2024-2025 Рабочая программа Умники и умницы 1-4

Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26,
утвержденной приказом директора
№136/2-од от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
(для 1–4 классов)

2024-2025 учебный год
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире уже недостаточно обучать только получению
информации. Анализ, сортировка информации, аргументация, которые
используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть
навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками.
Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том,
чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить
творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация
этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных
интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность
включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь
успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных
препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством
повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной
школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные
интересы к тому или иному предмету.
Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена
в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших классов
Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),
с использованием

методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и

умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным
учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на
2

четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во вторых четвертых классах 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках
«Внеучебной деятельности» в соответствии с

образовательным планом,

рассчитана на детей 7 - 10 лет.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Необходимость данного курса вызвана с одной стороны, интересом к
знаниям вообще и желанием детей узнать новое, интересное. С другой
стороны,

необходимостью

развития

самостоятельности

и

активности

учащихся, творческой инициативы, более прочного и сознательного
усвоения, углубления знаний полученных на уроках. Данный курс важен и
для осуществления преемственности между начальной школой и основной
школой.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам
основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС 2010 года. Одним из главных приоритетов новых стандартов второго
поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению
новых знаний, умений, навыков, способностей.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся
на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1.

Создать условия для развития у детей познавательных интересов,

формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
2.

Обеспечить

становление

у детей

развитых форм

сознания

и

самосознания.
3.

Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.

Сформировать представление о математике как форме описания и

методе познания окружающего мира.
5.

Формировать и развить коммуникативных умений: умение общаться и

взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
3

других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
6.

Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие

«творческие способности».
7.

Развитие психических познавательных процессов: различных видов

памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
8.

Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной

деятельности учащихся.
Особенности организации программы внеурочной деятельности:
Участники программы: учащиеся от 7 до 10 лет, педагоги.
Сроки реализации: 4 года (1 – 4 классы).
Материал каждого занятия рассчитан на 30 – 40 минут. Во время
занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и
необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных
ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям
как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные
для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры,
ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение
детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в
сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения
задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое
важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль,
4

возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой
трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия,
например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном,
прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для
таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает
особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно
чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной,
насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые
занятия

другой

темы

в

качестве

закрепления.

Изучаемые

темы

повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением
материала и решаемых задач.
Для

проведения

занятий

используется учебно-методический

комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
5

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один
из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач,
направленных
школьников

на
с

развитие

целью

познавательных

усиления

их

процессов

у

младших

математического

развития,

включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать
выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены
специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана
из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных,
авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей
детей 7 - 10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания

происходит развитие

почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на
каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на
несколько групп:


задания на развитие внимания;



задания на развитие памяти;



задания на совершенствование воображения;



задания на развитие логического мышления.
Вид задания

Задания на развитие
внимания

Содержание задания
К заданиям этой группы относятся различные
лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие
произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости,
Выполнение

переключения
заданий

подобного

и
типа

распределения.
способствует

формированию таких жизненно важных умений, как
6

умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск
нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад,
находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые
задачи.
Задания,

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и

развивающие

совершенствование

память

Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей

слуховой

и

зрительной

памяти.

памятью и применять специальные приемы, облегчающие
запоминание. В результате

таких

занятий учащиеся

осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания,
развивается

смысловая

наблюдательность,

память,

восприятие

закладывается

основа

и
для

рационального использования сил и времени
Задания на развитие и Развитие
совершенствование

материале,

воображения

характера;

воображения

построено

включающем

 дорисовывание

в

задания

несложных

основном

на

геометрического
композиций

из

геометрических тел или линий, не изображающих ничего
конкретного, до какого-либо изображения;
 выбор фигуры нужной формы для восстановления
целого;
 вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые
надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не
проводя одну и ту же линию дважды);
 выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
 выделение из общего рисунка заданных фигур с целью
7

выявления замаскированного рисунка;
 деление фигуры на несколько заданных фигур и
построение заданной фигуры из нескольких частей,
выбираемых из множества данных;
 складывание

и

перекладывание

спичек

с

целью

составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с
изографами (слова записаны буквами, расположение
которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с
помощью чисел).
Задания,

Приоритетным направлением обучения в начальной школе

развивающие

является развитие мышления. С этой целью в рабочих

мышление

тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте
строить правильные суждения и проводить доказательства
без предварительного теоретического освоения

самих

законов и правил логики. В процессе выполнения таких
упражнений дети учатся сравнивать различные объекты,
выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать
связи

между

понятиями,

учатся

комбинировать

и

планировать. Предлагаются задания, направленные на
формирование умений работать с алгоритмическими
предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия включающая этапы, развивающие познавательные
способности учеников
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)
8

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности
является

важной частью занятия

по РПС.

