Обществознание, 6 - 9 классы к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26.
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
для 6 - 9 классов

г. Серов, 2021 г.
1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ
ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Настоящая адаптированная образовательная программа основного общего образования
разработана для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Линия учебников по обществознанию Боголюбов Л.Н., Лазебников А.Ю., Городецкая Н.И.
и др., издательство «Просвещение»
Рабочая программа по обществознанию рассчитана на 35 часов в 6-8 классах и на 34
часа в 9 классе..
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа,
групповая работа.
Формы контроля: устный зачет, тест, самостоятельная работа, творческое задание.
Промежуточная аттестация запланирована в форме итогового тестирования.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с

деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество

2

Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах

общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы
Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния

моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры
Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
3

 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений

культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций

историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;

4

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать

обоснованные выводы.

Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на

положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;

5

 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей
с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых

модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
6

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую

информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего
образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ, гражданской активной позиции
в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования
являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный
предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и
общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная
психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни,
что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в
нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности
обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности
обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений,
обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается
на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что
создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности
и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание
человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
7

Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и
пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование,
его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние

искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические
партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные

конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской
Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
8

Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право
собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских
прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды
наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в
сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.

Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение.
Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели
и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование

жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.

Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения. Инфляция.

№
I

Тема
Часы
Человек
в Всего
социальном (13)

Тематическое планирование
6 класс
Тема урока
Содержания

9

1

1

Человек- личность

2

1

3
4

2

Практикум
«Сильная
личность- кто она ?»
Человек познает мир.

5

1

Практикум
узнавать и
себя»

6
7

2

Человек
и
деятельность

8

1

9
10

2

Практикум
«Учимся
организовывать
свою
деятельность»
Потребности человека

11

1

12

1

13

1

II
14
15

измерении.

Человек
среди людей

Всего
(13)
2

Биологическое и социальное в
человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид,
индивидуальность, личность.

«Учимся
оценивать
его

Понятие
деятельности.
Роль
деятельности в жизни человека и
общества
Многообразие
видов
деятельности. Игра, труд, учение.

Способности
и
потребности
человека. Особые потребности людей с
ограниченными возможностями.

Практикум
«Учимся
размышлять»
На пути к жизненному
Слагаемые жизненного успеха.
успеху
Готовимся выбирать профессию. Выбор
жизненного пути.
Итоговое
повторение
Устная беседа
«Человек в социальном
измерении»
Межличностные
отношения.

Чувства – основа межличностных
отношений. Виды межличностных
отношений.
Личные
и
деловые
отношения.

16

1

17
18
19

2

20
21

2

Практикум
«Учимся
совместно всей группой
делать полезные дела»
Общение.

22

1

Практикум

1

Отношения между поколениями.
Что такое самосознание. Самооценка.

Практикум
«Учимся
взаимодействовать
с
окружающими»
Человек в группе.

Человек
в
малой
группе.
Лидерство. Поощрения и наказния.

Общение.
Цели
общения.
Особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Познание
человеком мира и самого себя.

«Учимся
10

общаться»
23
24

2

25

1

26

1

III
27

Нравственн Всего
ые основы (9)
жизни
1

28

1

29

1

30
31

1
1

32
33
34

2

35

1

1

Конфликты
в
Межличностные конфликты
межличностных
способы их разрешения.
отношениях.
Практикум
«Учимся
вести
себя
в
конфликтных
ситуациях»
Итоговое
повторение
Тест
«Человек среди людей»

и

Человек славен добрыми
Добро и зло. Долг. Совесть.
делами.
Моральная ответственность.
Золотое
правило
Нравственность.
Моральные
нравственности
нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества.
Золотое правило нравственности
Практикум
«Учимся
делать добро»
Будь смелым
Что такое страх. Смелость.
Практикум
«Учимся
побеждать страх»
Человек и человечность
Гуманизм. Право, его роль в жизни
человека, общества и государства.
Итоговое
повторение
Индивидуальные карточки
«Нравственные основы
жизни»
Итоговое
повторение
курса обществознание 6
класс
Тематическое планирование
7 класс

№
I
1

Тема
Часы
Регулирова Всего
ние
(14)
поведения
1
людей
в
обществе.

2

1

3

1

Тема урока

Содержание

Жить по правилам.

Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений.

Практикум
«Учимся
общаться в Интернете»
Права и обязанности
Права ребенка и их защита. Семья
граждан.
под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита
интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.
11

4

1

5

1
5

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

II
15

Человек в Всего
экономиче (14)
ских
1
отношения
х.

