Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26,
утвержденной приказом директора
№136/2-од от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
(9 класс)
2024-2025 учебный год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена в
соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МБОУ
«ООШ №26».
Программа предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует
повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает
чувство уважения к русскому языку. В программе использованы средства обучения,
направленные на интенсивное развитие речемыслительных способностей обучающихся,
которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно
владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными
особенностями.
Программа
ориентирована
на
УМК
под
редакцией
Л.А.Тростенцовой.
Т.А.Ладыженской «Русский язык. 9 класс».
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы
взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности,
практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые
затруднения при изучении на уроках.
В рабочей программе внеурочной деятельности произведена корректировка
примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов,
способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с
учетом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов.
Срок реализации - 1 год.
Курс рассчитан на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы контроля:
Участие в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
3
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
4
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
5
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№
п/п
Наименование разделов и тем
Формы
организации
Виды
деятельности
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
конкурс
Поисковые
исследования,
постановка,
круглый стол
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Поисковые
исследования,
круглый стол
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
проблемноценностное
общение
Введение 2 ч.
1.
Язык И речь- чудо из чудес.
2.
Речевая культура - часть общечеловеческой
культуры.
3.
ПозвонИт или позвОнит?
4.
Орфография 9 ч.
Работа с лингвистическими словарями.
5.
Необычные правила.
6.
Произносительные нормы.
7.
Путеводные звёзды орфографии.
8.
Языковые нормы и языковые ошибки.
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
досуговое
общение
Орфоэпия 1 ч.
Поисковые
исследования,
конкурс,
семинар,
конференция
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
конкурс
Поисковые
исследования,
постановка,
круглый стол
Поисковые
исследования,
общественно
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
досуговое
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
6
9.
Ъ и Ь смягчение или разделение? Конкурс - игра
«Что там стоит?...»
10.
Сокращение текста.Выделение главного в
информации.
11.
11 «Е» или «И»? Игра «кто быстрее?»
12.
То же, так же иль за что? Лингвистическая игра
«Найди соответствие».
13.
полезные
практики,
конкурс
Поисковые
исследования,
конкурс,
семинар,
конференция
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Поисковые
исследования,
конкурс,
семинар,
конференция
Поисковые
исследования,
игра
Лексическая стилистика 6 ч.
Поисковые
Формирование норм литературного языка.
исследования,
постановка,
круглый стол
14.
Поиск нужного слова. Игра- конкурс «Кто
больше?»
15.
Ошибки грамматические и речевые.
16.
Каламбур и многозначность. Лингвистические
шры «Давайте поиграем».
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
игра
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
игра
творчество
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
досуговое
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
7
17.
Правильность как основа хорошей речи.
Содержательность хорошей речи.
Поисковые
исследования,
постановка,
круглый стол
18.
Судьба слова. Лингвистические игры
«Происхожденис слов».
Поисковые
исследования,
игра
19.
Фразеология 4 ч.
Крылатые выражения. Фразеологизмы.
20.
Орфоэпические нормы.
21.
Лексические нормы.
Поисковые
исследования,
конкурс,
семинар,
конференция
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
22.
Игра-тренинг и узнай стиль текста.
23.
Изобразительно-выразительные средства языка 2 ч.
Тропы.Стилистические фигуры.
Поисковые
исследования,
конкурс
24.
25.
Лингвистический практикум. Средства
выразительности речи.
Синтаксис 5 ч.
Проще простого или сложнее сложного.
Поисковые
исследования,
постановка,
игра
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
конкурс
Поисковые
исследования,
конкурс,
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
досуговое
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Познавательная
деятельность,
игровая
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
досуговое
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Познавательная
деятельность,
проблемно-
8
семинар,
конференция
Поисковые
исследования,
защита
проекта
26.
Прямой порядок слов. Инверсия. Использование
порядка слов в стилистических целях для
усиления выразительности речи.
27.
Блиц - турнир «Поработай корректором».
Поисковые
исследования,
постановка,
круглый стол
28.
Игра-разминка «Знаки препинания в простом и
сложном предложениях».
29.
Семинар «Грамматическая основа предложения».
Поисковые
исследования,
игра
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
конкурс
30.
Морфология 2 ч.
Части речи. Лингвистическое лото.
31.
Кто и что? Какой? Чей? Что делать?
32.
Культура речи 4 ч.
Будешь вежлив ты со мной. Создаем ребусы.
33.
Заговори, чтоб я тебя увидел. Решение
кроссвордов.
34.
Правила согласования, употребления форм рода,
числа и падежа. Практикум.
35.
Итоговое занятие за год. Защита проекта.
ценностное
общение
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная
деятельность,
игровая
деятельность,
досуговое
общение
Познавательная
деятельность,
игровая
Познавательная,
художественное
творчество
Поисковые
исследования,
игра
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Познавательная
деятельность,
игровая
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Поисковые
исследования,
игра
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Познавательная
деятельность,
игровая
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
Познавательная,
игровая,
художественное
творчество
Поисковые
исследования,
общественно
полезные
практики,
конкурс
Поисковые
исследования,
защита
проекта
Познавательная
деятельность,
проблемноценностное
общение
9
10
11