РП по волейболу 5-9кл

Приложение к ООП НОО
МБОУ ООШ №26
утвержденной приказом директора
№25-уд от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ВОЛЕЙБОЛ»
для обучающихся 5 – 9 классов

1

Пояснительная записка
Программа внеурочной образовательной деятельности спортивной секции по волейболу
составлена с учетом следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" ;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373);
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. 17 декабря 2010 г. № 1897);
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. 17 мая 2012 г. № 413);
 Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Системность работы внеурочной образовательной деятельности сможет обеспечить
создание современных условий для творческого развития, духовно - нравственного,
гражданского и патриотического воспитания детей в непрерывно изменяющихся условиях
внешней среды.
Физкультурно - оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья
обучающихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование
потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных
формах активного отдыха и досуга. На занятиях даются теоретические сведения о правилах
здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами
физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах
физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной
деятельности.
Программа внеурочной деятельности по волейболу имеет физкультурно-спортивную
направленность, программа является модифицированной и ориентирована на развитие и
совершенствование у занимающихся основных физических
качеств, формирования
двигательных навыков, укрепления здоровья.
В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д. для ДЮСШ
и СДЮШОР 2005.
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику внеурочной
образовательной деятельности и охватывает значительно больше желающих заниматься этим
видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность
заниматься с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе,
а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к
воспитанию гармоничного человека.
Занятие волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся
основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению
здоровья.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем
поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
2

Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитанников и
развивают умения управлять эмоциями, не терять контроль над своими действиями, в случае
успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не «падать» духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок,
волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно
позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области
оздоровления и развития организма
Теоретическая подготовка юных волейболистов должна включать в себя и вопросы основ
знаний, таких как:

гигиена занимающихся, их одежда,

профилактика травматизма,

правила игры,

сведения об истории волейбола,

сведение о современных передовых волейболистах, командах.
Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических занятий в
разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми.
Актуальность программы для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни,
вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует
позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в секции
способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от
школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что
раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного
времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой
деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большой
учебной нагрузкой и объёмам домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти,
проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на
удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности
организма.
Возраст обучающихся по программе составляет от 11 до 15 лет. В группу зачисляются дети,
Особенностями программы является направленность на овладение начальных основ техники
волейбола, а так же реализация принципа вариативности, задающего возможность подбирать
содержание учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся,
материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Возможно дальнейшее
продолжение обучения в других группах начальной подготовки, после успешной сдачи
контрольно-переводных нормативов.
Возраст обучающихся по программе составляет от 11 до 15 лет. В группу зачисляются дети,
имеющие медицинский допуск к занятиям спортом, желающие заниматься волейболом, по
заявлению родителей. Занятия проводятся в группе из 15 человек.
Режим занятий по программе для обучения детей 1 раз в неделю (одно занятие в неделю 1
академический час).
Общее количество часов составляет 34 часа в год .
Программа разработана в 2022 году сроком на 5лет.
Уровень программы – базовый.
Содержание программы нацелено на содействие гармоничному физическому развитию
личности, расширяет представления детей о волейболе, знакомит с историей волейбола, с
именами выдающихся спортсменов в данном виде спорта.
Форма обучения по программе - очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2); групповая.
Виды занятий - беседа, лекция, практическое занятие, комбинированное занятие, занятиеигра.
Формы учебно-воспитательно процесса: теоретические и практические групповые учебно3

тренировочные занятия, восстановительные мероприятия,
тестирование, участие в
соревнованиях.
Формы подведения итогов (результатов): уровень развития физических качеств и
технической подготовленности оценивается по результатам участия в групповых соревнованиях.
Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче контрольных
нормативов по общей физической подготовленности, проводимых в начале и конце учебного
года.
Критериями успешности обучения служат положительная динамика уровня общей
физической подготовленности, определяемая по результатам контрольных нормативов по
физической подготовленности и желание продолжить занятия на следующем этапе подготовки.
По завершении данной внеурочной образовательной общеразвивающей программы для
учащихся проявивших физические способности, двигательные умения, необходимые для
продолжения обучения проводится индивидуальный отбор для приема в группы начальной
подготовки. Обучающиеся имеют право на повторный курс обучения по данной программе.
Структура программы состоит из 2 образовательных блоков: (теория, практика).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но
и формирование деятельностно - практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей физических и технических
способностей, умения выполнять правильно и точно.
Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для развития физических и личностных
качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающимися
посредством занятий волейболом.
Логика освоения учебных тем определяется задачами (обучающими, развивающими,
воспитательными):
Обучающие:

