РП Юный историк 9 кл

Приложение к ООП ООО
МБОУ ООШ №26
утвержденной приказом директора
№23-уд от 28.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Юный историк»
для обучающихся 9 классов

Форма организации: познавательный курс
Срок реализации: полгода

Рабочая программа познавательного курса «Юный историк» для 9 класса является
частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
ООШ №26.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной
образовательной программой основного общего образования МБОУ ООШ №26, с учетом
рабочей программы воспитания ООО МБОУ ООШ №26.
Курс внеурочной деятельности «Юный историк» рассчитан на 17 часов.
Пояснительная записка
История как учебный предмет школьного курса обладает необычайно высоким
потенциалом в деле патриотического воспитания учащихся, а тема «Великая
Отечественная война» - одна из ключевых в этом направлении исторического
образования.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из
важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается
постепенное и неуклонное формирование учащихся любви к своей Родине, готовности к
её защите. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, за
свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Отзвуки Великой Отечественной войны до сих пор острой болью отдаются в памяти
народа. Засекреченные до недавнего времени, а ныне опубликованные архивные
материалы, фальсификаций, которыми наполнялась наша духовная жизнь, и питались
корни исторической памяти о Великой Отечественной войне, а также судьбы многих
наших земляков, которые до сегодняшнего дня были не известны.
В школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена
недостаточно. Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все
основные моменты боевых действий, подвига советского народа. В основу программы
внеурочного курса положены следующие принципы: проблемность, научность,
доступность, преемственность и наглядность. Объектом изучения являются трудные и
неоднозначные вопросы, связанные с историей войны Германии против Советского Союза
1941-1945 гг., традиционно слабо (или совсем) не освященные в школьной программе и
учебниках.
Цели курса:

формирование
целостного
представления о
событиях
Великой
Отечественной войны и ее роли в истории нашей страны;

содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее
социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация;

обучение работе с историческими источниками (документами), применяя
ранее полученные знания.

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть
развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие
поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь
на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию,
толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих
задачи курса:

изучение основных событий Великой Отечественный войны с помощью
учебной и научной литературы, исторических документов;
2


способствовать
формированию
и
развитию
умений
находить
современников, сравнивать исторических деятелей, событий, явлений и процессов
истории, устанавливать причинно-следственные связи;

помогать формировать умения работать с исторической картой;

помогать формировать умения работать с историческими иллюстрациями;

помогать формировать умения работать с историческим источником,
правильно его анализировать, выделять нужную информацию.

развивать у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести
цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном
споре, ставить новые, неожиданные вопросы и стараться давать на них убедительные
ответы;

помогать учащимся реализовывать свои творческие возможности, выйдя за
рамки обычных уроков.
Основным принципом отбора и структурирования материалаявляется
принцип отбора наиболее важных документов и научной литературы по данной теме,
который соответствует возрастным способностям обучающихся, а так же принцип
наглядности и принцип развития познавательной деятельности обучающихся.
Методы, формы обучения
Программа внеурочного курса предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются такие
методы работы учителя, как: лекция учителя, выдвижение учителем вопросов различного
типа. Для учащихся используются индивидуальные и групповые формы работы при
изучении материала: составление конспекта на основе лекции, смысловое чтение,
проведение информационно-смыслового анализа документов; самостоятельное
выполнение различных творческих работ; подготовка к защите проектов и рефератов,
просмотр фрагментов документальных фильмов.
Планируемые результаты
Личностные планируемые результаты освоения элективного курса:

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с
возрастными возможностями;

формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой
проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

уважительное отношение к прошломуисторическому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений;

соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами (под руководством учителя);

следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями;

обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других
обучающихся под руководством педагога;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и
социальном общении.
Метапредметные результаты:

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности;

3


планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных
целей, выбирать наиболееэффективные способы решения учебных и познавательных
задач, оценивать правильность выполнения действий;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности впроцессе достижения результата, оценивать правильность
решения учебной задачи;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию,
обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать
выводы и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную,
критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

использовать современные источники информации - материалы на
электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной
среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по
изученному материалу;

использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять
обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество
выполнения работы;

выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и
качество выполнения задания;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работатьиндивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всехучастников в общий
результат.

