1 Программа школьного курса «География Свердловской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Свердловской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учетом изменений, происходящих в образовательной школе. Новизна программы состоит в последовательном и целенаправленном проведении в школьную географию региона идей гуманизации, социологизации, пронизывающих современную географическую науку, и идей личностно-ориентированного обучения. Все это существенно меняет образовательные цели, содержание и технологию обучения предмету. Образовательная цель курса –сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Свердловской области, закономерностях его существования и развития. Цель курса определяет общеобразовательные и предметные задачи. Общеобразовательные задачи: 1. Обеспечить личностно-развивающий характер образования, создать условия для ценностного социокультурного определения и саморазвития личности. 2. Способствовать самоопределению личности в системе общественных, межличностных отношений, становлению ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде. 3. Через глубокую научную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, удовлетворять и развивать их образовательные потребности в познании и преобразовании геокультурного пространства региона. Предметные задачи: 1. Сформировать системное представление о Свердловской области как географически целостном регионе, субъекте РФ и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так специфические региональные процессы и явления. 2. Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение познания человеком взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнографических и геоэкологических явлений в регионе. 3. Формировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать с географокраеведческими источниками информации. Требования к уровню подготовки учащихся 1.Называть и показывать: Предмет изучения географии Свердловской области; основные средства и методы получения географической информации; субъекты Свердловской области; пограничные области; особенности Г.П., размеры территории, протяжённость сухопутных границ; основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; распределение рек; зональные типы почв, их главные средства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального 2 использования; важнейшие природо-хозяйственные объекты области, в том числе центры: промышленные, транспортные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения и старо промышленные; народы, наиболее экологически неблагоприятные районы Свердловской области; маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории Свердловской области. 2. Определять (измерять): Географическое положение объектов; параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации. 3. Описывать: Географическое положение области, отдельных регионов и географических объектов, его виды; образы природно-хозяйственных объектов; особенности быта и религий отдельных народов. 4. Объяснять: Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны; влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения Свердловской области; образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых ; образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; Как составляют прогноз погоды; почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование разных форм городского и сельского населения; особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в условиях их социальноэкономического развития; уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры; особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях. 5. Оценивать и прогнозировать: Природно-ресурсный потенциал Свердловской области, Уральского региона; экологическую ситуацию в области; изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; развитие и проблемы хозяйства районов области и отдельных регионов. Основное содержание Раздел 1. Свердловская область на карте России Географическое положение. Общие сведения о Свердловской области. Физикогеографическое положение. Экономико-географическое положение. Практическая работа. Раздел 2. Природные условия и ресурсы Геологическое строение. Основные этапы геологического развития. Тектонические структуры и особенности их строения. Практическая работа. 3 Полезные ископаемые. Руды черных металлов. Руды цветных металлов. Неметаллические полезные ископаемые. Горючие полезные ископаемые. Практическая работа. Подземные сокровища. Драгоценные металлы и камни. Поделочные камни. Рельеф. Крупные формы рельефа, созданные эндогенными процессами. Крупные формы рельефа, созданные экзогенными процессами. Практическая работа. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Температура воздуха и осадков. Климатические районы. Прогноз погоды по народным приметам. Времена года. Воды. Почвы. Растительность. Животный мир. Растительный мир. Природные комплексы. Практические работы. Раздел 1. История заселения и хозяйственного освоения Среднего Урала Допетровский период освоения Среднего Урала. Заселение и развитие экономики Среднего Урала со времен Петра I до крестьянской реформы 1861г. Экономическое развитие Среднего Урала. После реформы 1861г. Практическая работа. География населения. Демографическое развитие Среднего Урала. Трудовые ресурсы и рынок труда. Уровень жизни. и проблемы населения. Проблемы урбанизации. География хозяйства. Общая характеристика хозяйства. Хозяйственные межотраслевые комплексы государственного значения. Хозяйственные межотраслевые комплексы внутриобластного значения. Экономические проблемы. География внешних экономических связей. Практические работы. Экономико-географические районы. Горнопромышленный район. Промышленное Зауралье. Аграрно-промышленное Зауралье. Лесопромышленное Зауралье. Аграрнопромышленное Предуралье. Проблема регионального неравенства. Практические работы. Раздел 2.Экологические проблемы Свердловской области. Современная экологическая и проблемы экологической безопасности. Экологизация общества и оптимизация природопользования. Охрана природы. Формирование системы особо охраняемых природных территорий. Практические работы._ Тематический план Раздел Тема 1 Общий обзор Свердловской области 2 Природные условия и ресурсы 3 Население и хозяйство Количество часов 4 18 13 4 Учебно-тематический план № Тема урока Раздел 1. Общий обзор Свердловской области 3ч. 1 Географическое положение Свердловской области. 2 Свердловская область на карте . Ощие сведения. 3 Экономико-географическое положение Свердловской области. Раздел 2. Природные условия и ресурсы 13ч. 1 Геологическое строение.Этапы геологического развития. 2 Полезные ископаемые. Руды черных и цветных металлов. 3 Неметаллические полезные ископаемые. 4 Крупные формы рельефа. Внешние и внутренние силы, влияющие на рельеф. 5 Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. 6 Погода и климат. Основные климатообразующие факторы. 7 Климатические районы.Времена года. 8 Внутренние воды и водные ресурсы. Речная система. 9 Озера, водохранилища . Болота, подземные воды. 10 Почвы. Почвенные ресурсы. 11 Животный и растительный мир. 12 Природные комплексы. 13 Изменение природных комплексов под влиянием человека. Раздел 3. Население и хозяйство18ч. 1-2 История заселения и освоения в допетровский период. 3-4 Заселение и развитие Среднего Урала в петровский период. 5 Демографическое развитие. Этнический состав. 6 Городское и сельское расселение. Уровень жизни. 7 География хозяйства. Общая характеристика. 8 Межотраслевые комплексы. Металлурго-химический комплекс. 9 Машиностроительный комплекс. 10 Лесопромышленный комплекс. 11 Экономические связи области. 12 Экономико- географические районы. Горнопромышленный район. 13 Промышленное Зауралье. 14 Лесопромышленное Зауралье. 15 Аграрное Предуралье. 16 Экологические проблемы области. 17 Рациональное природопользование. 18 Охрана природы в области. Примерные практические работы 1.Знакомство с учебником источниками и методами изучения географо-краеведческих знаний Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. 2. Обозначение на к.к. элементов ГП, определение географических координат крайних точек, географического центра Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 3. Нанесение на контурную карту важнейших месторождений полезных ископаемых области. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. 5 4. Обозначение на к.к. элементов гидрографии. 5. Построение графиков динамики численности населения, естественного и механического движения. 6. Установление взаимосвязей между металлургией и химической промышленностью. 7. Обозначение на к.к. крупных промышленных центров и их специализации. Выявление и обоснование факторов размещения предприятий различных отраслей хозяйства 8. Оценка степени развития разных видов транспорта 9. Составление картосхемы внешних экономических связей Свердловской области 6