Биология 7-9 год обучения к АООП ООО для обучающихся с УО

Приложение к АООП ООО для
детей с умственной отсталостью
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2018 г. №23
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 31.08.2020 г.№43

Рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью

БИОЛОГИЯ

7 - 9 годы обучения

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ ООШ № 26 для детей с легкой умственной
отсталостью и входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по биологии для 7-9 классов разработана в соответствии с требованиями
ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки
от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом Примерной основной
общеобразовательной программы основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15).
Линия учебников по биологии: Шеверева Т.В., Соломина Е. Н.
издательство
«Просвещение».
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа,
экскурсия .
Формы контроля: устный зачет, тест, самостоятельная работа.
Цель изучения предмета:
 Уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы
 Расширять и углублять знания учащихся о внутреннем строении человека
Основными задачами курса являются:
 формирование у учащихся целостного представления о природе, месте и роли человека в
ней;
 воспитание бережного отношения к собственному здоровью своих близких людей;
 формирование практических навыков активной заботы о природе;
 формирование осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляция
своего поведения в соответствии с ним;
 иметь основные представления о строении организма.
Программный материал построен с учетом индивидуальных психолого-педагогических
особенностей учащихся и предусматривает разную степень усвоения программного материала:
минимальный и достаточный.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов, проведение экскурсий. Так же на уроках
используются игровые и информационные технологии, учебные технологии (доклад, реферат).
Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся:
развивать память и любознательность, корригировать мышление и речь (например: в 6 классе
демонстрация опыта по теме «Расширение воды при замерзании», в 9 классе практическая работа
по теме «Первая помощь при переломах костей»). Также данная программа учитывает
преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются
ученики при изучении биологии. Это такие предметы как: чтение, русский язык, география,
математика, физическая культура, профильный труд, рисование (например: в 9 классе на уроке
считаем пульс, в 6 классе зарисовка линий сторон горизонта).
Способы контроля знаний учащихся:
Перед календарно – тематическим планированием представлен мониторинг усвоения знаний
и умений учащихся. Мониторинг составлен на основе требований к знаниям и умениям учащихся
класса на конец учебного года. В верхней строке цифрами обозначен перечень этих требований.
Проверка знаний учащихся проводится в форме тестирования, практических, лабораторных
и проверочных работ (см. прил.).

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание». На изучение
предмета отводится:
Год обучения
7
8
9

Часов в неделю
2 часа в неделю
2 часа в неделю
2 часа в неделю

Год
68 часов
68 часов
68 часов

Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социо-культурным опытом:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
9) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по учебному предмету «Биология» на конец обучения в 9 классе:
Минимальный уровень
представления об объектах и явлениях
неживой и живой природы, организма
человека;
знание особенностей внешнего вида
изученных растений и животных, узнавание и
различение изученных объектов в
окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
знание общих признаков изученных
групп растений и животных, правил поведения
в природе, техники безопасности, здорового
образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем
практических работ, предусмотренных
программой;

Достаточный уровень
представления об объектах неживой и живой
природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и человеком,
органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство формы
и функции);
знание признаков сходства и различия между
группами растений и животных; выполнение
классификаций на основе выделения общих
признаков;
узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты, муляжи,

описание особенностей состояния своего
организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме,
измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).

слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
человека;

Состав базовых учебных действий
Коммуникати
вные учебные
действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ
и дистанционного общения;
- умение использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
- умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра
высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.
Регулятивные
- принимать и сохранять цели и задачи, осуществлять коллективный
учебные действия: поиск средств их осуществления ;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность;
- умение принимать и сохранять учебную задачу; умение в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;

Познавательн
ые учебные
действия:

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме;
- умение самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно- следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета; умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
- умение строить сообщения в устной и письменной форме;
- умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях;
умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи; умение устанавливать аналогии.

Содержание учебного курса
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении
которого учащиеся в 5- 6классах, получат элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического
курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение
биологического материала в 7- 9 классах позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания детей и
подростков. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать
у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся
важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и
человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу
для себя и последующих поколений. Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения»,
«Животные», «Человек». Программа предполагает ведение наблюдений, организацию

лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это
даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Курс
биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (7 класс),
в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания.
Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены
практически значимые темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму»,
«Лекарственные растения» и др. В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено
изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной
деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской
местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы, уход, санитарногигиенические требования к их содержанию и др.). В разделе «Человек» (9 класс) человек
рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека
предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших
групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение
веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

Календарно-тематическое планирование.
7-ой год обучения
№

Тема урока

№
урока

1

Разнообразие растений.