В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований:
4


систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение:

определять возможные роли в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
5

Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии для решения информационных и
коммуникационных учебных задач (написание докладов, рефератов, создание
презентаций и др.).
Предметные результаты освоения учебного предмета:

определение и использование основных исторических понятий периода;

установление причинно-следственных связей, объяснение исторических
явлений;

составление и анализ схем и таблиц;

поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной
литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного
и познавательного инструментария социальных наук;

анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого
периода;

анализ и историческая оценка действий исторических личностей и
принимаемых ими решений;

определение собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого и трудным вопросам истории;

знать основные периоды Великой Отечественной войны, крупнейшие
сражения;

указывать последовательность событий в рамках того или иного периода;

называть место, обстоятельства, участников боевых действий; известных
полководцев;

показывать на исторической карте места военных сражений;

описывать условия и образ жизнь людей в период Великой Отечественной
войны;

излагать приведенные в учебной литературе оценки значения Великой
Отечественной войны и оценки действий известных исторических личностей.

Содержание
6

Введение. Политическая обстановка в СССР накануне войны. Место истории
Великой Отечественной войны в курсе истории России. Периодизация истории Второй
мировой войны и Отечественной войны. Основные проблемы истории Великой
Отечественной войны.
Тема 1. Начало Великой Отечественной войны.
Подготовка Германии к войне с СССР. План «Барбаросса». Обеспечение
внезапности операции «Барбаросса». Нацистские планы в отношении СССР. Подготовка к
войне в СССР. Советская разведка. Соотношение вооруженных сил СССР И Германии
накануне войны.
Практическая деятельность учащихся.
Нападение Германии на Советский союз. Выступление В. М. Молотова по радио с
официальным
обращение
к
гражданам
Советского
Союза.
Мобилизация
военнообязанных. Создание Ставки Главного Командования и Государственного
комитета обороны.
Практическая деятельность учащихся
Приграничные сражения 1941 года. Оборона Брестской крепости (22 июня-20
июля 1941 г.). Ленинградская стратегическая оборонительная операция (10 июля-30
сентября 1941 г.). Смоленское сражение (10 июля-10 сентября 1941 г.). Киевская
стратегическая оборонительная операция (7 июля-26 сентября 1941г.).
Результаты летне-осенней кампании 1941 г.
Тема 2. Зимняя кампания 1941-1942 года.
Битва за Москву (30 сентября-20 апреля 1942 года). План операции «Тайфун».
Москва на осадном положении. Эвакуация из Москвы. Московская паника.
Бомбардировки Москвы.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Оборонительный этап Московской битвы. Подвиг панфиловцев.Советское
контрнаступление под Москвой. Калининская, Елецкая, Тульская наступательные
операции. Итог декабрьского контрнаступления.
Оборона Севастополя (30 октября 1941 – 4 июля 1942 г). Бои за Перекоп.
Эвакуации войск Красной Армии Крыма. Евпаторийский и Керченский десанты.
Операция «Охота на дроф». Эвакуация из Севастополя. Причины падения Севастополя.
Провал плана «Барбаросса».
Тема 3. Блокада Ленинграда.
Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27 января 1941 г.). Жизнь в 872 дневной
блокаде. Продовольственный кризис. Паек блокадников. Массовая смертность населения
от голода. Воздействие холода на жизнь граждан. Безнадзорные дети. «Дорога жизни» по
льду Ладожского озера.
Попытки прорыва блокады Ленинграда. Операция «Искра». Частичное снятие
блокады с города. Полное освобождение Ленинграда. Операция «Январский гром». Итоги
блокады.
Дневник Тани Савичевой. Культурная жизнь блокадного Ленинграда. «Дело
ученых». Практическая деятельность учащихся
Тема 4. Оккупационный режим на территории СССР.
«Генеральный план Ост» - программа закрепления господства Германии в
Восточной Европе; предусматривал принудительное выселение с территории
оккупированных областей СССР до 75—85 % населения и размещение его в Западной
Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке. Массовые преступления гитлеровцев
против советских граждан. Концентрационные лагеря на территории СССР. «Угон»
советских граждан на принудительные работы в Германии. Этнические чистки на
оккупированной территории СССР. Коллаборационизм на территории СССР.
Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
Практическая и самостоятельная деятельность учащихся.
7