Исследования

ученых

убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений
улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в
основе

творческой

деятельности:

увеличивается

объем

памяти,

повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты)
Основной
определенного
эффективное

задачей

создание

у ребят

положительного эмоционального фона, без

которого

усвоение

данного

этапа

знаний

является

невозможно.

Поэтому

вопросы,

включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес
у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной
учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей (15 мин.)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют
развитию

этих

соответствующую

так

необходимых

дидактическую

качеств,
нагрузку,

но

и

углублять

позволяют,
знания

неся
ребят,

разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять
логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что
степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)

9

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет

не

только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать
развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они
нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными
геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету
фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не
искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к
пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и
формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук.
Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное
составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого
рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития
речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую
моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип

«от

простого

-

к

сложному»:

задания

постепенно

усложняются;
4) увеличение объема материала;
5)

наращивание темпа выполнения заданий;

6)

смена разных видов деятельности.

10

Программа предусматривает проведение занятий в различной
форме:
1. работа в парах.
2. групповые формы работы.
3. индивидуальная работа.
4. самооценка и самоконтроль.
5. взаимооценка и взаимоконтроль.
Формы организации деятельности:


творческий проект;



исследовательская работа;



конкурс;



игра;



путешествие.
Реализация программы предусматривает применение технологий:



деятельностного обучения;



креативного мышления;



проектно-исследовательской;



игровой.
На занятиях используются презентации к занятиям, электронные

задания и тестовые работы, современное техническое оборудование в виде
интерактивной доски, «Графические диктанты».
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной)
основе обучения с такими предметами как математика, информатика,
русский язык.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение
зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее
в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться

в пространстве листа. Развитие фонематического слуха.

Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование
навыков правильного и точного восприятия

предметов и явлений.

Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения
точности

по развитию

и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества

воспроизведения материала.
Развитие

внимания.

Диагностика

Тренировочные упражнения на развитие

произвольного

внимания.

способности переключать,

распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации
внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять
признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам,
давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование
сравнения,

основных

классификации,

мыслительных
обобщения,

операций:
умения

анализа,

выделять

синтеза,

главное

и

существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
12

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что
было обнаружено с

помощью органов чувств. Обогащение и активизация

словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказыописания, сочинять сказки. Формирование

умения давать несложные

определения понятиям.
Учебно-тематический план 1 класс (33 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

1.

Диагностика уровня развития познавательных
процессов

2

2.

Развитие концентрации внимания.

5

3.

Тренировка внимания.

5

4.

Тренировка слуховой памяти.

5

5.

Тренировка зрительной памяти.

4

6.

Поиск закономерностей

4

7.

Совершенствование воображения.

3

8.

Развитие логического мышления

3

9.

Графический диктант

21

Календарно – тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Тема занятия

Развиваемые способности

Вводное занятие.
Выявление уровня развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти
и
мышления
концентрации Развитие
концентрации
внимания

Кол-во
часов

1

Диагностика
уровня
развития познавательных
процессов. Графический
диктант

1

2

Развитие
внимания

1
13

3

4
5

6

7

8

9

10
11

12

13

14

15

Тренировка
внимания.
Викторина
по
окружающему миру
Тренировка
слуховой
памяти. Викторина
Тренировка
зрительной
памяти.
Графический
рисунок по образцу
Поиск закономерностей.
Викторина
«Мультипульти»
Совершенствование
воображения.
Графический диктант
Развитие
логического
мышления. Викторина по
русским
народным
сказкам
Развитие
концентрации
внимания. Графический
диктант
Тренировка
внимания.
Графический диктант
Тренировка
слуховой
памяти.
Графический
диктант
Тренировка
зрительной
памяти. «Своя игра» по
окружающему миру
Поиск закономерностей.
Графический рисунок по
образцу.
Совершенствование
воображения. «Своя игра»
Развитие
логического
мышления. Графический
диктант.
Разгадывание
ребусов

Тренировка внимания.
Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления
Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций
Совершенствование
воображения.
Развитие мышления
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
воображения
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций
Тренировка
внимания.
Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления

