География Урала 8 класс

1

Программа школьного курса «География Свердловской области» разработана на основе
концепции регионализации общего образования Свердловской области, концепции школьного
географического образования, требований федерального и национально-регионального
компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учетом изменений,
происходящих в образовательной школе.
Новизна программы состоит в последовательном и целенаправленном проведении в
школьную географию региона идей гуманизации, социологизации, пронизывающих
современную географическую науку, и идей личностно-ориентированного обучения. Все это
существенно меняет образовательные цели, содержание и технологию обучения предмету.
Образовательная цель курса –сформировать у учащихся целостное представление о
геокультурном пространстве Свердловской области, закономерностях его существования и
развития.
Цель курса определяет общеобразовательные и предметные задачи.
Общеобразовательные задачи:
1. Обеспечить личностно-развивающий характер образования, создать условия для
ценностного социокультурного определения и саморазвития личности.
2. Способствовать самоопределению личности в системе общественных, межличностных
отношений, становлению ответственного поведения по отношению к природной,
социокультурной среде.
3. Через глубокую научную и практическую направленность содержания курса
способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых,
удовлетворять и развивать их образовательные потребности в познании и
преобразовании геокультурного пространства региона.
Предметные задачи:
1. Сформировать системное представление о Свердловской области как географически
целостном регионе, субъекте РФ и мирового (глобального) географического
пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так
специфические региональные процессы и явления.
2. Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в
котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и
саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение
познания человеком взаимосвязей природных, экономических, социальных,
демографических, этнографических и геоэкологических явлений в регионе.
3. Формировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным
знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать с географокраеведческими источниками информации.

Требования к уровню подготовки учащихся
1.Называть и показывать:
Предмет изучения географии Свердловской области; основные средства и методы
получения географической информации; субъекты Свердловской области; пограничные
области; особенности Г.П., размеры территории, протяжённость сухопутных границ; основные
геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; распределение
рек; зональные типы почв, их главные средства, примеры мелиорации земель в разных зонах и
регионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального
2

использования; важнейшие природо-хозяйственные объекты области, в том числе центры:
промышленные, транспортные, финансовые, торговые, рекреационные,
культурно-исторические, районы нового освоения и старо промышленные; народы,
наиболее
экологически неблагоприятные районы Свердловской области; маршруты и территории
первооткрывателей и исследователей территории Свердловской области.
2. Определять (измерять):
Географическое положение объектов; параметры природных и социально-экономических
объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
Географическое положение области, отдельных регионов и географических объектов, его
виды; образы природно-хозяйственных объектов; особенности быта и религий отдельных
народов.
4. Объяснять:
Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических
проблем страны; влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и
жизни населения Свердловской области; образование и размещение форм рельефа,
закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых ;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние
погоды,
образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность
человека;
Как составляют прогноз погоды; почвообразовательные процессы, особенности
растительного и животного мира природных зон; различия в естественном приросте населения,
темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций,
образование разных форм городского и сельского населения; особенности
природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в условиях их социальноэкономического развития; уникальность и общечеловеческую ценность памятников
природы и
культуры; особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной
деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в
разных географических условиях.
5. Оценивать и прогнозировать:
Природно-ресурсный
потенциал
Свердловской
области,
Уральского
региона;
экологическую
ситуацию в области;
изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных
и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского
населения, развитие системы городских поселений; развитие и проблемы хозяйства
районов области и отдельных регионов.

Основное содержание
Раздел 1. Свердловская область на карте России
Географическое положение. Общие сведения о Свердловской области. Физикогеографическое положение. Экономико-географическое положение. Практическая работа.
Раздел 2. Природные условия и ресурсы
Геологическое строение. Основные этапы геологического развития. Тектонические
структуры и особенности их строения. Практическая работа.
3

