РП Мир информатики 3 - 4 класс

Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26
утвержденной приказом директора
№25-уд от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мир информатики»
для 3 – 4 класса.

Рабочая программа познавательного курса «Мир информатики» для 3-4 класса является
частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №26.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной
программой начального общего образования МБОУ ООШ №26, с учетом рабочей программы
воспитания НОО МБОУ ООШ №26.

Планируемые результаты освоения информатики.
личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики
обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
— готовность и способность к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию;
— ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции;
— социальные компетенции;
— личностные качества
метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса,
при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении
проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
— познавательных;
— регулятивных;
— коммуникативных;
— овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие,
алгоритм и др.)
предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса,
при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении
заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными
являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
— наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
— соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты
проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь
поставленной цели? »;
— устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е.
создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера с использованием текстового или графического редактора;
— понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового
и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в
интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание
информационной модели текста, рисунка и др.);
— выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в
процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать

результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»);
объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как...,
такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может
сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе
познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная
деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических
моделей;
— решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа
информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
— самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать
творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и
презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если...
то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
— овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных
компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой)
необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами
представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации
по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
— получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам,
самостоятельное установление последовательности действий при выполнении
интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой
последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
— получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов
контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен
результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения
упражнения и их исправлении;
— приобретать
опыт
сотрудничества
при
выполнении
групповых
компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами
группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Содержание учебного курса
3 класс
Изучение курса информатики в 3 классе начинается с темы «Человек и
информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен
информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды
информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и
приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как
инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно является «связкой» между
информацией и компьютером.

Содержание третьей главы формирует понимание и представления
школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию
обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается
представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для
того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные
программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. - для
обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие
документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные,
для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во
всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и
электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями,
справками, файлами и пр.).
Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов)
Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники
информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации. (9 часов)
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники
информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные. (8 часов)
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное
кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Документ и способы его создания. (8 часов)
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа.
Создание текстового документа. Создание графического документа.
4 класс
В 4 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного
в третьем классе. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через
разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия
информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 4 классе
является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете
нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства
предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход
позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как
«алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные
абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику
рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя алгоритма, свойствах
процесса управления и т. д.
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители
информации. Компьютер. Контрольная работа (тестирование) по теме: «Информация,
человек и компьютер».
Глава 2. Действия с информацией (10 часов).

Получение информации. Представление информации. Кодирование
информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение
информации. Обработка информации. Контрольная работа (тестирование) по теме
«Действия с информацией».
Глава 3. Мир объектов (9 часов).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта.
Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об
объекте. Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов».
Глава 4. Компьютер, системы и сети (9часов).
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система.
Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы. Контрольная
работа (тестирование) по теме «Компьютер, системы и сети».
Повторение (4 часа).
Тематическое планирование
Тематическое
планирование

Характеристика деятельности обучающихся

3 класс
за
объектами
окружающего
мира;
Виды
информации. Наблюдать
Человек и компьютер – обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и
учиться устно и письменно описывать объекты по
8ч.
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
Приобретение
первоначальных
представлений
о
компьютерной грамотности.
Называть органы чувств и различать виды информации.
Различать источники и приемники информации.
Называть древние и современные носители информации.
Уметь
исследовать,
распознавать
и
изображать
Кодирование
геометрические фигуры.
информации – 9 ч.
Использовать
знаково-символические
средства
представления информации.
Уметь фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки.
Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту
же информацию об объекте различными способами с
помощью программ.
Кодировать информацию различными способами и
декодировать
её,
пользуясь
кодовой
таблицей
соответствия.
Информация и данные - Устно и письменно представлять информацию о
наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или
8ч.
графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера
с
использованием
текстового
или
графического редактора.
Получать необходимую информацию об объекте

деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи
(на бумажных и электронных носителях).
Определять признаки различных объектов природы (цвет,
форму) и строить простые графические модели в виде
схемы, эскиза, рисунка.
Работать
с
разными
источниками
информации
(словарями, справочниками, в том числе на электронных
носителях).
Документ и способы его Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге –
составлять устную текстовую модель.
создания – 8ч.
Составлять небольшие письменные описания предмета,
картинки (о природе, школе) по образцу с помощью
текстового редактора.
Создавать текстовый документ, графический документ.
Резерв – 1ч.
4 класс
Информация, человек и Овладевать первоначальными умениями передачи,
поиска,
преобразования,
хранения
информации,
компьютер – 6 ч.
использования
компьютера;
при
выполнении
интерактивных компьютерных заданий и развивающих
упражнений — поиском (проверкой) необходимой
информации в интерактивном компьютерном словаре,
электронном каталоге библиотеки.
Называть части компьютера, программы и виды данных.
Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить
Действия с
результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ
информацией – 10 ч.
на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? ».
Устно и письменно представлять информацию о
наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или
графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера
с
использованием
текстового
или
графического редактора.
Преобразовывать
одну
форму
представления
информации в другую (текста в схему, текста в числовое
выражение, таблицы в текст или схему и т. д.).
Выделять
и
называть
объекты
окружающей
Мир объектов – 9 ч.
действительности, в том числе в терминах информатики
(источник информации, приемник, канал связи, носитель
информации).
Описывать объекты окружающей действительности по
схеме: имя, внешние свойства, действия, функции,
отношения.
Выделять и называть свойства объекта.
Называть свойства и отношения, функции и действия,
анализировать элементный состав объекта (системы),
называть свойства текста, рисунка, модели.
Сравнивать между собой объекты, в том числе

абстрактные объекты информатики (например, сравнение
процесса хранения информации и процесса ее передачи,
процессов
передачи
и
обработки,
процессов
моделирования и управления, управляющего объекта и
объекта управления, сравнение функций прикладных
программ между собой и др.).
Создавать текстовые, математические и графические
Информационный
объект и компьютер – 9 модели объекта окружающего мира.
Создавать электронные версии текста, рисунка, схемы с ее
ч.
сохранением на электронном носителе.
Осуществлять поиск данных в сети Интернет (по
ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск
нужной информации в них.
Называть части компьютера, программы и виды данных.
Различать системные, прикладные и инструментальные
программы.
Находить файл в файловой системе.
Использовать информационные системы: библиотеку,
медиатеку, Интернет.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5-6
7-8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Раздел

Наименование разделов, тем

Человек и информация
Какая бывает информация
Источники информации
Приемники информации
Компьютер и его части
Повторение, работа со словарем. Контрольная работа
Носители информации
Кодирование
информации – 8 Кодирование информации
ч.
Письменные источники информации
Языки людей и языки программирования
Повторение. Работа со словарем
Контрольная работа
Анализ контрольной работы
Текстовые данные
Информация и
данные–8 ч.
Графические данные
Числовая информация
Десятичное кодирование
Двоичное кодирование
Числовые данные
Повторение, работа со словарем. Тестирование
Контрольная работа
Документ и его создание
Документ и
Электронный документ и файл
способы его
Поиск документа
Виды
информации
человек и
компьютер – 8 ч.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
Раздел
п/п
28 создания – 8ч.
29
30
31
32
33
34

Наименование разделов, тем
Создание текстового документа
Создание графического документа
Повторение. Работа со словарем. Тестирование
Контрольная работа
Анализ контрольной работы
Повторение пройденного за год
РЕЗЕРВ

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4

Раздел

Информаци
я, человек и
компьютер
(6 ч)

5
6
7
8
9
10
11
12-13

Действия с
информацие
й (9 ч)

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Мир
объектов (9
ч)

Компьютер,
системы и
сети (7 ч)

30
31
32
33

Повторение

Кол-во
часов

Тема урока
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном
классе. Человек и информация.
Источники и приемники информации.
Носители информации.
Компьютер.
Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и
компьютер».
Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и
компьютер»
Получение информации.
Представление информации.
Кодирование информации.
Кодирование и шифрование данных.
Хранение информации.
Обработка информации и данных.
Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с
информацией».
Контрольная работа №2 по теме «Действия с
информацией».
Объект и его имя.
Объект и его свойства.
Функции объекта.
Функции объекта.
Отношения между объектами.
Характеристика объекта.
Документ и данные об объекте.
Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов».
Контрольная работа №3 «Мир объектов».
Компьютер – это система.
Системные программы и операционная система.
Файловая система.
Компьютерные сети.
Информационные системы.
Подготовка к контрольной работе №4 «Компьютер, системы и
сети».
Контрольная работа №4 « Компьютер, системы и сети».
Повторение. Информация, компьютер и человек.
Повторение. Действия с информацией.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35

(4 ч)

Повторение. Мир объектов.
Повторение. Компьютер, системы и сети.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».