что она способствует формированию среди учащихся
позитивного сознания, направленного на предупреждение правонарушений, связанных с
пожарами.
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №
30468).
Письмо Минобрнауки РФ № 3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности»
Отличительные особенности
программы. Дополнительная общеобразовательная
программа дружины юных пожарных дает возможность восполнить пробелы в знании
пожарной безопасности у обучающихся. Она позволяет в полной мере раскрыть
потенциал и способности к самостоятельной деятельности. В данной программе внимание
уделяется мерам пожарной безопасности, первичным средствам пожаротушения и первой
доврачебной помощи. Содержание программы предполагает участие в конкурсах и
выставках различного уровня по противопожарной тематике, а также в массовых
агитационных мероприятия и акциях по противопожарной тематике.
Главные принципы:
1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы;
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
3. Добровольность участия в данном виде деятельности;
4. Активность и творческий подход к проведению мероприятий;
2

5. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся
10 -15 лет.
Срок освоения общеразвивающей программы.
Дополнительная общеразвивающая программа дружины юных пожарных «Пламя»
рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных часов.
Цель программы:
Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие
новых социальных ролей школьника знающего правила поведения при пожаре. В
дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях ЧС, что приведёт к
уменьшению числа пострадавших при пожаре, участниками которых становятся
школьники.
Задачи программы:
 Воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
 Воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
 Приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения;
 Развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
 Развитие познавательного интереса учащихся в процессе организации встреч с
работниками пожарной охраны.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Программа предусматривает формирование у обучающихся учебных умений и
навыков, овладение ими универсальными учебными действиями.
Основными формами организации образовательного процесса является:
По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов,
обеспечивающих максимальное усвоение материала. Обучение, применение знаний на
практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по
проведению пропаганды правил пожарной безопасности через конкурсы, викторины.
Формами аттестации контроля в объединении являются:
 число постоянных участников в отряде;
 узнаваемость организации и членов отряда;
 удовлетворение членов отряда от программы;
 повышение уровня теоретических знаний по ППБ;
 сокращение количества пожаров и пострадавших с участием обучающихся.
Содержание программы
1. Профилактические беседы с обучающимися
Агитация и приобщение младших школьников к соблюдению правил пожарной
безопасности.
2. Изучение правил пожарной безопасности
Основные понятия, используемые в правилах пожарной безопасности. Правильная
эвакуация и алгоритм действий при пожаре. Изучение работы пожарных и пожарноприкладного спорта.
3. Работа по пропаганде ППБ
3

Информационные, проверочные рейды и акции для обучающихся школы и жителей
поселка.
4. Психологическая подготовка
Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности.
Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия в коллективе.
Календарно-тематический план работы
№ Мероприятие
п/п
1.
Вводное собрание
2.

Беседа «История создания МЧС
в России»

3.

Разъяснительная работа
агитбригады среди младших
школьников по теме: «История
пожарного дела».
Беседа о правилах поведения
при пожаре

4.

6.

Тематические беседы по
пожарной безопасности. «Как
обращаться с огнем на
природе»
Прикладной спорт пожарных

7.

«Помни правила ПБ»

8.

«Огонь друг или враг?»

9.

Беседа с сотрудником МЧС

10.

Викторина

11.

«Опасный огонек»

12.

Уголок пожарной безопасности

13.

Первая медицинская помощь
пострадавшим при пожаре

5.

Содержание работы
Определение структуры отряда и
изучение плана на год.
Беседа с членами отряда об
истории создания пожарной
охраны в России и МЧС России.

Сроки
проведения
Сентябрь

Кол.
часов
1

Сентябрь

1

Беседа с показом презентации.

Сентябрь

1

Беседа с обучающимися
начальных классов. Виды
пожаров. Правила поведения при
пожаре.
Разноуровневые беседы по
соблюдению ППБ

Октябрь

1

Октябрь

1

Изучение пожарно-прикладного
спорта.
Раздача памяток среди жителей
поселка «Помни правила ПБ»
Развлекательная игра для
обучающихся начальной школы
на знания правил пожарной
безопасности.
Беседа с приглашенным
сотрудником МЧС, примерка
пожарного обмундирования.
Тестирование младших
школьников на знание пожарной
безопасности
Развлекательная игра для
обучающихся начальной школы
на знание ППБ
Обновление уголка пожарной
безопасности
Беседа с врачом. Оказание
первой медицинской помощи.

Октябрь

1

Ноябрь

1

Ноябрь

2

Декабрь

1

Декабрь

2

Январь

1

Январь

2

Февраль

1

4

14.

«Эвакуация»

15.
16.
17.

Онлайн тестирование на знание
правил ПБ
Экскурсия
Огнетушитель

18.

Месячник по ПБ

19.

День памяти погибших при
пожаре

20.

«В лесу»

21.

Пожароопасный период

22.

Творческий отчет

23.

Участие в городских конкурсах

Информация, которую должен
сообщить свидетель пожара.
Практическое занятие по
оказанию пострадавшему первой
медицинской помощи.
Изучение планов эвакуации.
Разъяснительная работа среди
обучающихся о правилах
эвакуации по плану.
Онлайн тест для обучающихся
всей школы.
Экскурсия в пожарную часть
Беседа с отрядом об устройстве
огнетушителей и правила
эксплуатации.
Месячник
(Проведение викторин, бесед,
конкурсов, показ видеороликов)
Акция и раздача листовок
обучающимся и местным
жителям
Беседа для обучающихся о
правилах пожарной безопасности
в лесу.
Разъяснительные работы о ППБ в
пожароопасный период.
Разработка творческого
альбома/плаката по проделанной
работе.
Участие в городских конкурсах и
подготовка к ним.

Февраль

1

Февраль

1

Март
Март

2
1

Апрель

4

Апрель

1

Май

1

Май

1

Май

3

В течение
года

5

ИТОГО:

36
Информационно-методическое обеспечение

Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры,
тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П.
Попова.- Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель, 2013.
Шипунов В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов,
практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013.
«Пособие для обучения детей правилам пожарной безопасности» г.Москва, 2006г.
Интернет источники
http://www.multiurok.ru
http://www.videouroki.net
http://5psy.ru

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».