Приложение к АООП ООО для
детей с умственной отсталостью
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2018 г. №23
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 31.08.2021 г.№36/1а
Рабочая программа
« Профильный труд. Обработка дерева»
9-ый год обучения
г. Серов, 2021 г.
1
Пояснительная записка
Настоящая программа является частью Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ №26, входит
в содержательный раздел.
Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» для 9 класса разработана в
соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования ( с изменениями).
Тематическое планирование ориентировано на использование учебников «Технология»,
под редакцией Н.В.Синица, В.П.Самородский.
Объем программы
Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» рассчитана на 136 часов ( по 4
часа 34 учебных недели) в 9 классе
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная форма работы
Формы контроля: устный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация: оценка за учебную четверть
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии столяр и выполнению элементарных
видов работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.
формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые
навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи
Коррекционная направленность.
В процессе трудового обучения осуществляется: Коррекция отдельных сторон
психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти;
развитие внимания; развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие
словесно логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий; умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою
деятельность. Коррекция - развитие речи: коррекция монологической речи; диалогической речи;
обогащение словаря.
1.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание
взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и
работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение
сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими
трудностями).
Должны знать и понимать:
-основные свойства пиломатериалов и их применение;
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства
пиломатериалов;
2
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать пиломатериалы, качественно выполнять все виды обработки древесины.
-рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления
изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия
(детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из древесины;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и
приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и
разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Профильный труд:
Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины,
ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства,
строительства, транспорта, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии
с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и
совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
3
осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их
целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с
поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и
доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов;
создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для
удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное
определение
задач
предстоящей
работы
и
оптимальной
последовательности действий для реализации замысла;
прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов
работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение
обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности; способность к самооценке;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром
природы.
2.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
Древесина как природный, конструкционный материал, свойства и область применения.
Пиломатериалы, свойства и область применения. Пороки древесины. Отходы древесины их
рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных
материалов и восстановление лесных массивов. Понятие «изделие» и «деталь». Графическое
изображение деталей и изделий. Технический рисунок, эскиз, чертёж. Правила чтения
чертежей. Технологическая документация. Маршрутная и технологическая карты и их
назначение. Использование ИКТ для подготовки графической и технологической
документации**.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления
изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке изделий из древесины.
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки
древесины и древесных материалов. Основные технологические операции для обработки
древесины и древесных материалов: разметка, пиление, строгание, сверление, долбление,
сборка деталей изделия, контроль качества, столярная и декоративная отделка деталей и
изделий
Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской.
Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины.
Примерные темы практических работ
Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в
материалах и заготовках.
Чтение технических рисунков, эскизов, чертежей деталей и изделий.
Организация рабочего места учащегося.
Ознакомление с видами контрольноизмерительных и разметочных
инструментов , инструментами для ручной обработки
древесины. Ознакомление с видами иррациональными приёмами работы ручными
инструментами, приспособлениями.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделий из древесины и древесных материалов.
4
Тема 2. Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на
сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приёмы
работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Токарный станок СТД-120М: устройство, назначение. Организация рабочего места для
работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Приёмы
работы на токарном станке. Правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды,
назначения, область применения, способы работы.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Примерные темы практических работ
Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с
видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов,
применяемых при сверлильных и токарных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приёмами на сверлильном станке.
Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для
обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с
древесиной, проверка станка на холостом ходу.
Ознакомление с видами контрольно-измерительных и разметочных инструментов,
инструментами для токарной обработки древесины. Ознакомление с видами рациональных
приёмов выполнения различных видов токарных работ.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места
Тема 3. Технология
материалов.
декоративно-прикладной
обработки древесины и древесных
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремёсел).
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Выжигание. Выпиливание. Контурная резьба. Разработка изделия с учётом
функционального назначения и эстетических свойств. Освоение приёмов выполнения основных
операций ручными инструментами.
Правила безопасности работ при выполнении декоративно-прикладных работ с
древесиной
Примерные темы практических работ
Организация рабочего места при выполнении декоративно–прикладных работ.
Ознакомление с видами и способами инструментов, применяемых для декоративных
работ.
Ознакомление с инструментами, приспособлениями и приёмами в технике выпиливания
лобзиком.