1

2

Значение растений.
Охрана растений.

2

3

Общее знакомство с
цветковыми растениями.

1

Строение растения.

Пр. работа «Органы
цветкового растения»

Содержание урока

1. Введение 2 часа.
Дикорастущие и культурные
Культурные
растения; разнообразие
Дикорастущие
растений;

Оборудование

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос.
Работают с раздаточным
материалом. Планируют
последовательность
действий в речевой форме
при выполнении задания.
Находят признаки, по
которым изменяется каждый
следующий объект.

Лекарственные

Живой
организм
Нектар
Венчик
тычинка
Пестик
Чашечка

Модель
цветкового
растения
Модель цветок в
разрезе

Соцветие
Опыление
Самоопыление
Перекрестное
опыление
Коробочка
Семянка
Зерновка
Костянка
Орех

Таблица:
«Опыление
ветром,
насекомыми»

Пр. работа «Строение
цветка».
4

Виды соцветий.
Опыление цветков.

2

Виды соцветий; значение
соцветий в жизни растений;
Способы опыления; отличие
опылений;

5

Плоды.

3

Виды плодов; отличие плодов
разных растений; плод –
зерновка; Плоды-крылатки;
парашютик;

Характеристика
деятельности учащихся

Таблица:
«Культурные и
дикорастущие
растения»
Таблица:
«Культурные и
дикорастущие
растения»

Разнообразие растений:
лекарственные, декоративные;
Значение растений для
человека;
2. Растения 17 часов.
Строение цветкового растения;
Схема строения соцветий;
строение цветка; главные
части цветка;

Цветок.

Разнообразие плодов.
Размножение растений
семенами. Распространение
плодов и семян.

Словарная
работа

Таблица
«Распространение
семян»

6

Семя.

4

Внешний вид и строение
семени фасоли.

Строение семени фасоли;
форма и окраска семян;

Однодольные
растения

Таблица
«Распространение
семян»

Строение зерновки пшеницы;
окраска зерновки;

Двудольные
растения
Зерновка

Семя пшеницы

Пр. работа «Определение
строения семени с двумя
семядолями».
7

8

Строение семени пшеницы.

Пр. работа «Строение
семени с одной семядолей».
Условия прорастания семян.
Определение всхожести
семян. Пр. работа

5

6

Демонстрация опыта
« Условия, необходимые для
прорастания семян»;
всхожесть , глубина заделки
семени;

7

Развитие главного корня из
зародышевого корешка
семени; придаточные корни;
стержневая и мочковатая
корневая система;
Роль корневых волосков,
значение корня для растений;
Отличие корнеклубня от
корнеплода; использование
корнеклубня человеком;

Корень
Стержневая
Мочковатая

Таблица «Виды
корней»

Корнеклубень
Корнеплод

Таблица
« Видоизменение
корней»

Строение листа; жилкование
листьев; разнообразие листьев
разных растений; соединения
листовой пластинки со
стеблем;
Демонстрация опыта:

Жилкование

Таблица « Лист»

« Определение всхожести
семян». Правила заделки

Стакан, вода,
зерна

семян в почву.
9

Корень.
Виды корней. Корневые
системы.

10

Значение корня.
Видоизменение корней.

8

11

Лист.

9

Внешнее строение листа. Из
каких веществ состоит
растение.
12

Образование органических

10

Хлорофилл

Выполняют
практическуюработу

«Определение строения
семени с двумя
семядолями», «Строение
семени с одной семядолей»,
« Определение всхожести
семян».
Работают по таблице«Виды
корней»,
« Видоизменение корней»,
« Лист».Выполняют
проверочную работу.
Сравнивают, анализируют,
обобщают. Вступают в
диалог и поддерживают его.
Дифференцированно
используют разные виды
речевых высказываний

веществ в растении.
13

Испарение воды листьями.
Дыхание растений.

11

14

Листопад и его значение.

12

15

Стебель.

13

Строение стебля. Значение
стебля в жизни растений.

