Профильный труд. Обработка дерева, 9-ый год обучения к АООП ООО для обучающихся с УО

Приложение к АООП ООО для
детей с умственной отсталостью
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2018 г. №23
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 31.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
« Профильный труд. Обработка дерева»
9-ый год обучения

г. Серов, 2021 г.
1





Пояснительная записка
Настоящая программа является частью Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ №26, входит
в содержательный раздел.
Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» для 9 класса разработана в
соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования ( с изменениями).
Тематическое планирование ориентировано на использование учебников «Технология»,
под редакцией Н.В.Синица, В.П.Самородский.
Объем программы
Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» рассчитана на 136 часов ( по 4
часа 34 учебных недели) в 9 классе
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная форма работы
Формы контроля: устный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация: оценка за учебную четверть
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии столяр и выполнению элементарных
видов работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.
формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи
Коррекционная направленность.
В процессе трудового обучения осуществляется: Коррекция отдельных сторон
психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти;
развитие внимания; развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие
словесно логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий; умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою
деятельность. Коррекция - развитие речи: коррекция монологической речи; диалогической речи;
обогащение словаря.

1.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание
взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и
работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение
сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими
трудностями).
Должны знать и понимать:
-основные свойства пиломатериалов и их применение;
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства
пиломатериалов;
2

-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать пиломатериалы, качественно выполнять все виды обработки древесины.
-рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия
(детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из древесины;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и
приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и
разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.

Профильный труд:

Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины,
ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства,
строительства, транспорта, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии
с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и
совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:

3

осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их
целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с
поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и
доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для
удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное
определение
задач
предстоящей
работы
и
оптимальной
последовательности действий для реализации замысла;
прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов
работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение
обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности; способность к самооценке;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром
природы.
2.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
Древесина как природный, конструкционный материал, свойства и область применения.
Пиломатериалы, свойства и область применения. Пороки древесины. Отходы древесины их
рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных
материалов и восстановление лесных массивов. Понятие «изделие» и «деталь». Графическое
изображение деталей и изделий. Технический рисунок, эскиз, чертёж. Правила чтения
чертежей. Технологическая документация. Маршрутная и технологическая карты и их
назначение. Использование ИКТ для подготовки графической и технологической
документации**.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления
изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке изделий из древесины.
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки
древесины и древесных материалов. Основные технологические операции для обработки
древесины и древесных материалов: разметка, пиление, строгание, сверление, долбление,
сборка деталей изделия, контроль качества, столярная и декоративная отделка деталей и
изделий
Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской.
Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины.

Примерные темы практических работ

Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в
материалах и заготовках.
Чтение технических рисунков, эскизов, чертежей деталей и изделий.
Организация рабочего места учащегося.
Ознакомление с видами контрольноизмерительных и разметочных
инструментов , инструментами для ручной обработки
древесины. Ознакомление с видами иррациональными приёмами работы ручными
инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделий из древесины и древесных материалов.
4

Тема 2. Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на
сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приёмы
работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Токарный станок СТД-120М: устройство, назначение. Организация рабочего места для
работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Приёмы
работы на токарном станке. Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды,
назначения, область применения, способы работы.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.

Примерные темы практических работ

Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с
видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов,
применяемых при сверлильных и токарных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приёмами на сверлильном станке.
Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для
обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с
древесиной, проверка станка на холостом ходу.
Ознакомление с видами контрольно-измерительных и разметочных инструментов,
инструментами для токарной обработки древесины. Ознакомление с видами рациональных
приёмов выполнения различных видов токарных работ.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места

Тема 3. Технология
материалов.

