Русский язык 9-ый год обучения к АООП для обучающихся с УО

Приложение к АООП ООО для
детей с умственной отсталостью
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2018 г. №29
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
РУССКИЙ ЯЗЫК

9 - ый год обучения

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 26 для детей с
легкой умственной отсталостью и входит в содержательный раздел.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса по литературе, возрастных и психофизических особенностей
для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 "В»класса.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40мин). В 9 классе - 102 часа в
год (3 часа в неделю).
Главная цель обучения русскому языку специальном (коррекционном) учреждении
состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой
деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения,
полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на
родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.
Задачи преподавани русского языка обучающимся с лёгкой умственной отсталостью (VIII
вида) максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой,
и учитывают специфические особенности учеников.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязные задачи:
Познавательные задачи:

формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения,
вооружение их основами знаний о родном языке;

развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков;

овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи обучающихся;

обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме.
Общепредметные задачи:

воспитание обучающихся средствами данного предмета;

развитие их логического мышления;

обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому
языку;

формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Коррекционные образовательные задачи данного курса
Учащийся должен:

получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики;

научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;

быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Реализация программы осуществляется с учётом особенностей развития обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью. Компенсация особенностей развития достигается путём
использования индивидуального подхода, психологически комфортного эмоционально
благополучного климата в класса, разнообразных форм деятельности, обеспечением близкой и
понятной цели деятельности, различных видов помощи. Стимуляции познавательной
активности, большого количества наглядности.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с

неадекватным состоянием воспитанников коррекционного класса. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
закрепление пройденного материала и психологический климат в классе.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются
(основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, глагол) с постепенным наращиванием сведений по каждой
теме.




Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Учитывая индивидуальные и физические особенности учащегося, программы по
всем предметам специального (коррекционного) обучения предусматривают
разноуровневые требования к овладению знаниями:
уровень – базовый,
уровень – минимально необходимый.
Учащийся должен знать:
1. смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
2. основные единицы языка, их признаки;
3. нормы речевого этикета;

Учащийся должен уметь:
1. Объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
2. Определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа.
3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Основные требования к умениям учащихся:
1- й уровень




писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной
отработкой лексического материала (до 80 слов);
 находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;

использовать в устной речи сложноподчинённые предложения при ответе на
вопрос;
 определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
 подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью
учителя);
 • пользоваться школьным орфографическим словарем.
2- й уровень

писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным
разбором;

принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания
текста; • исправлять текст;
 составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
 решать орфографические задачи с помощью учител
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые
базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных
способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения:
1. коммуникативные

владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения,
2. интеллектуальные

сравнение и сопоставление,

соотнесение,

синтез,

обобщение,

абстрагирование,

оценивание

классификация
3.информационные

умение осуществлять библиографический поиск,

извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом),
4. организационные
 умение формулировать цель деятельности,
 планировать ее,
 осуществлять самоконтроль,
 самооценку,
 самокоррекцию.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
 урок изучения и первичного закрепления знаний ;
 урок закрепления новых знаний и выработки умений;
 урок обобщения и систематизации знаний;
 урок проверки, оценки и контроля знаний;
 урок коррекции знаний;
 урок развития речи.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные),
используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
 традиционное обучение;
 активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
 проблемное обучение;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровьесберегающие технологии.
Основными формами контроля знаний и умений учащихся является текущая и
промежуточная аттестация.











Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
тренировочные упражнения,
словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие,
предупредительные, свободные, объяснительные диктанты,
письмо по памяти,
грамматический разбор,
 подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из:
контрольного списывания,
контрольного диктанта,
грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного

списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и
грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 9 классе – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать:
- задание на опознание орфограмм,
-определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление
связей слов в предложении,
-конструирование предложений,
-классификацию слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в 9классе, но и в предыдущих.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями
каждого ученика 9 класса. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам
письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Виды контроля:
 самоконтроль;
 контроль учителя.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Реализация рабочей программы осуществляется в 9 классе. Обучающиеся по
программе – это дети в возрасте 15-16 лет, уровень компетентности которых должен
соответствовать требованиям к уровню знаний, умений и навыков обучающихся,
окончивших 9 класс.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими
разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных
методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, на изучение
каждого раздела отводится определенное количество часов.
Большое внимание в 9 классе уделяется формированию навыков связной речи
№

Наименование
раздела учебного
материала

Кол-во
Основные элементы содержания
ча
сов на
изу

Планируемые результаты
изучения учебного предмета,
курса

че
ние
раздела
1. Повторение
изученного в 8
классе
Предложение

7

Простое предложение. Виды
предложений по интонации.
Главные и второстепенные
члены предложения. Простое
предложение с однородными
членами. Знаки препинания
при
однородных членах с

Знать: Виды
предложений по
интонации.
Особенности однородных членов
предложения, постановка
запятой между ними. Правила
пунктуации при

союзом И и без союза. Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение без союза, с
союзами и союзными словами.

обращении; в сложных
предложениях без союзов, с
союзами И, А, НО; с
союзными словами ЧТО,
ЧТОБЫ, ГДЕ, КОГДА
Уметь: Определять границы
предложений; ставить
нужные знаки препинания в
конце предложения.
Распознавать однородные
члены в предложении,
соблюдать интонацию
перечисления.
Распознавать
обращения
в
предложении,
выделять их запятыми.
Применять правила
постановки запятой в
сложных
предложениях без союзов, с
союзами и союзными
словами

2 Звуки и буквы

6

Гласные и согласные звуки. Твердые и
мягкие согласные. Звонкие и глухие
согласные. Ударные и безударные
гласные.
Разделительный мягкий и твердый
знаки

Знать: Алфавит. Группы
гласных и согласных.
Парные звонкие и глухие
согласные. Непарные
согласные. Правила
написания мягкого и
твердого знаков в словах.
Уметь Располагать слова в
алфавитном порядке..
Отличать разделительный
мягкий от разделительного
твердого знака.

3 Состав слова

10

Части слова Разбор слова по составу.
Правописание приставок с гласными и
согласными.
Правописание приставок
РАЗ- РАС, БЕЗ- БЕС, ИЗ-

Знать: части слова,
Правила правописания
ударных и безударных
гласных, парных звонких и
глухих
согласных,

ИС, ВОЗ- ВОС. Сложные
слова.
Сложносокращенные
слова.

