Приложение к ООП НОО МБОУ ООШ №26 утвержденной приказом директора №25-уд от 30.08.2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир информатики» для 3 – 4 класса. Рабочая программа познавательного курса «Мир информатики» для 3-4 класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №26. Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ООШ №26, с учетом рабочей программы воспитания НОО МБОУ ООШ №26. Планируемые результаты освоения информатики. личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»: — готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; — ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; — социальные компетенции; — личностные качества метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД: — познавательных; — регулятивных; — коммуникативных; — овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса: — наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией; — соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »; — устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора; — понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.); — выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей; — решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов; — самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения; — овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); — получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»; — получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении; — приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности. Содержание учебного курса 3 класс Изучение курса информатики в 3 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией. Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером. Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. - для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании. Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.). Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов) Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Кодирование информации. (9 часов) Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Информация и данные. (8 часов) Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Документ и способы его создания. (8 часов) Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. 4 класс В 4 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного в третьем классе. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 4 классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя алгоритма, свойствах процесса управления и т. д. Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов). Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Контрольная работа (тестирование) по теме: «Информация, человек и компьютер». Глава 2. Действия с информацией (10 часов). Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации. Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией». Глава 3. Мир объектов (9 часов). Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов». Глава 4. Компьютер, системы и сети (9часов). Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Контрольная работа (тестирование) по теме «Компьютер, системы и сети». Повторение (4 часа). Тематическое планирование Тематическое планирование Характеристика деятельности обучающихся 3 класс за объектами окружающего мира; Виды информации. Наблюдать Человек и компьютер – обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по 8ч. результатам наблюдений, опытов, работы с информацией. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Называть органы чувств и различать виды информации. Различать источники и приемники информации. Называть древние и современные носители информации. Уметь исследовать, распознавать и изображать Кодирование геометрические фигуры. информации – 9 ч. Использовать знаково-символические средства представления информации. Уметь фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ. Кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия. Информация и данные - Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или 8ч. графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора. Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях). Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка. Работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Документ и способы его Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель. создания – 8ч. Составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора. Создавать текстовый документ, графический документ. Резерв – 1ч. 4 класс Информация, человек и Овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, компьютер – 6 ч. использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Называть части компьютера, программы и виды данных. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить Действия с результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ информацией – 10 ч. на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? ». Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора. Преобразовывать одну форму представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.). Выделять и называть объекты окружающей Мир объектов – 9 ч. действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации). Описывать объекты окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения. Выделять и называть свойства объекта. Называть свойства и отношения, функции и действия, анализировать элементный состав объекта (системы), называть свойства текста, рисунка, модели. Сравнивать между собой объекты, в том числе абстрактные объекты информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.). Создавать текстовые, математические и графические Информационный объект и компьютер – 9 модели объекта окружающего мира. Создавать электронные версии текста, рисунка, схемы с ее ч. сохранением на электронном носителе. Осуществлять поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них. Называть части компьютера, программы и виды данных. Различать системные, прикладные и инструментальные программы. Находить файл в файловой системе. Использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5-6 7-8 9 10-11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Раздел Наименование разделов, тем Человек и информация Какая бывает информация Источники информации Приемники информации Компьютер и его части Повторение, работа со словарем. Контрольная работа Носители информации Кодирование информации – 8 Кодирование информации ч. Письменные источники информации Языки людей и языки программирования Повторение. Работа со словарем Контрольная работа Анализ контрольной работы Текстовые данные Информация и данные–8 ч. Графические данные Числовая информация Десятичное кодирование Двоичное кодирование Числовые данные Повторение, работа со словарем. Тестирование Контрольная работа Документ и его создание Документ и Электронный документ и файл способы его Поиск документа Виды информации человек и компьютер – 8 ч. Кол-во часов 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Раздел п/п 28 создания – 8ч. 29 30 31 32 33 34 Наименование разделов, тем Создание текстового документа Создание графического документа Повторение. Работа со словарем. Тестирование Контрольная работа Анализ контрольной работы Повторение пройденного за год РЕЗЕРВ Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Раздел Информаци я, человек и компьютер (6 ч) 5 6 7 8 9 10 11 12-13 Действия с информацие й (9 ч) 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Мир объектов (9 ч) Компьютер, системы и сети (7 ч) 30 31 32 33 Повторение Кол-во часов Тема урока Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер. Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер». Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации и данных. Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией». Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». Объект и его имя. Объект и его свойства. Функции объекта. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте. Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов». Контрольная работа №3 «Мир объектов». Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Подготовка к контрольной работе №4 «Компьютер, системы и сети». Контрольная работа №4 « Компьютер, системы и сети». Повторение. Информация, компьютер и человек. Повторение. Действия с информацией. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 35 (4 ч) Повторение. Мир объектов. Повторение. Компьютер, системы и сети. 1 1