Художественная мастерская 1 - 4 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию - кружка «Художественная мастерская»
разработана на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального
общего образования,
- программы «Художественная мастерская» Начальная школа. Организация внеурочной
деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Учитель, 2016,
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ ООШ №
26. Учебным планом на 2021-2022 учебный год.
Предмет по дополнительному образованию – кружок «Художественная мастерская» является
составной частью образования детей.
Содержание и структура предмета способствуют
формированию и развитию творческих способностей, пространственного воображения
обучающихся, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КРУЖКА

Личностные результаты:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
в команде товарищей под руководством руководителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды
искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой
деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, мира человека.
Учащиеся научатся распознавать:
 особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
 произведения русского изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность научиться:
 выбирать наиболее подходящий материал и его размеры при работе над рисунком;
 добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
 передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
 передавать при изображении объекта, предмета (на плоскости и в объёме) пропорции,
характер черт, выражение, особенности;
 передавать пространственные планы с применением знаний линейной и воздушной
перспективы;
 пользоваться различными графическими и живописными техниками;
 оформлять выставки работ свои и членов кружка в различных интерьерах;
 получать навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной
культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий
сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной
теме и поиски способа ее выражения.

II.
№
п\п
1.

Тема

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
Содержание

Формы
организации
Материалы, Комбинирова
безопасной нное.
о
лете». Практическое
.

Вводное
1
занятие.

Вводное
занятие.
Инструменты. Условия
работы.
«Впечатление
Фломастеры.

2.

Графика.
2
Рисование
карандашом.
Рисование
красками.

3.

Живопись.
3
Акварель.

Зарисовки растений с натуры. «Осенние
листья». Пластика линий. Рисование
карандашами. Натюрморт. Наброски
графическими материалами: тушью,
заострённой палочкой. Близко и далеко.
«Улицы моего города».
Линейная
перспектива. Наброски, рисунки с
натуры. Поздравление. Использование
шаблона. Штрих. Выделение главного.
Поздравление.
Использование
трафарета. Открытка – поздравление.
Плакат – вид прикладной графики.
Цвет, как носитель настроения. Шрифт.
Использование трафарета и шаблона в
изобразительных элементах.
Цветы и травы лета. Свободный выбор
живописных средств. Сближенные
цветовые
отношения.
Пластика
природных форм и линий. Беседы с
обращением
к
иллюстративному
материалу, натуральный материал.
Зарисовка растений с натуры в цвете.
Принципы естественного положения,
пластика.
Группировка
элементов.
Акварель. Творческая работа по
предварительным
рисункам.
Настроение в пейзаже. Грустное и
веселое настроение.
Цвет как
выразитель настроения. Натюрморт из
трёх предметов. Понятие
«тон».
Тоновая растяжка. Рисующий свет.
Организация пространственной среды.
Холодные цвета. Стихия – вода. Теплые
цвета. Стихия - огонь. Рисование по
методу ассоциаций. «Цветы весны».
Изобразительные свойства акварели.
Цветы
в
вазе.
Изобразительные
свойства акварели. Прогулка по
весеннему саду». Зарисовки с натуры
деревьев. Зарисовки с натуры зданий.
Иллюстрирование
литературных
произведений. Рисуем мини книжку.
Творческая работа. Свободный выбор
темы и материалов для исполнения.
Рисование по методу ассоциаций.

Виды
деятельности
Беседа.
Упражнения.
Практические
указания и
советы.
Комбинирова Беседа.
нное.
Практические
Практическое указания
и
.
советы.
Игра
с Упражнения.
материалами, Практическая
приспособлен работа.
иями.
Оформление
работ
на
выставку.

Комбинирова
нное.
Практическое
.
Игра
с
материалами,
приспособлен
иями.

Беседа.
Практические
указания
и
советы.
Упражнения.
Практическая
работа.
Оформление
работ
на
выставку.

4.