непроизносимых
согласных в корне
слова; способы проверки
слов. Знать
правописание
приставок. Знать как
образуются сложные
слова и
сложносокращенные
слова.
Уметь: разбирать
слово по составу,
Проверять написание
слов с парными
звонкими и глухими
согласными в корне;
распознавать в словах
проверяемые и
непроверяемые
безударные гласные в
корне и подбирать
проверочные слова,
сравнивать написание
корня в проверочном и
проверяемом словах.
Уметь правильно
написать приставки.
Уметь правильно
написать сложные
слова.

2

Части речи Имя
существительное

11

Имя существительное как
часть речи, его
общекатегориальное
значение,
морфологические
свойства, синтаксические
функции. Одушевленные и
неодушевленные имена
существительные Род,
число, падеж имени
существительного.
Порядок разбора.
Склонение имен
существительных.
Основание деления их на
три типа склонения.

Знать:
Морфологические
признаки имени
существительного, его
роль в предложении, о
связи категории
одушевленностинеодушевленности с
понятиями: живое,
неживое, деление
существительных на
собственные и
нарицательные,
морфологические
признаки имени
существительного, о

Существительные с
шипящей на конце.
Морфологические
признаки
существительного.
Правописание окончаний.
Употребление
существительных в речи.

принадлежности слова
к одному из трех
родов, употреблять эти
существительные в
речи в сочетании с
прилагательными и
глаголами прошедшего
времени.
Уметь: опознавать
самостоятельные и
служебные части речи.
Узнавать
существительное среди
других частей речи,
различать
одушевленные и
неодушевленные имена
существительные,
находить прием
олицетворения в
художественных
текстах.

3.

Имя
прилагательное.

12

Имя прилагательное как
часть речи, его
общекатегориальное
значение,
морфологические
свойства, синтаксические
функции. Правила
правописания безударных
гласных в падежных
окончаниях
прилагательных.
Морфологические
признаки. Правописание
прилагательных.

Знать: Род имен
прилагательных, его
зависимость от рода
существительных.
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде.. Число имен
прилагательных.
Согласование
прилагательных с
существительными в
числе.
Распространение
текста именами
прилагательными. Их
правильное
согласование с
существительными в
роде и числе.
Понятие о склонении
прилагательных.
Уметь: В речи
употреблять

прилагательные,
правильно писать
окончания
прилагательных,
используя вопросы,
заданные от
определяющего слова,
применять правило при
написании, делать
вывод о написании
окончания
прилагательного,
определять роль
кратких
прилагательных в
предложении,
выполнять разбор
полного и краткого
прилагательного.
4

Местоимение

9

Местоимение как часть
речи, его
общекатегориальное
значение,
морфологические
свойства, синтаксические
функции
Личные местоимения 1ого, 2-ого и 3-его лица.
Правописание личных
местоимений с
предлогами. Склонение и
правописание
местоимений в
единственном и во
множественном числе

5

Глагол

12

Глагол как часть речи, его
общекатегориальное
значение,
морфологические
свойства, синтаксические
функции.
Глагол, как часть речи.
Грамматические признаки
глагола. Изменение
глаголов по лицам и
числам . Первое и второе

Знать: отличия личных
местоимений.
Уметь: склонять
личные местоимения в
единственном и во
множественном числе.
Правильно писать
личные местоимения с
предлогами.

Знать:
Морфологические
признаки глагола, его
роль в предложении.
Уметь: в речи
употреблять глаголы
,определять спряжение
глаголов. Правильно
писать глаголы в
форме повелительного
наклонения и с мягким

6

7

8

Наречие

Имя
числительное

Части речи

7

8

6

спряжение глагола.
Глаголы в повелительной
форме единственного и
множественного числа.
Мягкий знак в глаголах.

знаком.

Наречие как часть речи.
Наречия, обозначающие
время,
место,
способ
действия. Правописание
наречий с А и О на конце.
Наречия в памятках по
трудовому обучению

Знать: Грамматические
признаки наречия.
Значение наречий.
Правило правописания
наречий с А и О на
конце

Имя числительное как часть
речи.
Числительные
количественные
и
порядковые. Правописание
числительных от 5 до 20 и
30, от 50 до 80, от 500 до
900,
правописание
числительных 90, 200, 300,
400. Числа в деловых
бумагах.

Знать: Грамматические
признаки имени
числительного.
Правописание
числительных. Правила
написания чисел в
доверенности, расписке,
объявлении, телеграмме.

Уметь: Относить слова
к определенной
грамматической
категории. Находить в
предложении наречия,
ставить к ним вопросы
от глаголов. Указывать
значение наречий.
Объяснять написание
наречий с О и А на
конце. Восстанавливать
последовательность
операций при
изготовлении изделия.

Уметь: Ставить
вопросы к
числительным;
определять
количественные и
порядковые
числительные.
Правильно оформлять
доверенность.

Части речи. Отличительные Знать: Части речи.
признаки прилагательного Грамматические
и
порядкового признаки частей речи.
числительного. Различение

6.

Предложение.

12

прилагательного и наречия.
Различие
имени
существительного
и
местоимения.

Уметь: Определять
части речи. Отличать
имя прилагательное от
порядкового
числительного.
Отличать
прилагательное от
наречия. Отличать имя
существительное от
местоимения

Простое
предложение.
Главные и второстепенные
члены
предложения.
Предложения
распространенные
и
нераспространенные
предложения
с
однородными
членами.
Обращение,
знаки
препинания
при
обращении.
Сложное
предложение.
Предложения с союзами и
без союзов. Прямая речь.
Знаки препинания при
прямой речи

Знать: Главные и
второстепенные члены
предложения; роль
главных членов
предложения.
Особенности
однородных членов.
Правила постановки
знаков препинания при
однородных членах, при
обращении, в сложных
предложениях с союзом
и без союза, при
оформлении прямой
речи.
Уметь:
Выделять
главные
и
второстепенные члены
предложения.
Определять
однородные
члены
предложения,
указывать
какими
частями
речи
они
выражены. Указывать
связь
однородных
членов предложения с
относящимися к ним
словами.
Объяснять
постановку
знаков
препинания. Находить в
предложении
словаобращения; выделять их
на письме; объяснять
знаки
препинания.
Оформлять
прямую
речь при письме.