16

1

Практикум
«Учимся
пользоваться
своими
правами»
Почему
важно
Законы. Понятие, виды и функции
соблюдать законы.
юридической
ответственности.
Гражданские
правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права
потребителей,
защита
прав
потребителей.
Способы
защиты
гражданских прав
Практикум
«Учимся
читать и уважать закон»
Защита Отечества.
В чем заключается военная служба.
Необходимая оборона. Воинский долг.
Практикум
«Учимся
быть мужественным»
Для
чего
нужна
Право на труд и трудовые
дисциплина.
правоотношения. Трудовой договор и
его значение в регулировании трудовой
деятельности человека.
Практикум
«Учимся
быть
дисциплинированным»
Виновен - отвечай
Понятие и виды преступлений.
Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетнего. Дееспособность
малолетних.
Практикум
«Учимся
уважать закон»
Кто стоит на страже Правоохранительные
органы.
закона.
Особенности
адми
нистративноправовых
отношений.
Административные
правонарушения.
Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и
принципы.
Практикум
«Учимся
Индивидуальные карточки
защищать свои права»
Экономика
и
основные участники.

Практикум
принимать

её

Понятие
экономики.
Роль
экономики в жизни общества. Товары и
услуги.
Ресурсы
и
потребности,
ограниченность
ресурсов.
Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства.

«Учимся
12

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22
23
24

2

25

1

26

1

27

1

28

1

III

Человек и Всего
природа.
(7)
2

29
30

1

31
32

2

33

1

34

1

35

1

рациональные решения»
Мастерство работника.
Практикум
«Учимся
секретам
профессионального
успеха»
Производство.

Производительность
труда.
Разделение труда и специализация.

Производство основа экономики.
Затраты, выручка, прибыль.

Практикум
«Учимся
прогнозировать
успешность своего дела»
Виды и формы бизнеса.
Собственность. Предпринимательская
деятельность.
Практикум
«Учимся
создавать свой бизнес»
Обмен,
торговля,
Торговля и ее формы. Реклама.
реклама.
Практикум
«Учимся
быть
думающим
покупателем»
Деньги и их функции.
Функции денег. Как изменялись
деньги. Инфляция, ее последствия.
Экономика семьи.
Экономические
функции
домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств.
Семейный
бюджет.
Источники доходов и расходов семьи.
Итоговый урок «Человек
Тест
в
экономических
отношениях»
Воздействие человека на
Взаимосвязь общества и природы.
природу.
Общественный прогресс. Основные
сферы
жизни
общества
и
их
взаимодействие.
Охранять природу –
Глобальные
проблемы
значит охранять жизнь.
современности. Экологический кризис и
пути его разрешения. Охрана природы.
Закон на страже
Природные условия и хозяйство
природы
человека.
Правила,
защищающие
природу. Что может сделать гражданин
для защиты природы.
Практикум
«Учимся
Устный зачет
беречь природу»
Итоговое
повторение
курса 7 класса по
обществознанию
Тематическое планирование
13

8 класс
№
I
1

Тема
Часы
Личность и Всего
общество
(7)
1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

II
8

Сфера
духовной
культуры.

Всего
(8)
1

9

1

10

1

11

1

Тема урока
Что делает
человеком.

Содержания
человека

Социальная среда, воспитание,
человек, индивидуальность, личность,
моральные нормы, духовные ценности.

Человек,
общество,
Взаимодействие
общества
и
природа.
природы
Общество как форма
Сферы общества, типы обществ.
жизнедеятельности
Формы социальных норм.
людей.
Развитие общества
Причины,
понятие
прогресса.
История
прогресса.
Реформы,
стабильность,
глобализация,
информационная революция.
Как стать личностью
Личность. Социализация индивид1.
Особенности подросткового возраста.
Самопознание . Жизненные ценности и
ориентиры.
Практикум
«
Выдающаяся личность»
Итоговый
урок
«
Личность и общество»

Устная беседа

Сфера духовной жизни.

Культура личности и общества.
Развитие культуры в современной
России.
Мораль.
Моральный Гуманизм, мораль, основные ценности
выборэто и нормы морали, нравственность,
ответственность.
этика, добро, зло, патриотизм,
гражданственность. Свобода – это
ответственность. Моральные знания и
практическое поведение общества.
Долг и совесть
Что такое долг, обязанности,
ответственность. Долг общественный и
долг моральный.
Образование
Образование, полное (среднее
образование), профильное образование.
Российская
система
образования,
тенденции развития
современного
образования. Функции образования,
личностная и социальная значимость
образования,
значение
самообразования.