декоративно-прикладной

обработки древесины и древесных

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремёсел).
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Выжигание. Выпиливание. Контурная резьба. Разработка изделия с учётом
функционального назначения и эстетических свойств. Освоение приёмов выполнения основных
операций ручными инструментами.
Правила безопасности работ при выполнении декоративно-прикладных работ с
древесиной

Примерные темы практических работ
Организация рабочего места при выполнении декоративно–прикладных работ.
Ознакомление с видами и способами инструментов, применяемых для декоративных
работ.
Ознакомление с инструментами, приспособлениями и приёмами в технике выпиливания
лобзиком.
Ознакомление с инструментами, приспособлениями и приёмами в технике выжигания.
Организация рабочего места для выполнения декоративных работ с древесиной.
Ознакомление с видами рациональных
приёмов выполнения различных видов
декоративных работ.
Изготовление деталей и изделий с применением технологий ручной (декоративной)
обработки материалов.
Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
5

Тема №4. Технология творческой и опытнической деятельности
Выбрать проект. Выполнить проект и проанализировать результат работы. Провести
презентацию проекта. Провести рефлексию после выполненного творческого проекта .
Творческий проект выполнить с учетом ранее изученных технологий с ориентированием на
выпускную работу по технологии.
Тематическое планирование уроков
№
п/п
1

2

Технология ручной обработки древесины и древесных материалов

1.1

Разд
Тема урока
Содержание учебного материала
ел
час
3
4
5
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
Организация рабочего места
Древесина как природный,
учащегося и правила
конструкционный материал,
безопасности в учебной
свойства и область применения.
мастерской.
Пиломатериалы, свойства и
область применения. Пороки
Инструктаж по технике
древесины. Отходы древесины их
безопасности при ручной и
рациональное использование.
механической обработке
Профессии, связанные с
древесины
производством древесины и
Графическая документация .
древесных материалов и
Элементы графической
восстановление лесных массивов.
грамотности.
Понятие «изделие» и «деталь».
Практическая работа
Графическое изображение деталей
Выполнение чертежа детали
и изделий. Технический рисунок,
Выбор материалов.
Технологическая документация эскиз, чертёж. Правила чтения
чертежей. Технологическая
Практическая работа
документация. Маршрутная и
/составление маршрутной
технологическая карты и их
карты/
назначение. Использование ИКТ
Технологическая документация для подготовки графической и
/технологическая и маршрутная технологической документации**.
Виды контрольнокарты/
измерительных
и разметочных
Практическая работа
инструментов для изготовления
Выбор заготовки. Разметка
изделий из древесины. Точность
деталей из древесины
измерений и допуски при
Практическая работа
обработке изделий из древесины.
/Выбор заготовки. Разметка
Столярный верстак, его
деталей изделия./
Пиление и строгание деталей из устройство. Ручные инструменты
и приспособления для обработки
древесины
Практическая работа /Пиление и древесины и древесных
материалов. Основные
строгание деталей проекта/
Сверление, зачистка деталей из технологические операции для
обработки древесины и древесных
древесины
материалов: разметка, пиление,
Практическая работа/
строгание, сверление, долбление,
Сверление, зачистка деталей
сборка деталей изделия, контроль
изделия/
6

Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.

Изготовление деталей изделия
с наладкой инструмента
Практическая работа
Изготовление деталей изделия
с наладкой инструмента
Практическая работа
Сборка деталей изделия
Практическая работа
Отделка деталей изделия
Практическая работа

качества, столярная и
декоративная отделка деталей и
изделий
Организация рабочего
места учащегося и правила
безопасности в учебной
мастерской. Инструктаж по
технике безопасности при ручной
и механической обработке
древесины.

Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.
Устройство сверлильного
Сверлильный станок: устройство,
станка.
назначение. Организация рабочего
Приёмы работы и техника
места для работы на сверлильном
безопасности.
станке. Инструменты и оснастка
для работы на сверлильном
Инструктаж по т/б при работе
станке. Приёмы работы на
на сверлильном станке
сверлильном станке. Правила
безопасного труда при работе на
сверлильном станке.
Устройство токарного станка
Токарный станок СТДСТД 120М.
120М: устройство, назначение.
Техника безопасности.
Организация рабочего места для
работы на токарном станке.
Инструктаж по т/б при работе
Инструменты и оснастка для
на токарном станке СТД
Основные токарные операции и работы на токарном станке.
Приёмы работы на токарном
инструменты. Приёмы работы
станке.
Правила
безопасного
Изготовление изделий из
древесины /токарная обработка/ труда при работе на токарном
станке.
Изготовление изделий из
Современные
древесины
технологические
машины
и
электрифицированные
инструменты: виды, назначения,
область применения, способы
работы.
Экологичность заготовки,
производства
и
обработки
древесины
и
древесных
материалов.
Профессии, связанные с
производством
и
обработкой
древесины
и
древесных
материалов.