7.

Повторение
изученного в 9ом классе

Синтаксис. Фонетика.
Морфемика. Морфология.
Гласные. Ударные и
безударные. Согласные.
Части речи, части слова.
Условия выбора
орфограмм. Орфография и
морфология. Части речи.
Части слова. Члены
предложения. Знаки
препинания в простом
осложненном и сложном
предложении.

8

Знать: основные
понятия лингвистики,
условия, от которых
зависит выбор
орфограмм в приставке
и корне.
Уметь:
употреблять
изученные
синтаксические
конструкции в речи,
Уметь определять тему,
основную
мысль
текста, озаглавливать
текст, различать звук и
букву, находить орфограмммы в морфемах,
опознавать части речи,
указывать их грамматические признаки, определять синтаксическую
роль в предложении,
соблюдать в практике
письма
орфографиические
и
пунктуациионные
нормы.

В 9 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется
по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг
(бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков
четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в
письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

Материально-техническая база
Для реализации рабочей
материально-техническая база:

программы

требуется

следующая

минимальная

 отдельное учебное помещение 25-30 кв.м. с окнами, имеющее искусственное
освещение; помещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и
пожарной безопасности;
 мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в
соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая, освещение
над доской, письменный стол, стул офисный, шкафы для хранения методической
литературы и пособий;
 технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,
колонки;
 учебно-методические пособия, включенные в УМК.

Литература
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 59 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 4 ч. –
М.: Просвещение, 2005. Галунчикова Н.Г.
2. Учебник по русскому языку для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. По редакцией Галунчиковой Н.Г., Якубовской
Э.В - М.: Просвещение, 2013.
3. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Москва
«Просвещение», 2004г.
4. Диктанты по русскому языку. Для специальных(коррекционных) школ 8вида.
Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
5. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и

правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений
8 вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
6. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост.

Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
7. О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс» Москва «Дрофа»,

2000г.
8. Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ,

2000г.
9. Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной
школе» Волгоград, 2002г.
10. Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)

школы УШ вида . 5-7 классы Москва Владос, 2003г.
- А.Н. Матвеева «Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в
начальной школе» М. Дрофа, 2001г.
11. Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
12. С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных

учреждений VIII вида» Москва «Владос», 2003г.
13. Русский язык (практика) Москва «Дрофа», 2002г.
14. Учебно-методический комплект по русскому языку для специальных коррекционных

учреждений 8вида. Центр «Школьная книга» Москва 2006
15. «Школьный словарь антонимов» Москва, Просвещение, 2006г.
16. А.А. Бондаренко «Пишу правильно орфографический словарь» Москва, Просвещение,

2006г.
17. Энциклопедия «Русский язык» Москва Дрофа, 2003
18. Д.Ушаков «Большой толковый словарь», Москва, Астрель, 2008г.

-В.Даль
19.«Иллюстрированный толковый словарь русского языка», Москва Астрель, 2006г.
Интернет-сайты:
1. www.school-collection.edu.ru

2. http://zavuch.info/forums.html

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п

1

Тема урока

Простые
распространенные
и
нераспространённы
е предложения.

Виды деятельности

Знакомство с учебником;
наблюдение за текстом и
предложением как
единицами речи

Формы и периодичность
контроля деятельности
(виды самостоятельной
работы обучающихся)
практика
контроль

Планируемые результаты
обучения
Освоение предметных
знаний

.Повторение (7ч: 6+1)
Работа с учебником
.Выполнение упражнений из
учебника ,индивидуальная
работа. На доске.
Взаимопроверка

Умение распространять
словосочетания и
предложения с целью
составления текста

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление.

Учить определять
однородные члены
предложения интонацией
перечисления

Текст
2

Предложения с
однородными
членами.

Практикум по
определению однородных
членов предложения

Текст-описание.

Отражение в тексте темы и
идеи

Составлять текст из
предложений, понимая
смысл
предложений.

3

Обращение.
Диалог.

Уточнить представления о Орфографическая дуэль.
речи как средстве общения Выполнение заданий с доски,
общая проверка
людей

Уметь находить и выделять
в предложении обращение.
Учить вести диалог –
общаться

Дата
По плану

05.09 2017

Фактически

4

Входная
диагностическая
работа

Знать
отличие Контроль умения писать под
распространенных
и диктовку, выполнять
грамматическое задание
нераспространенных
предложений,
уметь
ставить знаки препинания
в конце и внутри простого
предложения.

Синтаксический
предложения

разбор

Знать анализ и схемы
предложений,
уметь
ставить знаки препинания.
5

Простое и сложное
предложение.

Повторение вопросов
подлежащего и сказуемого

6

Развитие речи

Написание письма: работа
по плану-наличие
вступления, главной части,
заключения
Использование простых и Индивидуальная, групповая и Формировать знания о
сложных предложений в коллективная формы работы.: предложении.
структуре текста.
карточки,
учебник,
исправление ошибок на доске Учить расставлять запятые в
сложном предложении
Звуки и буквы (6ч: 5+1)

Письмо.
7

Знаки препинания
в сложном
предложении. Виды
текстов.

8

Звуки и буквы.
Отличие звука от
буквы. Русский

Работа по карточкам - Формировать знания о
Практикум по определению предложении.
главных и второстепенных
Учить расставлять запятые
членов предложения
в сложном предложении,
составлять предложения из
слов, текст из предложений
Коллективная работа по
Учить составлять деловые
образцу
документы

Обобщить
знания Индивидуальные карточки, Научить различать гласные
учащихся о звуко – коллективные формы работы, и согласные звуки. Показать
буквенном составе слова. выполнение
общих различие букв и звуков.

алфавит. Гласные и
согласные звуки.
9

Повторить,
фонетика

что

изучает упражнений на закрепление

уяснить
роль Индивидуальные карточки,
Разделительные Ъ и Помочь
Ь
знаки. разделительных Ъ и Ь, коллективные формы работы,
Правописание Ъ и Ь. условия выбора этих букв самопроверка

Знать алфавит; правильно
называть буквы алфавита;
Формировать умение
применять правило их
написания

10 Правописание
парных звонких и
глухих согласных.
Непроизносимые
согласные.