14

12

1

13
14

2

15

1

III
16

Всего
(5)
1

17

1

18

1

19

1

20

1

IV

Социальная
сфера

Экономика

21

Всего
(14)
1

22

1

Наука в
обществе.

современном Понятия наука, этика науки.
Особенности социально-гуманитарных
наук и их роль в жизни человека.
Возрастание
роли
научных
исследований в современном мире.
Религия как одна из форм Мировые
религии,
буддизм,
культуры
христианство, ислам, свобода совести.
Религия как одна из форм культуры.
Основные функции религии.
Роль
религии
в
жизни
общества.
Религиозные
организации
и
объединения.
Итоговый урок « Сфера
Творческая работа
духовной культуры».
Социальная
общества.

структура Сущность социальной структуры.
Классификация
конфликты.
Конфликт,
субъекты
конфликта,
конфронтация,
соперничество,
конкуренция,
компромисс,
посредничество, переговоры, арбитраж,
применение силы. Пути решения
социальных конфликтов.
Социальные статусы и
Социальная
дифференциация.
роли.
Социальный статус и социальные
отношения.
Социальные
роли
подростка.
Нации
и Нация, этнос, племя, народность.
межнациональные
Межнациональные отношения,
отношения.
этноцентризм, расовая и
национальная нетерпимость.
Межнациональное сотрудничество.
Отклоняющееся
Социальные нормы и отклоняющееся
поведение.
поведение.
Итоговый
урок
Работа в парах
«Социальная сфера».
Экономика и её роль в Экономика, ее структура, роль в жизни
жизни общества.
общества.
Сущность
информационных,
человеческих
ресурсов экономики и других факторов
производства.
Экономические
отношения, экономика, потребности,
ресурсы,
наемный
труд,
промышленность,
экономический
выбор, альтернативная стоимость.
Главные
вопросы Производство,
экономическая
экономики.
эффективность,
потребитель,
экономическая система.
15

Основные
характеристики
экономических
систем,
функции
экономической системы.
23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

Собственность.

Имущественные
отношения,
собственность, право собственности.
Формы собственности.
Рыночная экономика.
Обмен, рынок, цена, конкуренция,
монополия,
олигополия.
Понятия
рынок, рыночная экономика, спрос,
предложение, конкуренция, рыночное
равновесие.
Условия
функционирования
рыночной
экономики. Основные функции цены.
Производство – основа
Производство,
экономики.
производительность, услуга, товар,
разделение
труда,
специализация.
Факторы, влияющие на производство.
Предпринимательская
деятельность.

Предпринимательская деятельность, ее
сущность.
Модели
поведения
предпринимателей в экономической
сфере. Прибыль, предприниматель,
менеджер, риск, бизнесмен, издержки,
выручка.
Роль
государства
в Государственный
бюджет,
экономике
налогообложение, внешний долг,
прямой
налог,
косвенный налог,
акциз.
Способы
воздействия
государства
на
экономику.
Государственное
и
рыночное
регулирование экономики.
Распределение доходов. Личный и семейный бюджет. Причины
неравенства доходов, меры социальной
поддержки различных слоев населения.
Стабилизированный
бюджет,
положительное сальдо, отрицательное
сальдо,
государственный
долг,
социальные программы.
Потребление.
Экономические
основы
прав
потребителей,
виды
и
значение
страхования.
Инфляция и семейная Инфляция,
номинальный
доход,
экономика.
реальный доход, сбережения, процент.
Влияние инфляции на экономику,
особенности формирования семейного
бюджета в условиях инфляции.
Безработица, ее причины Безработица, занятость, экономические
и последствия
и социальные причины и последствия
безработицы. Меры государства для
16

32

1

33

1

34

1

35

1

№
п/п

Наименование
темы

I

Политика

решения проблемы безработицы и
обеспечении занятости населения.
Мировое хозяйство и Мировые
деньги,
валюта,
международная торговля. всероссийский
рынок,
мировое
хозяйство,
внешняя
торговля,
протекционизм.
Практикум
«Экономические
проблемы
развития
нашего региона»
Итоговый урок «
Тест
Экономика»
Итоговый урок за курс 8
класса.
Тематическое планирование
9 класс

Колво
часов
Всего
(13)
2

Тема урока

Содержание

Политика и власть.

2

Государство

5

1

Политические режимы.

6

1

Правовое государство.

7

1

Гражданское общество
и государство.

