Ручной труд. 3-ий год обучения, к АООП ООО для детей с УО

Приложение к АООП ООО для
детей с умственной отсталостью
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2018 г. №23
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/14а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Ручной труд»
для 3 года обучения

г. Серов, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 26 для детей с
легкой умственной отсталостью и входит в содержательный раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с умственной
отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Данная программа составлена на основе действующего законодательства РФ и
локальными актами образовательной организации.
За основу взята примерная Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / Под редакцией доктора
педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание. – М.: Просвещение 2010.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в
процессе формирования трудовой культуре и подготовке его к последующему профильному
обучению в старших классах.
В связи с этим главными задачами трудового обучения в начальных классах являются:
 воспитание положительных качеств личности ученика (настойчивости, аккуратности и
др.);
 сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств,
обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса
к труду;
 формирование организованных умений в труде — вовремя приходить на занятия,
организованно входить в кабинет; работать только на своём рабочем месте; правильно
располагать на нём материалы, инструменты, приспособления; убирать их по окончании
работы; знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; санитарногигиенические требования.
При организации учебного процесса учитываются психолого-педагогические
особенности учащихся. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень предназначен для ребят с более сниженными
интеллектуальными возможностями, достаточный уровень предназначен для учащихся
способных к решению более сложных задач Исходя из уровней осуществляется
дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Труд- это основа любых культурных достижений, одни из главных видов деятельности
в жизни человека.
На занятиях учебного предмета «Ручной труд» решаются специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа
выражается в формировании умений:
 ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы) с помощью
учителя;
 формирование умения планировать ход работы над изделием в коллективной беседе;
 формирование умения работать по предложенному плану;
 формирование умения сравнивать свою работу с образцом.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:
2

 максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных
возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
 взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой,
математикой, рисованием, развитием речи);
 неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на
разном по содержанию учебном материале;
 замедленность обучения;
 максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических
действий;
 предварение изучения нового материала пропедевтикой;
 руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их
учителем и учеником;
 подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют
общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов.
Основная форма занятия ручным трудом-урок. Следует приучать детей к
фронтальной работе по общей для всего класса теме. Однако, индивидуальный подход к
отдельным ученикам необходим на каждом занятии.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков в
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию
самостоятельности учащихся при выполнении трудовых занятий.
Межпредметная связь. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи
(составление плана работы, описание изделия), ИЗО (рисование по вертикальным прямым,
дугообразным линиям, …), математики (умение пользоваться линейкой, числовым рядом,…).
Во втором классе предусмотрены следующие виды работы:
 работа с пластилином и глиной;
 работа с природным материалом;
 работа с бумагой и картоном;
 работа с текстильными материалами.
Данная дисциплина реализуется через такую форму организации, как урок. Так же
предусмотрено проведение экскурсий, вводных занятий (в природу с целью сбора природного
материала, столярную мастерскую, швейную мастерскую). Используются различные
методы и приемы обучения: показ видеофильмов, анализ натурального образца,
демонстрация изделия, анализ изделия, беседа, чтение художественных произведений,
самостоятельная работа учащихся. Необходимо обращать внимания на соблюдение правил
безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Формирование умений учащихся включает в себя дозированную (с постепенным
уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Помощь в планировании
осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и
комбинированных) технологических карт.
При обобщении полученных знаний и умений выполняются следующие работы:
выставки поделок, их обыгрывание; придумывание сказок по предложенному началу;
комментирование в доступной ребенку форме результата выполненной работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс
3
Количество часов
1 час в неделю

Год
34 часа

Планируемые результаты:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
3

образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
 развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагогов;
 формирование уважительного отношения к мнению учителя, сверстника;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
 развитие доброжелательности;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
 формирование мотивации к творческому труду.
Характеристика базовых ученых действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной
учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные
 Осознаниесебякакученика,заинтересованногопосещениемшкол
базовые учебные
ы,обучением,занятиями,какчленасемьи,одноклассника,друга.
действия
 Способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместав
нем,принятиесоответствующихвозрастуценностейи социальных ролей.
 Положительноеотношениекокружающейдействительности,гото
вностькорганизациивзаимодействияснейиэстетическомуеевосприятию.
 Целостный, социальноориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей.
 Самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,до
говоренностей.
 Пониманиеличнойответственностизасвоипоступкинаосновепре
дставленийоэтическихнормахиправилахповедениявсовременномобщест
ве.
 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные
 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
базовые учебные
помещения).
действия
 Формированиеустановкинабезопасный,здоровыйобразжизни,нал
ичиемотивацииктворческомутруду,работенарезультат,бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
 Пользоваться учебной мебелью.
 Адекватно использовать ритуал школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
 Работать с учебными принадлежностями (инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.
 Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
4

 Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные
 Выделять существенные, общие и отличительные свойства
базовые учебные предметов.
действия
 Устанавливать видородовые отношения предметов.
 Делать
простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.
 Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
 Читать.
 Наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение,текст,устноевысказывание,элементарноесхематическоеизо
бражение,таблицу,предъявленныенабумажныхиэлектронныхидругихнос
ителях).
Коммуникативн
 Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик,
ые
базовые ученик–ученик, ученик–класс, учитель – класс).
учебные
 Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
действия
одноклассниками и учителем
 Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения
других участников спорной ситуации.
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:
1. знание видов трудовых работ;
2. знание
названий
и
свойств
поделочных материалов, используемых на
уроках труда, правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
3. знание
названий
инструментов,
необходимых на уроках, правил техники
безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
4. знание приемов работы;
5. умение работать с доступными
материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью);
6. умение
анализировать
объект,
подлежащий изготовлению с помощью
учителя;
7. умение составлять план работы по
пунктам с помощью учителя;
8. умение работать по составленному
плану.

Достаточный уровень:
1. Знание
правил
рациональной
организации труда;
2. умение
соблюдать
санитарногигиенические требования при выполнении
трудовых работ; правила безопасной работы
с режущими и колющими инструментами;
3. умение составлять план работы над
изделием в коллективной беседе;
4. умение
осознанно
подбирать
материалы для работы;
5. экономно расходовать материалы;
6. умение
осуществлять
текущий
самоконтроль выполняемых практических
действий с помощью педагога;
7. оценивать свое изделие (красиво,
некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
8. выполнять общественные поручения
по уборке класса после уроков трудового
обучения под контролем взрослого.

5

Содержание учебного предмета
Учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения в 3 классе
решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с природными материалами»,
«Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с
древесиной», «Работа с проволокой», «Работа с металлоконструктором».
Работа с природными материалами. Содержание учебного материала для данного
вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям
природных материалах (сухие листья, трава, цветы, шишки, жёлуди, скорлупа грецких
орехов), их свойствах, правилах заготовки; на совершенствование практических умений и
навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных
объёмных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов
(шило, палочки с заострёнными концами, пластилин, клей).
Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду
труда позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага
для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага),
расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой
(аппликация, объёмное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки,
выделение детали из заготовки, формирование и сборка изделия, отделка деталей изделия).
Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски,
карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник, шлем), складная доска для настольной
игры, рамка для фотографии, открытые коробки и др.
Работа с текстильными материалами.Знания и умения детей по данному виду труда
углубляются за счёт включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах
ручных стежков и строчек (строчки прямого и косого стежка и их варианты), составления
простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.
Объекты труда: образцы с ручными швами и строчками, закладки, прихватки.
Работа с древесиной. Содержание нового для третьеклассников вида работы
направлено на ознакомление их с назначением и применением древесины. Элементарные
теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «Дерево» и «древесина». Выполняя
задания, школьники познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка,
шлифовка) ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
Объекты труда: опорный колышек для цветов, аппликация из опилок.
Работа с проволокой. Содержание нового для школьников вида работы состоит в
ознакомлении их с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические
сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки (медная,
алюминиевая, стальная), её свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусочками; толстая и
тонкая, мягкая и жёсткая) и приёмах работы с ней (сгибается волной, в кольцо, в спираль,
намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
Объект труда: паук, буквы.
Работа с металлоконструктором. Содержание нового для третьеклассников вида
работы подготавливает их к переходу на профессиональное обучение и направлено на
ознакомление их с профессией слесаря. Работая с набором «Металлический конструктор»,
школьники овладевают рядом сборочных операций (подбор планок по количеству отверстий,
соединение деталей винтами и гайками, завинчивание и отвинчивание гаек пальцами и
инструментами).
Объекты труда: треугольник и квадрат из деталей металлоконструктора.
Содержание учебного материала в третьем классе включает в себя информационнопознавательный компонент и практическую преобразующую деятельность учащихся, которые
направлены на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретенных в первом и
во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и
привычек.