Дать представление о
сомнительных и
непроизносимых
согласных в корне слова

Индивидуальные карточки, Уметь
применять 26.09
коллективные формы работы, соответствующее правило.
самопроверка

11 Развитие речи.
Деловые бумаги.
Объявление..

Самостоятельно составить
текст деловых бумаг с
использованием простых и
сложных предложений

Групповая работа

12 Контрольный
Подвести
итог
диктант по теме пройденному материалу,
обобщив изученное на
«Звуки и буквы».
уроках

Контроль умения применять
изученные
правила
при
письме
под
диктовку,
выполнять грамматические
задания.

13 Анализ
контрольного
диктанта и работа
над ошибками

Контроль умения писать под
диктовку, выполнять
грамматическое задание

Проанализировать
типичные ошибки,
допущенные учащимися в
диктанте. Оказать помощь

Учить учащихся составлять 27.09
деловые бумаги,
объявления с
использование простых и
сложных предложений.
Закрепить на практике
полученное умение.
Подвести итоги изучения 28.09
материала по теме «Звуки и
буквы». Проверить знания
учащихся, выявить пробелы
и
наметить
основные
направления в работе по их
устранению.
Знать и уметь пользоваться
пройденным материалом.
Уметь распознавать
орфограммы и

в разборе инд. ошибок.
Выполнить работу над
ошибками диктанта
Состав слова. Роль
корня, приставки,
суффикса и
окончания в слове.

Различать однокоренные
слова и формы слова
Разбор слова по составу.
Порядок разбора

Правописание
гласных и согласных в
корне слова.

Способы проверки гласных и
согласных в корне.

Правописание
приставок.

Гласные и согласные в
приставках. Отличие
приставки от предлога.
Правописание приставок и
предлогов.
Научить различать
орфограмму – букву от
орфограммы – пробела
Правописание
Повторить звонкие и
приставок
–раз- глухие согласные,

пунктограммы, правильно
писать слова
С
Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Закреплять умения
учащихся о
словообразующей роли
приставок и
формообразующей роли
окончания
Совершенствовать умения
проверять написание
безударных гласных корня.
Развивать навыки проверки
написания парных глухих и
звонких согласных;
Коллективные формы работы, Умение применять на
выполнение
общих практике правила
упражнений на доске и в правописания безударных
тетрадях
гласных. Уметь выделять
корни, знать беглые и
чередующиеся гласные.
Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Совершенствовать умение
различать предлоги и
приставки. Познакомить с
орфограммой-пробелом.

Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.

Совершенствовать умение
правописания приставок –

(рас-), без- (бес-), из(ис-), воз.

согласные по звонкостиглухости. Учить
пользоваться правилом,
определяющим выбор
буквы.
Сложные слова с Дать понятие о
соединительных гласных.
соединительными
гласными и без них. Познакомить с
образованием сложных
слов от основ исходных
слов с помощью
соединительных гласных
О-Е..
Сложносокращён
Дать понятие о
ные слова.
сложносокращённых
словах и их видах по
способу образования.
Расшифровка
сложносокращён
ных слов
Развитие
Расписка.

речи.

Обобщение
материала по теме
«Состав слова».

Как составить расписку.

Подготовить учащихся к
написанию расписки

Вспомнить и практически
отработать правила
написания
сложносокращённых слов,
букв Ы-И после
приставок, корней с
чередованием.

раз- (рас-), без- (бес-), из(ис-), воз-;

Коллективные формы
работы, выполнение общих
упражнений на доске и в
тетрадях

Формирование умения
правильно выбирать соед.
гласную в сложных словах

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Формирование умения
определять лексическое
значение
сложносокращённых слов,
правильно употреблять их с
прилагательными и
глаголами пр. вр
Совершенствовать умение
составлять самостоятельно
расписку. Развивать
творческие умения
учащихся
Обобщить и
систематизировать знания
уч-ся по теме
«Словообразование». Совершенствовать навык
разбора слов по составу и
словообразовательного
разбора

Групповая работа

Коллективные формы
работы, выполнение общих
упражнений на доске и в
тетрадях

Контрольный диктант
за 1 четверть

Анализ
контрольного
диктанта и работа
над ошибками.

Подвести итоги изучения
материала по теме «Состав
слова». Проверить знания
учащихся,
выявить
пробелы
и
наметить
основные направления в
работе по их устранению.
Проанализировать
типичные
ошибки,
допущенные учащимися в
диктанте. Оказать помощь
в разборе инд. ошибок.
Выполнить работу над
ошибками диктанта.

Контроль умений соблюдать
изученные правила при
письме под диктовку,
производить разбор слов по
составу, образовывать слова
с помощью приставок и
суффиксов.
Контроль умения давать
связные полные ответы на
вопросы по тексту,
записывать их с
соблюдением изученных
правил.

Умение
писать
под
диктовку
Умение применять
изученное на практике

Учить
работать
над
ошибками, допущенными в
диктанте.

Части речи (58 часов: 44 + 12)
Имя существительное (11 часов: 9 + 2)
Имя
существительное
как часть речи..

Повторение изученного об
имени существительном.
Смысловые группы имён
существительных.
Значение
предметности
Кто? Что? Грамматические
признаки
имён
существительных

Коллективные формы
работы, выполнение общих
упражнений на доске и в
тетрадях

Повторить основные
сведения о
существительном как части
речи. Расширить
представления учащихся о
номинативной,
коммуникативной и
эмоциональновыразительной роли имён
существительных в речи
(без названия терминов).
Закрепить умение
определять грамматические
признаки имён
существительных, их
синтаксическую роль

II четверть
Контроль умения
дифференцировать
собственные и
нарицательные
существительные
Коллективные формы
работы, выполнение общих
упражнений на доске и в
тетрадях

Правописание
собственных и
нарицательных
существительных.

Тренировать учащихся в
написании имён
собственных.

Склонение
имён
существительных.

Уточнять знания учащихся
о склонениях имён
существительных.

Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительных
единственного и
множественного

Учить применять правила Контроль умения проверять
проверки
безударных безударные окончания.
окончаний
имён
существительных ед.ч.

