Биология, 5-9 классы, к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26.
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для 5 - 9 классов

г. Серов, 2021 г.
1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ
ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Настоящая адаптированная основная образовательная программа разработана для
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология » В 5-9 КЛАССАХ
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за
живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и
явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы
в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ

здорового образа жизни в быту;
 ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации
и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее
содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
 объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
2

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-

популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и
выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;

3

 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой

доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
 находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов
риска на здоровье человека.
 создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального

природопользования, и пути решения этих проблем;
 находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
4

 создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики,
экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
в 5-7 классах
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература».
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила
работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ,
движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и
изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки.
Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка.
Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов.
Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства
живой природы.
Среды жизни.
5

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов
к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде.
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни
в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с
цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные
органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия
обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения.
Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение
корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега.
Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и
генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель.
Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды
опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня.
Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Жизнедеятельность цветковых растений.
Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии:
почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов
обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений.
Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное
размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.
Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.
Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и
многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и
Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л.

Пастера.

Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни
человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении
грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в
природе и жизни человека.
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных.
Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды
обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных
(раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в
природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими
простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
6

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и
жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика.
Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути
заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение
моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение
членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их
значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их
значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний
животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение
насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности
человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики
возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые:
медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип
Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и
внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у
рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.
Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и
распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение
земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в
природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение
пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности
внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.
Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц .Экологические группы птиц.
Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.

Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни
млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих.
Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие
млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры
борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных.
Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих.
Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы
7

домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.

Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Человек и его здоровье.
Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение,
химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма
человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны,
нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития
головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной
системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение.
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение,
рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение.
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав
крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови.
Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок
в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение,
функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца.
Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен
в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и
слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение
в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание
8

питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в
изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы
тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы
оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды.
Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в
планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым
путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая
нервная
деятельность
человека,
работы
И. М. Сеченова,
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их
значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и
бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и
мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и

энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных
форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в

окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Общие биологические закономерности.
Биология как наука.
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.
Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
9

Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты

как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка.
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из
причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития
организмов.
Организм.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и
регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов.
Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.
Вид.
Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как
форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности,

изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений
и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы.
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация
живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи
в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема
(биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.
Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И.
Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и
роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение
охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную
жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:
1.
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
2.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
3.
Изучение органов цветкового растения;
4.
Изучение строения позвоночного животного;

5.

Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
Изучение строения водорослей;
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
Определение признаков класса в строении растений;

13.
семейств;

Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух
10

14.
15.
16.

Изучение строения плесневых грибов;
Вегетативное размножение комнатных растений;
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

17.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением
и реакциями на раздражения;
18.
Изучение строения раковин моллюсков;
19.
Изучение внешнего строения насекомого;
20.
Изучение типов развития насекомых;
21.
Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
22.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
23.
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1.
Многообразие животных;
2.
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
3.
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4.
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в
природу, зоопарк или музей).
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его
здоровье»:
1.
Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

2.
3.

Изучение строения головного мозга;
Выявление особенностей строения позвонков;

4.
5.

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;
Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

6.
7.

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

8.
Изучение строения и работы органа зрения.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические
закономерности»:
1.
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
2.
Выявление изменчивости организмов;
3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение и описание экосистемы своей местности.

2.
3.

Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).
Естественный отбор - движущая сила эволюции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11

5 класс.
Биология. Бактерии, грибы, растения
№
п\п

Тема

1

Введение

Колво
часов
8

№
Тема урока
урок
а
1
Биология как наука

2

2

Роль биологии в познании
окружающего мира.

3

3

Охрана
объектов.

4
6

4
6

7

7

Свойства живых организмов .
Основные царства живой
природы.
Среда обитания организмов.