Технол
огия
декорат
ивноприкла
дной
обработ
ки
древеси
ны и
древесн
ых
материа
лов.

Технология декоративно-прикладной обработки древесины и древесных материалов.
Выпиливание лобзиком
Практическая работа
Выжигание по дереву.

Традиционные виды декоративноприкладного
творчества
и
народных промыслов России.
7

Практическая работа
Контурная резьба. Практическая
работа
Изготовление изделия с
применением выпиливания и
выжигания.
Практическая работа
Отделка изделий. Практическая
работа
Завершение работы по
изготовлению изделия с
применением резьбы.

Региональные виды декоративноприкладного
творчества
(ремёсел).
Технологии
художественноприкладной
обработки
материалов.
Выжигание.
Выпиливание.
Разработка изделия с учётом
функционального назначения и
эстетических свойств. Освоение
приёмов выполнения основных
операций
ручными
инструментами.
Правила безопасности работ при
выполнении
декоративноприкладных работ с древесиной

Технология творческой и опытнической деятельности
Выбор творческого проекта
Подбор материалов для
выполнения проекта
Выполнение творческого
проекта
Подготовка к презентации
творческого проекта
Презентация творческого
проекта
Рефлексия

8

Выбрать проект. Выполнить
проект и проанализировать
результат работы. Провести
презентацию проекта

Тематическое планирование уроков
«Обработка дерева (древесины)»

№

Разделы и темы программы

«Технология ручной обработки древесины и древесных
материалов».

Кол - во
часов

34 часа

Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов на
основе конструкторской и технологической документации
Инструктаж по т/б при работе ручным столярным инструментом
Лесная деревообрабатывающая промышленность в РФ
Общие сведения о древесине.
Заготовка древесины. Пороки древесины
Виды древесины и пиломатериалов.
Физико – механические свойства древесины
Древесина – как природный материал.
Производство и применение пиломатериалов. Охрана природы
Конструкторско – технологическая документация на изделие.
Чертёж детали. Сборочный чертёж
Графическая документация на детали.
Подготовка ручного деревообрабатывающего инструмента к работе.
Инструктаж по т/б при работе ручным столярным инструментом
Разметка заготовок из древесины.
Пиление древесины столярной ножовкой.
Строгание древесины рубанком.
Сверление древесины ручным инструментом.
Отделка /виды отделки/ изделий из древесины.
Декорирование изделий морилкой, копчением, и др. материалами
Основы конструирования и моделирования изделий из древесины
Изготовление изделий из древесины.
Виды и способы соединения деталей в изделии
Сборка изделий из древесины
Сборка и отделка материалов из древесины.

«Технология машинной обработки древесины и древесных
материалов»

28
часов

Устройство токарного станка СТД для точения древесины и его управление
Инструктаж по т/б при работе на токарном станке СТД
Инструменты : разметочный и рабочий инструмент, резцы
Приёмы работы на токарном станке
Основные токарные операции и инструменты, применяемые при их
выполнении
Практическая работа
Изготовление изделий из древесины /токарная обработка/
Отделка изделий.
Практическая работа
Завершение работы

«Технология художественно-прикладной обработки из древесных
материалов.»
9

40
часов

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов России.
Виды природных материалов и их свойства для художественно-прикладных
работ.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов России при работе с древесиной
Выжигание. Инструменты. Технология выполнения работ при выжигании.
Техника безопасности при работе с электровыжигателем.
Изготовление изделий из древесины в технике пирографии (выжигания)
Выпиливание. Техника выпиливания. Инструменты. Т/б при выпиливании
Организация рабочего места.
Изготовление изделий из древесины в технике прорезной (ажурной резьбы)
Контурная резьба. Инструменты. Технология выполнения работ при
выполнении контурной резьбы
Техника безопасности при выполнении контурной резьбы
Изготовление изделий из древесины в технике контурной резьбы
Изготовление изделий из древесины с использованием разных техник

Технология творческой и опытнической деятельности
Выбор творческого проекта
Подбор материалов для выполнения проекта
Выполнение творческого проекта
Подготовка к презентации творческого проекта
Презентация творческого проекта
Рефлексия
Подведение итогов
Итого

10

32
часа

136
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».