Продолжать
формирование
связной
письменной речи
Подготовить учащихся к
описанию
картины,
обратив внимание
на
особенности
природы
зимой.
Вырабатывать
умение составлять текстописание.
Вспомнить
отличия художественного
описания от делового
Существительные с Закрепить
знания
шипящей на конце.
учащихся о правописании
Развитие
речи.
Сочинение по картине
И. Левитана «Золотая
осень».

Составление и запись
сочинения, ответы на
вопросы.

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,

Формировать
умение
различать собственные и
нарицательные
имена
существительные.
Формировать умение
склонять имена
существительные.
Совершенствовать умение
распознавать тип склонения
по окончанию и роду;
Совершенствовать умение
различать
и
проверять
безударные окончания имён
существительных.
Формировать
навык
правописания
окончаний
существительных.
Закрепить и углубить
знания учащихся об
описании как типе текста..
Развивать творческие
способности учащихся,
внимательное отношение к
художественному полотну.
Воспитание эстетического
вкуса учащихся.

Уметь применять данное
правило , знать о склонении

Ь после шипящих в именах
существительных.
Отработать
орфографическое правило.
Несклоняемые
Познакомить учащихся с
имена
несклоняемыми
существительные.
существительными
и
Роль несклоняемых особенностями
их
существительных.
употребления в косвенных
падежах.
Согласование
Совершенствовать умение
прилагательного и
распознавать
тип
глагола прошедшего склонения по окончанию и
времени с
роду. Проверить умение
учащихся
определять
несклоняемыми
склонение
существительными
Развитие
речи. Совершенствовать умение
Заметка. Составление
различать и проверять
заметки в школьную
безударные окончания
газету.
имён существительных.
Составление заметки

выполнение
общих
упражнений на закрепление

существительных

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Формирование умения
правильно определять
падеж несклоняемых
существительных и
употреблять несклоняемые
существительные в речи
Формировать
умение
склонять
имена
существительные.

Контрольный
диктант по теме
«Имя
существительное».

Контроль умений соблюдать
изученные правила при
письме под диктовку,
производить разбор слов по
составу, образовывать слова
с помощью приставок и
суффиксов.

Анализ
контрольного

Подвести итоги изучения
материала по теме «Имя
существительное».
Проверить
знания
учащихся,
выявить
пробелы
и
наметить
основные направления в
работе по их устранению.
Проанализировать
типичные ошибки,

Коллективная форма работы,
работа у доски и в тетрадях

Работа в тетрадях

Контроль умения давать
связные полные ответы на

Учить составлять заметку,
подбирать необходимый
материал (составление
деловых документов)
Формировать навык
правописания окончаний
существительных.
Умение
писать
под
диктовку
Умение применять
изученное на практике

Учить
работать
над
ошибками, допущенными в

диктанта и работа
над ошибками.

диктанте.
допущенные учащимися в вопросы по тексту,
диктанте. Оказать помощь записывать их с
в разборе инд. ошибок.
соблюдением изученных
Выполнить работу над
правил.
ошибками диктанта.
Имя прилагательное (11 часов: 8 + 3)

Имя прилагательное
как часть речи.

Вспомнить основные
знания об имени
прилагательном,
полученные ранее.
Закрепить навык
нахождения имён прилных и определения их
морф признаков.
Совершенствовать умение
правильно
писать
окончания
прилагательных,
используя вопросы от
определяемого слова.

Коллективная форма работы,
работа у доски и в тетрадях

Дать понятие о
притяжательных прилагательных (без
определения понятия), их
значении и
грамматических
признаках.
прилагательных.
Учить детей составлять
план.
Наблюдать
над
ролью описания в тексте.

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Правописание
безударных
падежных
окончаний
прилагательных
Имена
прилагательные на –
ий, -ья, -ье, -ьи.

Развитие речи.
Сочинение по
картине П.Корина

Развитие умения подбирать
синонимы к прил-ным;
обосновывать выбор
падежных окончаний прилных; использовать в речи
фразеолог обороты, в
состав которых входят
имена прилагательные
Индивидуальные карточки, Развивать
умение
коллективные формы работы, определять род, число,
выполнение
общих падеж
имени
упражнений на закрепление
прилагательного;

Развитие умения правильно
образовывать, писать и
употреблять
притяжательные
прилагательные в речи, а
также уметь отличать их от
относительных и
качественных
.Групповая
работа
над Развитие связной речи
составлением
портретной Составить самостоятельно
характеристики
портретную характеристику

«Александр
Невский

Роль
имён
прилагательных
в
описании как типе
речи.

Развитие
Подробное
изложение
«Основание
Москвы».

речи.

Контрольный
диктант по теме:
«Имя
прилагательное»

Анализ
контрольного
диктанта и работа
над ошибками.

Подготовить учащихся к
созданию
собственного
произведения.
Составление портретной
характеристики с опорой
на картину
Формирование навыка
употребления
прилагательных в речи,
определение его
морфологических
признаков.
Вспомнить
композицию
рассуждения как типа
текста.
Подготовить
учащихся к написанию
изложения
текстарассуждения с элементами
сочинения.
Подвести итоги изучения
материала по теме «Имя
прилагательное».
Проверить
знания
учащихся,
выявить
пробелы
и
наметить
основные направления в
работе по их устранению.
Проанализировать
типичные ошибки,
допущенные учащимися в
диктанте. Оказать помощь
в разборе инд. ошибок.
Выполнить работу над

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на доске

Знать синтаксическую роль
прилагательного
Уметь применять
полученные знания по теме
« Имя прилагательное

Групповая работа и работа в
тетрадях

Развитие
умения
высказывать свою точку
зрения
по
проблеме,
изложенной в тексте.

Контроль умений соблюдать
изученные правила при
письме под диктовку,
производить разбор слов по
составу, образовывать слова
с помощью приставок и
суффиксов.

Умение
писать
под
диктовку
Умение применять
изученное на практике

Контроль умения давать
связные полные ответы на
вопросы по тексту,
записывать их с
соблюдением изученных
правил.

Учить
работать
над
ошибками, допущенными в
диктанте.

Развитие
речи.
Объяснительная
записка.
Контрольный диктант
за II четверть

Анализ
контрольного
диктанта и работа
над ошибками.

Местоимение как
часть речи. Личные
местоимения. Лицо
и число
местоимений

Склонение личных
местоимений.

