Мир животных 7 кл

Настоящая рабочая программа является частью Основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании
окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила
работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение,
размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их
проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы
классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к
жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде.
Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в
организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных.
Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания
животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы
и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и
жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в
природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация.
Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип
Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения
человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение
дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение
моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих.
Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение
в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их
значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и
человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение
насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности
человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики
возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная
пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные,
или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение

рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным
образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические
группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и
распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение
земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в
природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания,
особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся.
Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и
жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего
строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и
развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц .Экологические группы птиц. Происхождение птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы
выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни
млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы
полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение
и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами.
Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы
млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение
млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы
выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих
родного края.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые
организмы»:
1.
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
2.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и
реакциями на раздражения;
3.
Изучение строения раковин моллюсков;
4.
Изучение внешнего строения насекомого;
5.
Изучение типов развития насекомых;
6.
Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
7.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
8.
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1.
Многообразие животных;
2.
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
3.
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4.
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу,
зоопарк или музей).
Примерный
список
лабораторных
и
практических
работ
по
разделу
«Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
2.
Выявление изменчивости организмов;
3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс.
Мир животных
№
п\п

Тема

1

Развитие и
закономерности
размещения
животных на
Земле
6 часов

№
уро
ка
1

Тема урока

2

Доказательства эволюции
животных
Теория Ч. Дарвина

3

Усложнение строения животных

4

4

Ареалы обитания. Миграции.

5

5

Происхождение основных
систематических групп растений и
животных

6

6

Выявление приспособлений у
организмов к среде обитания (на
конкретных примерах).

1

Биоценоз. Примеры биоценозов.

8

2

Факторы, влияющие на
биоценозы.

9

3

Цепи питания. Поток энергии.

10

4

Взаимосвязь компонентов
биоценоза.

1
2

Воздействие человека на
животный мир
Одомашнивание животных

3

Охрана животного мира

14

4

15

5

Рациональное использование
животного мира
Красная Книга своего региона

16

6

Изучение и описание экосистемы
своей местности.

17

7

Итоговое занятие

2
3

7

11
12
13

Биоценозы.
4 часа

Животный мир
и
хозяйственная
деятельность
7 часов

Содержание
Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Основные
движущие силы эволюции в
природе. Результаты эволюции:
многообразие видов,
приспособленность организмов к
среде обитания. Усложнение
растений и животных в
процессе эволюции.
Происхождение основных
систематических групп
растений и животных.

Экосистема, ее основные
компоненты. Структура
экосистемы. Пищевые связи в
экосистеме. Взаимодействие
популяций разных видов в
экосистеме. Естественная
экосистема (биогеоценоз)..

Значение охраны биосферы для
сохранения жизни на Земле.
Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы.
Последствия деятельности
человека в экосистемах. Влияние
собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».