Русский язык, 7 класс к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
детей с ЗПР
МБОУ ООШ №26
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету

«Литература»

7 класс

г. Серов, 2021 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
(базовый уровень); Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.); учебного плана МБОУ «Дубровская ООШ» Зырянского
района на 2019 – 2020 учебный год. Адаптированная рабочая программа ориентирована на
учебник «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Программа рассчитана на 154 часов. 136 часов в год (34 рабочих недели) + 18 часов добавлено
за счет части учебного плана по выбору участников образовательных отношений для выработки
орфографических и пунктуационных навыков по темам, изученным в 7 классе.
В 7 классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с
задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, обучающемуся
рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ним строится на основе
индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий,
последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению
задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для
выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности
обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою
родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство
получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения
морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой
культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности
родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных
целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой
компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы
2

коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к
осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех
видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и
осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского
литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения
словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением
и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает
систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается
систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей
достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений,
наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков
связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает
работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая
осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и
сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему,
составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать
языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного
чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием
речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова,
различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и
понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает
логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения
необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике
как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических
словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета,
культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национальнокультурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой,
лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Использование личностно ориентированных технологий (проблемного обучения,
проектных технологий, интерактивных форм обучения) позволяет реализовывать системнодеятельностный подход. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой
подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за
умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Проблемное
обучение может быть реализовано в уроке-исследовании. Проектные технологии в применении
метода проектов с использованием ИКТ. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам
ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход
3

решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем
самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся,
постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
8

Название раздела

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Кол-во
Из них кол-во часов, отведённых на практическую
часов на
часть и контроль
изучение
Лабор.
Практ.
Сочинения,
Контрол.
раздела
раб
раб
изложения
раб
1
-

Русский язык как
развивающееся явление
Повторение изученного в
V-VI классах
Текст и стили речи
Морфология и
орфография. Культура
речи
Причастие
Деепричастие
Наречие
Учебно-научная речь
Категория состояния
Служебные части речи.
Предлог.
Союз
Частица
Междометие
Повторение и
систематизация
изученного в V-VII
классах
ИТОГО:

7

-

-

1

-

6
-

-

-

-

1
-

28
10
23
3
8
12

-

-

5
1
1
1
1

1
1
2
1
1

16
18
7
15

-

-

1
3
-

2
1
1
2

154

-

-

14

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
4

Предметные результаты:
Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять минипроект;
публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с
выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с
заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль,
логику изложения учебно-научного, разговорного, художественного аудиотекстов,
распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной
форме;
• передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в
форме плана, ученического изложения.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и
комментировать её в устной форме.
Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и
воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов
(видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными
источниками;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации
учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
5

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной сфере общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного
общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной
коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в
форме ученического изложения и плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику.
Ученик получит возможность научиться:
• писать сочинения, изложения;
• составлять планы, доклады.
Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения
смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как
речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана,
тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом
требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в
беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно-научные,
тексты художественной литературы;
• различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи
(сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и
синтаксических средств;
6

• создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебнонаучные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах,
разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы,
истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и
в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других
языков;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать
и
самостоятельно
составлять
словообразовательные
пары
и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая
смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и
оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность
слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение
слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в
речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,
эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
7

Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать
эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и
оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных
стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе
мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и
смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать
их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей
речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью
графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
8

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные результаты:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать
способы их преодоления;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять последовательность
промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим
стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в случае
расхождения с эталоном;
- составлять план и последовательность действий, создавать алгоритмы деятельности при
решении проблем различного характера;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы, уметь оценивать результаты выполненного задания по учебнику;
- уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и
неизвестного, осознавать качество и уровень усвоения;
- формулировать и удерживать учебную цель, задачи, применять установленные правила в
планировании способа решения;
- самостоятельно искать средства осуществления цели;
- владеть волевой саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии;
- уметь прогнозировать результат;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной
задачи;
- организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать
её по критериям, выработанным в классе;
- самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели;
- находить и исправлять свои ошибки;
- оценивать результат конечной работы,
необходимость дальнейшей работы (свои
индивидуальные проблемы), оценивать результаты урока в целом.
Познавательные результаты:
- определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать
предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
- давать определение понятиям;
- работать со словарями, находить в них нужную информацию;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить
9

логическую цепь рассуждений; владеть основами смыслового чтения текста, подводить
языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- работать с учебным текстом, задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради
письменные работы в соответствии с принятыми нормами;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ
действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения
поставленной задачи;
- уметь искать и выделять необходимую, существенную информацию;
- уметь структурировать знания;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов);
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
- уметь формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- уметь классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по
таблице;
- уметь делать выводы на основе наблюдений;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых
задач;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные результаты:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
строить понятные высказывания;
- грамотно задавать вопросы, в том числе уточняющие, адекватно использовать средства
устного общения для решения коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и
приходить к общему решению совместной деятельности;
- уметь строить монологическое высказывание с учётом речевой ситуации, владеть
диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- уметь осуществлять рефлексию своих действий;
- уметь с полнотой и ясностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

№
1
2
3
4
5
6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Русский язык как развивающееся явление
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VI КЛАССАХ (6+1РР)
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный
разбор слова.