ошибками диктанта.
Учить составлять деловые
документы
Подвести итоги изучения
пройденного
материала
Проверить
знания
учащихся,
выявить
пробелы
и
наметить
основные направления в
работе по их устранению.
Проанализировать
типичные
ошибки,
допущенные учащимися в
диктанте. Оказать помощь
в разборе инд. ошибок.
Выполнить работу над
ошибками диктанта.
Дать понятие о
местоимении как части
речи, о роли местоимения
как средстве связи
предложений в тексте, о
синтаксической функции
местоимений.
Показать особенности
склонения личных
местоимений.

Групповая работа и работа в
тетрадях

Умение составлять деловые
документы

Контроль умений соблюдать
изученные правила при
письме под диктовку,
производить разбор слов по
составу, образовывать слова
с помощью приставок и
суффиксов.
Контроль умения давать
связные полные ответы на
вопросы по тексту,
записывать их с
соблюдением изученных
правил.

Умение
писать
под
диктовку
Умение применять
изученное на практике

Учить
работать
над
ошибками, допущенными в
диктанте.

Личные местоимения (9ч:6+3)
Индивидуальные карточки,
Развитие умения находить
коллективные формы работы, местоимения в тексте,
выполнение общих
определять их
упражнений на доске
синтаксическую роль.

III Четверть
Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Знать особенности
склонения местоимений, их
признаки и уметь
правильно их употреблять.

Личные
местоимения с
предлогами.
Правописание
личных
местоимений 3-его
лица
Употребление в
речи личных
местоимений.
Исправление в
тексте.
Развитие речи.
Изложение
«Мохнатая
семейка»

Познакомить учащихся с
нормами употребления
местоимений в речи.
Формирование навыка
осмысленного
использования
местоимений в связной
речи
Учить
образовывать
падежные
формы
с
предлогами и правильно их
записывать.

Подробное изложение
текста «Мохнатая
семейка» с опорой на план
и с использованием
местоимений.
Вспомнить композицию
рассуждения как типа
текста. Подготовить
учащихся к написанию
изложения текстарассуждения с элементами
сочинения.
Развитие
речи. Помочь осознать роль
Письмо бабушке.
писем в жизни человека.
Дать представление о
видах писем.
Контрольный
Подвести итоги изучения
диктант по теме: материала
по
теме
«Местоимение»
«Местоимение».

Коллективные формы
работы, выполнение общих
упражнений на доске и в
тетрадях

Развитие умения правильно
употреблять личные
местоимения в речи,
образовывать падежные
формы с предлогами и
писать их.

Работа
на
взаимопроверка
самопроверка.
учебником

карточках, Умение правильно
и употреблять личные
Работа
с местоимения в речи,
находить и исправлять
ошибки в тексте.
Групповая работа на доске и Развитие умения
в тетрадях
высказывать свою точку
зрения по проблеме,
изложенной в тексте.

Групповая работа на доске и в
тетрадях

Развивать
правильного
письма.

навыки
оформления

Контроль умений соблюдать
изученные правила при
письме под диктовку,

Умение
писать
диктовку
Умение применять

под

Анализ
контрольного
диктанта и работа
над ошибками.

Развитие речи.
Сочинение –
описание по
картине Н. Ге «И. И.
Пущин в гостях у А.
С. Пушкина в селе
Михайловском
Глагол как часть
речи. Повторение
изученного.

Неопределённая
форма глагола.

Проверить
знания
учащихся,
выявить
пробелы
и
наметить
основные направления в
работе по их устранению.
Проанализировать
типичные ошибки,
допущенные учащимися в
диктанте. Оказать помощь
в разборе инд. ошибок.
Выполнить работу над
ошибками диктанта.
Вспомнить типы текстов и
особенности их строения.
Подготовить уч-ся к
самостоятельному
составлению текста
сочинения по картине.

Повторить
знания
о
глаголе, полученные в 5-8
классах.
Вспомнить
грамматические признаки
глагола как части речи.
Закрепить
навык
выделения
глагола
в
тексте.
Правописание глаголов
неопределённой формы на
–чь. Правописание –ТСЯ-ТЬСЯ- в глаголах

производить разбор слов по
составу, образовывать слова
с помощью приставок и
суффиксов.

изученное на практике

Контроль умения давать
связные полные ответы на
вопросы по тексту,
записывать их с
соблюдением изученных
правил.

Учить
работать
над
ошибками, допущенными в
диктанте.

Групповая работа на доске и
в тетрадях

Развивать творческие
способности, умение
наблюдать и описывать
увиденное.
Знать структуру сочинения
по картине, языковые
средства типа речиописания.

Глагол (12 ч: 10 + 2)
Коллективные
формы Знать значение глаголов
работы, выполнение общих Знать грамматические
упражнений на доске и в признаки глаголов
тетрадях

Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.

Знать определение
инфинитива и его признаки,
уметь правильно писать
окончания глаголов

Правописание НЕ с
глаголами
Изменение глагола
по лицам и числам.

Правописание
глаголов 2 лица
единственного
числа. Ь на конце
глаголов 2 лица
единственного
числа.
Спряжение
глаголов.

Повелительная
форма глагола в
просьбах, приказах,
инструкциях.

Развитие речи.

неопределённой формы.
Учить правильному
написанию НЕ с глаголами

Работа на карточках,
взаимопроверка и
самопроверка. Работа с
учебником
Коллективные формы
работы, выполнение общих
упражнений на доске и в
тетрадях

Знать правило написания
НЕ с глаголами

Работа на карточках,
взаимопроверка и
самопроверка. Работа с
учебником

Уметь правильно писать
окончания –ешь, -ишь

Познакомить со способом
определения
спряжения
глагола
по
ударным
личным окончаниям и
неопределённой
форме
глагола.
Продолжить изучение
глаголов повелительного
наклонения. Определять
повелительную форму
глаголов, образовывать её.

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Написать сочинение –

Работа в тетрадях

Развивать умение
определять спряжение
глагола. Учить различать
глаголы I и II спряжения,
правильно выбирать буквы
в окончании
Развивать умения находить
глаголы в повелит
наклонении, отличать их от
глаголов др наклонений,
образовывать их формы и
правильно использовать в
речи
Знать структуру изложения

Вспомнить категорию
лица и числа глаголов.
Развивать умение
изменять глаголы по
лицам и правильно
употреблять глаголы в
собственной речи
Познакомить учащихся с
написанием Ь в
окончаниях глаголов 2-го
лица единственного числа.
Учить правильно писать
окончания –ешь, -ишь

Групповая работа в тетрадях
и с учебником

Уметь правильно
употреблять глаголы,
определять лицо и число
глаголов.