8

1

Власть. Роль политики в жизни
общества.
Функции и черты государства.
Понятие и признаки государства.
Формы
государства.
Этапы,
древнейшие
цивилизации.
Национально-государственное
устройство.
Политический режим. Демократия,
ее развитие в современном мире.
Права и обязанности граждан,
принципы правового государства.
Разделение властей.
Гражданское
общество.Местное
самоуправление.
Общественная
палата
Практическая
работа
«Школа
молодого избирателя».

9

1

10
11

2

Учимся участвовать в
жизни
гражданского
общества.
Участие граждан в Выборы, референдум. Право на
политической жизни.
равный доступ к государственной
службе. Обращение в органы власти.
Пути влияния на власть. Значение
свободы слова.
Политические партии и Общественно-политические
движения.
движения.
Политические
партии.
Многопартийность.
Роль

1
2
3
4

17

политических
партий
и
общественных
движений
в
современном мире. Влияние средств
массовой
информации
на
политическую жизнь общества.
Межгосударственные
и
международные
отношения.
Международное
сотрудничество,
конфликты и их способы решения.
Международные организации.

12

1

Межгосударственные
отношения

13

1

Итоговый урок на тему Тест
«Политика»

II
14

Гражданин
государство.

и Всего
(8)
1

Основы
конституционного
строя.
День
Конституции РФ

Права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Конституция
Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской
Федерации.
Права и свободы человека и
гражданина РФ. Международные
правовые формы. Система защиты
прав человека. Права ребенка.
Президент РФ. Правительство РФ.
Федеральное собрание РФ. Судебная
власть.
Правовой статус субъектов РФ.
Принципы
федеративного
устройства России. Равноправие
субъектов.
Судебная
власть.
Принципы
осуществления судебной власти.
Суды РФ. Участие граждан в
правосудии.
Полиция. Прокуратура. Адвокатура.
Нотариат.

15
16

2

Права
и
свободы
человека и гражданина.

17

1

18

1

Высшие
органы
государственной
власти в РФ.
Россия – федеративное
государство.

19

1

Судебная система РФ.

20

1

21

1

Правоохранительные
органы РФ.
Итоговый урок на тему Работа с документами
«Гражданин
и
государство».

III
22

23

Основы
Всего
российского
(12)
законодательства 1

1

Роль права в жизни Что такое право. Право и его роль в
человека, общества и жизни общества и государства. Мера
государства.
свободы, , ответственности. Система
законодательства. Право и закон,
норма права.
Правоотношения
и Сущность и особенности
субъекты права
правоотношения.Субъекты
18

24
25

2

Правонарушения
юридическая
ответственность.

и

26

1

Гражданские
правоотношения.

27

1

Право
на
труд.
Трудовые отношения.

28

1

Семья под
закона.

29

1

Административные
правоотношения.

30

1

Уголовно-правовые
отношения.

31

1

Правовое
регулирование
отношений в
образования.

защитой

сфере

правоотношения. Система права.
Правоспособность, дееспособность.
Понятие правоотношений. Признаки
и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности.
Административные правоотношения,
правонарушения
и
наказания.
Основные понятия и институты
уголовного
права.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Презумпция
невиновности.
Сущность
гражданского
права.
Право собственности. Особенности
гражданских
правоотношений.
Основные
виды
гражданскоправовых договоров и гражданская
дееспособность
несовершеннолетних. Защита прав
потребителя.
Способы
защиты
гражданских прав.
Право
на
труд
и
трудовые
правоотношения. Трудоустройство
несовершеннолетних.
Юридические понятия семьи и брака.
Семейные правоотношения. Права и
обязанности супругов.
Имущественные отношения
супругов. Права и обязанности
родителей и детей. Права ребенка и
их защита. Потребность человека в
семье. Правовые основы семейнобрачных отношений. Принципы
счастливого детства.
Административное право. Понятия и
черты административного
правоотношения. Административные
правонарушения.
Особенности уголовного права и
уголовно-правовых
отношений.
Понятие преступления. Уголовное
наказание
и
ответственность
несовершеннолетних. Основания для
привлечения и освобождения от
уголовной ответственности.
Закон
РФ
«Об
образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция
РФ
о
праве
на
образование.
Дополнительное образование детей.
19

32

1

33

1

34

1

Итоговая аттестация. Права и
обязанности,
ответственность
обучающихся.
МеждународноМеждународное гуманитарное право.
правовая защита жертв Значение
междунавооруженных
родного гуманитарного права.
конфликтов.
Итоговый урок на тему Индивидуальные карточки
«Основы российского
законодательства»
Итоговый урок за курс
«Обществознание
9
класс»

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».