Русский язык, 4 класс к АООП НОО для детей с ЗПР

Приложение к АООП НОО
для обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2017 г. №29
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
__________ А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г. №36/1 а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
для 4 класса

г. Серов, 2021 г.

Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ № 26, входит в
содержательный раздел.
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом Примерной
основной общеобразовательной программы начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15).

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» В 1-4 КЛАССАХ

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального
общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально ­
ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию,
русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном
общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении,
научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет
основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при
составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут
сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение
задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять
написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков:
познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием
(морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить,
характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть
слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего
формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу

начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной
учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на
следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные
звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания

последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в
различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс.
Выпускник получит возможность научиться

- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,
оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических
и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- распознавать грамматические признаки слов;

- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как
изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные,
имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов

по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического
разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать
правильность
(уместность)
выбора
языковых
и
неязыковых
средств
устного
общения
на
уроке,
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;

- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в
тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения
учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(sms ­ сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Объём программы.
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа.
Формы организации учебной деятельности: урок.
Формы контроля: устный опрос, тест, самостоятельная работа, контрольная работа.
Промежуточная аттестация запланирована в форме всероссийской проверочной работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК » В 1-4 КЛАССАХ
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой
речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной
задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях

учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся
в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду
учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).
Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе
впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся
одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и
мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков.
Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких
текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и

свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых
не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного
списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и
непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный;
согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный.
Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с

помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение
изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование

однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен

прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы

1

Изучается во всех разделах курса.

определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов
и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными
членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий,
-ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том

Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.

числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с
людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и
антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования,
сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п
№
п/п

РАЗДЕЛ.
Тема

№
п/п
Слово. Предложение. (17 час)

Содержание.

1

1

Слово, предложение.

Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка.

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Слово, предложение, текст. Различение Текст. Признаки текста. Смысловое
предложений
по
цели
высказывания, единство предложений в тексте.
интонации.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в
тексте.
Последовательность частей текста
Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и
невосклицательные.
Главные
и
второстепенные
члены Нахождение главных членов
предложения.
предложения: подлежащего и
Связи в предложении.
сказуемого.
Различение главных и
второстепенных членов
предложения.
Текст.
Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами
в словосочетании и предложении.
Смысловое
единство
предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность
предложений в тексте.
Последовательность частей текста
(абзацев).
Комплексная работа над структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста
(абзацев).
Звуки, буквы, слог, ударение в словах.
Формирование орфографической
*Международный день распространения зоркости, использование разных
грамотности.
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Использование орфографического
словаря.
Применение правил правописания:
проверяемые безударные гласные в
корне слова, непроверяемые гласные
и согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов).
Состав слова. Роль каждой части слова в
Различение однокоренных слов
языке.
и различных форм одного и того же
слова. Различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных
слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с

однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
корня,
приставки, суффикса. Различение
изменяемых и неизменяемых слов.

Представление
о
значении
суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Разбор слова
по составу.
7

7

8

8

9
10

9
10

11

11

12

12

13

13

14
15

14
15

Правила правописания гласных и согласных в
корне слов.
Упражнение в написании корня слов.
Правила
правописания
слов
с
непроизносимыми и удвойными согласными.

Применение правил правописания:
парные звонкие и глухие согласные в
корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные
в корне слова; гласные и согласные в
неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце
имен существительных.
Изложение.
Комплексная работа над структурой
озаглавливание,
Приставки и предлоги. Анализ ошибок, текста:
корректирование
порядка
допущенных в изложении.
предложений и частей текста
(абзацев).
Типы
текстов,
их
особенности.
Применение правил правописания в
корне слов.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Разделительные Ъ и Ь.
Применение правил правописания:
разделительные Ъ и Ь.
Части речи. Имя существительное.
Имя существительное. Значение и
употребление в речи. Умение
опознавать
имена
собственные.
Различение имен существительных
мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по
числам. Изменение существительных
по
падежам.
Морфологический
разбор имен существительных.
«Правила правописания слов с
Применение правил правописания.
проверяемыми безударными гласными в
Формирование орфографической
корне, парными согласными,
зоркости, использование разных
непроизносимыми и удвоенными
способов выбора написания в
согласными». Контрольная работа.
зависимости от места орфограммы в
слове.
Склонение имён существительных.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное. Значение и
употребление
в
речи.

