Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26,
утвержденной приказом директора
№136/2-од от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ»
(для 5-6 классов)
2024-2025 учебный год
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарно- тематический план
Содержание программы
Методическое обеспечение
Список литературы
1.Пояснительная записка.
Настоящая программа является результатом апробации её основного
содержания, реализованного в кружке «Рисунок. Живопись» через ряд программ
по изобразительному искусству: Рисунок. 5-6 кл. Живопись 5-6 кл. Основы
живописи. 5-6 кл. Основы дизайна. 5-6 кл. 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001,
Е.А. Быканов, Программа «Преподавания изобразительного искусства 5,6,7
классы», ГБОУ
г.
Москвы
СОШ
№2051
«Педагогический
комплекс»2013г, Изобразительное искусство –Л.А.Неменская –изд. просвещение
Москва 2008 г. ,Изобразительное искусство и художественный труд – Б.М.
Неменский –издательство просвещение Москва 2008 г. ,Л.А. Неменская
«Искусство в жизни человека». –издательство просвещение Москва 2008 г.,
«Поэтапная живопись акварельными красками» С.Е. Игнатьев. Представляемая в
настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная
по
содержанию,
данная
программа
предлагает
учащимся
базовое
систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей
специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся
художественный метод познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и
опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной
художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие
личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического
восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с
прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в
сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественнотворческой деятельности, в которых подросток может проявить свою
индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание
программы
направлено
на
приоритетное
развитие
художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном
отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское,
национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как
эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов
мышления, познания действительности и творческой деятельности. В данной
модификации программы выделяются такие закономерности изобразительных
(пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Обучение изобразительному искусству в школе
включает в себя не только технику наложения красок, но и достижение основ
языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство
создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека
к миру.
Содержание обучения в программе по изобразительному искусству дано
крупными блоками. Такое построение позволяет создавать различные направления
курса ИЗО, распределять учебный материал и время для его изучения как внутри
одного класса, так и между классами.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы,
при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией
(строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе),
историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории –
исторический жанр в дизайне), математикой (геометрия), физикой (оптика),
технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой
(компьютерная графика).
Новизна программы.
Новизна данной программы состоит в том, что она ориентирована на то,
чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО,
основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного
искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа предусматривает,
что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного
искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной
сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий
в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для
конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Тем самым программа «Рисунок. Живопись.» не только дает основательную базу
по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и
создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста и личностного
развития в программном поле данного образовательного учреждения МБОУ ООШ
№ 26.
Актуальность программы.
Актуальность созданной программы заключается в том, что в период
обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной
позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые творчески решения и
воплощать их в жизнь.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований
предполагает человека с творческими способностями.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Педагогическая целесообразность. Исследование, направленное на
оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением
занятий по рисунку и живописи, выявило, что в такой среде гармонизируется
развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей,
воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление
детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря
2012 г. № 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Цель: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством
занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой
художественной культуры.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности): 1. знакомство с жанрами изобразительного искусства; 2. знакомство
с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности; 3. овладение основами перспективного построения фигур в
зависимости от точки зрения; 4. приобретение умения грамотно строить
композицию с выделением композиционного центра.
Задачи:
Обучающие:
1.
знакомство
с
жанрами
изобразительного
искусства;2. знакомство с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;3. овладение основами перспективного
построения фигур в зависимости от точки зрения;4. приобретение умения грамотно
строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие: 1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений:
внимания, памяти, фантазии, воображения; 2. развитие колористического видения;
3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; 4.
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; 5.
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать
свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке
своё рабочее место); 6. развитие коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение
(адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь
другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: 1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству
и занятиям художественным творчеством; 2. формирование уважительного
отношения к искусству разных стран и народов; 3. воспитание терпения, воли,
усидчивости, трудолюбия; 4. воспитание аккуратности
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники
выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри
каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть
предложена для детей разных возрастов - от 10 до 15 лет.
Программа направлена на развитие у детей самостоятельных
художественных замыслов, которые появляются в процессе работы - в этом ее
тематическая ценность.
Принципы и условия построения программы:
Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.
Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих способностей.
Научность – обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы.
«От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы,
ребенок переходит к выполнению сложных творческих работ.
Программа «Рисунок.
Живопись» ориентирована
на
возрастные
возможности детей 10-15 лет.
Программа рассчитана на один учебный год. Количество учебных часов – 68
часов в год.