« Образование органических
веществ в листьях растений
Дыхание и питание листа;
испарение воды листьями;

Хлоропласты

Значение для растений ;
отличия листопада у хвойных
и лиственных растений;
окраска листьев;
Строение стебля дерева;
различие стебля древесных и
травянистых растений;

Листопад

Демонстрация опыта
«Передвижение минеральных
веществ и воды по древесине»

16

Разнообразие стеблей.

14

Укороченные стебли и корни;
отличие стеблей;

17

Растение – целостный
организм.

15

Части растений и их
взаимосвязь; условия
необходимые для жизни
растений;

18
19
20

Взаимосвязь частей
растения. Связь растения со
средой обитания.
Обобщающий урок по
16
разделу: «Общее знакомство
с цветковыми растениями».
Контрольная работа за 1
17
триместр.

Деление растений на
группы.

1

Мхи. Папоротники.
21

Папоротники.

2

Таблица
« Разнообразие
стеблей»
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
контрольную работу

Подготовка к контрольной
работе
Тестовый материал
3.Многообразие цветковых растений 35 часов
Работа над ошибками по
Мох
Гербарий
контрольной работе;
Коллекция
Строение мхов и цветковых
полезных
растений; из чего образуется
ископаемых
торф и его использование;
Образование каменного угля и
Гербарий

Слушают объяснения
учителя. Находят
информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос.
Работают с раздаточным

22

Голосеменные. Хвойные
растения.

3

23

Покрытосеменные, или
цветковые. Деление
цветковых на классы.

4

24

Однодольные
покрытосеменные растения.

5

25
26

Злаковые. Общие признаки
злаковых.
Хлебные злаковые
культуры.

6

Выращивание зерновых.
Использование злаков в
народном хозяйстве.

7

27

Выращивание злаковых.

8

28

Использование злаков в
народном хозяйстве.
Лилейные. Общие признаки
лилейных. Цветочно –
декоративные лилейные.
Овощные лилейные.

9

29
30

Пр. работа «Строение
луковицы».

10
11

его использование; отличие
папоротника от мха,
использование каменного угля
человеком;
Особенности хвойных и
лиственных растений;
хозяйственное значение у
сосны и ели;
Признаки покрытосеменных
растений;
Злаковые растения;
признаки злаковых растений;
особенности строения стебля,
цветка злаковых;
Хлебные злаковые культуры;
отличие яровых культур от
озимых;
Однодольные злаковые
культуры; отличие злаковых
культур; использование
злаковых культур;
Подготовка почвы; посев;
уход; уборка урожая; хлебные
злаковые растения; кормовые
злаковые растения;
хлебные злаковые растения;
кормовые злаковые растения;
Признаки лилейных; строение
цветка лилейных; плоды; уход
за растениями;
Выращивание лука; строение
луковицы;

Коллекция
полезных
ископаемых
Хвойные
растения

Гербарий

Однодольные
растения
Двудольные
растения

Гербарий

Гербарий

Гербарий
Гербарий

Гербарий

Гербарий
Лук

материалом, гербарием,
коллекцией полезных
ископаемых. Планируют
последовательность
действий в речевой форме
при выполнении задания.
Находят признаки, по
которым изменяется каждый
следующий объект.
Выполняют задания по
указанию учителя. Работают
сгербарием,
коллекцией полезных
ископаемых. Обобщают,
сравнивают свойства
растений из гербария,
коллекции полезных
ископаемых.
Выполняют практическую

работу«Строение
луковицы»,
« Строение картофеля».

Работают по таблице.
Выполняют проверочную
работу. Сравнивают,
анализируют, обобщают.
Вступают в диалог и
поддерживают его.
Дифференцированно
используют разные виды
речевых высказываний
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
контрольную работу

31

Дикорастущие лилейные.
Ландыш.

12

32

Двудольные
покрытосеменные растения.

13

33

Пасленовые. Общие
признаки пасленовых.
Дикорастущие пасленовые
Паслен.
Овощные и технические
пасленовые.
Картофель.Выращивание
картофеля.