ознакомить с судейскими терминами и теоретическими аспектами волейбола;

ознакомить с краткими
историческими
сведения
о возникновении лыж и
с историей лыжного спорта первыми соревнованиями лыжников в России и за рубежом;
Развивающие:

способствовать развитию физических способностей детей: общей, специальной
выносливости, координационных способностей и силовых способностей.

способствовать освоению обучающимися технических приемов, подач и передач
волейбольного мяча.



Воспитательные:
повышать у обучающихся интерес к занятиям волейболом.
воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к здоровому образу жизни.

4

Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения (5 класс)
Заня
тие
№
п/п

1

2
3

4

5

6

Название тем, разделов
Все
го
Введение (вводное занятие)
- Цели и задачи курса. Инструктаж по технике
безопасности при занятии волейболом в
спортивном зале.
- Краткие исторические сведения о
возникновении игры.
.
История и пути развития современного
волейбола
-Правило личной гигиены, требования к
одежде и обуви волейболиста, врачебный
контроль, предупреждение травм.
- Правила соревнований по волейболу.
Популярность волейбола в России
Волейбол в России и в Мире (беседа)
- Первые соревнования волейбола в России и
за рубежом.
- Популярность волейбола в России.
Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)

1

Количество часов
Теор
Пра
ия
кти
ка

Форма
контроля
Анкетиро
вание,

1

1
беседа,
беседа

1

1

1

1

Опрос

1

1

Беседа,
викторина
.

1

1

Виктори
на

1

1

Тестирова
ние

7

Упражнения для мышц плечевого пояса и
рук.

1

1

8

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ
тестирова
ние
показ

9

Упражнения для развития гибкости.

1

1

показ

10

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ

11

Упражнения для развития мышц ног и таза.

1

1

показ

12

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

13

Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

14

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

15

1

1

показ

16

Упражнения для развития мышц брюшного
пресса.
Передачи мяча сверху двумя руками в парах

1

1

тестирова
ние

17

Упражнения для развития быстроты.

1

1

тестирова
ние

18

Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

1

1

тестирова
ние

19

Упражнения с набивными мячами.

1

1

тестирова
ние

5

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

22

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.

1

1

тестирова
ние

23

Упражнения для мышц шеи и туловища.

1

1

тестирова
ние

24

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития выносливости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения со скакалкой, на гимнастических
снарядах.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

1

1

показ

31

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

тестирова
ние

32

Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

1

33

Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)
Контрольная игра.
Подведение итогов учебно-тренировочного
периода за год в целом.

1

1

соревнова
ние
тестирова
ние
Анкетирова
ние, беседа

20
21

25

26
27

28
29

30

34

Итого:

1

1

3
4

7

28

Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения (6 класс)
Заня
тие
№
п/п

1

2
3

Название тем, разделов
Все
го
Введение (вводное занятие)
- Цели и задачи курса. Инструктаж по технике
безопасности при занятии волейболом в
спортивном зале.
- Краткие исторические сведения о
возникновении игры.
.
История и пути развития современного
волейбола
-Правило личной гигиены, требования к
одежде и обуви волейболиста, врачебный
контроль, предупреждение травм.

6

1

Количество часов
Теор
Пра
ия
кти
ка
1

Форма
контроля
Анкетиро
вание,

1
беседа,

1

1

1

1

беседа
Опрос

4

5

6

- Основы спортивной тренировки.
-Первые соревнования волейбола в России
Волейбол в России и в Мире (беседа)
- Первые соревнования волейбола
за
рубежом.
- Популярность волейбола в России.
Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)

1

1

Беседа,
викторина
.

1

1

Виктори
на

1

1

Тестирова
ние

7

Упражнения для мышц плечевого пояса и
рук.