Режим занятий
Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста, от
10 до 15 лет, в группу входит не более 15 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раза в
неделю по 1 часу, включают теоретическую и практическую часть.
Формы и методы организации учебного процесса
Программа
предусматривает
использование
традиционных,
комбинированных и практических занятий, игр, конкурсов, викторин, праздников,
исследовательскую работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный – устное изложение, беседа, рассказ.
наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ, работа по образцу.
практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми.
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Конечный, видимый результат работы – это правильное воплощение на
листе бумаги рисунка, ее схожесть с оригиналом, ее индивидуальность
характера – это самое главное для ребенка.
Ожидаемые результаты обучения.
В результате реализации программы учениками 5-6 класса предполагается
достижение определённого уровня овладения изобразительной грамоты. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах
искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и
инструментами изобразительного искусства.
В
результате
изучения
изобразительного
искусства
ученик
должен знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции,
светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их
основные произведения;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь,
природные и подручные материалы) и выразительные средства
изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и
жанров изобразительного искусства и определять средства художественной
выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива,
композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни: для восприятия и оценки произведений
искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с
натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям
литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных
работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период, учащийся употребляет специальные термины
осознанно и в их полном соответствии с содержанием;
- средний уровень – объем освоенных знаний составляет более ½, учащийся
сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень - ребенок владеет ½ объема знаний, предусмотренных
программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками
предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным
оборудованием, не испытывает особых затруднений, практически задания
выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов
своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход в разработке
проектов, имеет значительные результаты на уровне городского округа город Бор,
региона;
- средний уровень – у учащихся объем усвоенных умений и навыков составляет
более ½, со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания
выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не
может оценить их и выполнить, значительные результаты на уровне городского
округа город Бор;
- низкий уровень - учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных
программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с
оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания.
5 Материально-техническое обеспечение.
Учебные столы и стулья.
Таблицы по изобразительному искусству.
Электронные журналы и книги по рисунку и живописи.
Альбом для лучших работ.
Папки для незаконченных работ.
Белая бумага А-4.
Карандаши.
Линейки.
Ластики, точилки.
Кисточки, краски.
Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам.
Бумажные салфетки .
Коробочки для мусора.
6.Список литературы для педагога.
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.:
ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
3. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд:
книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
5. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября.
Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
6. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и
художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа,
2000.
7. Программы средней общеобразовательной школы с краткими
методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный
труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.
8. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.–
№ 11.
9. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства //
Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
10. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС,
1997.
11. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство
«Титул», 1996.
Список литературы для учащихся.
1. А.А. Мелик-Пашаев. Ступеньки к творчеству. М, 1995г.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993.
3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990.
4. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной
школы и
5. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для
основной школы
6. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы
для
7. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и
методические
8. Живопись. Уроки изобразительного искусства/Сост. Л.А. Шитов, В.Н.
Ларионов. -М.: Просвещение, 1995.
9. Зеленина Е.,Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей.
- М.: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред.
Б.М. методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
10.
11.
И.Г. Мосин Рисование часть -1, Екатеринбург, 1997г.
И.Г. Мосин Рисование часть -2, Екатеринбург, 1998г
12. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н.
Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995.
13. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноприкладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год
обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. -М.: Мозаика-Синтез, 1996
14. Методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
15.
16.
17.
Н. Басина С кисточкой в ладошке, М,1997г
Т.А. Копцева Природа и художник, М, 2000г.
Э.Тэйлор «Приключения в мире живописи», М.,2003г.
Рекомендуемые сетевые страницы по рисунку и живописи.
1. Библиотека
изобразительных
искусств.
[Электронный
ресурс]//
http://www.artlib.ru.
2. Таблицы по изобразительному искусству. Автор: Волкова Я.С. Комплект
представляет
основные
темы
программы:
[Электронный
ресурс]// http://www.lenbaza.ru/catalog/index.php?SECTION_ID=3599
Календарно- тематическое планирование 5 класс.
1
2
3
4
5.
6
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33-34.
35.
1 четверть Пейзажи родного края (9 часов)
Введение в предмет «Рисунок. Живопись»
.Пейзаж родного края
Дары родной природы
Экскурсия в парк, лес.
Натюрморт «Праздник урожая»
ЭСКИЗ КУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Русский народный костюм
Деревня - деревянный мир
Иллюстрация к русской народной сказке.