Деревья. Гуашь. Принцип «от общего к
частному». Воздушная перспектива.
Форма, структура. Осенний натюрморт.
Ассиметричная композиция. Тёплая
цветовая гамма. Гуашь. Предметы и
пространство. Живая и статическая
композиция.
«Скачущая
лошадь».
Прогулка в парке. Движение в
композиции. Пластика форм. Линия
красоты. «Зимние забавы». Движение в
композиции. Ритм цветовых пятен.
Фигура человека в движении. Личный
опыт. Портрет Снегурочки. Пропорция
человеческого тела. «Дворец Снежной
королевы». Ритм геометрических форм.
Гармония теплых и холодных цветов.
Натюрморт.
Основные
и
дополнительные
цвета.
Изобразительные
свойства
гуаши.
Здравствуй лето. Моя мечта о лете.
Декоративное
5
Орнаментальная
композиция.
рисование.
Организация плоскости. Творческая
работа. Свободный выбор техники и
материалов. «Цветы». Композиция в
круге.
Эскиз
монохромной
декоративной
росписи.
Освоение
приёма - кистевая роспись. «Цветы и
травы».
Декоративная
роспись.
Ассиметричная
композиция.
Декоративная переработка природной
формы. Кистевая роспись, гуашь.
Ограниченная цветовая палитра. Цветы
и бабочки – декоративная роспись
подготовленной деревянной основы.
Творческая работа.
Беседы
6
по Беседа о русской архитектуре с
изобразительно использованием
иллюстративного
му искусству.
материала. Беседа о натюрморте, как о
жанре живописи. Беседа «Голубая
сказка Гжели». Беседа о жостовской
росписи.

Комбинирова
нное.
Практическое
.
Игра
с
материалами
– красками.

Беседа.
Практические
указания
и
советы.
Упражнения.
Практическая
работа.
Оформление
работ
на
выставку.

Комбинирова
нное.
Практическое
.
Игра
с
материалами красками.

Беседа.
Практические
указания
и
советы.
Упражнения.
Практическая
работа.
Оформление
работ
на
выставку.

Комбинирова
нное.
Теоретическо
е.
Практическое
.

7.

Флористика.
7

Комбинирова
нное.
Практическое
. Игра с
природными
материалами,
клеем,
готовыми
деталями.

8.

8Работа

Беседа.
Практические
указания
и
советы.
Рассматривани
е иллюстраций,
готовых
изделий.
Беседа.
Практические
указания
и
советы.
Упражнения.
Практическая
работа.
Оформление
работ на
выставку.
Беседа.

5.

6.

Живопись.
4
Гуашь.

Цветоведение.
Несложные
цветы.
Оформление цветка в композиции.
Связь с флористикой. Флористика.
Применение
основных
принципов
построения композиции. Объединение и
выявление главного. Выражение образа,
чувств с помощью природных форм и
линий.

с Кукла – оберег. Эскиз. Изготовление Комбинирова

тканью,
нитками.

куклы. Изготовление атрибутов для нное.
куклы. Оформление куклы.
Практическое
. Игра с
тканью,
нитками,
готовыми
деталями.

9.

9Работа
бумагой

10

Выставка
детских работ.

Выставка
выставка.

11

Итоговое
занятие.

Экскурсия.

III.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

с Открытка
–
поздравление.
Использование аппликации. Объемная
открытка. Использование аппликации,
орнаментики. Птица счастья. Эскиз.
Оформление птицы.

детских

работ.

Комбинирова
нное.
Практическое
. Игра с
клеем,
бумагой,
готовыми
деталями.

Итоговая Комбинирова
нное.
Практическое
.

Комбинирова
нное.
Практическое
.

Практические
указания
и
советы.
Упражнения.
Практическая
работа.
Оформление
изделий на
выставку.
Беседа.
Практические
указания
и
советы.
Упражнения.
Практическая
работа.
Оформление
работ на
выставку.
Практическая
работа.
Практические
указания и
советы.
Итоговая
выставка.
Практическая
работа.
Экскурсия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ
Разделы \ Темы

Вводное занятие.
Графика. Рисование карандашом. Рисование красками.
Живопись. Акварель.
Живопись. Гуашь.
Декоративное рисование.
Беседы по изобразительному искусству.
Флористика.
Работа с тканью, нитками.
Работа с бумагой
Выставка детских работ.
Итоговое занятие.
Итого

Количество часов
1,5
12
28,5
18
9
6
3
6
6
12
3
105

Тематическое планирование
№ п\п

1

№
недели
1

2

4
5
6
7

3

4

5

10

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Вводное занятие.
Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.
«Впечатление о лете». Фломастеры.

