Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ № 26,
утвержденной приказом директора
№ 136/2-уд от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧИМСЯ ПИСАТЬ »
( для 1 класса)
2024 – 2025 учебный год
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Учимся писать» разработана в соответствии соответствии с планом
внеурочной деятельности занятия проводятся в 1 классе 1 час в неделю, в течение 1
полугодия ( 16 часов).
Программа ориентирована на развитие навыков письма и выработку
каллиграфического почерка. В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность
расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и
областями применения.
В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных
координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для
предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых
букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.
Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном
письме нарушается правильность начертания графических элементов букв.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников (развитию мелкой моторики и координации движения, формированию
навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия,
произвольного внимания), которые необходимы им на протяжении всей учебной
деятельности.
Цели и задачи курса
Цель курса – обучение первоначальному письму на основе ознакомления
учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования
графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием
формирования у них полноценных знаний и умений.
Обучение письму идет с учетом требований координации устной и письменной
речи.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая
задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся
формируются общеучебные умения, навыки письма, без которых невозможно их
дальнейшее полноценное обучение.
Задачи:
-усвоить формы печатных и письменных буквенных знаков.
-обучить первоначальному письму
- формировать дифференцированные представления, во-первых, о звукахфонемах,
во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, втретьих,
о соотношении звуковой и графической форм слова.
Структура курса
Содержание учебного предмета
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время
письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о
вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных
букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с
формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов
письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение
элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Основной (звукобуквенный) период
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка
навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементовшаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в
группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительнодвигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)).
Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное,
нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с
ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки
на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных
письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего
письма.
Заключительный период
Письмо
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в
графических слогах и цельных словах по алгоритмам.
Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в
процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по
исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества
письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование
графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при
условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под
диктовку.
Требования к уровню подготовки учащихся
По завершении 1 класса учащиеся должны знать:
Правила посадки и пользование письменными принадлежностями.
Пространственную ориентировку на странице тетради, ее разлиновку.
Технологию начертания букв по алгоритму и под счет.
Три вида соединений букв при письме.
Должны уметь:
- писать все письменные буквы и их соединения в графических слогах и
цельных словах по алгоритмам
- совершенствовать каллиграфическое качества письма
- соблюдать графическую грамотность и каллиграфическое качество письма при
условии ускорения его темпа
- списывать слова и предложения с печатного и письменного текстов, письмо
под диктовку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Учимся писать».
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в
течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и
диктанте.
Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного
периода5.
Обучающиеся научатся:
пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и
письменных букв русского алфавита;
правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими
нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова,
так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 4 1) при
списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под
диктовку учителя;
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а
также
с
сочетаниями
букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-,
находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных
представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение,
текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Методические рекомендации
На курсах по выбору полезно предоставить каждому ученику возможность
самостоятельной и коллективной творческой работы на занятиях и дома. Содержание
программного материала должно быть построено в такой последовательности, чтобы
рассмотрение предшествующих тем влияло на успешность освоения последующих.
Чтобы была реализована их взаимосвязь по структуре, логике и сосодержанию.
Особое внимание обращается на целеполагание и постановку учебных задач,
которые способствуют личностному восприятию материала, умению анализировать,
обобщать и творчески использовать знания в самостоятельной и групповой работе.
Учебные задачи позволят ученику сразу же поработать с новым материалом,
практически исследовать, сформировать собственное мнение об изучаемом предмете,
определять отношение к нему, понять где и как в дальнейшем можно его использовать,
как связь с жизнью и другими предметами учебного цикла.
На каждом занятии предусмотрена групповая работа для развития коммуникативной, информационной и других базовых и ключевых компетенций.
Компетентностный подход включает методы и приёмы, формы работы,
способствующие развитию критического мышления.
Роль учителя - организовать, направить, научить добывать знания при работе ,
подобрать методы и приёмы, стимулирующие творческое мышление.
Стратегия «Ассоциация». –это письменный вид деятельности (можно в виде
рисунка). Самое эффективное время для работы- 2-3 минуты, далее следует
отвлечение от темы.
Тематическое планирование программы « Учимся писать»
Всего 16 часов, 1 час в неделю
К-во
часов
1
№
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
1
3
Знакомство с новым предметом.
Гигиенические правила письма. Ориентировка в
пространстве. Письмо прямой линии.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Строчная буква щ.
4
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Строчная и заглавная
буквы Й, й Строчная и заглавная буквы Х, х.
1
5
Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная
буквы К, к.
1
6
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Строчная буква щ.
1
2
7
8
Написание строчных и прописных букв а;А
Написание строчной буквы я,прописных букв Я,А
;Буква ь. Строчная и заглавная буквы Ю, ю
1
1
1
1
дата
9
10
11
12
Давайте договоримся. Строчная и заглавная буквы о, О
Говорим и слушаем. Заглавная и строчная буквы и, И
Строчная и заглавная буквы Г, г. Строчная и заглавная
буквы Э, э.
Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная
буквы М, м.
1
1
1
1
13
Строчная и заглавная буквы Б, б. Строчная и заглавная
буквы Ф, ф.
1
14
Строчная и заглавная буквы С, с.; Строчная буква ч.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц
1
15
16
Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная
буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Т, т. ;Строчная и заглавная
буквы З, з. Строчная и заглавная буквы Е, е; Строчная и
заглавная буквы П, п
1
1
Литература
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и
красиво. Академия развития, 2000 г.
Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2013г.
Васина В.В. Праздник числа. М., 2007 г.
Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2014 г.
Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2011 г.
Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2010 г.
Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.
Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.
Учимся писать. РОСМЭН – Пресс 2009 г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Вся школьная программа. Письмо. РОСМЭН – Пресс
2008 г.