Морфологический

разбор

имен

прилагательных.
16

16

Глагол.

Глагол. Значение и употребление в
речи.
Различение
глаголов,
отвечающих на вопросы «что
сделать?»
и
«что
делать?».
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам.

Морфологический разбор глаголов.
17

17

18

1

19

2

20

3

21

4

22

5

23

6

24

1

Изложение.

Однородные члены предложения (6 часов)
Анализ ошибок, допущенных в изложении.
Однородные члены предложения.
Запятая в предложении с однородными
членами без союзов.
Однородные члены предложения,
соединённые союзами И, А, НО.
Применение правил правописания: знаки
препинания (запятая) в предложениях с
однородными членами.
«Однородные члены предложений».
Контрольная работа.
Упражнение в правильном построении
предложений с однородными членами.
Анализ контрольной работы.

Текст (2 часа)
Тема. Заглавие текста. Смысловое единство
предложений в тексте.
Знакомство
с
жанрами
письма
и
поздравления.

Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей текста
(абзацев). Типы текстов, их
особенности. Орфографическое
чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме
изложения.
Нахождение и самостоятельное
составление предложений с
однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но.
Использование интонации
перечисления в предложениях с
однородными членами.
Различение простых и сложных
предложений.
Применение правил правописания:
знаки препинания (запятая) в
предложениях с однородными
членами.
Применение правил правописания:
знаки препинания (запятая) в
предложениях с однородными
членами. Формирование
орфографической зоркости,
использование разных способов
выбора написания в зависимости от
места орфограммы в слове.

Текст. Признаки текста. Смысловое
единство предложений в тексте.
Заглавие текста. Последовательность
предложений в тексте.
Последовательность частей текста
(абзацев).
Знакомство с жанрами письма и
поздравления.
Практическое
овладение

25

2

26

1

27

2

28

3

29
30
31
32
33
34
35

4
5
6
7
8
9
10

36

11

План текста. Изложение.

диалогической
формой
речи.
Выражение собственного мнения, его
аргументация. Овладение основными
умениями
ведения
разговора
Овладение нормами речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового
общения, в том числе при общении с
помощью средств ИКТ. Особенности
речевого этикета в условиях общения
с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Комплексная работа над структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста
(абзацев).План текста. Типы текстов,
их особенности.

Имя существительное (29 часов)
Имя существительное.
Имя существительное.
Склонение имён существительных.
Значение и употребление в речи.
Имена существительные 1,2,3 склонения. Определение принадлежности имен
Несклоняемые имена существительные.
существительных к 1, 2, 3-му
склонению.
Именительный
падеж
имён Изменение существительных по
существительных.
падежам.
Определение падежа, в котором
Родительный падеж имён существительных.
употреблено имя существительное.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных. Различение падежных и смысловых
Творительный падеж имён существительных. (синтаксических) вопросов.
Применение правил правописания:
Предложный падеж имён существительных.
безударные падежные окончания
Именительный и винительный падежи.
имен существительных.
Винительный и предложный падежи
Морфологический разбор имен
(в сопоставлении).
существительных.
«Склонение имён существительных».
Применение правил правописания:
Контрольная работа.
безударные падежные окончания

имен существительных.

37

12

Падежи имён существительных. Работа над
ошибками, допущенными в диктанте.
Текст повествование.

38

13

Склонения имён существительных.
Работа над ошибками.

Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей текста
(абзацев). Тип текстов повествование, его особенности.
Применение правил правописания.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных

способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
39

14

40

15

41

16

42

17

43

18

44

19

Применение правил в определении склонения
имён существительных.
Различение типа склонения имён
существительных, употреблённых в
косвенных падежах.

Изменение существительных по
падежам.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.
Падежные окончания имён существительных Различение падежных и смысловых
(ударные и безударные). Применение правил (синтаксических) вопросов.
Применение правил правописания:
правописания:
безударные падежные окончания имен безударные падежные окончания
имен существительных.
существительных 1,2,3 склонения.
Безударные падежные окончания имен Морфологический разбор имен
существительных
существительных. Изложение.
Правописание безударных окончаний
существительных в дательном падеже.
Работа над ошибками.
Правописание безударных окончаний
существительных в родительном и дательном
падежах.