Биологические особенности
ландыша; опасные ягоды;
Общие признаки пасленовых;
пасленовые растения
выращиваемые человеком;
пасленовые – двудольные
растения;

Гербарий

14

Строение картофеля; условия
для выращивания картофеля;
уход за растением;

Гербарий

Сходство картофеля и томата; Пасынки
перца и баклажана; условия и
уход в выращивании
растений;
Сходство томата и баклажана;
условия и уход в выращивании
растений;
Общее строение растений;
биологический особенности
при выращивании;
Общие признаки бобовых;
бобовые растения;
строение цветка бобовых;
особенности растения
бобовых;
Строение цветка, корня
фасоли и сои; использование
людьми;

Гербарий

Клевер, люпин бобовые
растения;

Гербарий

Гербарий

Пр. работа « Строение
картофеля».
34

Овощные пасленовые.
Томат.

15

35

Овощные пасленовые.
Баклажан перец.

16

36

Цветочно –декоративные
пасленовые.

17

37

Бобовые. Общие признаки
бобовых.
Пищевые бобовые растения.

18

39

Фасоль и соя – южные
бобовые культуры.

20

40

Кормовые бобовые
растения.

21

38

19

Гербарий
Гербарий
Гербарий
Гербарий
Гербарий

41

Розоцветные. Общие
признаки розоцветных.
Шиповник- растение
группы розоцветных.

22

42

Обобщающий урок по
темам: «Однодольные

23

Контрольная работа за 2
триместр.
Плодово – ягодные
розоцветные. Яблоня.
Груша.

24

Тестовый материал

25

Работа над ошибками по
контрольной работе.

45

Экскурсия в зимний парк.

26

46

Плодово –ягодные
розоцветные. Вишня.

27

47

Плодово – ягодные
розоцветные Малина.
Земляника.

28

48

Персик и абрикос – южные
плодовые розоцветные
культуры.
Сложноцветные. Общие
признаки сложноцветных.
Пищевые сложноцветные

29

покрытосеменные
растения», «Двудольные
покрытосеменные
растения»,
43
44

49

30

Признаки розоцветных;
растения розоцветных;
строение цветков
розоцветных; условия для
выращивания растений;
Подготовка к контрольной
работе;

Строение цветка яблони,
груши; биологические
особенности растений;
размножение растений;
Инструктаж по правилам
дорожного движения.
Строение цветка вишни,
биологические особенности
растений; размножение
растений;
Строение цветка малины,
земляники; биологические
особенности растений;
размножение растений;
Строение цветка растений;
условия для выращивания
растений; размножение;
Общие признаки
сложноцветных; строение
цветка подсолнечника; плод

Гербарий

Гербарий

Гербарий

Гербарий

Гербарий
Гербарий

Во время экскурсии
следуют за учителем по
избранному маршруту.
Устно отвечают на вопросы
по ходу экскурсии.
Принимают участие в
обсуждении итогов.

50

51

растения. Подсолнечник.
Календула и бархатцы –
однолетние цветочнодекоративные
сложноцветные.
Маргаритка и георгин –
многолетние цветочно –
декоративные
сложноцветные.

31

подсолнечника
Строение цветков растений;
биологические особенности
растений

Гербарий

32

Особенности растений;
особенности корней растений

Гербарий

33

Перевалка растений; правила
перевалки растений

Комнатные
растения

Пересадка комнатных
растений.

34

Пересадка комнатных
растений; правила пересадки
растений;

Комнатные
растения

54

Обобщающий урок по теме
« Знакомство с цветковыми
растениями».

35

Работа в тетрадях

55

Бактерии.

1

56

Бактерии.

2

57

Обобщающий урок по теме
«Бактерии».
Экскурсия в природу.

3

52

Уход за комнатными
растениями.
Перевалка комнатных
растений.

Пр. работа
« Перевалка комнатных
растений».
53

Пр. работа « Пересадка
комнатных растений».

58

4

4. Бактерии 4 часа
Разнообразие форм бактерий;
группы бактерий;
Значение бактерий: польза и
вред;
Работа в тетрадях
Инструктаж по правилам
дорожного движения
5. Грибы 4 часа.

Осуществляют уход за
комнатными растениями
под руководством педагога.
Осознанно действуют на
основе разны видов
инструкций для решения
практических и учебных
задач. Осуществляют
взаимный контроль в
совместной деятельности

Слушают рассказ учителя.
Принимают участие в
обсуждении. Во время
экскурсии следуют за
учителем по избранному
маршруту. Устно отвечают
на вопросы по ходу
экскурсии. Принимают
участие в обсуждении
итогов.

59
60

61
62
63
64

Грибы. Строение грибов.

