Приложение к АООП ООО для детей с умственной отсталостью МБОУ ООШ №26 утвержденной приказом от 31.08.2018 г. №23 Утверждаю. Директор МБОУ ООШ №26 _________А.А. Лонганюк Приказ от 31.08.2021 г.№36/1а Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» 9-ый год обучения г. Серов, 2021 г. 1 Пояснительная записка Настоящая программа является частью Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ №26, входит в содержательный раздел. Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования ( с изменениями). Тематическое планирование ориентировано на использование учебников «Технология», под редакцией Н.В.Синица, В.П.Самородский. Объем программы Рабочая программа « Профильный труд. Обработка дерева» рассчитана на 136 часов ( по 4 часа 34 учебных недели) в 9 классе Формы организации учебной деятельности: индивидуальная форма работы Формы контроля: устный опрос, практическая работа, самостоятельная работа. Промежуточная аттестация: оценка за учебную четверть Цель: Подготовка учащихся к освоению профессии столяр и выполнению элементарных видов работ Достижение цели предполагает решение ряда задач: формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи Коррекционная направленность. В процессе трудового обучения осуществляется: Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие восприятия, представлений, ощущений; развитие памяти; развитие внимания; развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств; формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи: коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Должны владеть компетенциями: - информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде); - социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность); - эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями). Должны знать и понимать: -основные свойства пиломатериалов и их применение; -основные технологические понятия; назначение и технологические свойства пиломатериалов; 2 -назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; -виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций. Должны уметь: - распознавать пиломатериалы, качественно выполнять все виды обработки древесины. -рационально организовывать рабочее место; - составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; - выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; - выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; - соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; - осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - мелкого ремонта изделий из древесины; - создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; - контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; - обеспечения безопасности труда. Профильный труд: Минимальный уровень: знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.); знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы; владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; составление стандартного плана работы; определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий; понимание и оценка красоты труда и его результатов; использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе; эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи; учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей; посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: 3 осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью; осуществление настройки и текущего ремонта инструмента; отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения; владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.); понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы. 2. Содержание учебного предмета Тема 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов Древесина как природный, конструкционный материал, свойства и область применения. Пиломатериалы, свойства и область применения. Пороки древесины. Отходы древесины их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановление лесных массивов. Понятие «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Технический рисунок, эскиз, чертёж. Правила чтения чертежей. Технологическая документация. Маршрутная и технологическая карты и их назначение. Использование ИКТ для подготовки графической и технологической документации**. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины. Точность измерений и допуски при обработке изделий из древесины. Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Основные технологические операции для обработки древесины и древесных материалов: разметка, пиление, строгание, сверление, долбление, сборка деталей изделия, контроль качества, столярная и декоративная отделка деталей и изделий Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины. Примерные темы практических работ Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках. Чтение технических рисунков, эскизов, чертежей деталей и изделий. Организация рабочего места учащегося. Ознакомление с видами контрольноизмерительных и разметочных инструментов , инструментами для ручной обработки древесины. Ознакомление с видами иррациональными приёмами работы ручными инструментами, приспособлениями. Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины и древесных материалов. 4 Тема 2. Технология машинной обработки древесины и древесных материалов. Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приёмы работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке. Токарный станок СТД-120М: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Приёмы работы на токарном станке. Правила безопасного труда при работе на токарном станке. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначения, область применения, способы работы. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Примерные темы практических работ Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах. Ознакомление с устройством, приспособлениями и приёмами на сверлильном станке. Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу. Ознакомление с видами контрольно-измерительных и разметочных инструментов, инструментами для токарной обработки древесины. Ознакомление с видами рациональных приёмов выполнения различных видов токарных работ. Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места Тема 3. Технология материалов. декоративно-прикладной обработки древесины и древесных Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремёсел). Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выжигание. Выпиливание. Контурная резьба. Разработка изделия с учётом функционального назначения и эстетических свойств. Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Правила безопасности работ при выполнении декоративно-прикладных работ с древесиной Примерные темы практических работ Организация рабочего места при выполнении декоративно–прикладных работ. Ознакомление с видами и способами инструментов, применяемых для декоративных работ. Ознакомление с инструментами, приспособлениями и приёмами в технике выпиливания лобзиком. Ознакомление с инструментами, приспособлениями и приёмами в технике выжигания. Организация рабочего места для выполнения декоративных работ с древесиной. Ознакомление с видами рациональных приёмов выполнения различных видов декоративных работ. Изготовление деталей и изделий с применением технологий ручной (декоративной) обработки материалов. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места. 