8

8

9

Клеточное
строение
организмов

6

1

10

2

11
12

3
4

биологических

Содержание
Биология как наука.
Методы изучения живых
организмов.
Правила
работы
в
кабинете
биологии,
с
биологическими
приборами
и
инструментами
Свойства
живых
организмов
(структурированность,
целостность,
обмен
веществ,
движение,
размножение, развитие,
раздражимость,
приспособленность,

Экскурсия Осенние явления в
природе.»
экоторопа
на
территории школы.
и
Устройство увеличительных наследственность
изменчивость
)
их
приборов
проявление у растений,
Л.Р. Изучение устройства животных, грибов и
увеличительных приборов и бактерий.
Среда
обитания.
правил работы с ними;
Факторы
среды
обитания.
Места
Строение клетки
обитания.
Химический состав
Приспособления
организмов к жизни в
наземно-воздушной
среде. Приспособления
организмов к жизни в
водной
среде.
Приспособления
организмов к жизни в
почвенной
среде.
Приспособления
организмов к жизни в
организменной
среде.

Растительный
и
животный мир родного
края.

Клетка–основа строения
и
жизнедеятельности
организмов.
История

изучения
клетки.
Методы
изучения
клетки. Строение и
жизнедеятельность
12

13

5

Жизнедеятельность клетки,
деление ,рост.

14

6

Ткани организмов.

клетки. Клеточные и
неклеточные
формы
жизни.
Организм.
Классификация
организмов. Принципы
классификации.
Одноклеточные
и
многоклеточные
организмы.
Основные
царства живой природы.

Ткани организмов.
15

Царство
Бактерии

3

1

16

2

17

3

Бактерии, их строение и
жизнедеятельность.
Роль бактерий в природе,
жизни человека.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых
бактериями.

Бактерии, их строение и
жизнедеятельность. Роль
бактерий в природе,
жизни человека. Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых
бактериями.
Значение

работ Р. Коха и Л.
Пастера

18
19
20

Царство Грибы

6

1
2
3

21

4

22
23

5
6

Общая характеристика грибов.
Шляпочные грибы.
Плесневелые
грибы
и
дрожжи.
Роль грибов в природе, жизни
человека.
Грибы-паразиты.
Съедобные и ядовитые грибы.
Экскурсия по экотропе (стенд
№ 6)

Отличительные
особенности
грибов.
Многообразие грибов.
Роль грибов в природе,
жизни человека. Грибыпаразиты. Съедобные и
ядовитые грибы. Первая
помощь при отравлении
грибами.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых грибами

13

24
25
26
27

Царство
Растения

12

1
2
3
4

28

5

29
30

6
7

31

8

32

9

33

10

34

11

35

12

Классификация растений.
Водоросли – низшие растения.
Многообразие водорослей.
Лишайники, их роль в
природе и жизни человека.
Высшие споровые растения –
мхи.
Папоротники.
Хвощи,
плауны,
отличительные особенности.
Отдел
Голосеменные,
отличительные особенности
Многообразие голосеменных
на Земле.
Отдел
Покрытосеменные
(Цветковые), отличительные
особенности.
Многообразие Цветковых, их
значение.
Происхождение
растений.
Основные этапы развития
растительного мира.

Многообразие
и
значение растений в
природе
и
жизни
человека.
Общее
знакомство
с
цветковыми растениями.
Растительные ткани и
органы
растений.
Вегетативные
и
генеративные
органы.
Жизненные
формы
растений.
Классификация
растений. Водоросли –
низшие
растения.
Многообразие
водорослей. Лишайники,
их роль в природе и
жизни человека.
Высшие
споровые
растения
(мхи,
папоротники,
хвощи,
плауны), отличительные
особенности
и
многообразие.
Отдел
Голосеменные,
отличительные
особенности
и
многообразие.
Отдел
Покрытосеменные
(Цветковые),
отличительные
особенности.
.

6 класс.
Многообразие покрытосеменных растений
№
п\п

Тема

1

Строение и
многообразие
растений

Колво
часов
16

№
Тема урока
урок
а
1
Семя. Строение семени.
2

2
3

3

4
5
6

4
5
6

Содержание

Семя. Строение семени.
Корень. Зоны корня.
Виды
корней.
Корневые Виды корней. Корневые
системы.
Значение
системы.
корня.
Видоизменения
Зоны (участки) корня..
корней.
Побег.
Видоизменения корней
Генеративные
и
Побег. Почка.
вегетативные
побеги.
Внешнее строение листа.
Строение
побега.
14

7

7

8

8

9
10

9
10

11

11

12
13

12
13

14
15
16

14
15

Распространение плодов.
Строение и значение плода.