1

Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
мыслительных операций
Совершенствование
воображения.
Развитие
мыслительных операций
Развитие
логического
мышления. Совершенствование
мыслительных операций
Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

16

17

18

19

20

21

22

23

24
25

26

27

28

29

30

Развитие
концентрации
внимания. Графический
диктант
Тренировка
внимания.
Графический диктант

Тренировка
внимания.
Развитие мышления

1

Тренировка слуховой памяти,
внимания
Развитие мышления
Тренировка
слуховой Тренировка слуховой памяти.
памяти. «Своя игра»
Развитие мышления

1

Тренировка
зрительной Тренировка зрительной памяти.
памяти.
Графический Развитие мышления
диктант
Поиск закономерностей
Развитие
логического
мышления. Совершенствование
мыслительных операций
Совершенствование
Совершенствование
воображения.
воображения.
Развитие
Графический диктант
мышления
Развитие
логического Развитие
логического
мышления. Графический мышления. Развитие мышления
диктант
Развитие
концентрации Тренировка
внимания.
внимания. Графический Развитие мышления
диктант
Тренировка
внимания. Тренировка слуховой памяти,
Графический диктант
внимания. Развитие мышления
Тренировка
слуховой Тренировка слуховой памяти.
памяти. Игра «Звёздный Совершенствование
час»
мыслительных операций
Тренировка
зрительной Тренировка зрительной памяти.
памяти.
Графический Развитие мышления
диктант
Поиск закономерностей. Развитие
логического
Графический диктант
мышления. Совершенствование
мыслительных операций
Совершенствование
Развитие
концентрации
воображения.
внимания. Развитие мышления
Графический диктант
Развитие
логического Развитие
логического
мышления. Графический мышления. Развитие мышления
диктант
Развитие
концентрации Тренировка слуховой памяти.

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
15

31
32

33

внимания. Графический
диктат
Тренировка
внимания.
Графический диктант
Тренировка
слуховой
памяти. Игра «Лабиринт»

Развитие мышления

Тренировка слуховой памяти,
внимания. Развитие мышления
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций
Игра «Самый умный» Выявление уровня развития
(конкурс
эрудитов). познавательных процессов
Диагностика
уровня
развития познавательных
процессов в конце года

1
1

1

16

Учебно-тематический план 2 класс (34 часа)
№

Тема

Кол – во
часов
2

1.

Диагностика уровня развития познавательных процессов

2.
3.

Развитие концентрации внимания
Тренировка слуховой памяти

10
5

4.
5.

Тренировка зрительной памяти
Поиск закономерностей

5
5

6.
7.
8.

Решение логические задачи
Работа со спичками
Развитие пространственного воображения

25
4
5

9.

Развитие логического мышления

3

Календарно – тематическое планирование
2 класс
№
п/п
1

2

3

4

5

6
7

Тема занятия

Развиваемые способности

Диагностика
уровня Выявление уровня развития
развития
познавательных внимания,
восприятия,
процессов
воображения,
памяти
и
мышления на начало года
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания
логических задач
Развитие
концентрации Развитие
аналитических
внимания.
Решение способностей
логические задачи
Тренировка
слуховой Развитие
способности
памяти. Решение логических рассуждать
задач
Тренировка
зрительной Развитие
аналитических
памяти.
способностей
Решение логических задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
Решение логических задач
рассуждать
Развитие пространственного Развитие
пространственного
воображения. Работа со воображения.

Кол-во
часов
1

1

1

1

1

1
1
17

8

9

10
11

12

13
14

15

16

17
18

19

20
21

22

спичками
Развитие
логического
мышления.
Решение
логических задач
Развитие
концентрации
внимания.
Решение
логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач
Тренировка
слуховой
памяти. Решение логических
задач
Тренировка
зрительной
памяти. Решение логических
задач
Поиск
закономерностей.
Решение логических задач
Развитие пространственного
воображения. Работа со
спичками.
Развитие
логического
мышления.
Решение
логических
и
творческо-поисковых задач
Развитие
концентрации
внимания.
Решение
логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач
Тренировка
слуховой
памяти. Решение логических
задач
Тренировка
зрительной
памяти. Решение логических
задач
Поиск
закономерностей.
Решение логических задач
Развитие пространственного
воображения. Работа со
спичками
Развитие пространственного
воображения