Строение шляпочного гриба;
размножение грибов;
Съедобные и несъедобные
2
Отличительные признаки
грибы. Ядовитые грибы.
грибов двойников; ценность
съедобных грибов; правила
сбора грибов;
Обобщающий урок по теме: 3
Подготовка к контрольной
«Грибы»
работе
Контрольная работа за год
4
Тестовый материл
6.Практическая работа на пришкольном участке 4 часа.
Экскурсия « Весенняя
1
Инструктаж по правилам
работа в саду»
дорожного движения
Практическая работа
2
Инструктаж работы с
« Уборка прошлогодней
инвентарем

листвы»
Практическая работа
«Рыхление междурядий ,
прополка на участке»
66 Практическая работа
« Вскапывание
приствольных кругов
деревьев»
65

67
68

Цветковые растения
Бактерии. Грибы

1

Муляж грибов
Муляж грибов

Садовый
инвентарь

3

Инструктаж работы с
инвентарем

Садовый
инвентарь

4

Инструктаж работы с
инвентарем

Садовый
инвентарь

1
1

Тестовый материал
Тестовый материал

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы.
Принимают участие в
обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный
материал. Выполняют
контрольную работу

Слушают рассказ учителя.
Принимают участие в
обсуждении. Во время
экскурсии следуют за
учителем по избранному
маршруту. Устно отвечают
на вопросы по ходу
экскурсии. Выполняют
практическую работу

Повторяют пройденный
материал. Выполняют
тестовые задания

8-ой год обучения
№

Тема урока

Ко
л.ч
ас.

Содержание урока

Словарная
работа

1. Введение 1 час.
Крупные животные; дикие ,
Животный
домашние животные; Значение
мир
диких и домашних животных;
Зоология
Редкие виды животных;
2. Беспозвоночные животные 4 часа.
Беспозвоночные: улитки, черви,
Беспозвоночн
пауки, мухи; Типы червей;
ые

1

Многообразие животного
1
мира. Значение животных и их
охрана.

2

Общие признаки
беспозвоночных животных.
Общие признаки червей.
Дождевой червь.

1
2

Внешний вид; питание, дыхание,
дождевой червь в природе.
Демонстрация дождевого червя;

Круглые черви-паразиты
человека.
Экскурсия в природу для
наблюдения за насекомыми.

3

6

Общие признаки насекомых.

1

7

Бабочка- капустница.
Яблонная-плодожорка.

2

Типы паразитов; Предупрежден.
Паразит
заражения.
Инструктаж по правилам
дорожного движения
3.Насекомые 7 часов
Внешнее строение; Образ жизни;
Дыхальца
Питание, дыхание, способ
передвижения.
Внешнее строение, питание,
размножение.

8

Майский жук.

3

9

Комнатная муха

4

3

4
5

4

Внешнее строение, питание;
Размножение; Борьба с
вредителями.
Внешнее строение; Размножение;

Оборудова
ние

Характеристика деятельности
учащихся

Красная
книга

Слушают объяснения учителя.
Участвуют в беседе

Т. «Живые
черви»
«Внутрен.
строение
червя»

Таблицы:
«Насекомы
е»
Коллекция:
«Вредители
сада»
Коллекция:
«Вредители
сада»
Коллекция:

Слушают объяснения учителя.
Находят информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют последовательность
действий в речевой форме при
выполнении задания. Находят
признаки, по которым изменяется
каждый следующий объект.

Слушают объяснения учителя.
Находят информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют последовательность
действий в речевой форме при
выполнении задания. Находят
признаки, по которым изменяется
каждый следующий объект.

Борьба с вредителями;
10

Медоносная пчела.

5

11

Тутовый шелкопряд.

6

12

Обобщающий урок по теме
«Беспозвоночные животные»,
«Насекомые»

7

13

Общие признаки
позвоночных животных.
Общие признаки рыб.
Внешнее строение и скелет
рыб.

1

14

Экскурсия к водоему.

2

15

Внутреннее строение
рыб. Органы дыхания и
кровообращения рыб.
Нервная система рыб.

3

16

Размножение рыб.

4

17

Контрольная работа за 1
триместр
Речные рыбы.