16

Опыление. Виды опыления.

1

Процессы жизнедеятельности
растений.
Почвенное питание.
Воздушное
питание
(фотосинтез).
Дыхание.
Испарение . Листопад.
Транспорт веществ.
Прорастание семян.
Способы
размножения
растений.
Размножение
споровых
растений.
Половое
размножение
растений.
Космическая роль зеленых
растений.

17

Жизнь
растений

11

18
19

2
3

20
21
22
23
24

4
5
6
7
8

25

9

26

10

27

11

28
29

Классификаци
я растений

4

1

Микроскопическое
листа

строение Разнообразие и значение
побегов.
Видоизмененные побеги.
Почки. Вегетативные и
Видоизменение листьев.
генеративные
почки.
Строение стебля.
Строение
листа.
Строение стебля.
Листорасположение.
Экскурсия по экотропе ( стенд
Жилкование
листа.
№ 2)
Стебель.
Строение
и
Строение и значение цветка.
значение
стебля.
Строение
и
значение
Соцветия.
Соцветия.
Строение и значение плода. цветка.
Опыление.
Виды
Многообразие плодов.
опыления. Строение и
значение
плода.
Многообразие плодов.
Распространение плодов.

Основы
растений.

Процессы
жизнедеятельности
растений.
Обмен
веществ и превращение
энергии:
почвенное
питание и воздушное
питание
(фотосинтез),
дыхание,
удаление
конечных
продуктов
обмена
веществ.
Транспорт
веществ.
Движения.
Рост,
развитие и размножение
растений.
Половое
размножение растений.

Оплодотворение
у
цветковых
растений.
Вегетативное
размножение растений.
Приемы выращивания и
размножения растений и
ухода
за
ними.
Космическая
роль
зеленых растений.

систематики Классы Однодольные и
Двудольные.
Многообразие

15

2

Классы
Однодольные
Двудольные.

30

3

31

4

Многообразие
растений.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых
растениями.
Растительные сообщества.
Среды обитания растений.
Сезонные явления в жизни
растений.
Охрана растений.

32
33
34

Природные
сообщества

4

35

1
2
3
4

и цветковых
растений.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых растениями.
цветковых

Условия
обитания
растений. Растительные
сообщества. Жизненные
формы
растений.
Сезонные явления в
жизни растений. Охрана
растений.

7 класс.
Биология. Животные
№
п\п

Тема

1

Введение

Колво
часов
2

2

3

№
урок
а
1
2

Простейши
е

3

1

4

2

5

3

6
7

Тип
Кишечнопо
лостные.

3

8

9
10

1
2
3

Типы
червей.

4

1
2

Тема урока

Содержание

Общее
знакомство
с
животными. Многообразие и
классификация животных.
Среды обитания животных.
Сезонные явления в жизни
животных.

Животные ткани, органы и системы
органов
животных.
Организм

животного как биосистема.

Поведение
животных
(раздражимость,
рефлексы
и
инстинкты).
Разнообразие
отношений животных в природе.
Значение животных в природе и
жизни человека.

Общая
характеристика
простейших. Происхождение
простейших.
Значение
простейших
в
природе и жизни человека.
Пути заражения человека и Меры профилактики заболеваний,
животных паразитическими вызываемых
одноклеточными
простейшими.
животными.
Многоклеточные животные.
Общая характеристика типа
Кишечнополостные.
Регенерация

Происхождение
кишечнополостных.
Значение кишечнополостных
в природе и жизни человека.
Тип Плоские черви, общая
характеристика.
Тип Круглые черви, общая
характеристика.
16

11

3

Тип Кольчатые черви, общая
характеристика.
Значение
дождевых
червей
в
почвообразовании.

Происхождение червей.
12

13

4

Тип
Моллюски

3

14
15
16

1
2
3

Тип
Членистоно
гие

6

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

Тип
Хордовые.

14

1

23

2

24

3

Паразитические плоские и
круглые
черви.
Пути
заражения
человека
и
животных паразитическими
червями.
Общая характеристика типа
Моллюски.
Многообразие моллюсков.
Происхождение моллюсков и
их значение в природе и
жизни человека
Общая характеристика типа
Членистоногие.

Пути заражения человека и
животных паразитическими червями.
Меры профилактики заражения.