5 Тема №4. Технология творческой и опытнической деятельности Выбрать проект. Выполнить проект и проанализировать результат работы. Провести презентацию проекта. Провести рефлексию после выполненного творческого проекта . Творческий проект выполнить с учетом ранее изученных технологий с ориентированием на выпускную работу по технологии. Тематическое планирование уроков № п/п 1 2 Технология ручной обработки древесины и древесных материалов 1.1 Разд Тема урока Содержание учебного материала ел час 3 4 5 Технология ручной обработки древесины и древесных материалов Организация рабочего места Древесина как природный, учащегося и правила конструкционный материал, безопасности в учебной свойства и область применения. мастерской. Пиломатериалы, свойства и область применения. Пороки Инструктаж по технике древесины. Отходы древесины их безопасности при ручной и рациональное использование. механической обработке Профессии, связанные с древесины производством древесины и Графическая документация . древесных материалов и Элементы графической восстановление лесных массивов. грамотности. Понятие «изделие» и «деталь». Практическая работа Графическое изображение деталей Выполнение чертежа детали и изделий. Технический рисунок, Выбор материалов. Технологическая документация эскиз, чертёж. Правила чтения чертежей. Технологическая Практическая работа документация. Маршрутная и /составление маршрутной технологическая карты и их карты/ назначение. Использование ИКТ Технологическая документация для подготовки графической и /технологическая и маршрутная технологической документации**. Виды контрольнокарты/ измерительных и разметочных Практическая работа инструментов для изготовления Выбор заготовки. Разметка изделий из древесины. Точность деталей из древесины измерений и допуски при Практическая работа обработке изделий из древесины. /Выбор заготовки. Разметка Столярный верстак, его деталей изделия./ Пиление и строгание деталей из устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины Практическая работа /Пиление и древесины и древесных материалов. Основные строгание деталей проекта/ Сверление, зачистка деталей из технологические операции для обработки древесины и древесных древесины материалов: разметка, пиление, Практическая работа/ строгание, сверление, долбление, Сверление, зачистка деталей сборка деталей изделия, контроль изделия/ 6 Технология машинной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия с наладкой инструмента Практическая работа Изготовление деталей изделия с наладкой инструмента Практическая работа Сборка деталей изделия Практическая работа Отделка деталей изделия Практическая работа качества, столярная и декоративная отделка деталей и изделий Организация рабочего места учащегося и правила безопасности в учебной мастерской. Инструктаж по технике безопасности при ручной и механической обработке древесины. Технология машинной обработки древесины и древесных материалов. Устройство сверлильного Сверлильный станок: устройство, станка. назначение. Организация рабочего Приёмы работы и техника места для работы на сверлильном безопасности. станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном Инструктаж по т/б при работе станке. Приёмы работы на на сверлильном станке сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке. Устройство токарного станка Токарный станок СТДСТД 120М. 120М: устройство, назначение. Техника безопасности. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструктаж по т/б при работе Инструменты и оснастка для на токарном станке СТД Основные токарные операции и работы на токарном станке. Приёмы работы на токарном инструменты. Приёмы работы станке. Правила безопасного Изготовление изделий из древесины /токарная обработка/ труда при работе на токарном станке. Изготовление изделий из Современные древесины технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначения, область применения, способы работы. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов. Технол огия декорат ивноприкла дной обработ ки древеси ны и древесн ых материа лов. Технология декоративно-прикладной обработки древесины и древесных материалов. Выпиливание лобзиком Практическая работа Выжигание по дереву. Традиционные виды декоративноприкладного творчества и народных промыслов России. 7 Практическая работа Контурная резьба. Практическая работа Изготовление изделия с применением выпиливания и выжигания. Практическая работа Отделка изделий. Практическая работа Завершение работы по изготовлению изделия с применением резьбы. Региональные виды декоративноприкладного творчества (ремёсел). Технологии художественноприкладной обработки материалов. Выжигание. Выпиливание. Разработка изделия с учётом функционального назначения и эстетических свойств. Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Правила безопасности работ при выполнении декоративноприкладных работ с древесиной Технология творческой и опытнической деятельности Выбор творческого проекта Подбор материалов для выполнения проекта Выполнение творческого проекта Подготовка к презентации творческого проекта Презентация творческого проекта Рефлексия 8 Выбрать проект. Выполнить проект и проанализировать результат работы. Провести презентацию проекта Тематическое планирование уроков «Обработка дерева (древесины)» № Разделы и темы программы «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов». Кол - во часов 34 часа Технология создания изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации Инструктаж по т/б при работе ручным столярным инструментом Лесная деревообрабатывающая промышленность в РФ Общие сведения о древесине. Заготовка древесины. Пороки древесины Виды древесины и пиломатериалов. Физико – механические свойства древесины Древесина – как природный материал. Производство и применение пиломатериалов. Охрана природы Конструкторско – технологическая документация на изделие. Чертёж детали. Сборочный чертёж Графическая документация на детали. Подготовка ручного деревообрабатывающего инструмента к работе. Инструктаж по т/б при работе ручным столярным инструментом Разметка заготовок из древесины. Пиление древесины столярной ножовкой. Строгание древесины рубанком. Сверление древесины ручным инструментом. Отделка /виды отделки/ изделий из древесины. Декорирование изделий морилкой, копчением, и др. материалами Основы конструирования и моделирования изделий из древесины Изготовление изделий из древесины. Виды и способы соединения деталей в изделии Сборка изделий из древесины Сборка и отделка материалов из древесины. «Технология машинной обработки древесины и древесных материалов» 28 часов Устройство токарного станка СТД для точения древесины и его управление Инструктаж по т/б при работе на токарном станке СТД Инструменты : разметочный и рабочий инструмент, резцы Приёмы работы на токарном станке Основные токарные операции и инструменты, применяемые при их выполнении Практическая работа Изготовление изделий из древесины /токарная обработка/ Отделка изделий. Практическая работа Завершение работы «Технология художественно-прикладной обработки из древесных материалов.» 9 40 часов Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Виды природных материалов и их свойства для художественно-прикладных работ. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России при работе с древесиной Выжигание. Инструменты. Технология выполнения работ при выжигании. Техника безопасности при работе с электровыжигателем. Изготовление изделий из древесины в технике пирографии (выжигания) Выпиливание. Техника выпиливания. Инструменты. Т/б при выпиливании Организация рабочего места. Изготовление изделий из древесины в технике прорезной (ажурной резьбы) Контурная резьба. Инструменты. Технология выполнения работ при выполнении контурной резьбы Техника безопасности при выполнении контурной резьбы Изготовление изделий из древесины в технике контурной резьбы Изготовление изделий из древесины с использованием разных техник Технология творческой и опытнической деятельности Выбор творческого проекта Подбор материалов для выполнения проекта Выполнение творческого проекта Подготовка к презентации творческого проекта Презентация творческого проекта Рефлексия Подведение итогов Итого 10 32 часа 136 часов