Я - гражданин 7 класс

1

7 класс « Я гражданин».
Пояснительная записка
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для
всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие
российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё
более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского
патриотического сознания.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая
задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном
стандарте.
Средний школьный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому
так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном
этапе.
Программа «Я - гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного
становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей
и школы
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных
образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир)
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые
составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие
творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих
ценностей.
Задачи:
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных
и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая
цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России.
- дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах
государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
-дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России.
Способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли
человека в обществе;
- формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи,
своего города;
- воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам
Родины;
- способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
- формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к
своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое
государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг
2

перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Я - гражданин России»
являются Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, запросов
семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей
школьников, их интересов и способностей.
Направление
программы
духовно-нравственное.
Место проведения занятий кабинет учащихся в школе.
Программа «Я - гражданин России» рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю для
учащихся 7 класса.
Планируемые результаты
- Ожидаемые воспитательные результаты Универсальные учебные действия
ценностное отношение к России, к своей малой Родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным
традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том
числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, нравственными неравнодушие
к жизненным проблемам других людей, сочувствие к; человеку, находящемуся в трудной
ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других
людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое
отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми детьми и взрослым
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
- Регулятивные УУД
- оценка;
- коррекция.
- Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
3

Программа 7 класса “Я – гражданин России” включает четыре направления, связанные между
собой логикой формирования подлинного гражданина России:
1. «Я живу в России» формирование гражданского отношения к своей Родине.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего
поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов
к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, о Государственном
устройстве нашей страны, о формировании представления важных законах нашей страны,
презентации о родном крае, конкурс рисунков, разучивание Гимна РФ, песен о родном крае.
2. «Храм науки – моя школа» - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к
сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении
своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат
деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений
«ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных
на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в
школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к
другу.
Мероприятия: участие в празднике «Портрет ученика», «Мои права и обязанности», Устав
школы и класса, Творческое дело «Устав класса», интеллектуальная игра, разучивание Гимна
школы.
3. «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа,
жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью,
смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием
к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи,
готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное
слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: исследовательская работа об истории своей семьи, представление презентации
«Судьба моего родственника», фотовыставка «Я и моя семья», рассказы ребят о профессиях
предков, совместный праздничный вечер с родителями.
4

4.

«Защитники земли русской» - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к
защитникам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов
к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов, презентации
«Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, выпуск плакатов о мире.
В результате реализации программы ожидается:
деяниям предыдущих поколений;
реализации в пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
Доброжелательный,
порядочный,
самодисциплинированный,
уверенный,
терпимый
(толерантный), самостоятельный, ответственный, целеустремленный , внимательный к
сверстникам, аккуратный, уважительный, любящий, интеллектуальный, здоровый,
общительный, любознательный, сопереживающий, воспитанный, трудолюбивый, открытый,
активный, коммуникабельный, социально зрелый и др.
Распределение часов
№
1
2
3
4

Разделы

Всего

Я живу в России
Храм науки – моя школа
Я и семья
Защитники земли русской
Итого:

10
5
5
15
35

5

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Я гражданин России»
7 класс
№

Тема

Часы Содержание теоретической части занятия
I. Я живу в России ( 10 часов )
1
Вводный урок.
Летние впечатления.

1. 1

Здравствуй, школа!

2. 2

Международный день
Мира.

1

История
плакатов

3. 3

Наша Родина – Россия.

1

4. 4

Государственная
символика России

1

5. 5
6. 6

Государственный герб
в XVI- XX веке

2

7. 7

Знамёна России

1

8. 8

День народного
единства
Путешествие в страну
Законию. Ты и закон.

1

Государственное
устройство
нашей
страны.
Признаки государства.
Что такое символика?
Государственный Российский Герб, Флаг, Гимн.
Эволюция российского герба.
Составление гербов. Знаки и эмблемы на Руси.
Большой
государственный
герб
Российской
империи.
Греб
России
при
временном
правительстве. Эмблемы Советской власти. Герб
РСФСР. Герб СССР. Организация выставки.
История Знамён. Знамёна Древней Руси. Российские
знамёна. Флаги советской эпохи.
Круглый стол « Один за всех, и все за одного».

Интеллектуальная игра
«Я гражданин России»

1

9. 9
10. 10

11. 11
12. 12
13. 13
14. 14
15. 15

1

праздника
(презентация).
Конкурс
к
международному
дню
Мира.

Формирование представления о важнейших законах
нашей страны. Главный закон РФ об образовании.
Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые»
Игровая программа

II Храм науки – моя школа ( 5 часов ).
Конвенция о правах
1
Знакомство с документом.
ребёнка
Я – гражданин - я
1
Портрет ученика.
ученик.
Творческое дело «устав класса».
Мой выпуск
1.
Составление летописи своего класса.
Символика МБОУ
1
Создать символику своего класса.
ООШ № 26
Игра «Головоломка»
1
Игровая программа

16. 16
17. 17

История страны –
история семьи.

18. 18

Судьба моего
родственника.

III. Я и семья ( 5 часов ).
2
Формирование представления об истории моей
семьи в истории моей страны. Исследовательская
работа.
1
Привязанность к родному дому, ответственности за
его судьбу. Презентация.
Видеофильмы.
6

19
19. 20

Профессия моих
предков.

2

Рассказ о профессии предков. Фотовыставка «Я и
моя семья».

IV. Защитники земли русской. ( 15 часов).
20. 21
21. 22
23

Русские композиторы о
защитниках Родины.
Песни о земле русской.

2

Видеофильмы о защитниках Родины.

1

Народные песни, Песни советских и современных
композиторов

22. 24
23. 25
24. 26

Героические страницы
истории России:
Ледовое побоище,
Невская битва, Герои
народного ополчения в
борьбе с поляками в
1612 году.
В моей семье живет
герой.

3

Рассказы детей о защитниках земли русской.
Видеофильмы, презентации.
Кого сегодня можно считать героем?
Могу ли я стать героем? (сочинение)

1

Рассказы ребят о героях.

26. 28

Награды Отечества.

1

27. 29
28. 30

«Детство, опаленное
войной»

2

Ордена и медали России и СССР ярко отражают
различные периоды в истории нашего Отечества.
Презентация
Выпуск газеты о тружениках тыла .

29. 31

« У войны не женское
лицо»

1

Рассказ о женщинах участницах – ВОВ.

30. 32

Акция «Ветеран живет
рядом»

1

Поздравление ветеранов.

31. 33

Книга Памяти

1

32. 34

Мои земляки на защите 1
Отечества» (участники
локальных войн, воины
- интернационалисты)
Урок мужества
1

Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по
увековечиванию имен всех солдат Великой
Отечественной войны.
Малая конференция.
Исследовательская работа.

25. 27

33. 35

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».