Тема 5. Борьба советских граждан на оккупированной территории.
Образование советских партизанских отрядов ( июнь-июль 1941 г.). Создание
Центрального штаба партизанского движения (30 мая 1942 г.). Учреждение должности
Главнокомандующего партизанским движение (6 сентября 1942 г.). Элементы
партизанской войны. Расположение партизанских отрядов. Отношения с гражданским
населением. Знаменитые советские партизаны.
Деятельность подпольной антифашистской молодежной организации «Молодая
гвардия» в городе Краснодоне с сентября 1942 года по январь 1943 года. Судьбы
молодогвардейцев.
Практическая и самостоятельная деятельность учащихся.
Тема 6. Перелом в военных действиях Великой Отечественной войны.
Сталинградская битва.
Летне-осенняя кампания 1942 года. Харьковская операция (12-25 мая 1942 г.).
Операция «Блау» - продвижение немцев на южном участке фронта на Воронеж и Ростовна-Дону с последующим выходом к Волге и продвижением на Кавказ. Северо-Кавказская
стратегическая оборонительная операция (25 июля-31 декабря 1942 г.).
Сталинградская битва (17 июля 1942-2 февраля 1943 г.). Расстановка сил перед
сражением. Подготовка советских войск к контрнаступлению. Операция «Уран». Приказ
№227 «Ни шагу назад!». Эвакуация жителей Сталинграда на левый берег Волги.
Бомбардировки города. Бои на Мамаевом кургане.
Операция «Винтергевиттер» - попытка немецких войск по выведению из
окружения армии Фридриха Паулюса (12 – 24 декабря 1942 г.). Операция «Кольцо» уничтожение войск Германии под Сталинградом. Пленение немецкого генерала Паулюса.
Значение победы советских войск под Сталинградом. Итоги начального этапа
перелома хода боевых действий Великой Отечественной войны.
Практическая деятельность учащихся.
Тема 7. Курская битва (5 июля-23 августа 1943 г.).
Освобождение города Курска (8 февраля 1943 г.). Формирование Курского
выступа (Курской дуги). Стратегическая пауза после окончания операций зимней
кампании 1942-1943 г. Планирование летне-осенней кампании. План немецкого
командования – «Цитадель». Советская агентурная разведка.
Начало боевых действий на Курской дуге. Бои на северном фасе Курского
выступа. Сражения под Ольховаткой и Понырями. Орловская стратегическая
наступательная операция «Кутузов» - контрнаступление советской армии.
Боевые действия на южном фасе Курской дуги. Танковое сражение под
Прохоровкой (12 июля 1943 г.). Белгородско-Харьковская стратегическая наступательная
операция «Румянцев». Первый салют в Москве (5 августа 1943 г.).
Развитие стратегического наступления Красной Армии. Смоленская, Донбасская
наступательные операции. Операция «Эдельвейс» - операция немецкого командования по
захвату Кавказа (23 июля-21 августа 1942 г.). Завершение коренного перелома в ходе
Великой Отечественной войны.
Практическая деятельность учащихся.
Тема 8. Битва за Днепр
Подготовка немецкой обороны – «Восточный вал». Битва за Днепр 26 августа – 23
декабря 1943 г.). Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра.
Киевская наступательная операция (3 – 13 ноября).
Освобождение Правобережной Украины (24 декабря 1943 – 17 апреля 1944 г.).
Освобождение Крыма (8 апреля – 12 мая 1944 г.).
Итоги наступления Красной Армии летом-осенью 1943 г.
Тема 9. Завершение освобождения территории СССР и освобождение Европы.
Операция «Багратион» - освобождение Белоруссии, восточной Польши и части
Прибалтики (23 июня — 29 августа 1944 г.). Действия партизан в ходе операции. Борьба
8