Среды жизни. Происхождение
членистоногих. Охрана
членистоногих.
Класс
Ракообразные. Значение ракообразных в природе и
Особенности строения и жизни человека.
жизнедеятельности
ракообразных.
Класс
Паукообразные. Значение паукообразных в природе
Особенности строения и и жизни человека.
жизнедеятельности
паукообразных, их значение
в природе и жизни человека.
Клещи
–
переносчики
возбудителей
заболеваний
животных и человека. Меры
профилактики.
Класс
Насекомые. Поведение насекомых, инстинкты.
Особенности строения и
жизнедеятельности
насекомых.
Значение
насекомых
в Насекомые – вредители. Меры по
природе
и сокращению
численности
сельскохозяйственной
насекомых-вредителей. Насекомые,
деятельности человека.
снижающие численность вредителей
растений. Насекомые – переносчики
возбудителей и паразиты человека и
домашних
животных.
Одомашненные
насекомые:
медоносная
пчела
и
тутовый
шелкопряд.
Общая характеристика типа
Хордовых.
Подтип
Бесчерепные.
Ланцетник.
Подтип
Черепные,
или
Позвоночные.
Общая
характеристика
надкласса
17

25

4

26

5

27

6

28

7

29

8

Рыбы.
Места обитания и внешнее Особенности внутреннего строения и
строение рыб.
процессов жизнедеятельности у рыб
в связи с водным образом жизни.
Размножение и развитие и миграция
рыб
в
природе.
Основные
систематические группы рыб
Значение рыб в природе и
жизни
человека.
Рыбоводство
и
охрана
рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая Места обитания и распространение
характеристика
класса земноводных.
Земноводные.
Особенности внешнего строения в
связи с образом жизни. Внутреннее
строение земноводных. Размножение
и
развитие
земноводных.
Происхождение
земноводных.
Многообразие
современных
земноводных.
Класс Пресмыкающиеся.
Места
обитания,
особенности
Общая характеристика
внешнего и внутреннего строения
класса Пресмыкающиеся.
пресмыкающихся.
Размножение
пресмыкающихся. Происхождение и
многообразие
древних
пресмыкающихся.
Значение
пресмыкающихся в природе и жизни
человека.
Класс Птицы. Общая
Места обитания и особенности
характеристика класса
внешнего
строения
птиц.
Птицы.
Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности
птиц.
Размножение и развитие птиц.

Сезонные явления в жизни птиц .

30

9

Экологические группы птиц.
Происхождение птиц.

Значение птиц в природе и жизни
человека.
Охрана
птиц.
Птицеводство. Домашние птицы,

приемы выращивания и ухода за
птицами
31

10

Класс Млекопитающие.
Общая характеристика
класса Млекопитающие.
Особенности внешнего
строения, скелета и
мускулатуры
млекопитающих.

32

11

33

12

Происхождение
млекопитающих.
Многообразие
млекопитающих.

34

13

Экологические группы
млекопитающих.

Среды жизни млекопитающих
Органы полости тела. Нервная
система
и
поведение
млекопитающих,
рассудочное
поведение. Размножение и развитие
млекопитающих.
Млекопитающие
–
переносчики
возбудителей опасных заболеваний.
Меры борьбы с грызунами. Меры
предосторожности и первая помощь
при укусах животных.
Сезонные
явления
в
жизни
млекопитающих. Происхождение и
18

35

14

Сезонные явления в жизни
млекопитающих нашей
местности. Экскурсия по
экотропе ( стенд № 3)
Охрана
млекопитающих.
Важнейшие
породы
домашних млекопитающих.

значение млекопитающих.

Приемы выращивания и ухода за
домашними
млекопитающими.

Многообразие
птиц
млекопитающих родного края

и

8 класс
№
п\п

Тема

1

Введение.
Науки,
изучающие
организм
человека

2

Колво
часов
3

№
Тема урока
урок
а
1
Научные методы изучения
человеческого организма.
2
3

Биологические науки.
Основные признаки живого.
Уровни организации живой
природы.

