1 Пояснительная записка. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Актуальность. Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысячи человек, в том числе около 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнём. Анализ обстановки с пожарами на объектах общеобразовательных учреждений показывает, что количество пожаров остается высоким. Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Актуальность программы в том, что она способствует формированию среди учащихся позитивного сознания, направленного на предупреждение правонарушений, связанных с пожарами. Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468). Письмо Минобрнауки РФ № 3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Отличительные особенности программы. Дополнительная общеобразовательная программа дружины юных пожарных дает возможность восполнить пробелы в знании пожарной безопасности у обучающихся. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциал и способности к самостоятельной деятельности. В данной программе внимание уделяется мерам пожарной безопасности, первичным средствам пожаротушения и первой доврачебной помощи. Содержание программы предполагает участие в конкурсах и выставках различного уровня по противопожарной тематике, а также в массовых агитационных мероприятия и акциях по противопожарной тематике. Главные принципы: 1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы; 2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности; 3. Добровольность участия в данном виде деятельности; 4. Активность и творческий подход к проведению мероприятий; 2 5. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения. Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся 10 -15 лет. Срок освоения общеразвивающей программы. Дополнительная общеразвивающая программа дружины юных пожарных «Пламя» рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных часов. Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника знающего правила поведения при пожаре. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях ЧС, что приведёт к уменьшению числа пострадавших при пожаре, участниками которых становятся школьники. Задачи программы: Воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; Воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; Приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения; Развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; Развитие познавательного интереса учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. Ожидаемые результаты реализации программы: Программа предусматривает формирование у обучающихся учебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями. Основными формами организации образовательного процесса является: По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов, обеспечивающих максимальное усвоение материала. Обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды правил пожарной безопасности через конкурсы, викторины. Формами аттестации контроля в объединении являются: число постоянных участников в отряде; узнаваемость организации и членов отряда; удовлетворение членов отряда от программы; повышение уровня теоретических знаний по ППБ; сокращение количества пожаров и пострадавших с участием обучающихся. Содержание программы 1. Профилактические беседы с обучающимися Агитация и приобщение младших школьников к соблюдению правил пожарной безопасности. 2. Изучение правил пожарной безопасности Основные понятия, используемые в правилах пожарной безопасности. Правильная эвакуация и алгоритм действий при пожаре. Изучение работы пожарных и пожарноприкладного спорта. 3. Работа по пропаганде ППБ 3 Информационные, проверочные рейды и акции для обучающихся школы и жителей поселка. 4. Психологическая подготовка Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе. Календарно-тематический план работы № Мероприятие п/п 1. Вводное собрание 2. Беседа «История создания МЧС в России» 3. Разъяснительная работа агитбригады среди младших школьников по теме: «История пожарного дела». Беседа о правилах поведения при пожаре 4. 6. Тематические беседы по пожарной безопасности. «Как обращаться с огнем на природе» Прикладной спорт пожарных 7. «Помни правила ПБ» 8. «Огонь друг или враг?» 9. Беседа с сотрудником МЧС 10. Викторина 11. «Опасный огонек» 12. Уголок пожарной безопасности 13. Первая медицинская помощь пострадавшим при пожаре 5. Содержание работы Определение структуры отряда и изучение плана на год. Беседа с членами отряда об истории создания пожарной охраны в России и МЧС России. Сроки проведения Сентябрь Кол. часов 1 Сентябрь 1 Беседа с показом презентации. Сентябрь 1 Беседа с обучающимися начальных классов. Виды пожаров. Правила поведения при пожаре. Разноуровневые беседы по соблюдению ППБ Октябрь 1 Октябрь 1 Изучение пожарно-прикладного спорта. Раздача памяток среди жителей поселка «Помни правила ПБ» Развлекательная игра для обучающихся начальной школы на знания правил пожарной безопасности. Беседа с приглашенным сотрудником МЧС, примерка пожарного обмундирования. Тестирование младших школьников на знание пожарной безопасности Развлекательная игра для обучающихся начальной школы на знание ППБ Обновление уголка пожарной безопасности Беседа с врачом. Оказание первой медицинской помощи. Октябрь 1 Ноябрь 1 Ноябрь 2 Декабрь 1 Декабрь 2 Январь 1 Январь 2 Февраль 1 4 14. «Эвакуация» 15. 16. 17. Онлайн тестирование на знание правил ПБ Экскурсия Огнетушитель 18. Месячник по ПБ 19. День памяти погибших при пожаре 20. «В лесу» 21. Пожароопасный период 22. Творческий отчет 23. Участие в городских конкурсах Информация, которую должен сообщить свидетель пожара. Практическое занятие по оказанию пострадавшему первой медицинской помощи. Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди обучающихся о правилах эвакуации по плану. Онлайн тест для обучающихся всей школы. Экскурсия в пожарную часть Беседа с отрядом об устройстве огнетушителей и правила эксплуатации. Месячник (Проведение викторин, бесед, конкурсов, показ видеороликов) Акция и раздача листовок обучающимся и местным жителям Беседа для обучающихся о правилах пожарной безопасности в лесу. Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. Разработка творческого альбома/плаката по проделанной работе. Участие в городских конкурсах и подготовка к ним. Февраль 1 Февраль 1 Март Март 2 1 Апрель 4 Апрель 1 Май 1 Май 1 Май 3 В течение года 5 ИТОГО: 36 Информационно-методическое обеспечение Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Изд. 3-е. - Волгоград: Учитель, 2013. Шипунов В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М.: ИД «Цветной мир», 2013. «Пособие для обучения детей правилам пожарной безопасности» г.Москва, 2006г. Интернет источники http://www.multiurok.ru http://www.videouroki.net http://5psy.ru 5 6