Ознакомление с инструментами, приспособлениями и приёмами в технике выжигания.
Организация рабочего места для выполнения декоративных работ с древесиной.
Ознакомление с видами рациональных
приёмов выполнения различных видов
декоративных работ.
Изготовление деталей и изделий с применением технологий ручной (декоративной)
обработки материалов.
Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
5
Тема №4. Технология творческой и опытнической деятельности
Выбрать проект. Выполнить проект и проанализировать результат работы. Провести
презентацию проекта. Провести рефлексию после выполненного творческого проекта .
Творческий проект выполнить с учетом ранее изученных технологий с ориентированием на
выпускную работу по технологии.
Тематическое планирование уроков
№
п/п
1
2
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
1.1
Разд
Тема урока
Содержание учебного материала
ел
час
3
4
5
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов
Организация рабочего места
Древесина как природный,
учащегося и правила
конструкционный материал,
безопасности в учебной
свойства и область применения.
мастерской.
Пиломатериалы, свойства и
область применения. Пороки
Инструктаж по технике
древесины. Отходы древесины их
безопасности при ручной и
рациональное использование.
механической обработке
Профессии, связанные с
древесины
производством древесины и
Графическая документация .
древесных материалов и
Элементы графической
восстановление лесных массивов.
грамотности.
Понятие «изделие» и «деталь».
Практическая работа
Графическое изображение деталей
Выполнение чертежа детали
и изделий. Технический рисунок,
Выбор материалов.
Технологическая документация эскиз, чертёж. Правила чтения
чертежей. Технологическая
Практическая работа
документация. Маршрутная и
/составление маршрутной
технологическая карты и их
карты/
назначение. Использование ИКТ
Технологическая документация для подготовки графической и
/технологическая и маршрутная технологической документации**.
Виды контрольнокарты/
измерительных
и разметочных
Практическая работа
инструментов для изготовления
Выбор заготовки. Разметка
изделий из древесины. Точность
деталей из древесины
измерений и допуски при
Практическая работа
обработке изделий из древесины.
/Выбор заготовки. Разметка
Столярный верстак, его
деталей изделия./
Пиление и строгание деталей из устройство. Ручные инструменты
и приспособления для обработки
древесины
Практическая работа /Пиление и древесины и древесных
материалов. Основные
строгание деталей проекта/
Сверление, зачистка деталей из технологические операции для
обработки древесины и древесных
древесины
материалов: разметка, пиление,
Практическая работа/
строгание, сверление, долбление,
Сверление, зачистка деталей
сборка деталей изделия, контроль
изделия/
6
Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.
Изготовление деталей изделия
с наладкой инструмента
Практическая работа
Изготовление деталей изделия
с наладкой инструмента
Практическая работа
Сборка деталей изделия
Практическая работа
Отделка деталей изделия
Практическая работа
качества, столярная и
декоративная отделка деталей и
изделий
Организация рабочего
места учащегося и правила
безопасности в учебной
мастерской. Инструктаж по
технике безопасности при ручной
и механической обработке
древесины.
Технология машинной обработки древесины и древесных материалов.
Устройство сверлильного
Сверлильный станок: устройство,
станка.
назначение. Организация рабочего
Приёмы работы и техника
места для работы на сверлильном
безопасности.
станке. Инструменты и оснастка
для работы на сверлильном
Инструктаж по т/б при работе
станке. Приёмы работы на
на сверлильном станке
сверлильном станке. Правила
безопасного труда при работе на
сверлильном станке.
Устройство токарного станка
Токарный станок СТДСТД 120М.
120М: устройство, назначение.
Техника безопасности.
Организация рабочего места для
работы на токарном станке.
Инструктаж по т/б при работе
Инструменты и оснастка для
на токарном станке СТД
Основные токарные операции и работы на токарном станке.
Приёмы работы на токарном
инструменты. Приёмы работы
станке.
Правила
безопасного
Изготовление изделий из
древесины /токарная обработка/ труда при работе на токарном
станке.
Изготовление изделий из
Современные
древесины
технологические
машины
и
электрифицированные
инструменты: виды, назначения,
область применения, способы
работы.
Экологичность заготовки,
производства
и
обработки
древесины
и
древесных
материалов.
