Приложение к ООП НОО МБОУ ООШ №26 утвержденной приказом директора №25-уд от 30.08.2023 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ВОЛЕЙБОЛ» для обучающихся 5 – 9 классов 1 Пояснительная записка Программа внеурочной образовательной деятельности спортивной секции по волейболу составлена с учетом следующих документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. 17 декабря 2010 г. № 1897); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. 17 мая 2012 г. № 413); Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Системность работы внеурочной образовательной деятельности сможет обеспечить создание современных условий для творческого развития, духовно - нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды. Физкультурно - оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья обучающихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. На занятиях даются теоретические сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Программа внеурочной деятельности по волейболу имеет физкультурно-спортивную направленность, программа является модифицированной и ориентирована на развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирования двигательных навыков, укрепления здоровья. В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д. для ДЮСШ и СДЮШОР 2005. Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику внеурочной образовательной деятельности и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заниматься с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Занятие волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. 2 Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитанников и развивают умения управлять эмоциями, не терять контроль над своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не «падать» духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма Теоретическая подготовка юных волейболистов должна включать в себя и вопросы основ знаний, таких как: гигиена занимающихся, их одежда, профилактика травматизма, правила игры, сведения об истории волейбола, сведение о современных передовых волейболистах, командах. Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических занятий в разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми. Актуальность программы для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления. Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большой учебной нагрузкой и объёмам домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Возраст обучающихся по программе составляет от 11 до 15 лет. В группу зачисляются дети, Особенностями программы является направленность на овладение начальных основ техники волейбола, а так же реализация принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса. Возможно дальнейшее продолжение обучения в других группах начальной подготовки, после успешной сдачи контрольно-переводных нормативов. Возраст обучающихся по программе составляет от 11 до 15 лет. В группу зачисляются дети, имеющие медицинский допуск к занятиям спортом, желающие заниматься волейболом, по заявлению родителей. Занятия проводятся в группе из 15 человек. Режим занятий по программе для обучения детей 1 раз в неделю (одно занятие в неделю 1 академический час). Общее количество часов составляет 34 часа в год . Программа разработана в 2022 году сроком на 5лет. Уровень программы – базовый. Содержание программы нацелено на содействие гармоничному физическому развитию личности, расширяет представления детей о волейболе, знакомит с историей волейбола, с именами выдающихся спортсменов в данном виде спорта. Форма обучения по программе - очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2); групповая. Виды занятий - беседа, лекция, практическое занятие, комбинированное занятие, занятиеигра. Формы учебно-воспитательно процесса: теоретические и практические групповые учебно3 тренировочные занятия, восстановительные мероприятия, тестирование, участие в соревнованиях. Формы подведения итогов (результатов): уровень развития физических качеств и технической подготовленности оценивается по результатам участия в групповых соревнованиях. Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче контрольных нормативов по общей физической подготовленности, проводимых в начале и конце учебного года. Критериями успешности обучения служат положительная динамика уровня общей физической подготовленности, определяемая по результатам контрольных нормативов по физической подготовленности и желание продолжить занятия на следующем этапе подготовки. По завершении данной внеурочной образовательной общеразвивающей программы для учащихся проявивших физические способности, двигательные умения, необходимые для продолжения обучения проводится индивидуальный отбор для приема в группы начальной подготовки. Обучающиеся имеют право на повторный курс обучения по данной программе. Структура программы состоит из 2 образовательных блоков: (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей физических и технических способностей, умения выполнять правильно и точно. Цель и задачи программы Целью программы является создание условий для развития физических и личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающимися посредством занятий волейболом. Логика освоения учебных тем определяется задачами (обучающими, развивающими, воспитательными): Обучающие: ознакомить с судейскими терминами и теоретическими аспектами волейбола; ознакомить с краткими историческими сведения о возникновении лыж и с историей лыжного спорта первыми соревнованиями лыжников в России и за рубежом; Развивающие: способствовать развитию физических способностей детей: общей, специальной выносливости, координационных способностей и силовых способностей. способствовать освоению обучающимися технических приемов, подач и передач волейбольного мяча. Воспитательные: повышать у обучающихся интерес к занятиям волейболом. воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к здоровому образу жизни. 