Русский дом - изба
II четверть «Связь времен в народном искусстве» (7часов)
Декор русской избы
Деревенская улица
Экскурсия в мастерскую художника(виртуальная экскурсия)
Аппликация на плоскости
Птица счастья. Объемное конструирование
Народные праздники.
Оформление выставки детских рисунков.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
III четверть «Декор - человек, общество, время» (10 часов)
Зимний пейзаж
1
Беседа о русских художниках XIX века
1
Древний город и его жители
1
Натюрморт с самоваром
1
Рисуем ярмарку.
1
Древнерусский собор
1
Экскурсия в художественный музей (виртуальная экскурсия)
1
Русские богатыри
1
Иллюстрация к былине
1
Рисуем портрет.
1
4 четверть Декоративное искусство в современном мире. (9 часов)
Филимоновские свистульки. Проект.
1
Абашевская игрушка.
1
Роспись глиняной игрушки
1
Беседа о художниках Возрождения (виртуальная экскурсия)
1
Рисование на тему «Моя улица»
1
Домашние животные - любимцы и помощники
1
Коллективная работа. Город мастеров
2
Итоговая выставка детских рисунков.
1
календарно- тематическое планирование 6 класс.
1 четверть Раздел 1. Основы художественного изображения (9 часов)
Введение в предмет «Рисунок. Живопись».
1
1
Живописный технический прием в разработке композиций «В
1
осеннем лесу», «В поле», «На речке», «На лесном озере».
Передача цветом пространства.
3.
Автопортрет.
1
4
Просмотр репродукций осенних пейзажей.
1
5
Композиция «Поздняя осень в парке»,
1
6.
Композиция «Старое и молодое дерево». Нахождение
1
соотношения черного и белого.
7.
Композиция «Дерево чудес», на котором растет все, что ни
1
пожелаешь.
8
Проект «Витраж из цветной пленки» (чудесная птица, рыба и т. 1
д.) Подготовка цветной пленки к работе.
9
Выполнение витража.
1
II четверть
Орнамент образ Эпохи. Основные орнаментальные мотивы в Мировом искусстве (7
часов)
10
Знакомство с декоративными элементами древнеегипетского
1
орнамента
11
Изображение главных элементов растительного
1
древнеегипетского орнамента.
2
12
Декоративное панно «Прогулка фараона с царицей на лодке по
реке», «Птицы и рыбы в зарослях тростника».Изучение
репродукции.
1
13
Изображение по памяти Декоративного панно «Птицы и рыбы
в зарослях тростника».
Исполнение мотивов древнегреческого геометрического и
растительного орнаментов с учетом архитектоники различных
керамических сосудов.
Просмотр репродукций «Олимпийские игры в Древней
Греции».
Композиция «Олимпийские игры в Древней Греции».
1
14
15
16
1
1
1
III четверть Народное искусство России. Работа в творческих мастерских. (10часов)
17
Просмотр презентаций по мотивам резьбы в домах средней
1
полосы России.
Серия упражнений на исполнение резного орнамента в декоре
изб (причелина, полотенце, подзор, лобовая доска, наличник)
по мотивам резьбы в домах средней полосы России.
19Серия упражнений на повтор образов-символов древней
славянской мифологии (древо жизни )богиня-солнце, птицапава, конь и др.).
20
Серия упражнений на повтор образов-символов древней
славянской мифологии ( богиня-солнце, птица- пава, конь )
21
Разработка серии проектов -импровизаций по мотивам
народного деревянного зодчества (с последующим
выполнением в материале) Бумагопластика.
22
Выполнение в материале.
23
Объемная композиция из картона, материи, дерева и др. на тему
«Кот в сапогах», «Золушка». В композицию должны быть
включены архитектурные элементы. Законченная композиция
заключается в глубокую раму
24
. Объемная композиция из картона, материи, дерева и др. на
тему «Золушка».
25-26
Презентация и выставка проектов.
4 четверть Народное искусство России в ХХ в. (9 часов)
27
Разработка эскизов и исполнение в разном материале оберегов,
символов, связанных с пожеланием добра.
28
Эскиз оберега «счастья хозяину»
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Эскиз интерьера.
Тематическая композиция «Композиционный центр моего
дома».
Выполнение эскиза в цвете.
Изо викторина «Угадай стилистическую ошибку интерьере».
1
1
1
34
Исполнение и составление серии иллюстраций по мотивам
сказов П. Бажова.
Создаем мини книжку по мотивам выбранной сказки.
35
Годовая выставка работ
1
29
30
31
32
33
1
1
1