Развитие
рассуждать

способности

1

Развитие
способностей

аналитических

1

Развитие
рассуждать
Развитие
способностей

способности

1

аналитических

1

Развитие умения рассуждать

1

Развитие
аналитических
способностей
Развитие
пространственного
воображения

1

Развитие
мышления

логического

1

Развитие
рассуждать

способности

1

Развитие
способностей
Развитие
рассуждать

аналитических

1

способности

1

Развитие
способностей

аналитических

1

Развитие
способности
рассуждать
Развитие
пространственного
воображения

1

Развитие
пространственного
воображения

1

1

1

18

23

24
25

26

27
28

29
30

31
32

33

34

Тренировка
концентрации
внимания.
Решение
логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач
Тренировка
слуховой
памяти. Решение логических
задач
Тренировка
зрительной
памяти. Решение логических
задач
Поиск закономерностей

Развитие
способностей

аналитических

1

Развитие
способностей
Развитие
рассуждать

аналитических

1

способности

1

Развитие
способностей

аналитических

1

Развитие внимания, памяти,
мышления
Развитие пространственного Развитие
пространственного
воображения. Работа со воображения
спичками.
Развитие
логического Развитие
логического
мышления
мышления
Развитие
концентрации Развитие
аналитических
внимания.
Решение способностей
умения
логических задач
рассуждать и и анализировать.
Тренировка
внимания. Развитие
логических
Решение логических задач
способностей
Тренировка
слуховой Развитие
аналитических
памяти. Решение логических способностей
умения
задач
рассуждать и анализировать.
Тренировка
зрительной Развитие
аналитических
памяти.
Поиск способностей
умения
закономерностей. Решение рассуждать и анализировать.
логических задач
Игра
«Самый
умный» Выявление уровня развития
(конкурс эрудитов).
познавательных процессов
Диагностика
уровня
развития
познавательных
процессов в конце года

1
1

1
1

1
1

1

1

19

Учебно-тематический план 3 класс (34часа)
№

Тема

Кол-во
часов

1.

Развитие концентрации внимания

10

2.

Развитие слуховой памяти

5

3.

Развитие зрительной памяти

5

4.

Развитие способности рассуждать

4

5.

Развитие пространственного воображения

4

6.

Развитие логического мышления

4

7.

Решение логических задач

24

8.

Работа со спичками

4

9.

Поиск закономерностей

4

Календарно – тематическое планирование
3 класс
№
1

2

3

4
5

6
7

Тема

Развивающие способности

Кол-во
часов
Диагностика уровня развития Выявление уровня развития
1
познавательных процессов
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти
и
мышления на начало года
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
1
внимания.
Решение внимания
логических задач
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
1
внимания.
Решение внимания,
аналитических
логических задач
способностей
Тренировка слуховой памяти. Развитие слуховой памяти,
1
Решение логических задач
способности рассуждать
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
1
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
1
Решение логических задач
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного
1
воображения.
Работа
со воображения
спичками
20

8

9

10

11
12

13
14

15

16

17

18
19

20
21

22
23

Развитие
логического
мышления.
Решение
логических задач
Развитие
концентрации
внимания.
Решение логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач

Развитие
логического
мышления,
способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания,
аналитических
способностей.
Развитие
концентрации
внимания
способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Развитие слуховой памяти,
Решение логических задач
аналитических способностей
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических умения рассуждать
задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
Решение логических задач
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного
воображения.
Работа
со воображения
спичками
Развитие
логического Развитие
логического
мышления.
Решение мышления
логических
и
творческопоисковых задач.
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания,
способности
логических задач
рассуждать
Тренировка
внимания. Развитие
концентрации
Решение логических задач
внимания,
аналитических
способностей
Тренировка слуховой памяти. Развитие слуховой памяти,
Решение логических задач
способности рассуждать
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
Решение логических задач
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного
воображения.
Работа
со воображения.
спичками
Развитие
логического Развитие
логического
мышления.
мышления
Тренировка
концентрации Развитие
концентрации

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
21

24

25
26

27
28

29
30

31

32
33

34

внимания.
Решение
логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач

внимания,
аналитических
способностей
Развитие
концентрации
внимания,
аналитических
способностей
Тренировка слуховой памяти. Развитие слуховой памяти,
Решение логических задач
способности рассуждать.
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Поиск закономерностей.
Развитие
способности
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного
воображения.
Работа
со воображения
спичками
Развитие
логического Развитие
логического
мышления.
мышления
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания, умения рассуждать
логических задач
и анализировать
Тренировка
внимания. Развитие
концентрации
Решение логических задач
внимания,
логических
способностей
Тренировка слуховой памяти. Развитие слуховой памяти,
Решение логических задач
рассуждать и анализировать
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач. Поиск закономерностей рассуждать и анализировать
Игра
«Самый
умный» Выявление уровня развития
(конкурс эрудитов).
познавательных процессов
Диагностика уровня развития
познавательных процессов в
конце года

1

1
1

1
1

1
1

1

1
1

1

22

Учебно-тематический план 4 класс (34 часа)
№

Тема

Кол-во
часов

1.