Содержание
Значение знаний об особенностях
строения
и
жизнедеятельности
организма
человека
для
самопознания и сохранения здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения
человеческого
организма
(наблюдение,
измерение,
эксперимент).
Научные
методы
изучения, применяемые в биологии:
наблюдение, описание, эксперимент.
Гипотеза,
модель,
теория,
их
значение
и
использование
в
повседневной жизни. Биологические
науки.
Роль
биологии
в
формировании естественно-научной
картины мира. Основные признаки
живого. Уровни организации живой
природы. Живые природные объекты

как система. Классификация живых
природных объектов.
3
4

Происхожд
ение
человека

3

2

5
6

7

1

3
Строение
организма

4

Место человека в системе
животного мира.
Происхождение
современного человека.
Расы.

1

Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и
развития организмов.

2

Строение, химический
состав.

Место человека в системе животного
мира. Сходства и отличия человека и
животных. Особенности человека как
социального
существа.
Происхождение
современного
человека. Расы.
Клетка
–
основа
строения,
жизнедеятельности
и
развития
организмов. Строение, химический
состав, жизненные свойства клетки.
Ткани, органы и системы органов
организма человека, их строение и
19

8

3

9

4

10
11
12
13

Опорнодвигательн
ая система

5

2
3
4

14

15
16

1

5

Внутренняя
среда
организма

4

17
18

1
2
3
4

Ткани, их строение и
функции.
Внутренняя среда организма
.

функции. Организм человека как
биосистема.
Внутренняя
среда
организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).

Опорно-двигательная
система: строение, функции.
Кость. Соединение костей.
Скелет человека.
Мышцы и их функции.
Гиподинамия.
Профилактика травматизма.

Опорно-двигательная
система:
строение,
функции.
Кость:
химический состав, строение, рост.
Соединение костей. Скелет человека.
Особенности
скелета
человека,
связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью. Влияние
факторов окружающей среды и
образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение
физических
упражнений
для
правильного формирования скелета и
мышц. Гиподинамия. Профилактика
травматизма. Первая помощь при
травмах
опорно-двигательного
аппарата.
Функции
крови
и
лимфы.
Поддержание
постоянства
внутренней среды. Гомеостаз. Состав
крови. Форменные элементы крови:
эритроциты,
лейкоциты,
тромбоциты. Группы крови. Резусфактор.
Переливание
крови.
Свертывание крови. Иммунитет.
Факторы, влияющие на иммунитет.

Функции крови и лимфы.
Состав крови. Форменные
элементы крови.
Группы крови. Резус-фактор.
Иммунитет.

Значение работ Л.Пастера и И.И.
Мечникова в области иммунитета.
19
20
21
22

Кровеносна
яи
лимфатичес
кая
системы
организма

5

2
3
4

23

24

1

5

Дыхание

4

1

25
26

2
3

27

4

Кровеносная и
лимфатическая системы:
строение, функции.
Строение сосудов. Строение
и работа сердца.
Давление крови.
Профилактика сердечнососудистых заболеваний.
Приемы оказания первой
помощи при кровотечениях.
Дыхательная система:
строение и функции.
Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Вред
табакокурения.
Первая помощь при
остановке дыхания, спасении
утопающего, отравлении

Роль
прививок
в
борьбе
с
инфекционными заболеваниями.
Кровеносная
и
лимфатическая
системы:
строение,
функции.
Строение сосудов. Движение крови
по сосудам. Строение и работа
сердца. Сердечный цикл. Пульс.
Давление крови. Движение лимфы по
сосудам.
Гигиена
сердечнососудистой системы. Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний.
Виды
кровотечений,
приемы
оказания первой помощи при
кровотечениях.
Дыхательная система: строение и
функции. Этапы дыхания. Легочные
объемы. Газообмен в легких и
тканях. Регуляция дыхания. Гигиена
дыхания.
Вред
табакокурения.
Предупреждение
распространения
инфекционных
заболеваний
и
соблюдение мер профилактики для
20

28

Пищеварен
ие

6

1

29

2

30

3

31

4

32

5

33

6

34
35

Обмен
веществ и
энергии

4

2

36
37

38
39
40

3
4

Покровные
органы.
Терморегул
яция.
Выделение

4

1
2
3

41

42

1

4

Нервная
система

6

1

43

2

44
45

3
4

угарным газом

защиты собственного организма.
Первая помощь при остановке
дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.

Питание. Пищеварение
Пищеварительная система:
строение и функции.
Обработка пищи в ротовой
полости.
Пищеварение в желудке.
Желудочный сок.
Пищеварение в тонком
кишечнике
Всасывание питательных
веществ.
Вклад Павлова И. П. в
изучение пищеварения.