Изменение существительных по
падежам.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов.
Применение правил правописания:

безударные падежные
имен существительных.
45

20

46

21

47

22

48

23

49

24

Безударные падежные окончания имен
существительных. Контрольная работа.
Родительный
и
винительный
падежи
существительных 1-го и 2- го склонения.
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте.

окончания

Применение правил правописания.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове. Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме.
Изменение существительных по
падежам.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.
Изменение существительных по
падежам.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.

Правописание безударных окончаний
существительных в творительном падеже.
Правописание безударных окончаний
существительных в предложном падеже.
Правописание
безударных
окончаний Различение падежных и смысловых
существительных в родительном, дательном (синтаксических) вопросов.
Применение правил правописания:
и предложном падежах.
безударные падежные окончания
имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье,
-ия, -ов, -ин)

50

25

51

26

52

27

53

28

54

29

Множественное число имён
существительных. Именительный падеж
множественного числа.
Именительный и винительный падежи имён
существительных множественного числа.
Родительный падеж имён существительных
во множественном числе. Упражнения в
правильном употреблении существительных
в родительном падеже множественного
числа.
Дательный, творительный и предложный
падежи
имён
существительных
во
множественном числе.

Множественное число имён
существительных. Контрольная работа.

Имя прилагательное
55

1

56

2

57

3

58

4

Имя прилагательное.
Значение и употребление в речи.
Правописание родовых окончаний имён
прилагательных.
Склонение имён прилагательных.
Развитие речи. Письмо.
Правописание безударных падежных
окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода.
Именительный и винительный падежи
прилагательных мужского рода.

Изменение существительных по
падежам.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.
Изменение существительных по
числам. Различение падежных и

смысловых (синтаксических)
вопросов.

Практическое овладение устными
монологическими высказываниями
на определенную тему с
использованием разных типов речи
(описание, повествование,
рассуждение).
Применение правил правописания:

безударные падежные
имен существительных.

окончания

Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме.
(28 час)
Имя прилагательное. Значение и
употребление в речи.
Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Морфологический разбор имен
прилагательных.

Создание собственных текстов и
корректирование заданных текстов с
учетом точности, правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи.
Овладение нормами речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового
общения, в том числе при общении с
помощью средств ИКТ. Особенности
речевого этикета в условиях общения
с людьми, плохо владеющими
русским языком.

59

5

Правописание родовых окончаний имён
прилагательных. Изложение.

60

6

Работа над ошибками. Правописание
родовых окончаний имён прилагательных.

61

7

Родительный падеж мужского и среднего
рода имён прилагательных.
Правописание окончаний имён
прилагательных в родительном падеже.
Дательный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода.
Творительный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода.
Предложный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода.
Имя прилагательное.
Изложение текста-описания.

62

8

63

9

64

10

65

11

66

12

67

13

68

14

69

15

70

16

71

17

72

18

«Правописание окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода».
Контрольная работа.
Работа над ошибками. Правописание
падежных окончаний имён существительных
и имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных женского
рода. Правописание безударных падежных
окончаний имён прилагательных женского
рода.
*Международный день родного языка
Различие безударных окончаний имён
прилагательных женского и среднего рода.
Применение правил правописания
безударных окончаний имён прилагательных
мужского и среднего рода.
Винительный и творительный падежи имён
прилагательных женского рода

Применение правил правописания:

безударные падежные
имен существительных.

окончания

Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как
средство
самоконтроля при письме.
Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Морфологический разбор имен
прилагательных.

Создание собственных текстов
и корректирование заданных текстов
с учетом точности, правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи. Тип текстов:
описание, его особенности.
Применение правил правописания
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Применение правил правописания
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме.
Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Морфологический разбор имен
прилагательных.
Применение правил правописания:
безударные окончания имён
прилагательных.
Применение правил правописания.

73

19

74

20

75

21

76

22

77

23

78

24

79

25

80

26

Безударные окончания имён прилагательных.
Сжатое изложение по готовому плану.
«Падежное окончание имён прилагательных
в единственном числе». Контрольное
списывание.
Падежное окончание имён прилагательных в
единственном числе. Работа над ошибками,
допущенными в изложении и контрольном в
списывании.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Именительный и винительный падежи
множественного числа имён прилагательных.
Родительный и предложный падежи
множественного числа имён прилагательных.
Дательный и творительный падежи
множественного числа имён прилагательных.
Имя прилагательное и имя существительное.
Сходства и различия между именем
существительным и именем прилагательным.