6

Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени
самостоятельности учащихся. Анализ образца изделия школьникам предлагается провести
самостоятельно, поскольку они обучались этому с первого класса.
Определяющими требованиями в содержании обучения в 3 классе являются учебновоспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество
получаемых учащимися знаний, умений, навыков, коррекционная направленность обучения и
профориентация. При сообщении технологических сведений нужно уделять особое внимание
беседам о профессиях, экскурсиям в школьные мастерские
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность
приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании,
планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию
рабочего места).
Тематическое планирование
Название раздела

Количество
Часов
Повторение
1
Работа с природными материалами
6
Работа с бумагой и картоном
11
Работа с проволокой
4
Работа с древесиной
3
Работа с металлоконструктором
3
Работа с текстильными материалами 6
Всего
34

7

Календарно – тематическое планирование.
Кол№
во
урока
часов
1
1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

Название раздела,
темы урока
Вводный
урок.
Закрепление
учебного материала
первого и второго
классов.
Материалы
и
инструменты,
используемые
на
уроках
ручного
труда.
Виды
природных
материалов.
Экскурсия в парк с
целью сбора листьев,
сухой тростниковой
травы, веточек для
уроков
ручного
труда.
Изготовление
аппликации
из
засушенных листьев.
(рыбка)

Характеристика деятельности учащихся
Называют правила организации рабочего места;
Называют названия и свойства поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда, правила
хранения, санитарно-гигиенических требований при
работе сними; Называют названия инструментов,
необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами
Участвуют в беседе. Рассказывают о природных
материалах.
Участвуют в экскурсии, собирают гербарий.

Называют названия листьев деревьев, называют
понятия «аппликация». Составляют аппликацию из
сухих листьев с опорой на предметно-операционный
план в коллективной беседе. Учатся планировать ход
работы.
Изготовление
Осуществляют текущий самоконтроль выполняемы
аппликации
из практических действий и корректировку хода
скорлупы
грецких практической работы; оценивают свое изделие
орехов. Технология (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец).
изготовления
воробья.
Технология
Разминают пластилин в руках, обрабатывают
изготовления
пластилин при помощи стеки. Изготавливают изделие
черепахи
из из скорлупы грецкого ореха с применением других
пластилина
и поделочных материалов (бумага, клей). Учатся
скорлупы
грецкого планировать ход работы.
ореха.
Аппликация
Называют названия и свойства бумаги. Учатся
«Осеннее
дерево». узнавать и называть виды работы с бумагой
Прием
«обрывание (аппликация) и приёмы работы с бумагой (разметка по
бумаги»
шаблону, обрывание, смазывание клеем).
Аппликация
Называют названия и свойства бумаги. Узнают и
«Медведь».
называют виды работы с бумагой (аппликация) и
Технология
приёмы работы с бумагой.
обрывания бумаги по
контуру медведя.
Окантовка
картона Учатся размечать по линейке, резать бумагу
полосками бумаги.
ножницами, смазывать детали клеем, соединять детали.
Работа с проволокой. Называют правила организации рабочего места при
Применение
работе с проволокой; называют свойства проволоки.
проволоки
в Изучают инструменты для работы с проволокой.
изделиях. Свойства
проволоки. Приёмы

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

работы с проволокой.
Изготовление паука
из скорлупы грецкого
ореха и проволоки.
Изготовление
стилизованных фигур
рыб,
птиц
из
проволоки.
Работа с древесиной.
Изделия
из
древесины.
Способы обработки
древесины ручными
инструментами
и
приспособлениями.
Технология
изготовления
опорного колышка.
Изготовление птицы
из
пластилина
и
сухой тростниковой
травы.
Работа
с
металлоконструкторо
м.
Изделия
из
металлоконструктора.
Соединение планок
винтом и гайкой.
Сборка из планок
треугольника. Сборка
из планок квадрата.
Сборка
стола
из
деталей
металлоконструктора.
Работа с проволокой.
Изготовление
из
проволоки
букв,
цифр.
Работа с бумагой и
картоном.
Приемы
работы с бумагой
(разметка,
резание,
сгибание).
Изготовление
плоской
карнавальной маски.
Карнавальные
головные
уборы.
Технология
изготовления
каркасной шапочки.