за Минск. Совместные боевые действия Красной Армии, польских, чехословацких
воинских соединений. Капитуляция Румынии и Болгарии.
Варшавское восстание - восстание против гитлеровских оккупантов в Варшаве с 1
августа по 2 октября 1944 года, организованное командованием Армии Крайовой (АК) и
представительством польского правительства в изгнании.
Висло-Одерская операция (12 января – 3 февраля 1945 г.) – освобождение
Польши. Восточно-Прусская операция (13 января – 25 апреля 1945 г.) – освобождение
Пруссии.
Открытие Второго фронта в Европе. Встреча союзников на Эльбе (25 апреля 1945
г.).
Тема 10. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Берлинская наступательная операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.). Штурм Берлина
(25 апреля – 2 мая 1945 г.). Водружение 1 мая Знамени Победы на здание рейхстага
Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и МелитономКантария. Самоубийство Адольфа
Гитлера.
Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Итого Великой
Отечественной войны. Нюрнбергский процесс - международный судебный процесс над
бывшими руководителями гитлеровской Германии (20 ноября1945-1 октября1946 года).
Практическая деятельность учащихся.
Тема 11. Антигитлеровская коалиция.
Подписание советско-английского соглашения о совместных действиях в войне
против Германии (12 июля 1941 г.).
Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США (29
сентября – 10 октября 1941 г.), где рассматривался вопрос распределения военных
ресурсов членов антигитлеровской коалиции. Начало поставок по Ленд-лизу.
Тегеранская конференция (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) – выработка стратегии
борьбы с Германией и ее союзниками.
Ялтинская (Крымская) конференция (4-11 февраля 1945 г.) – заключены
соглашения о установлении послевоенного мирового порядка.
Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) – определение будущего
Германии.
Итоги совместной деятельности СССР и ее союзников.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Заключение. Великая Отечественная война – трагическая страница в истории
нашей страны.
Воспитательный потенциал





Уважение ко всем без исключения народам и культурам.
Рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной
системы.
Понятие важности принципа единства.
Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, готовности жертвовать ради
Отчизны своей жизнью



Глубокое освоение феномена Великой Победы



Сохранение исторической памяти, достижение преемственности поколоений



Формирование на основе объективной оценки событий войны национального
исторического самосознания как нации победителей

9



Новое осмысление истоического опыта борьбы и победы советского народа в
Великой Отечественной войне и его применение для воспитание в себе духовнонравственных, гражданских и патриотических качеств.

Тематическое планирование
№

Наименование тем курса

1

Введение. СССР накануне Великой Отечественной
войны .Подготовка Германии к войне. План
«Барбаросса» .Подготовка к войне в СССР .Начало
Великой Отечественной войны. Руководство страной в
период Великой Отечественной воны
Оборона Брестской крепости. Смоленское сражение.
Киевская стратегическая оборонительная операция
Результаты летне-осенней кампании 1941 г

2
3

4
5

6
7

Всего
часов
1

Форма занятия
Лекция с элементами
беседы , работа с
историческим источником

1

Лекция,

1

Просмотр документального
фильма «Великая война»
(1 серия)
Лекция
Просмотр документального
фильма «Великая война»
(серия 4)

* День памяти жертв Холокоста
Битва за Москву Москва на осадном положении

2

*120 лет со дня рождения героя Великой
Отечественной войны Александра Матвеевича
Матросова
Оборона Севастополя

2

8
9

Блокада Ленинграда. Снятие Блокады .Дневник Тани
Савичевой

2

10

Оккупационный режим на территории СССР. «План Ост».
Концентрационные лагеря на территории СССР. Борьба
советских граждан на оккупированной территории

1

11

Летне-осенняя кампания 1942 года. Сталинградская битва
*10 лет со Дня воссоединения Крыма с Россией

2

13

Подготовка к Курской битве .Курская битва
* День памяти о геноциде советского народа нацистами

2

14

и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

15

Битва за Днепр Завершение освобождения территории
СССР

Лекция
Просмотр документального
фильма «Великая война»
(серия 3)
Беседа
Просмотр документального
фильма «Великая война»
(серия 5)
Лекция с элементами
беседы

Знаменитые советские партизаны.

12

10

1

Лекция ,практическое
занятие
Просмотр документального
фильма «Великая война»
(серия 7)
Лекция с элементами
беседы
Просмотр документального
фильма «Великая война»
(серия 9)
Просмотр документального
фильма «Великая война»
(серия 11)

16

Освобождение Европы войсками Красной Армии. Битва за
Берлин. Капитуляция Германии

1

17

Итого Великой Отечественной войны. Нюрнбергский
процесс Антигитлеровская коалиция Великая Отечественная
война – трагическая страница в истории нашей страны.

1

Урок-конференция
Просмотр фильма «Великая
война» (серия 10)
Урок-дискуссия

* Значимые даты в соответствии с Календарем образовательных событий,
приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской
Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры
2023/24 учебный год

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».