Натюрморт. Наброски графическими
тушью, заострённой палочкой.

материалами:

Близко и далеко. «Улицы моего города».
перспектива. Наброски, рисунки с натуры.

8
9

Кол-во
часов

Графика. Рисование карандашом. Рисование
красками.
Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья».
Пластика линий. Рисование карандашами.

2
3

Тема урока

6

7
8

9
10
11
12

1,5

1,5
1,5

Линейная

1,5

Поздравление.
Использование
шаблона.
Штрих.
Выделение главного.
Поздравление. Использование трафарета. Штрих.
Открытка – поздравление. Штрих.

1,5

Плакат – вид прикладной графики. Цвет, как носитель
настроения. Шрифт.
Использование трафарета и шаблона в изобразительных
элементах.
Живопись. Акварель.
Цветы и травы лета. Свободный выбор живописных
средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика
природных форм и линий. Беседы с обращением к
иллюстративному материалу, натуральный материал.
Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы
естественного положения, пластика. Группировка
элементов. Акварель.
Творческая работа по предварительным рисункам.
Настроение в пейзаже.
Грустное и веселое настроение.
Цвет как выразитель настроения.
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Тоновая
растяжка.
Рисующий свет. Организация пространственной среды.
Холодные цвета. Стихия – вода.
Теплые цвета. Стихия - огонь.

1,5

Рисование по методу ассоциаций.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели.
Цветы в вазе. Изобразительные свойства акварели.
«Прогулка по весеннему саду». Зарисовки с натуры

1,5
1,5
1,5
1,5

1,5
1,5

1,5

1,5

1,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

Дата

24
25
26
27

13
14

28
29

15

30
31
32
33
34
35

16

17

18

36
37
38

19

39
40

20

41
42

21

43

22

44

45

23

46
47
48
49

24

25

деревьев.
Зарисовки с натуры зданий.
Иллюстрирование литературных произведений.
Рисуем мини книжку.
Творческая работа. Свободный выбор темы и
материалов для исполнения.
Рисование по методу ассоциаций.
Живопись. Гуашь.
Деревья. Гуашь. Принцип «от общего к частному».
Воздушная перспектива. Форма, структура.
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция.
Тёплая цветовая гамма. Гуашь.
Предметы и пространство. Живая и статическая
композиция.
«Скачущая лошадь». Прогулка в парке.
«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм
цветовых пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
Портрет Снегурочки. Гуашь. Пропорция человеческого
тела.
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических
форм.
Гармония теплых и холодных цветов.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.
Изобразительные свойства гуаши.
Здравствуй лето.
Моя мечта о лете.
Декоративное рисование.
Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Творческая работа. Свободный выбор техники и
материалов.
«Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной
декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая
роспись.
«Цветы
и
травы».
Декоративная
роспись.
Ассиметричная композиция. Декоративная переработка
природной
формы.
Кистевая
роспись,
гуашь.
Ограниченная цветовая палитра.
«Цветы и бабочки» – декоративная роспись
подготовленной деревянной основы.
Творческая работа.
Беседы по изобразительному искусству.
Беседа о русской архитектуре с использованием
иллюстративного материала.
Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.
Беседа «Голубая сказка Гжели»

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

1,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

50
51

26

52

53
54
55
56

27

57
58

29

59
60

30

28

Беседа о жостовской росписи.
Флористика.
Цветоведение. Несложные цветы из ткани. Оформление
цветка в композиции. Связь с флористикой.
Флористика.
Применение
основных
принципов
построения композиции. Объединение и выявление
главного. Выражение образа, чувств с помощью
природных форм и линий.
Работа с тканью, нитками.
Кукла – оберег. Эскиз.
Изготовление куклы.
Изготовление атрибутов для куклы.
Оформление куклы.
Работа с бумагой
Открытка – поздравление. Использование аппликации.
Объемная открытка. Использование аппликации,
орнаментики.
Птица счастья. Эскиз.
Оформление птицы.

1,5
1,5
1,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

Выставка детских работ.
61-62
63-64
65-66

31
32
33

Выставка детских работ.
Выставка детских работ.
Выставка детских работ.

3
3
3

67-68
69-70

34
35

Итоговая выставка.
Итоговое занятие. Экскурсия.

3
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».