Изготавливают паука по предметно-операционному
плану самостоятельно и с частичной помощью
учителя.
Учатся сгибать проволоку руками волной, в кольцо, в
спираль, наматывать проволоку руками на карандаш,
сгибать проволоку под прямым углом
Изучают изделия из древесины. Знакомятся с
понятиями «дерево» и «древесина», учатся понимать
различия между ними.
Называют правила подготовки рабочего места для
работы с древесиной, правила безопасной работы с
древесиной, инструменты и материалы.
Изготавливают изделия из древесины (опорный
колышек, мерный колышек, колышек этикетка) и
определяют их назначение.
Скатывают, сплющивают, вытягивают пластилин;
присоединяют траву к пластилину.
Выполняют приёмы: завинчивание гайки пальцами и
приемы работы ключом и отверткой.
Находят нужные детали (планки, пластины, косынки,
углы, скобы, планшайбы, гайки, винты) и инструменты
(гаечные ключи, отвертка) в наборе «Металлический
конструктор».

Изготавливают изделия из проволоки (сгибают
проволоку руками в кольцо, пополам, под прямым
углом)
Выполняют разметку бумаги и картона по линейке;
вырезают заготовки, склеивают заготовоки.

Размечают бумагу и картон по шаблонам
(полушаблонам) сложной конфигурации; вырезают по
кривым линиям, симметрично вырезать).
Производят разметку бумаги и картона по шаблонам
простой и сложной конфигурации; вырезают по
кривым линиям, симметричное вырезание, склеивают
заготовки.
Выполняют работу с опорой на предметно25операционный план с частичной помощью учителя.
9

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

Работа
с
текстильными
материалами.
Применение ниток.
Завязывание узелка
на нитке.
Виды
ручных
стежков и строчек.
Строчка
прямыми
стежками.
Строчка
косыми
стежками.
Изготовление
закладки
из
фотопленки.
Аппликация
из
древесных
опилок
«Собака».

Учатся вдевать нитку в иголку, делать узелок на конце
нитки

Повторяют знания о технологии сшивания деталей
изделия строчкой прямого стежка. Выполняют ручные
стежки.
Сшивают детали изделия строчкой косого стежка.
работают с иглой.

Размечают по шаблону, «разрезают по длинной линии,
не смыкая лезвия ножниц», «склеивают полосызаготовки кольцом» с частичной помощью учителя.
Учатся собирать конструкции с опорой на предметно –
операционный план.
Сшивание
деталей Учатся изготовливать лекала из бумаги, раскраивать
изделия
строчкой ткань, выкраивать детали из ткани, шить изделие,
косого
стежка. сшивать строчкой косого стежка. Учатся правильно
Изготовление
работать с иглой.
прихватки.
Продолжение работы
по
изготовлению
прихватки.
Пришивание пуговиц Учатся пришивать пуговицу.
на ножке.
Пришивание пуговиц Закрепляют правила работы с иглой.
с 2 и 4 отверстиями.
Работа с бумагой и Самостоятельно и с помощью учителя читают
картоном.
предметно-операционный план и следуют ему.
Конструирование
Закрепляют знания о геометрических фигурах (круг) и
объёмных игрушек из геометрических телах (конус).
бумаги на основе
геометрических тел.
Изготовление из
Изготавливают конус из круга, собирают изделия
бумаги матрёшки.
способом склеивания.

10

Учебно-методическое обеспечение:
1. Кузнецовой Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для специальных
(коррекционных) образ. учрежд. VIII вида / Л.А. Кузнецовой. – СПб.: филиал изд-ва
«Просвещение», 2012. – 110с.: ил.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
1. Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для педагогических училищ / М.А.
Гусакова. – 3-е изд – М.:Просвещение, 1987. – 128 с.: ил.
2. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры / И.И. Кобитина. – М.: Творческий
центр «Сфера», 1999г. – 125 с.: ил.
3. Соколова С.В. Оригами для дошкольников / С.В. Соколова. – СПб.: Детство – Пресс,
2005. – 64 с.: ил.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».