Профессии, связанные с
производством
и
обработкой
древесины
и
древесных
материалов.
Технол
огия
декорат
ивноприкла
дной
обработ
ки
древеси
ны и
древесн
ых
материа
лов.
Технология декоративно-прикладной обработки древесины и древесных материалов.
Выпиливание лобзиком
Практическая работа
Выжигание по дереву.
Традиционные виды декоративноприкладного
творчества
и
народных промыслов России.
7
Практическая работа
Контурная резьба. Практическая
работа
Изготовление изделия с
применением выпиливания и
выжигания.
Практическая работа
Отделка изделий. Практическая
работа
Завершение работы по
изготовлению изделия с
применением резьбы.
Региональные виды декоративноприкладного
творчества
(ремёсел).
Технологии
художественноприкладной
обработки
материалов.
Выжигание.
Выпиливание.
Разработка изделия с учётом
функционального назначения и
эстетических свойств. Освоение
приёмов выполнения основных
операций
ручными
инструментами.
Правила безопасности работ при
выполнении
декоративноприкладных работ с древесиной
Технология творческой и опытнической деятельности
Выбор творческого проекта
Подбор материалов для
выполнения проекта
Выполнение творческого
проекта
Подготовка к презентации
творческого проекта
Презентация творческого
проекта
Рефлексия
8
Выбрать проект. Выполнить
проект и проанализировать
результат работы. Провести
презентацию проекта
Тематическое планирование уроков
«Обработка дерева (древесины)»
№
Разделы и темы программы
«Технология ручной обработки древесины и древесных
материалов».
Кол - во
часов
34 часа
Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов на
основе конструкторской и технологической документации
Инструктаж по т/б при работе ручным столярным инструментом
Лесная деревообрабатывающая промышленность в РФ
Общие сведения о древесине.
Заготовка древесины. Пороки древесины
Виды древесины и пиломатериалов.
Физико – механические свойства древесины
Древесина – как природный материал.
Производство и применение пиломатериалов. Охрана природы
Конструкторско – технологическая документация на изделие.
Чертёж детали. Сборочный чертёж
Графическая документация на детали.
Подготовка ручного деревообрабатывающего инструмента к работе.
Инструктаж по т/б при работе ручным столярным инструментом
Разметка заготовок из древесины.
Пиление древесины столярной ножовкой.
Строгание древесины рубанком.
Сверление древесины ручным инструментом.
Отделка /виды отделки/ изделий из древесины.
Декорирование изделий морилкой, копчением, и др. материалами
Основы конструирования и моделирования изделий из древесины
Изготовление изделий из древесины.
Виды и способы соединения деталей в изделии
Сборка изделий из древесины
Сборка и отделка материалов из древесины.
«Технология машинной обработки древесины и древесных
материалов»
28
часов
Устройство токарного станка СТД для точения древесины и его управление
Инструктаж по т/б при работе на токарном станке СТД
Инструменты : разметочный и рабочий инструмент, резцы
Приёмы работы на токарном станке
Основные токарные операции и инструменты, применяемые при их
выполнении
Практическая работа
Изготовление изделий из древесины /токарная обработка/
Отделка изделий.
Практическая работа
Завершение работы
«Технология художественно-прикладной обработки из древесных
материалов.»
9
40
часов
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов России.
Виды природных материалов и их свойства для художественно-прикладных
работ.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов России при работе с древесиной
Выжигание. Инструменты. Технология выполнения работ при выжигании.
Техника безопасности при работе с электровыжигателем.
Изготовление изделий из древесины в технике пирографии (выжигания)
Выпиливание. Техника выпиливания. Инструменты. Т/б при выпиливании
Организация рабочего места.
Изготовление изделий из древесины в технике прорезной (ажурной резьбы)
Контурная резьба. Инструменты. Технология выполнения работ при
выполнении контурной резьбы
Техника безопасности при выполнении контурной резьбы
Изготовление изделий из древесины в технике контурной резьбы
Изготовление изделий из древесины с использованием разных техник
Технология творческой и опытнической деятельности
Выбор творческого проекта
Подбор материалов для выполнения проекта
Выполнение творческого проекта
Подготовка к презентации творческого проекта
Презентация творческого проекта
Рефлексия
Подведение итогов
Итого
10
32
часа
136
часов