Полезные ископаемые. Руды черных металлов. Руды цветных металлов.
Неметаллические полезные ископаемые. Горючие полезные ископаемые. Практическая
работа.
Подземные сокровища. Драгоценные металлы и камни. Поделочные камни.
Рельеф. Крупные формы рельефа, созданные эндогенными процессами. Крупные
формы рельефа, созданные экзогенными процессами. Практическая работа.
Погода и климат. Климатообразующие факторы. Температура воздуха и осадков.
Климатические районы. Прогноз погоды по народным приметам. Времена года.
Воды. Почвы. Растительность. Животный мир. Растительный мир. Природные
комплексы. Практические работы.
Раздел 1. История заселения и хозяйственного освоения Среднего Урала
Допетровский период освоения Среднего Урала. Заселение и развитие экономики
Среднего Урала со времен Петра I до крестьянской реформы 1861г. Экономическое
развитие
Среднего Урала. После реформы 1861г. Практическая работа.
География населения. Демографическое развитие Среднего Урала. Трудовые ресурсы и
рынок труда. Уровень жизни. и проблемы населения. Проблемы урбанизации.
География хозяйства. Общая характеристика хозяйства. Хозяйственные
межотраслевые комплексы государственного значения. Хозяйственные межотраслевые
комплексы внутриобластного значения. Экономические проблемы. География внешних
экономических связей. Практические работы.
Экономико-географические районы. Горнопромышленный район. Промышленное
Зауралье. Аграрно-промышленное Зауралье. Лесопромышленное Зауралье. Аграрнопромышленное Предуралье. Проблема регионального неравенства. Практические работы.
Раздел 2.Экологические проблемы Свердловской области.
Современная экологическая и проблемы экологической безопасности. Экологизация
общества и оптимизация природопользования. Охрана природы. Формирование системы
особо охраняемых природных территорий. Практические работы._

Тематический план
Раздел Тема
1
Общий обзор Свердловской
области
2
Природные условия и ресурсы
3
Население и хозяйство

Количество часов
4
18
13

4

Учебно-тематический план
№

Тема урока

Раздел 1. Общий обзор Свердловской области 3ч.
1
Географическое положение Свердловской области.
2
Свердловская область на карте . Ощие сведения.
3
Экономико-географическое положение Свердловской области.
Раздел 2. Природные условия и ресурсы 13ч.
1
Геологическое строение.Этапы геологического развития.
2
Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов.
3
Неметаллические полезные ископаемые.
4
Крупные формы рельефа. Внешние и внутренние силы, влияющие на рельеф.
5
Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами.
6
Погода и климат. Основные климатообразующие факторы.
7
Климатические районы.Времена года.
8
Внутренние воды и водные ресурсы. Речная система.
9
Озера, водохранилища . Болота, подземные воды.
10
Почвы. Почвенные ресурсы.
11
Животный и растительный мир.
12
Природные комплексы.
13
Изменение природных комплексов под влиянием человека.
Раздел 3. Население и хозяйство18ч.
1-2
История заселения и освоения в допетровский период.
3-4
Заселение и развитие Среднего Урала в петровский период.
5
Демографическое развитие. Этнический состав.
6
Городское и сельское расселение. Уровень жизни.
7
География хозяйства. Общая характеристика.
8
Межотраслевые комплексы. Металлурго-химический комплекс.
9
Машиностроительный комплекс.
10
Лесопромышленный комплекс.
11
Экономические связи области.
12
Экономико- географические районы. Горнопромышленный район.
13
Промышленное Зауралье.
14
Лесопромышленное Зауралье.
15
Аграрное Предуралье.
16
Экологические проблемы области.
17
Рациональное природопользование.
18
Охрана природы в области.

Примерные практические работы
1.Знакомство с учебником источниками и методами изучения географо-краеведческих знаний
Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
2. Обозначение на к.к. элементов ГП, определение географических координат крайних точек,
географического центра Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и
регионов мира.
3. Нанесение на контурную карту важнейших месторождений полезных ископаемых области.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
5

4. Обозначение на к.к. элементов гидрографии.
5. Построение графиков динамики численности населения, естественного и механического
движения.
6. Установление взаимосвязей между металлургией и химической промышленностью.
7. Обозначение на к.к. крупных промышленных центров и их специализации. Выявление и
обоснование факторов размещения предприятий различных отраслей хозяйства
8. Оценка степени развития разных видов транспорта
9. Составление картосхемы внешних экономических связей Свердловской области

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».