1

1

8

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ
тестирова
ние
показ

9

Упражнения для развития гибкости.

1

1

показ

10

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ

11

Упражнения для развития мышц ног и таза.

1

1

показ

12

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

13

Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

14

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

15

1

1

показ

16

Упражнения для развития мышц брюшного
пресса.
Передачи мяча сверху двумя руками в парах

1

1

тестирова
ние

17

Упражнения для развития быстроты.

1

1

тестирова
ние

18

Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

1

1

тестирова
ние

19

Упражнения с набивными мячами.

1

1

тестирова
ние

20

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

22

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.

1

1

тестирова
ние

23

Упражнения для мышц шеи и туловища.

1

1

тестирова
ние

24

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития выносливости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения со скакалкой, на гимнастических
снарядах.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

21

25

26
27

7

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

1

1

показ

31

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

тестирова
ние

32

Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

1

33

Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)
Контрольная игра.
Подведение итогов учебно-тренировочного
периода за год в целом.

1

1

соревнова
ние
тестирова
ние
Анкетирова
ние, беседа

28
29

30

34

Итого:

1

1

3
4

7

28

Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения (7 класс)
Заня
тие
№
п/п

1

2
3

4

5

6

Название тем, разделов
Все
го
Введение (вводное занятие)
- Цели и задачи курса. Инструктаж по технике
безопасности при занятии волейболом в
спортивном зале.
- Краткие исторические сведения о
возникновении игры.
.
История и пути развития современного
волейбола
-Правило личной гигиены, требования к
одежде и обуви волейболиста, врачебный
контроль, предупреждение травм.
- Основы спортивной тренировки.
-Первые соревнования волейбола в России
Волейбол в России и в Мире (беседа)
- Первые соревнования волейбола
за
рубежом.
- Популярность волейбола в России.
Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)

1

Количество часов
Теор
Пра
ия
кти
ка

Форма
контроля
Анкетиро
вание,

1

1
беседа,
беседа

1

1

1

1

Опрос

1

1

Беседа,
викторина
.

1

1

Виктори
на

1

1

Тестирова
ние

7

Упражнения для мышц плечевого пояса и
рук.

1

1

8

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ
тестирова
ние
показ

9

Упражнения для развития гибкости.

1

1

показ

10

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ

11

Упражнения для развития мышц ног и таза.

1

1

показ

8

12

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

13

Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

14

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

15

1

1

показ

16

Упражнения для развития мышц брюшного
пресса.
Передачи мяча сверху двумя руками в парах

1

1

тестирова
ние

17

Упражнения для развития быстроты.

1

1

тестирова
ние

18

Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

1

1

тестирова
ние

19

Упражнения с набивными мячами.

1

1

тестирова
ние

20

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

22

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.

1

1

тестирова
ние

23

Упражнения для мышц шеи и туловища.

1

1

тестирова
ние

24

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития выносливости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения со скакалкой, на гимнастических
снарядах.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

1

1

показ

31

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

тестирова
ние

32

Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

1

33

Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)
Контрольная игра.
Подведение итогов учебно-тренировочного
периода за год в целом.

1

1

соревнова
ние
тестирова
ние
Анкетирова
ние, беседа

21

25

26
27

28
29

30

34

Итого:

9

1

1

3
4

7

28

Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения (8 класс)
Заня
тие
№
п/п

1

2
3

4

5

6

Название тем, разделов
Все
го
Введение (вводное занятие)
- Цели и задачи курса. Инструктаж по технике
безопасности при занятии волейболом в
спортивном зале.
- Краткие исторические сведения о
возникновении игры.
.
История и пути развития современного
волейбола
-Правило личной гигиены, требования к
одежде и обуви волейболиста, врачебный
контроль, предупреждение травм.
- Основы спортивной тренировки.
-Первые соревнования волейбола в России
Волейбол в России и в Мире (беседа)
- Первые соревнования волейбола
за
рубежом.
- Популярность волейбола в России.
Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)

1

Количество часов
Теор
Пра
ия
кти
ка

Форма
контроля
Анкетиро
вание,

1

1
беседа,
беседа

1

1

1

1

Опрос

1

1

Беседа,
викторина
.