5

18

6

Внешнее строение; Размножение;
Значение и польза медоносной
пчелы;
Внешнее строение; Размножение;
Значение и польза для человека;

«Вредители
сада»
Соты
Трутни
Коллекция:
«Вредители
сада»

Тестовый материал

4. Позвоночные животные 8 часов.
Среда обитания; Строение тела;
Рыбы
Роль в природе; Чешуя; Голова;
Туловище; хвост;

Инструктаж по правилам
дорожного движения
Органы пищеварения;
Органы дыхания;
Кровообращения; Нервная система;

Таблица:
«Виды
рыб»
Таблица:мо
дель
«Скелет
костной
рыбы»
Модель
рельефная
«Внутренн
ее строение
рыбы».
Влажный
препарат

Содержание икринки; Зародыш;
Личинка;
Контроль за усвоением знаний
учащихся

Икринки

Работа над ошибками по

Рыбный

Таблица

Слушают объяснения учителя.
Находят информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют последовательность
действий в речевой форме при
выполнении задания. Находят
признаки, по которым изменяется
каждый следующий объект.

19
20

Морские рыбы.
Практическая работа:
черчение таблицы (сходство
и различие)
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование
и охрана рыб.
Обобщающий урок по теме:
«Позвоночные животные»

контрольной работе;

промысел

Значение речных и морских рыб;
7

Разведение рыб; Добыча рыб;
Правила рыболовства;

8

Тестовый материал
5. Земноводные 3 часа.
Органы пищеварения;, дыхания,
Земноводные
кровообращения; нервная система;

21

Общие признаки
земноводных.
Среда обитания и внешнее
строение лягушки.

1

22

Внутреннее строение
земноводных.

1

Размножение и развитие
лягушки.

1

Этапы развития лягушки;

Общие признаки. Среда
обитания внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение
пресмыкающихся.

1

6. Пресмыкающиеся 4 часа.
Внешнее строение: ящериц,
черепах, змей;

2

Органы дыхания,
кровообращения, нервная система;

Размножение и развитие

3

Размножение ящериц;

23
24
25

26

Строение тела; внутренние органы
;

Демонстрация влажного препарата
лягушки;

«Породы
карпа»

Модель
«Скелет
лягушки»
Вл. препар.
тритона
Табл.
«Земновод
ные», Мод.
рельефная
«Внутренн
ее строение
лягушки»

Слушают объяснения учителя.
Находят информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют последовательность
действий в речевой форме при
выполнении задания. Находят
признаки, по которым изменяется
каждый следующий объект.

Влажный
препарат
«Ящерица»
Модель
рельефная
«
Внутреннее
строение
ящерицы»

Слушают объяснения учителя.
Находят информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют последовательность
действий в речевой форме при
выполнении задания. Находят
признаки, по которым изменяется
каждый следующий объект.

4

Размножение гадюки;
Черчение таблицы (сходство и
различие)

Общие признаки.
Особенности внешнего
строения птиц.
Экскурсия для наблюдения
за поведением птиц в
природе.
Особенности скелета птиц.

1

7. Птицы 14 ч.
Внешнее строение тела птицы.
Виды и значение перьев

Особенности внутреннего
строения птиц.
Размножение и развитие
птиц.

4

33

Птицы, кормящиеся в
воздухе.

6

Перелетные птицы. Насекомоядные
птицы

34

Птицы леса.

7

Большой пестрый дятел. Синица.

35

Хищные птицы.

8

Отличительные признаки хищных
птиц; Внешнее строение совы, орла

36

Птицы пресных водоемов и
болот.

9

Внешнее строение тела утки, цапли.
Питание. Гнездование. Перелетные
птицы

37

Птицы, обитающие вблизи
жилья человека.

10

Зимующие птицы; Питание;
Гнездование;

27

28
29
30
31
32

пресмыкающихся.
Обобщающий урок по теме
«Земноводные»,
«Пресмыкающиеся».

2

Инструктаж по правилам
дорожного движения

3

Череп. Позвоночник. Скелет
конечностей
Органы пищеварения,
кровообращения, дыхания
Строение яйца птицы. Строение
гнезда. Кормление птенцов

5

Слушают объяснения учителя.
Находят информацию (в рисунках,
таблицах) для ответа на
поставленный вопрос. Работают с
раздаточным материалом.
Планируют последовательность
действий в речевой форме при
выполнении задания. Находят
признаки, по которым изменяется
каждый следующий объек10. т.
Гнездо

Таблица «
Яйцо
курицы»
Таблица
«Перелетн
ые птицы»
Таблица
«Птицы
леса»
Таблица
«Птицы
леса»
Таблица
«Птицы»
Таблица
«Птицы»

38

Домашние куры, гуси, утки.