Комплексная работа над структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста
(абзацев).
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме изложения.
Изменение прилагательных по родам,
числам и падежам, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Морфологический разбор имен
прилагательных.

Применение правил правописания:
безударные окончания имён
прилагательных.
Имя существительное. Имя
прилагательное. Значение и
употребление в речи. Изменение
существительных и прилагательных
по числам, по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя
существительное, имя
прилагательное. Морфологический

разбор имен существительных и
имён прилагательных.
81

27

82

28

83

1

84

2

Имя прилагательное и имя существительное.
Контрольное изложение.
Имя прилагательное. Работа над ошибками,
допущенными в изложении.

Применение правил правописания.
Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей текста.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме.

Местоимение (5 час)
Общее представление о местоимении.
Местоимение.
Местоимения 1, 2, 3 – го лица.
Общее представление о
Склонение личных местоимений.
местоимении.
Личные местоимения, значение и
употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
единственного и множественного
числа.
Правописание местоимений с предлогами.
Раздельное написание предлогов с
Изменение местоимений по падежам 2-го
другими словами
лица.

85

3

Изменение местоимений по падежам 3-го
лица. Изложение.

86

4

87

5

Местоимения с предлогами. Контрольная
работа.
Работа над ошибками, допущенными в
изложении и контрольной работе.
Правописание местоимений с предлогами.

88

1

89
90

2
3

91

4

«Изменение глаголов по временам»,
«Неопределённая форма глагола».
Контрольная работа.

92

5

93

6

94

7

Изменение глаголов по лицам и числам
(спряжение).
Знакомство с особенностью окончания
глаголов единственного числа 2-го лица.
Упражнение в правописании глаголов
единственного числа 2-го лица.
Знакомство с окончаниями глаголов I и II

Глагол (15 час)
Глагол. Употребление в речи.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов прошедшего времени.
Неопределённая форма глагола. . Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?» Правильное
употребление в речи неопределённой формы
глагола

Склонение личных местоимений.
Личные местоимения, значение и
употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица
единственного и множественного
числа. Склонение личных
местоимений.
Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей текста.
Применение правил правописания.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме изложения.
Глагол. Значение и употребление в
речи.
Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что сделать?» и «что
делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и
будущем
времени
(спряжение).
Способы определения I и II
спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и
числам. Морфологический разбор

глаголов.

Применение правил правописания.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме.
Изменение
глаголов
по
временам. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и
будущем
времени
(спряжение).
Способы определения I и II
спряжения глаголов (практическое
овладение).

95

8

96

9

спряжение. Правописание безударных
личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени.
Распознавание спряжения глаголов по
неопределённой форме.
Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем времени и будущем.

Изменение
глаголов
прошедшего времени по родам и
числам.
Применение правил правописания:
мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица
единственного
числа
(пишешь,
учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании
-ться;

безударные
личные
окончания
глаголов.
Морфологический разбор глаголов.
97

10

«Правописание безударных личных
окончаний глаголов». Контрольная работа.

98

11

Правописание безударных личных окончаний
глаголов. Сочинение (с элементами
описания) по картине.

99

12

100

13

Знакомство с глаголами-исключениями.
Краткое изложение.
Прошедшее время глаголов.
Правописание глагольных суффиксов.

Применение правил правописания.
Формирование орфографической
зоркости, использование разных
способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме.
Создание собственных текстов с
учетом точности, правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Комплексная работа над структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста
(абзацев).
Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что сделать?» и «что
делать?».
Применение правил правописания:
мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица
единственного
числа
(пишешь,
учишь);

безударные
глаголов.
101
102

14
15

«Глагол». Контрольная работа.
Изменение глаголов по временам.
*День славянской культуры

личные

окончания

Комплексная работа над структурой
текста: озаглавливание,
корректирование порядка
предложений и частей текста
(абзацев).
Применение правил правописания:
безударные личные окончания
глаголов .
Формирование орфографической
зоркости, использование разных

способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в
слове.
Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство
самоконтроля при письме изложения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».