Питание.
Пищеварение.
Пищеварительная система: строение
и
функции.
Ферменты,
роль
ферментов
в
пищеварении.
Обработка пищи в ротовой полости.
Зубы и уход за ними. Слюна и
слюнные
железы.
Глотание.
Пищеварение
в
желудке.
Желудочный
сок.
Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике.
Роль печени и поджелудочной
железы в пищеварении. Всасывание
питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике.
Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения.
Гигиена
питания,
предотвращение
желудочнокишечных заболеваний.
Обмен веществ и превращение
энергии. Две стороны обмена
веществ
и
энергии.
Обмен
органических
и
неорганических
веществ. Витамины. Проявление
гиповитаминозов и авитаминозов, и
меры
их
предупреждения.
Энергетический обмен и питание.
Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.

Обмен веществ и
превращение энергии.
Обмен органических и
неорганических веществ.
Витамины.
Энергетический обмен и
питание. Регуляция обмена
веществ

Покровы тела.
Роль кожи в процессах
терморегуляции.
Мочевыделительная система:
строение и функции.
Заболевания органов
мочевыделительной системы
и меры их предупреждения.

Регуляция функций
организма. Нервная система.
Нейроны, нервы, нервные
узлы.
Спинной мозг.
Головной мозг

Поддержание

температуры

тела.

Терморегуляция
при
разных
условиях среды. Покровы тела. Уход
за кожей, волосами, ногтями. Роль
кожи в процессах терморегуляции.
Приемы оказания первой помощи
при травмах, ожогах, обморожениях
и
их
профилактика.
Мочевыделительная
система:
строение и функции. Процесс
образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов
мочевыделительной системы и меры
их предупреждения.
Регуляция
функций
организма,
способы регуляции. Механизмы
регуляции
функций.
Нервная
система:
центральная
и
периферическая, соматическая и
вегетативная.
Нейроны,
нервы,
21

46

5

47

6

48
49
50

Анализатор
ы. Органы
чувств

5

1
2
3

51

4

52

5

53
54
55

Высшая
нервная
деятельнос
ть
Поведение
Психика

6

1
2
3

56
57

4
5

58

6

Большие полушария
головного мозга.
Нарушения деятельности
нервной системы и их
предупреждение.

Органы чувств и их значение
в жизни человека.
Глаз и зрение.
Нарушения зрения и их
предупреждение.
Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха.
Органы равновесия,
мышечного чувства,
осязания, обоняния и вкуса.

Высшая нервная
деятельность человека..
Познавательная деятельность
мозга. Эмоции, память,
мышление, речь.
Сон и бодрствование.
Предупреждение нарушений
сна.
Особенности психики .
Индивидуальные
особенности личности:
способности, темперамент,
характер, одаренность.
Психология и поведение
человека.

нервные
узлы.
Рефлекторный
принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
Головной мозг. Большие полушария
головного
мозга.
Особенности

развития головного мозга человека и
его функциональная асимметрия.

Нарушения деятельности нервной
системы и их предупреждение.
Органы чувств и их значение в жизни
человека. Сенсорные системы, их
строение и функции. Глаз и зрение.
Оптическая система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Нарушения зрения и их
предупреждение. Ухо и слух.
Строение и функции органа слуха.
Гигиена слуха. Органы равновесия,
мышечного
чувства,
осязания,
обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных
систем.
Влияние
экологических факторов на органы
чувств.
Высшая
нервная
деятельность
человека, работы И. М. Сеченова,

И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина.
Безусловные
и
условные рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, память, мышление, речь.
Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна.
Особенности психики человека:
осмысленность
восприятия,
словесно-логическое
мышление,
способность
к
накоплению
и
передаче из поколения в поколение
информации.
Индивидуальные
особенности личности: способности,
темперамент, характер, одаренность.
Психология и поведение человека.
Цели и мотивы деятельности.

Значение
творческих
потребностей.