11

39

Птицеводство.

12

40

Обобщающий урок по теме
«Птицы»
Контрольная работа за 2
триместр.

13

42

Общие признаки
млекопитающих. Внешнее
строение млекопитающих.

1

43

Особенности скелета и
нервной системы
млекопитающих.
Внутренние строение
млекопитающих.

2

45

Грызуны. Общие признаки
грызунов.

1

46

Значение грызунов в
природе и в жизни человека.

2

47

Зайцеобразные. Общие
признаки зайцеобразных.
Разведение домашних
кроликов.
Значение кролиководства в

1

41

44

48

14

3

2

История разведения породы;
Размножения домашних птиц
Разведение домашних птиц

Инкубатор

Черчение таблицы (сходство и
различие)
Контроль за усвоением знаний
учащихся
8. Млекопитающие животные 3 ч.
Работа над ошибками по
Млекопитаю
контрольной работе;
щие
Внешнее строение;
Местообитание; значение
волосяного покрова и ушных
раковин млекопитающих
Череп. Позвоночник. Скелет
конечностей. Нервная система
Органы пищеварения, дыхания,
выделения;
9. Грызуны 2 ч.
Мелкие грызуны;
Растительноядные млекопитающие:
белка, бобер; Особенности
размножения
Полевые мыши; Ценные пушные
звери
10. Зайцеобразные 2 ч.
Растительноядные животные. Заяцрусак. Дикие кролики
История разведения кроликов. Уход
за кроликами. Породы кроликов

Таблица
«Домашние
птицы»

Таблица
«
Животные
леса»

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.
Выполняют проверочную работу

Таблица
«Скелет
кролика»

Таблица
«Грызуны»

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.

Таблица
«Заяц»
Таблица
«Кролики»

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.

народном хозяйстве.
11. Хищные звери 4 ч.
Отличительные признаки хищных
животных

49

Хищные звери. Общие
признаки хищных зверей.

1

50

Дикие пушные хищные
звери.

2

Соболь. Лесная куница. Лисица.
Европейская норка

51

Распространение хищных
зверей. Значение этих
животных и их охрана.
Домашние хищные звери.

3

Виды хищных животных

4

Содержание домашних животных.

52

53

54

Общие признаки
1
ластоногих.
Значение этих животных и
их охрана.
Общие признаки
2
китообразных. Значение этих
животных и их охрана.

55

Парнокопытные .

1

56

Непарнокопытные.

2

57

Общая характеристика.
Внешний вид, образ жизни.

1

Таблица
«Хищные
животные»
Таблица
«Пушные
звери»

Таблица
«Породы
кошек».
«Собаки»
12. Ластоногие морские животные. Китообразные. 2 ч.
Внешнее строение. Виды
Таблица
ластоногих. Среда обитания, способ
«Морской
передвижения
котик»
Строение тела; Среда обитания;
Виды
13.Парнокопытные животные. Непарнокопытные животные 2 ч.
Общие признаки. Отличительные
Таблица
особенности. Размножение.
«Лось»
Значение для человека
Общие признаки. Отличительные
особенности. Размножение.
Значение для человека
14. Приматы 1 ч.
Особенности животных: виды
приматов, питание;

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.
Выполняют контрольную работу
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют

задание в тетради.
Повторяют пройденный материал.
58

Корова. Содержание коров
на фермах.

1

59

Выращивание телят.

2

60

Содержание овец и
выращивание ягнят.

3

61

Верблюды.

4

62

Северные олени.

5

63

Домашние свиньи.

6

64

7

67

Содержание свиней на
свиноводческих фермах.
Выращивание поросят.
Домашние лошади.
Содержание лошадей и
выращивание жеребят.
Обобщающий урок по теме:
«Млекопитающие»
Контрольная работа за год.

68

Экскурсия.