4 Содержание программы Учебно-тематический план 1 года обучения (5 класс) Заня тие № п/п 1 2 3 4 5 6 Название тем, разделов Все го Введение (вводное занятие) - Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности при занятии волейболом в спортивном зале. - Краткие исторические сведения о возникновении игры. . История и пути развития современного волейбола -Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста, врачебный контроль, предупреждение травм. - Правила соревнований по волейболу. Популярность волейбола в России Волейбол в России и в Мире (беседа) - Первые соревнования волейбола в России и за рубежом. - Популярность волейбола в России. Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) 1 Количество часов Теор Пра ия кти ка Форма контроля Анкетиро вание, 1 1 беседа, беседа 1 1 1 1 Опрос 1 1 Беседа, викторина . 1 1 Виктори на 1 1 Тестирова ние 7 Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. 1 1 8 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ тестирова ние показ 9 Упражнения для развития гибкости. 1 1 показ 10 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ 11 Упражнения для развития мышц ног и таза. 1 1 показ 12 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 13 Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 14 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 15 1 1 показ 16 Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах 1 1 тестирова ние 17 Упражнения для развития быстроты. 1 1 тестирова ние 18 Передачи мяча сверху двумя руками в парах. 1 1 тестирова ние 19 Упражнения с набивными мячами. 1 1 тестирова ние 5 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 22 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. 1 1 тестирова ние 23 Упражнения для мышц шеи и туловища. 1 1 тестирова ние 24 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития выносливости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 1 1 показ 31 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 тестирова ние 32 Учебно-тренировочная игра с заданиями. 1 1 33 Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) Контрольная игра. Подведение итогов учебно-тренировочного периода за год в целом. 1 1 соревнова ние тестирова ние Анкетирова ние, беседа 20 21 25 26 27 28 29 30 34 Итого: 1 1 3 4 7 28 Содержание программы Учебно-тематический план 1 года обучения (6 класс) Заня тие № п/п 1 2 3 Название тем, разделов Все го Введение (вводное занятие) - Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности при занятии волейболом в спортивном зале. - Краткие исторические сведения о возникновении игры. . История и пути развития современного волейбола -Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста, врачебный контроль, предупреждение травм. 6 1 Количество часов Теор Пра ия кти ка 1 Форма контроля Анкетиро вание, 1 беседа, 1 1 1 1 беседа Опрос 4 5 6 - Основы спортивной тренировки. -Первые соревнования волейбола в России Волейбол в России и в Мире (беседа) - Первые соревнования волейбола за рубежом. - Популярность волейбола в России. Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) 1 1 Беседа, викторина . 1 1 Виктори на 1 1 Тестирова ние 7 Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. 1 1 8 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ тестирова ние показ 9 Упражнения для развития гибкости. 1 1 показ 10 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ 11 Упражнения для развития мышц ног и таза. 1 1 показ 12 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 13 Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 14 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 15 1 1 показ 16 Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах 1 1 тестирова ние 17 Упражнения для развития быстроты. 1 1 тестирова ние 18 Передачи мяча сверху двумя руками в парах. 1 1 тестирова ние 19 Упражнения с набивными мячами. 1 1 тестирова ние 20 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 22 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. 1 1 тестирова ние 23 Упражнения для мышц шеи и туловища. 1 1 тестирова ние 24 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития выносливости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 21 25 26 27 7 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 1 1 показ 31 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 тестирова ние 32 Учебно-тренировочная игра с заданиями. 1 1 33 Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) Контрольная игра. Подведение итогов учебно-тренировочного периода за год в целом. 1 1 соревнова ние тестирова ние Анкетирова ние, беседа 28 29 30 34 Итого: 1 1 3 4 7 28 Содержание программы Учебно-тематический план 1 года обучения (7 класс) Заня тие № п/п 1 2 3 4 5 6 Название тем, разделов Все го Введение (вводное занятие) - Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности при занятии волейболом в спортивном зале. - Краткие исторические сведения о возникновении игры. . История и пути развития современного волейбола -Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста, врачебный контроль, предупреждение травм. - Основы спортивной тренировки. -Первые соревнования волейбола в России Волейбол в России и в Мире (беседа) - Первые соревнования волейбола за рубежом. - Популярность волейбола в России. Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) 1 Количество часов Теор Пра ия кти ка Форма контроля Анкетиро вание, 1 1 беседа, беседа 1 1 1 1 Опрос 1 1 Беседа, викторина . 1 1 Виктори на 1 1 Тестирова ние 7 Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. 1 1 8 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ тестирова ние показ 9 Упражнения для развития гибкости. 