Сочинениерассуждение
«Настоящий друг» с
использованием
глаголов.
Правописание
глаголов
повелительной
формы.

рассуждение с элементами
описания внешности
человека.

Глаголы повелительной
формы единственного и
множественного числа.
Правописание Ь в глаголах
в повелительной форме, в
неопределённой форме, в
форме 2 лица.
Развитие
речи. Познакомить учащихся со
Анкета.
строением автобиографии.
Автобиография.
Подготовить учащихся к
созданию
собственной
автобиографии
Контрольный
Проверить
знания
диктант по теме учащихся
по
теме
«Глагол».
«Глагол». Выявить слабо
усвоенный материал.
Анализ
Проанализировать
контрольного
основные
ошибки,
диктанта по теме
допущенные учащимися в
«Глагол» и работа
работе.
над ошибками
Наречие как часть
речи.

Познакомить учащихся с
новой частью речи –
наречием. Показать роль
наречий в тексте. Учить
составлять словосочетания

повествовательного текста,
уметь составлять план,
писать изложение
Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Уметь писать глаголы в
повелительной форме.

Работа в тетрадях

Знать особенности делового
письма, уметь писать
автобиографию.

Контроль умений соблюдать
изученные правила при
письме под диктовку.

Умение писать под
диктовку
Умение применять
изученное на практике
Выполнить работу над
ошибками. Развитие навыка
осуществления
анализа
собственных ошибок и их
исправления

Контроль умения давать
связные полные ответы на
вопросы по тексту,
записывать их с
соблюдением изученных
правил.
Наречие (7 ч: 6 + 1)
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения

Уметь находить наречия в
тексте, определять их
синтаксическую роль

Наречия,
обозначающие
время, место,
способ действия.

Правописание
наречий с О и А на
конце.
Использование
наречий движения в
речи.
Развитие
речи.
Сочинение на тему
«Когда я болен» с
использованием
в
тексте наречий.
Контрольный
диктант по теме
«Наречие».
Анализ
контрольного
диктанта и работа

«глагол + наречие» для
описания.
Познакомить с наречиями,
обозначающими
время,
место, способ действия.
Учить задавать вопросы к
местоимениям.
Познакомить с наречиями,
которые
характеризуют
глаголы речи в диалоге.
Закрепить
умение
находить наречия в тексте.
Познакомить с условием
выбора правописания О и
А на конце наречий.
Повторить способы
образования слов.
Знать основные сведения о
наречии как части речи,
уметь с ними работать

Групповая работа в тетрадях
и с учебником

Уметь
определять
смысловые
разряды
наречий, составлять с ними
словосочетания
и
предложения.

Индивидуальные карточки,
коллективные формы работы,
выполнение общих
упражнений на закрепление

Знать условия выбора букв
О и А на конце наречий.

Работа с учебником.
Тренировочные упражнения

Учить использовать
наречия движения в своей
речи. Уметь находить
наречия движения в тексте.
Совершенствовать умение
раскрывать
тему
и
основную мысль.

Вспомнить
особенности Работа в тетрадях
повествования как типа
текста
и
композицию
рассказа
Проверить
знания
учащихся
по
теме
«Наречие». Выявить слабо
усвоенный материал.
Проанализировать
основные
ошибки,
допущенные учащимися в

Контроль умений соблюдать Уметь соблюдать
изученные
правила
при орфографические и
письме под диктовку.
пунктуационные нормы
зыка.
Контроль умения давать
Выполнить
работу над
связные полные ответы на
ошибками. Развитие навыка
вопросы по тексту,
осуществления
анализа

над ошибками

работе.

записывать их с
собственных ошибок и их
соблюдением изученных
исправления
правил.
Имя числительное (8 ч: 6 + 2)
Имя числительное Дать
понятие
о Контроль умения находить и
Знать морфологические
как часть речи.
числительном как части выделять в тексте имена
признаки числительного,
речи, входящей в группу числительные
его синтаксическую роль.
именных частей речи.
Познакомить с общим
значением,
морф
признаками и синт ролью
числительных. Показать
отличие числительных от
других частей речи с
числовым
значением.
Формирование
умения
находить числительные в
тексте.
Дать
понятие
о Индивидуальные карточки, Знать
разряды
Числительные
количественных
и коллективные формы работы, числительных, уметь их
количественные и
порядковых числительных. выполнение
порядковые
общих находить.
Формирование
умения у
определять
разряд п
количественных
р
числительных..
а
Правописание
Сформировать
умение Контроль умения находить и Знать особенности
числительных от 5 правильно
употреблять выделять в тексте имена склонения числительных,
до 20; 30; от 50 до падежные
формы числительные
уметь правильно
80; от500 до 900.
числительных,
употреблять падежные
обозначающих
целые
формы.
числа.
Правописание
Сформировать
умение Работа с учебником.
Знать особенности
числительных
4; правильно
употреблять Тренировочные упражнения
склонения числительных,

200,300, 400; 40, 90, падежные
формы
100.
числительных,
обозначающих
целые
числа.
Учить составлять тексты
Развитие речи.
Числа в деловых
объявления и телеграммы.
бумагах.
Объявление,
телеграмма.
Учить составлять тексты
Развитие речи.
Доверенность.
доверенностей..
Учить
Заявление,
писать
заявление,
расписка.
расписку.
Контрольный
Проверить
знания
диктант по теме учащихся по теме «Имя
«Имя
числительное». Выявить
числительное».
слабо усвоенные темы.
Анализ
Проанализировать
контрольного
основные
ошибки,
диктанта и работа
допущенные учащимися в
над ошибками
работе.

уметь правильно
употреблять падежные
формы
.Работа в
учебником

Повторение частей речи

и

с Самостоятельно составить
текст
объявления
и
телеграммы,
используя
числительные;

Работа в тетради и с
учебником

Самостоятельно составить
текст доверенности,
используя числительные

Контроль умений соблюдать Уметь
соблюдать
изученные
правила
при орфографические
и
письме под диктовку.
пунктуационные
нормы
зыка.
Контроль умения давать
Выполнить работу над
связные полные ответы на
ошибками. Развитие навыка
вопросы по тексту,
осуществления
анализа
записывать их с
собственных ошибок и их
соблюдением изученных
исправления
правил.
ЧАСТИ

Части речи и их
употребление в
речи.
Различия
прилагательных и
числительных

тетради

РЕЧИ (4ч)

Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.