Развитие концентрации внимания

10

2.
3.

Развитие слуховой памяти
Развитие зрительной памяти

5
5

4.

Развитие способности рассуждать

4

5.

Развитие пространственного воображения

4

6.

Развитие логического мышления

4

7.

Решение логических задач

24

8.
9.

Работа со спичками
Поиск закономерностей

4
4

Календарно – тематическое планирование
4 класс
№
1

2

3

4

5

6

Тема

Развивающие способности

Диагностика
уровня Выявление уровня развития
развития
познавательных внимания,
восприятия,
процессов
воображения,
памяти
и
мышления на начало года
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания
логических задач
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания,
аналитических
логических задач
способностей
Тренировка
слуховой Развитие слуховой памяти,
памяти. Решение логических способности рассуждать
задач
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
Решение логических задач
рассуждать

Кол-во
часов
1

1

1

1

1
23

7

8

9

10

11

12

13
14

15

16

17

18

19

20
21

Развитие пространственного
воображения. Работа со
спичками
Развитие
логического
мышления.
Решение
логических задач
Развитие
концентрации
внимания.
Решение логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач

Развитие пространственного
воображения

1

Развитие
логического
мышления,
способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания,
аналитических
способностей.
Развитие
концентрации
внимания
способности
рассуждать
Тренировка
слуховой Развитие слуховой памяти,
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических умения рассуждать
задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
Решение логических задач
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного
воображения. Работа со воображения
спичками
Развитие
логического Развитие
логического
мышления.
Решение мышления
логических и творческопоисковых задач.
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания,
способности
логических задач
рассуждать
Тренировка
внимания. Развитие
концентрации
Решение логических задач
внимания,
аналитических
способностей
Тренировка
слуховой Развитие слуховой памяти,
памяти. Решение логических способности рассуждать
задач
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Поиск
закономерностей. Развитие
способности
Решение логических задач
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1
24

22
23

24

25

26

27
28

29
30

31

32

33

34

воображения. Работа со
спичками
Развитие
логического
мышления.
Тренировка концентрации
внимания.
Решение
логических задач
Тренировка
внимания.
Решение логических задач

воображения.

Развитие
логического
мышления
Развитие
концентрации
внимания,
аналитических
способностей
Развитие
концентрации
внимания,
аналитических
способностей
Тренировка
слуховой Развитие слуховой памяти,
памяти. Решение логических способности рассуждать.
задач
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач
Поиск закономерностей.
Развитие
способности
рассуждать
Развитие пространственного Развитие пространственного
воображения. Работа со воображения
спичками
Развитие
логического Развитие
логического
мышления.
мышления
Развитие
концентрации Развитие
концентрации
внимания.
Решение внимания,
умения
логических задач
рассуждать и анализировать
Тренировка
внимания. Развитие
концентрации
Решение логических задач
внимания,
логических
способностей
Тренировка
слуховой Развитие слуховой памяти,
памяти. Решение логических рассуждать и анализировать
задач
Тренировка
зрительной Развитие зрительной памяти,
памяти. Решение логических аналитических способностей
задач.
Поиск рассуждать и анализировать
закономерностей
Игра
«Самый
умный» Выявление уровня развития
(конкурс эрудитов).
познавательных процессов
Диагностика
уровня
развития
познавательных
процессов в конце года

1
1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

25

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса в 1 – 4 классах обучающиеся получат
возможность формирования
личностных результатов:


Определять и высказывать под руководством педагога самые

простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).


В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,

опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.



Проговаривать последовательность действий.



Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.



Учиться работать по предложенному учителем плану.



Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться

совместно

с

учителем

и

другими

учениками

давать

эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.



Делать

предварительный

отбор

источников

информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
26

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.


Перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

в

результате совместной работы всего класса.


Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические

рассказы

математических моделей

и

задачи

(предметных,

на

основе

рисунков,

простейших
схематических

рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с
помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:


Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).



Слушать и понимать речь других.



Читать и пересказывать текст.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

предметных результатов:


Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.



Выделять существенные признаки предметов.



Сравнивать между собой предметы, явления.
27



Обобщать, делать несложные выводы.