1 1 показ 10 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ 11 Упражнения для развития мышц ног и таза. 1 1 показ 8 12 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 13 Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 14 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 15 1 1 показ 16 Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах 1 1 тестирова ние 17 Упражнения для развития быстроты. 1 1 тестирова ние 18 Передачи мяча сверху двумя руками в парах. 1 1 тестирова ние 19 Упражнения с набивными мячами. 1 1 тестирова ние 20 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 22 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. 1 1 тестирова ние 23 Упражнения для мышц шеи и туловища. 1 1 тестирова ние 24 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития выносливости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 1 1 показ 31 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 тестирова ние 32 Учебно-тренировочная игра с заданиями. 1 1 33 Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) Контрольная игра. Подведение итогов учебно-тренировочного периода за год в целом. 1 1 соревнова ние тестирова ние Анкетирова ние, беседа 21 25 26 27 28 29 30 34 Итого: 9 1 1 3 4 7 28 Содержание программы Учебно-тематический план 1 года обучения (8 класс) Заня тие № п/п 1 2 3 4 5 6 Название тем, разделов Все го Введение (вводное занятие) - Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности при занятии волейболом в спортивном зале. - Краткие исторические сведения о возникновении игры. . История и пути развития современного волейбола -Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста, врачебный контроль, предупреждение травм. - Основы спортивной тренировки. -Первые соревнования волейбола в России Волейбол в России и в Мире (беседа) - Первые соревнования волейбола за рубежом. - Популярность волейбола в России. Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) 1 Количество часов Теор Пра ия кти ка Форма контроля Анкетиро вание, 1 1 беседа, беседа 1 1 1 1 Опрос 1 1 Беседа, викторина . 1 1 Виктори на 1 1 Тестирова ние 7 Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. 1 1 8 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ тестирова ние показ 9 Упражнения для развития гибкости. 1 1 показ 10 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ 11 Упражнения для развития мышц ног и таза. 1 1 показ 12 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 13 Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 14 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 15 1 1 показ 16 Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах 1 1 тестирова ние 17 Упражнения для развития быстроты. 1 1 тестирова ние 18 Передачи мяча сверху двумя руками в парах. 1 1 тестирова ние 19 Упражнения с набивными мячами. 1 1 тестирова ние 10 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 22 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. 1 1 тестирова ние 23 Упражнения для мышц шеи и туловища. 1 1 тестирова ние 24 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития выносливости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 1 1 показ 31 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 тестирова ние 32 Учебно-тренировочная игра с заданиями. 1 1 33 Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) Контрольная игра. Подведение итогов учебно-тренировочного периода за год в целом. 1 1 соревнова ние тестирова ние Анкетирова ние, беседа 20 21 25 26 27 28 29 30 34 Итого: 1 1 3 4 7 28 Содержание программы Учебно-тематический план 1 года обучения (9 класс) Заня тие № п/п 1 2 3 Название тем, разделов Все го Введение (вводное занятие) - Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности при занятии волейболом в спортивном зале. - Краткие исторические сведения о возникновении игры. . История и пути развития современного волейбола -Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста, врачебный контроль, предупреждение травм. 11 1 Количество часов Теор Пра ия кти ка 1 Форма контроля Анкетиро вание, 1 беседа, 1 1 1 1 беседа Опрос 4 5 6 - Основы спортивной тренировки. -Первые соревнования волейбола в России Волейбол в России и в Мире (беседа) - Первые соревнования волейбола за рубежом. - Популярность волейбола в России. Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) 1 1 Беседа, викторина . 1 1 Виктори на 1 1 Тестирова ние 7 Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. 1 1 8 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ тестирова ние показ 9 Упражнения для развития гибкости. 1 1 показ 10 Передача сверху двумя руками над собой. 1 1 показ 11 Упражнения для развития мышц ног и таза. 1 1 показ 12 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 13 Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 14 Передача сверху двумя руками в парах. 1 1 показ 15 1 1 показ 16 Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах 1 1 тестирова ние 17 Упражнения для развития быстроты. 1 1 тестирова ние 18 Передачи мяча сверху двумя руками в парах. 1 1 тестирова ние 19 Упражнения с набивными мячами. 1 1 тестирова ние 20 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 22 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. 1 1 тестирова ние 23 Упражнения для мышц шеи и туловища. 1 1 тестирова ние 24 Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения для развития выносливости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении. Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 21 25 26 27 12 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 показ 1 1 тестирова ние 1 1 показ 31 Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике. Упражнения для развития ловкости. 