Дата

10

7
8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

РР. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» (упр.
48)

9
10
11
12
13
14

15
16-17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27
28-29
30
31
32
33
34
35-36
37
38
39-40
41
42
43
44
45
46

Корекционная работа: составление предложений.
ТЕКСТЫ И СТИЛИ РЕЧИ (4+2РР)
Текст. РР. Диалог как текст. Виды диалога.
Стили литературного языка.
Публицистический стиль. РР. Публицистическое выступление (упр.71)

Контрольный диктант
Коррекционная работа: анализ контрольных работ, работа над
ошибками.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Причастие (23+5РР)
Причастие как часть речи
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
РР. Описание внешности человека (упр.93)

Коррекционная работа: чтение вслух.
Действительные и страдательные причастия . Краткие и полные
страдательные причастия
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
РР. Описание игрушки (упр. 136)
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в
кратких отглагольных прилагательных.
РР. Выборочное изложение «Судьба человека» (упр. 151)

Коррекционная работа: фотодиктант.
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание не с причастиями
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени
РР. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (упр. 166167)
Повторение по теме «Причастие»

Контрольный диктант по теме «Причастие»
Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над
ошибками.
Деепричастие (9+1РР)
Деепричастие как часть речи
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание не с деепричастиями
Деепричастия несовершенного вида
11

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57-58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
67
69-70
71
72-73
74
75
76
77
78

Деепричастия совершенного вида

РР. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (упр. 209)
Морфологический разбор деепричастия
Повторение по теме «Деепричастие»

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
Анализ контрольного диктанта
Наречие (20+3РР)
Наречие как часть речи
Разряды наречий
Степени сравнения наречий
Морфологический разбор наречия
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е

Контрольный диктант по теме «Наречие»
РР. Описание действий (упр. 264)
Коррекционная работа: составление текста
Буквы о и е после шипящих на конце наречий
Буквы о и а на конце наречий
РР. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр. 273)
Коррекционная работа: орфографический разбор
Дефис между частями слова в наречиях
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных
от существительных и количественных прилагательных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Повторение по теме «Наречие»

Контрольный диктант по теме «Наречие»
Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над
ошибками
Учебно-научная речь (3РР)
РР. Отзыв
РР. Учебный доклад (упр.312)
Коррекционная работа: составление текста
Категория состояния (6+2РР)

79

Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие
части речи

80

РР. Употребление слов категории состояния в художественной речи
(упр. 319)

81

Коррекционная работа: конструирование словосочетаний и
предложений

82
83
84
85

Морфологический разбор категории состояния
РР. Сжатое изложение «Мещёрский край» (упр. 322)

86
87

Коррекционная работа: чтение встлух
Контрольный тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория
состояния».
Коррекционная работа: анализ контрольного теста, работа над
ошибками
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные и служебные части речи
Предлог (10+1РР)
12

88
89
90-91
92
93
94
95
95
97
98

Предлог как часть речи
Употребление предлогов
Непроизводные и производные предлоги
Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога

РР. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная
площадка» (упр. 348)
Коррекционная работа: фотодиктант
Слитное и раздельное написание производных предлогов

Контрольная работа по теме «Предлог»
Коррекционная работа: анализ контрольной работы, работа над
ошибками
Союз (14+2РР)

99
100
101
102

Союз как часть речи
Простые и составные союзы
Союзы сочинительные и подчинительные

103

Запятые между простыми предложениями в союзном сложном
предложении.
Сочинительные союзы

104105
106
107
108

РР. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в
художественной речи.

Подчинительные союзы
Морфологический разбор союза

РР. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик»
(упр. 384)

109
110
111
112
113
114

Коррекционная работа: орфографическое чтение
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

115
116
117118
119
120

Частица как часть речи
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Смыслоразличительные частицы

121
122
123
124125
126
127
128

Повторение сведений о предлогах и союзах

Контрольная работа по теме «Союз»
Контрольный диктант по темам «Предлог» и «Союз»
Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над
ошибками
Частица (15+3РР)

Раздельное и дефисное написание частиц

РР. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Конец зимы.
Полдень» (упр. 426)
РР. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»
Коррекционная работа: орфографический разбор
Морфологический разбор частицы.
Отрицательные частицы не и ни
Различение частицы не и приставки не-

РР. Сочинение–рассказ по данному сюжету (упр. 446)
Коррекционная работа: конструирование словосочетаний и
13

129
130
131
132

предложений
Частица ни, приставка ни, союз ни… ни
Повторение по теме «Частица»

Контрольный диктант по теме «Частица»
Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над
ошибками
Междометие (7)

133
134
135
136
137
138
139

Междометие как часть речи
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
Производные междометия. Звукоподражательные слова
Междометия и другие части речи
Повторение по теме «Междометие»

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
Коррекционная работа: анализ контрольной работы, работа над
ошибками
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ (14+1РР)

140141
142
143
144
145146
147
148
149
150
151
152
153
154

Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная
речь.
Фонетика. Графика
Лексика и фразеология
Морфемика. Словообразование
Морфология
Орфография
Синтаксис

РР. Доклад о музыкальном произведении (упр. 510)
Коррекционная работа: чтение вслух
Пунктуация

Контрольный диктант
Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над
ошибками
Итоговая контрольная работа

Приложение 1. Коррекционная работа
В 7 классе обучается ребёнок, для которого согласно заключению ПМПК
рекомендовано обучение по программе 7 вида (для детей с ЗПР: задержкой психического
14

развития 7.1). Учитывая индивидуальные особенности обучающегося, изучение тем даётся на
базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для
основной образовательной школы. Ребёнок с программой обучения 7.1. обучается по общему с
детьми без ОВЗ учебному плану, его особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной
работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Обучение русскому языку ведётся
с использованием учебника «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2
ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение,
2017. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия
детей с ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал,
практические задания представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет
осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании:
словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные
обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем;
репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность
осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных
интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих
деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебнопознавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в
постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах
деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов,
трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных
задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего
образования, которые определяются особенности психического развития детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к
психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет
применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих
оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ
общего образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку,
который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно
определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную
стимуляцию к обучению;
15

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания,
требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять
обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь
предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей,
затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение
элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия,
понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов,
образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных
положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание
выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося
на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий:
предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я
сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного
отчета обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и
закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка
условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые
отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо
выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической
направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает
следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики
и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие
внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о
времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по
словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
16

преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».