Классифицировать явления, предметы.



Определять последовательность событий.



Судить о противоположных явлениях.



Давать определения тем или иным понятиям.



Определять отношения между предметами типа «род» - «вид».



Выявлять функциональные отношения между понятиями.



Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу программы по внеурочной деятельности положены ценностные

ориентиры,

достижение

результатами.

которых

Воспитательные

определяются

результаты

воспитательными

внеурочной

деятельности

приобретение

школьником

оцениваются по трём уровням.
Первый

уровень

результатов

—

социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек,

семья,

Отечество,

природа,

мир, знания, труд, культура),

ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой
28

близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, ребенок действительно становится гражданином, свободным человеком.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со
школьным

психологом

диагностик

(внутренняя

система

оценки)

на

основе

по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка»,

«Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания
оценки познавательного интереса,

сформированности целеполагания,

развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов

предусматриваются

следующие

формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся по методикам Холодовой О.А. Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются).
Текущий:


прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного
действия до начала его реального выполнения;



пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав
действия;



рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;

29



контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:



тестирование;



практические работы;



творческие работы учащихся;



самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего
«знания-незнания».
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего

«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить

в ходе осуществления

деятельности.
Содержательный

контроль

и

оценка

результатов

учащихся

предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются учителем.
Для оценки эффективности занятий

можно использовать следующие

показатели:


степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;



поведение

учащихся

заинтересованность

на

занятиях:

школьников

живость,

обеспечивают

активность,
положительные

результаты занятий;
30



результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
этими заданиями самостоятельно;



косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение
активности,

работоспособности,

внимательности,

улучшение

мыслительной деятельности).
Критерии оценки результатов тестов


80 – 100% - высокий уровень освоения программы;



60-80% - уровень выше среднего;



50-60% - средний уровень;



30-50% - уровень ниже среднего;



меньше 30% - низкий уровень.
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные,

которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и
конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей
детей.

31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература для учителя
№
1.

2

3

4

5

№
1.

2.

Автор, год издания
Холодова
О.,
Москва:
РОСТ
книга, 2011 г
Н.А.Криволапова

Название пособия
Вид пособия
«Юным умникам и умницам: Методическое
Задания
по
развитию пособие для 1 познавательных способностей»
4 классов
Учимся
учиться:
программа Программа
развития
познавательных развития
способностей учащихся младших познавательных
классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. способностей
Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. учащихся
квалиф. и переподготовки раб-ов
образования, 2005. – 34 с. – (Серия
«Умники и умницы»)
Д.В. Григорьев
Внеурочная
деятельность Пособие
для
школьников:
методический учителя
конструктор: пособие для учителя /
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с. –
(Стандарты второго поколения)
М.Ю. Демидова [ и Оценка достижения планируемых Пособие
для
др.]; под ред. Г.С. результатов в начальной школе: учителя
Ковалевой,
О.Б. система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / - 2 –
Логиновой
е изд. – М.: Просвещение, 2010. –
215 с. – (Стандарты второго
поколения)
А.Г. Асмолов [и Как проектировать универсальные Пособие
для
др.]; под ред. А.Г. учебные действия в начальной учителя
Асмолова
школе [Текст]: от действия к мысли
: пособие для учителя / -2 –е изд. –
М.: Просвещение, 2010. – 152 с. –
(Стандарты второго поколения)
Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
Автор, год издания
Языканова
Е.В.
,М.:Издательство «Экзамен»,
2012
Орг А.О., Белицкая Н.Г.,М.:Издательство «Экзамен»,
2011

Название пособия
«Развивающие задания:
тесты,
игры,
упражнения: 1 - 4 класс»
«Олимпиады
по
математике. 1 - 4 класс»

Вид пособия
Учебное
пособие
Пособие

32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебная литература для учащихся
№
1.

Автор, год издания
Название пособия
Холодова О., Москва: РОСТ «Юным
умникам
книга, 2011 г
умницам: Задания
развитию
познавательных
способностей »

Вид пособия
и Рабочие
по тетради в 2-х
частях.

Дополнительная учебная литература для учащихся
№
1.

2.

Автор, год издания
Языканова
Е.В.
,М.:Издательство «Экзамен»,
2012
Орг А.О., Белицкая Н.Г.,М.:Издательство «Экзамен»,
2011

Название пособия
«Развивающие задания:
тесты, игры, упражнения:
1 – 4 класс» »
«Олимпиады
по
математике. 1 – 4 класс»

Вид пособия
Учебное
пособие
Пособие

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».