1 1 тестирова ние 32 Учебно-тренировочная игра с заданиями. 1 1 33 Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.) Контрольная игра. Подведение итогов учебно-тренировочного периода за год в целом. 1 1 соревнова ние тестирова ние Анкетирова ние, беседа 28 29 30 34 Итого: 13 1 1 3 4 7 28 Содержание учебного (тематического) плана План теоретической подготовке на этапе начальной подготовки. 1. Вводное занятие: Инструктажи, цели и задачи курса, Теория: проведение всех первичных инструктажей по технике безопасности при занятии волейболом в спортивном зале. Краткие исторические сведения о возникновении игры. История и пути развития современного волейбола (А.В. Беляев,2017) Форма контроля: беседа, викторина. 2.Теория: Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста, врачебный контроль, предупреждение травм (А.В. Беляев,2017) Форма контроля: Опрос. 3. Теория: Правила соревнований по волейболу. Судейская и инструкторская практика. Основы спортивной тренировки. Форма контроля: беседа, викторина. 4. Теория: Волейбол в России и в Мире. Первые соревнования волейбола в России и за рубежом. Популярность волейбола в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Форма контроля: викторина. 5. Общая физическая подготовка. (О.Ф.П.: кросс - общая выносливость, быстроты, гибкость, силовые и скоростно-силовых способности) Теория: определение уровня физической подготовленности с объяснение значение каждого физического качества для лыжника (А.В. Беляев,2017) Форма контроля: Контрольное соревнование. 6. Общая физическая подготовка: Силовые упражнения для развития мышц плечевого пояса и рук, для развития гибкости, для развития мышц ног и таза и для развития ловкости. Теория: упражнениям, направленным на развитие силовых физических качеств необходимых волейболисту. Форма контроля: соревнование, тестирование 7. Специальная физическая подготовка: Передача сверху двумя руками над собой, передача сверху двумя руками над собой, передача сверху двумя руками в парах. Индивидуальная работа с объяснение техники выполнения движение рук (А.В. Беляев,2017). Теория: объяснения учащимся, типичных ошибок в постановке рук и ног при приеме и передачи мяча. Форма контроля: показ. 8. Специальная подготовка Теория: Типичные ошибки при освоении техники в работе рук и ног во время подач, приемов и передач волейбольного мяча. Отличительные особенности верхний от нижней подачи и верхнего от нижнего приема мяча. Форма контроля: показ. 9. Психологическая подготовка: Индивидуальная работа: психологическая подготовка волейболиста перед соревнованиями; беседа о правилах игры Теория: Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Правила поведения на соревнованиях. Подготовка к соревнованиям. Оформление заявки, протокола (А.В. Беляев,2017). Форма контроля: беседа, соревнование. 10. Общая физическая подготовка: развитие специальной выносливости, кросс (по пересеченной местности) Теория: объяснения значения выносливости для волейболиста. Форма контроля: эстафета. 11. Общая физическая подготовка: развития координационных способностей - Гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, туловища и 14 нижних конечностей. - Гимнастические упражнения с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, скакалки); Теория: упражнениям, направленным на развитие равновесия и овладения своим телом при согласование работы рук и ног (А.В. Беляев,2017). Форма контроля: тестирование. 12. Судейская практика: Индивидуальная работа: обучение правилам игры и жестам по волейболу (А.В. Беляев,2017). Теория: Типичные ошибки при подаче мяча, в технике работы рук при приеме, передач волейбольного мяча, блоке и заступы. Форма контроля: показ. 13. Подведение итогов сезона и учебно-тренировочного периода за год в целом. Теория: Беседа об итогах сезона и учебно - тренировочного периода за год в целом. С объяснение динамики результатов сравнивая значение каждого физического качества для волейболиста и определением уровня физической подготовленности. Форма контроля: анкетирование, беседа Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви волейболиста. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля (А.В. Беляев,2017). Практическая подготовка Общая физическая подготовка. (ОФП) В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку). Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации (А.В. Беляев,2017). Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях. Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м. Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега (А.В. Беляев,2017). Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага. (А.В. Беляев,2017). Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры:«Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель»,«Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки»,«Перестрелка», 15 «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами (А.В. Беляев,2017). Специальная физическая подготовка (СФП) Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Задачи ее непосредственно связаны с обучением детей технике и тактике игры. Основным средством специальной физической подготовки являются специальные (подготовительные) упражнения и игры. Одни упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц, развитие мышц ног и т.д.), другие направлены па формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы и т.п.). Важное место занимают специально отобранные игры. Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам волейбола и создает предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков. Техническая подготовка Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шпуре; над собой - на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи в степу с изменением высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на точность с собственного подбрасывания и партнера. Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения. Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом мате, стоя у стены, на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи. Техника защиты 1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. 2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи. Прием двумя руками снизу: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения. Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре). 16 Тактическая подготовка Тактика нападения Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5, 1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Тактика защиты Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника - сверху или снизу. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6. 3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед» (А.В. Беляев,2017). Контрольные упражнения и соревнования Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 1-3 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 1-3 соревнованиях по волейболу (приложение 1). Врачебный контроль К занятиям волейболом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра. Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми игровыми видами спорта не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха. Восстановительные мероприятия В процессе занятий используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций (А.В. Беляев,2017). 17 Планируемые результаты Основные показатели выполнения программных требований на спортивнооздоровительном этапе: стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; уровень освоения основ гигиены и самоконтроля. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые контрольные задания, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока. Предполагает освоение содержания базового уровня учебных достижений. Требования к этому уровню определяются в соответствии с образовательной программой курса. По окончании срока реализации программы воспитанники: Предметные - формирование навыков работы в области физической культуры, применения приемов и методов работы по Программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта физической и проектной деятельности. - знать краткие исторические сведения о возникновении волейбола и истории волейбола, о соревнованиях по волейболу в России и за рубежом; - понимать и применять судейские термины и теоретические аспекты волейбола. Личностные - развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. - регулярно посещать занятия, проявляя интерес к занятиям волейбола. - проявлять устойчивый интерес к здоровому образу жизни. Метапредметные - результатом изучения Программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. - увеличить показатели мониторинга физических способностей детей: общей, специальной выносливости, координационных способностей и силовых способностей. - освоить основных элементов техники приема, передачи и подачи волейбольного мяча. Способы определения результативности программы: -контрольные соревнования по ОФП (повышение результатов вводной диагностики) -визуальной оценивание выполнения технике приемов, подач и передач мяча. -участие в городском первенстве по волейболу среди городских команд и контрольных играх; -динамика достижений; -викторина, опрос; -удовлетворенность участников образовательного процесса Формы и способы фиксации результатов: - дневник достижений учащихся; - портфолио учащихся. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. 18 Тематическое планирование контрольного тестирования для 1 года обучения (приложение 1). Обучающиеся, выполняют сдачу входящих нормативов по физической подготовленности (60м, 1000м, пресс, подтягивание, челночный бег 3*10м, прыжок с места) в осенний период и повторную сдачу итоговых нормативов в весенний период с фиксацией в таблицу мониторинга сравнительных результатов (приложение 2). Основной показатель работы секции по волейболу – выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Оценочные материалы, мониторинг В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д. для ДЮСШ и СДЮШОР 2005. Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений. Контрольные нормативы упражнений и соревнований (приложение 2). Таблица мониторинга сравнительных результатов личностного физического развития обучающихся в процессе усвоения ими дополнительной общеобразовательной образовательной программы (приложение 4). В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора на следующей этап многолетней подготовки. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Наглядное видео пособие vse-kursy.com›read/538-uroki-voleibola…video.html tvou-voleyball.ru›obuchenie/trenirovki-po-… tvou-voleyball.ru›obuchenie/podacha-v-volejbole/ klassikaknigi.info›video-uroki-po-volejbolu/ 19 Приложение 1 Тематическое планирование контрольного тестирования № п.п. Вид (форма) работы Тема Кол-во часов, отводимых на данную работу 1 Сроки проведе ния (неделя, месяц) 3 неделя сентябр я 1. тестирование Сдача входящих нормативов по физической подготовленности занимающихся (60м, 1000м, пресс, подтягивание, челночный бег 3*10м, прыжок с места). 2. соревнование Участие в контрольных и городских соревнованиях 2 Сдача итоговых нормативов по физической подготовленности занимающихся (60м, 1000м, пресс, подтягивание, челночный бег 3*10м, прыжок с места). 1 В течение года 3 неделя мая 3. тестирование Приложение 2 Контрольные упражнения и соревнования Контрольные упражнения Бег 30 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Бег 800 м; (минут, секунд) Бег 1000 м; (минут, секунд) Подтягивания в положения виса (раз) (мальчики) пресс за 30 секунд (раз) (девочки) Челночный бег 3*10 (секунд) Мальчики 5,8 190 3,45 1 11,1 20 Девочки 6,0 167 3,35 12 12,1