Повторение
различий . Индивидуальные карточки,
между прилагательными и коллективные формы работы,
числительными
выполнение общих
упражнений на закрепление

Знать основные части речи в
русском языке, уметь их
употреблять.
Знать основные части речи в
русском языке, уметь их
употреблять.

Различия
прилагательных и
наречий
Различия
существительных и
местоимений

Повторение
различий
между прилагательными и
наречиями
Повторение
различий
между существительными
и местоимениями

Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.

Простое
предложение.
Предложения
распространённые и
нераспространён
ные.

Показать отличие
нераспространённых и
распространённых
предложений.
Формировать умение
различать
распространённые и
распространённые
предложения.
Вспомнить
основные
особенности
повествования и описания
как
типа
текста.
Подготовить
уч-ся
к
написанию
сочинениярассказа по сюжетной
картине. Помочь передать
в сочинении основную
мысль картины..
Познакомить учащихся с
опознавательными
признаками однородных
членов предложения,
постановкой знаков
препинания и правильным

Списывают тексты,
расставляя знаки препинания,
Выявляют предложения
распространённые и
нераспространённые
предложения.

Развитие
речи.
Сочинение
–
описание картины
А. Саврасова «Грачи
прилетели

Простое
предложение с
однородными
членами. Знаки
препинания при
однородных членах.

Знать основные части речи в
русском языке, уметь их
употреблять.
Работа с учебником, работа у Знать основные части речи в
русском языке, уметь их
доски.
употреблять.
Предложение (10 ч: 9+ 1)

Работа в
учебником

тетради

и

Повторить предложения с
одним главным членом
(пока без термина
«односоставные
предложения

с Развитие воображения и
творческих способностей
учащихся

Списывают тексты,
расставляя знаки препинания
Подбирают однородные
члены к словам.' Выявляют
предложения с однородными
членами

Формировать навык
определения однородных
членов предложения,
обоснования постановки
знаков препинания.

Распространённые и
нераспространённы
е однородные члены
предложения.

чтением предложений с
однородными членами.
. Составление
распространённых и
нераспространённых
предложений
Схемы предложений
различных конструкций

Работа со схемами
предложений на карточках.
Работа у доски

Развивать умение «видеть»
распространённые и
нераспространённые
однородные члены в
предложении
Развивать умение
составлять предложения с
обращениями в
соответствии с речевой
ситуацией, читать их с
правильной интонацией.

Обращение. Знаки
препинания при
обращении.

Познакомить учащихся с
понятием обращение, его
ролью в речи, постановкой
знаков препинания
Учить расставлять запятые
в предложениях при
обращении

Списывают тексты,
расставляя знаки препинания.
Работа на карточках

Сложное
предложение
Сложные
предложения с
союзами и, а, но и
без союзов.

Обобщить материал о
сложном предложении.
Формировать умение
постановки знаков
препинания в сложных
предложениях перед
союзами и, а, но.
Постановка знаков
препинания перед этими
словами

Списывают
тексты, Развивать умения отличать
расставляя знаки препинания. простое предложение от
сложного. Учить составлять
схемы предложения.

Работа с учебником и у доски

Развивать умения отличать
простое предложение от
сложного. Учить составлять
схемы предложения.

Познакомить учащихся с
понятиями «прямая речь»,
«слова автора». речью.

Списывают тексты,
расставляя знаки препинания.

Выразительно читать их и
правильно ставить знаки
препинания

Сложные
предложения с
союзами что,
чтобы, потому
что, когда и
союзным словом
который..
Прямая речь

Формировать умения
составлять предложения с
прямой речью, выделять их
пунктуационно, строить
схемы.

Контрольный
Проверить
знания
диктант по теме учащихся
по
теме
«Предложение».
«Предложение». Выявить
слабо усвоенный материал.
Анализ
Проанализировать
контрольного
основные
ошибки,
диктанта и работа
допущенные учащимися в
над ошибками
работе.

Обобщение
пройденного
материала
Развитие речи.
Подготовка и
написание
сочинения по
картине
И.Самокиша «
Подвиг солдат
Раевского под
Салтановкой.
1812г.»
Контрольный диктант
за год.

Контроль умений соблюдать Уметь
соблюдать
изученные
правила
при орфографические
и
письме под диктовку.
пунктуационные
нормы
зыка.
Контроль умения давать
Выполнить работу над
связные полные ответы на
ошибками. Развитие навыка
вопросы по тексту,
осуществления
анализа
записывать их с
собственных ошибок и их
соблюдением изученных
исправления
правил.
Повторение( 5ч: 3+2)
Упражнения
на Индивидуальные карточки
Умение
пользоваться
закрепление пройденного
изученными правилами
материала
Вспомнить
основные Работа в тетради
Уметь формулировать свою
особенности
мысль, создавать текст в
повествования и описания
соответствии с жанровыми
как
типа
текста.
особенностями рассказа.
Подготовить
уч-ся
к
написанию
сочинениярассказа по сюжетной
картине. Помочь передать
в сочинении основную
мысль картины..
Определить уровень и Контроль умений соблюдать Уметь соблюдать
качество ЗУН уч-ся на изученные
правила
при орфографические и
конец
учебного
года. письме под диктовку.
пунктуационные нормы
Выявить
уровень
зыка.
сформированности ЗАР.

Анализ
контрольного
диктанта и работа
над ошибками
Развитие речи
Сочинение «Кем я
хочу быть» упр 354
Резервные уроки

Определить наиб слабо
усвоенный материал.
Проанализировать
Контроль умения давать
основные
ошибки, связные полные ответы на
допущенные учащимися в вопросы по тексту,
работе.
записывать их с
соблюдением изученных
правил.
Вспомнить
особенности Работа в тетрадях
повествования как типа
текста и
композицию
рассказа.

Выполнить работу над
ошибками. Развитие навыка
осуществления
анализа
собственных ошибок и их
исправления
Совершенствовать умение
раскрывать
тему
и
основную мысль.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».