59
60
61

Железы
внутренней
секреции
(эндокринн
ая система)

3

1
2
3

и

интеллектуальных,
эстетических

Роль обучения и
воспитания в развитии психики и
поведения человека.
. Эндокринная система.
Железы
и
их
классификация.
Эндокринная
система.
Гормоны, их
Железы внутренней
роль в регуляции физиологических
секреции
организма.
Железы
Железы смешанной секреции функций
внутренней
секреции:
гипофиз,
эпифиз,
щитовидная
железа,
надпочечники. Железы смешанной
22

62
63
64

Индивидуа
льное
развитие
организма
и охрана
здоровья

9

1
2
3

65

4

66

5

67
68

6
7

69

8

70

9

Половая
система.
Оплодотворение
и
внутриутробное развитие.
Рост и развитие ребенка.
Половое созревание.
Наследование признаков у
человека.
Инфекции,
передающиеся
половым
путем
и
их
профилактика.
Соблюдение
санитарногигиенических
норм
и
правил здорового образа
жизни.
Укрепление здоровья.
Факторы,
нарушающие
здоровье
(гиподинамия,
курение,
употребление
алкоголя,
несбалансированное
питание, стресс).
Зависимость
здоровья
человека
от
состояния
окружающей среды.
Культура отношения к
собственному здоровью и
здоровью окружающих.

секреции: поджелудочная и половые
железы.
Регуляция
функций
эндокринных желез.
Половая
система:
строение
и
функции.
Оплодотворение
и
внутриутробное развитие. Роды. Рост
и
развитие
ребенка.
Половое
созревание. Наследование признаков
у человека. Наследственные болезни,
их причины и предупреждение. Роль
генетических знаний в планировании
семьи. Забота о репродуктивном
здоровье. Инфекции, передающиеся
половым путем и их профилактика.
ВИЧ,
профилактика
СПИДа.
Здоровье человека. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание,
двигательная
активность,
сбалансированное
питание.
Влияние
физических
упражнений на органы и системы
органов.
Защитноприспособительные
реакции
организма. Факторы, нарушающие
здоровье (гиподинамия, курение,
употребление
алкоголя,
несбалансированное
питание,
стресс). Культура отношения к
собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Человек
и
окружающая
среда.
Значение

окружающей среды как источника
веществ и энергии. Социальная и
природная среда, адаптации к ним.
Краткая характеристика основных
форм
труда.
Рациональная
организация труда и отдыха.
Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях, как основа
безопасности собственной жизни.
Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды.

№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

9 класс
Тема урока

Содержание
23

1

Введение

2

1

Биология как наука.

2

Методы биологических исследований.

Научные методы изучения,
применяемые в биологии:
наблюдение,
описание,
эксперимент.
Гипотеза,
модель, теория, их значение
и
использование
в
повседневной
жизни.
Биологические науки. Роль
биологии в формировании
естественно-научной
картины мира. Основные
признаки живого. Уровни
организации живой природы.

Живые природные объекты
как система. Классификация
живых природных объектов.
3

1

4

2

5

3

6

4

7

5

8

6
Основы
цитологии.

Цитология как наука.
Клеточная теория
Минеральный состав клетки.
Органический состав клетки.
Строение и функции
Прокариотическая клетка

Клеточная теория. Клеточное
строение организмов как
доказательство их родства,
единства живой природы.
Строение клетки: клеточная
оболочка,
плазматическая
мембрана, цитоплазма, ядро,
органоиды.
Многообразие
клетки. клеток. Обмен веществ и
превращение
энергии
в
клетке. Хромосомы и гены.

Нарушения в строении и
функционировании клеток –
одна из причин заболевания
организма.

Эукариотическая клетка.

9

7

10

8

П.Р «.Изучение клеток и тканей
растений и животных»
Особенности клеточного строения
организмов. Вирусы.

11

9

Энергетический
Фотосинтез.

12

10

13
14

11
Онтогенез

1

15

2

16

3

17

4

обмен

веществ.

Пластический обмен. Биосинтез белка.
Регуляция
процессов
жизнедеятельности в клетке.
Формы размножения организмов.
Митоз
Половое размножение. Мейоз.
Индивидуальное развитие
организмов(онтогенез)
Эмбриональный период развития

Размножение. Бесполое и
половое
размножение.
Половые
клетки.
Оплодотворение.
Наследственность
и
изменчивость – свойства
организмов. Наследственная

24

18

5

Постэмбриональный период развития
Влияние факторов среды на онтогенез.

19

6

20

1

21

2

22

3

Генетика как наука.
Методы исследований
наследственности.
Закономерности наследования.
Первый закон Менделя .