11

65
66

8
9
10

15. Сельскохозяйственные млекопитающие 11 ч.
Предки коровы. Польза. Корма для Коровник
Таблица
коров. Коровники. Кормление,
«Породы
доение. Содержание коров
коров»
Телятник. Кормление телят
Таблица
молоком
«Телята»
Особенности внешнего вида.
Пастбище
Таблица
Питание. Породы овец. Содержание
«Овцы»
овец в летний и зимний периоды
Внешний вид. Предки верблюда.
Образ жизни. Питание. Значение
для человека
Внешний вид. Среда обитания.
Питание. Польза
Предки свиньи. Внешний вид.
Таблица
Польза. Породы
«Породы
свиней»
Уход за новорождёнными
СвиноТаблица
поросятами. Свинарник.
водческие
«Породы
Свиноматка
фермы
свиней»
Внешний вид. Предки лошадей
Таблица
Породы. Значение в народном
«Породы
хозяйстве
лошадей»
Тестовые задания
Контроль за усвоением знаний
учащихся
Инструктаж по правилам
дорожного движения

Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы. Принимают
участие в обсуждении. Выполняют
задание в тетради. Рассматривают
рисунки, фотографии животных.
Повторяют пройденный материал.
Работают с тематическими
таблицами

Вспоминают пройденный материал.
Выполняют контрольную работу

Учебно- методическое обеспечение:
7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. З.А. Клепенина. М. «Просвещение»2012.;
Рабочая тетрадь «Биология. Растения. Бактерии. Грибы»
З.А. Клепенина. Москва.
«Просвещение» 2010 г.
8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Биология. Животные. 8 класс А.И.Никишов. А.В. Теремов. М. «Просвещение» 2006.; Рабочая
тетрадь «Биология. Животные» 8 класс А.И. Никишов, Москва. Просвещение 2007г.
9 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
.Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва. Биология. «Человек». М. «Просвещение» 2010г.; Рабочая
тетрадь «Биология. Человек» Москва. «Дрофа»2010г., Е.Н.Соломина, Т.В.Шеверева
«Человек» Москва. «Просвещение»2010 г.
Ресурсное обеспечение находится на балансе школы и учтено в картотеке методического
кабинета. Находится в постоянном хранении в библиотеке (см.прил.)
Наличие требований к ЗУН перед каждым календарно –тематическим планированием.
Ресурсное обеспечение
Таблицы:
Схема зарастания озера (6 кл.)
Посадка дерева (7 кл.)
Размножение земляники (7 кл.)
Однолетние овощные культуры (7 кл.)
Насекомые-вредители (7 кл., 8 кл.)
Картофель (7 кл.)
Зернобобовые культуры (7 кл.)
Корнеплодные культуры (7 кл.)
Породы крупного рогатого скота (8 кл.)
Породы свиней (8 кл.)
Породы овец (8 кл.)
Породы кроликов (8 кл.)
Классификация удобрений (5,6,7 кл.)
Комнатные растения (5,6,7 кл.)
Ядовитые растения (5,6,7 кл.)
Декоративные растения (5,6,7 кл.)
Размножение растений (5,6,7 кл.)
Сорные растения (5,6,7 кл.)
Растения теневыносливые (5,6,7 кл.)
Грибы (5,6,7 кл.)
Грибы съедобные (5,6,7 кл.)
Полевые культуры (5,6,7 кл.)
Части растения (5,6,7 кл.)
Деревья, кустарники, травы (5,6,7 кл.)
Зерновые культуры (5,6,7 кл.)
Наглядные пособия:
Гербарий: деревья и кустарники
Хлебные злаки. Болезни хлебных злаков. Технические
культуры
Насекомые-вредители
Коллекция образцов древесины
Муляжи оврага
Муляжи холма
Растительность болот
Набор химической посуды

Муляж «Грибы»
Гербарий: растения тундры
Гербарий: растения степей
Гербарий: корень, стебель, лист
Гербарий: растения лиственных и смешанных лесов
Гербарий: Растения хвойных лесов. Дальневосточная тайга
Гербарий: растения пустынь и полупустынь
Гербарий: Хвойные, цветковые, водоросли
Набор муляжей овощей
Гербарий: деревья Кавказа и Крыма. Садовые растения
Гербарий: растения субтропиков Кавказа и Крыма
Гербарий: хвойные и лиственные деревья
Растения огорода (овощи)
Гербарий: травянистые растения
Муляж «Гортань»
Муляж «Ухо человека»
Муляж «Гигиена зубов»
Муляж «Глаз человека»
Муляж «Нос в разрезе»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».