4

Второй и третий законы Менделя.

5
6
7
8
9

Решение генетических задач.
Генетика пола.

23

Основы
генетики.

24
25
26
27
28
29
30
31
32

Генетика
человека.
Основы
селекции

1

Генотипическая изменчивость.
Комбинативная изменчивость.
Фенотипическая изменчивость.
Методы изучения наследственности.

2

Генотип и здоровье человека.

1

Основы селекции
Селекция растений и животных.

2

33

3

34
35

1
2

36

3

37

4

38
39

Эволюционное
учение.

5

40

6

41

7

42
43
44

1
Возникновени
е и развитие
жизни на
земле

2
2
3

и
ненаследственная
изменчивость.
Приспособленность
организмов
к
условиям
среды.
Применение знаний о
наследственности,
изменчивости и
искусственном отборе при
выведении новых пород
животных, сортов растений и
штаммов микроорганизмов

Биотехнология.
Учение об эволюции мира.
Вид. Критерии вида.

Вид, признаки вида. Вид как
основная
систематическая
категория
живого.
Популяционная структура вида.
Популяция
как
форма
Видообразование.
существования
вида
в
природе. Популяция как
единица
эволюции.
Ч.
Борьба за существование.
Дарвин – основоположник
Естественный отбор.
учения
об
эволюции.
Основные движущие силы
эволюции
в
природе.
Адаптации как результат
Результаты
эволюции:
естественного отбор.
многообразие
видов,
П.Р. «Выявление приспособлений у приспособленность
к
среде
организмов к среде обитания (на организмов
обитания.
Усложнение
конкретных примерах).»
Гипотезы происхождения жизни
Органический мир как результат
эволюции
История развития органического мира
Жизнь в архейскую эру.

45

4

Жизнь в палеозойскую эру

46

5

Жизнь в мезозойскую эру

растений и животных в
процессе
эволюции.
Происхождение
основных
систематических
групп
растений
и
животных.
Применение
знаний
о
наследственности,
изменчивости
и
искусственном отборе при
выведении новых пород
животных, сортов растений и
штаммов микроорганизмов.
25

47

6

Жизнь в кайнозойскую эру

48

7

Происхождение человека

49

1

50

2

51

3

Экология как наука
Экологические факторы
Экологическая ниша
Структура популяции

52

4

53

5

Взаимодействие популяций

54

6

Компоненты экосистем.

55

7

56

8

57

9

58

10

59

Взаимосвязи
организмов и
среды

11

60

12

61

13

62

14

63

15

64

16

65

17

66

18

67

19

68

20

69

21

70

22

Структура экосистем
П.Р. «Изучение и описание
экосистемы своей местности»
Пищевые цепи
Потоки вещества и энергии в
экосистеме.
Искусственные экосистемы
Экскурсия « Сезонные изменения в
природе» -экотропа
Среды жизни.
Биосфера. Структура биосферы.
Распространение и роль живого
вещества в биосфере
Круговорот веществ в биосфере
Природные ресурсы и их
использование.
Последствия деятельности человека в
экосистемах
Влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистем
Современные экологические
проблемы
Охрана природы и основы
рационального природопользования.
Итоговая конференция « Взаимосвязь
организмов и окружающей среды»
Итоговое занятие

Экология,
экологические
факторы, их влияние на
организмы.
Экосистемная
организация живой природы.
Экосистема, ее основные
компоненты.
Структура
экосистемы. Пищевые связи
в
экосистеме.
Взаимодействие популяций
разных видов в экосистеме.
Естественная
экосистема
(биогеоценоз).
Агроэкосистема (агроценоз)
как
искусственное
сообщество
организмов.

Круговорот веществ и поток
энергии в биогеоценозах.

Биосфера–глобальная
экосистема.
В. И.
Вернадский
–
основоположник учения о
биосфере.
Структура
биосферы. Распространение
и роль живого вещества в
биосфере. Ноосфера. Краткая

история эволюции биосферы.

Значение охраны биосферы
для сохранения жизни на
Земле.
Биологическое
разнообразие как основа
устойчивости
биосферы.
Современные экологические
проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь
окружающих
людей.
Последствия
деятельности
человека в экосистемах.
Влияние
собственных
поступков
на
живые
организмы и экосистемы.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».