1

1

Виктори
на

1

1

Тестирова
ние

7

Упражнения для мышц плечевого пояса и
рук.

1

1

8

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ
тестирова
ние
показ

9

Упражнения для развития гибкости.

1

1

показ

10

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ

11

Упражнения для развития мышц ног и таза.

1

1

показ

12

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

13

Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

14

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

15

1

1

показ

16

Упражнения для развития мышц брюшного
пресса.
Передачи мяча сверху двумя руками в парах

1

1

тестирова
ние

17

Упражнения для развития быстроты.

1

1

тестирова
ние

18

Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

1

1

тестирова
ние

19

Упражнения с набивными мячами.

1

1

тестирова
ние

10

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

22

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.

1

1

тестирова
ние

23

Упражнения для мышц шеи и туловища.

1

1

тестирова
ние

24

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития выносливости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения со скакалкой, на гимнастических
снарядах.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

1

1

показ

31

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

тестирова
ние

32

Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

1

33

Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)
Контрольная игра.
Подведение итогов учебно-тренировочного
периода за год в целом.

1

1

соревнова
ние
тестирова
ние
Анкетирова
ние, беседа

20
21

25

26
27

28
29

30

34

Итого:

1

1

3
4

7

28

Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения (9 класс)
Заня
тие
№
п/п

1

2
3

Название тем, разделов
Все
го
Введение (вводное занятие)
- Цели и задачи курса. Инструктаж по технике
безопасности при занятии волейболом в
спортивном зале.
- Краткие исторические сведения о
возникновении игры.
.
История и пути развития современного
волейбола
-Правило личной гигиены, требования к
одежде и обуви волейболиста, врачебный
контроль, предупреждение травм.

11

1

Количество часов
Теор
Пра
ия
кти
ка
1

Форма
контроля
Анкетиро
вание,

1
беседа,

1

1

1

1

беседа
Опрос

4

5

6

- Основы спортивной тренировки.
-Первые соревнования волейбола в России
Волейбол в России и в Мире (беседа)
- Первые соревнования волейбола
за
рубежом.
- Популярность волейбола в России.
Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)

1

1

Беседа,
викторина
.

1

1

Виктори
на

1

1

Тестирова
ние

7

Упражнения для мышц плечевого пояса и
рук.

1

1

8

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ
тестирова
ние
показ

9

Упражнения для развития гибкости.

1

1

показ

10

Передача сверху двумя руками над собой.

1

1

показ

11

Упражнения для развития мышц ног и таза.

1

1

показ

12

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

13

Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

14

Передача сверху двумя руками в парах.

1

1

показ

15

1

1

показ

16

Упражнения для развития мышц брюшного
пресса.
Передачи мяча сверху двумя руками в парах

1

1

тестирова
ние

17

Упражнения для развития быстроты.

1

1

тестирова
ние

18

Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

1

1

тестирова
ние

19

Упражнения с набивными мячами.

1

1

тестирова
ние

20

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

22

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.

1

1

тестирова
ние

23

Упражнения для мышц шеи и туловища.

1

1

тестирова
ние

24

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения для развития выносливости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

Передачи мяча сверху двумя руками в парах в
движении.
Упражнения со скакалкой, на гимнастических
снарядах.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

21

25

26
27

12

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

показ

1

1

тестирова
ние

1

1

показ

31

Передачи мяча сверху двумя руками в
треугольнике.
Упражнения для развития ловкости.

1

1

тестирова
ние

32

Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

1

33

Контрольное соревнование (кросс, О.Ф.П.)
Контрольная игра.
Подведение итогов учебно-тренировочного
периода за год в целом.

1

1

соревнова
ние
тестирова
ние
Анкетирова
ние, беседа

28
29

30

34

Итого:

13

1

1

3
4

7

28

Содержание учебного (тематического) плана
План теоретической подготовке на этапе начальной подготовки.
1. Вводное занятие: Инструктажи, цели и задачи курса,
Теория: проведение всех первичных инструктажей по технике безопасности при занятии
волейболом в спортивном зале. Краткие исторические сведения о возникновении игры. История
и пути развития современного волейбола (А.В. Беляев,2017)
Форма контроля: беседа, викторина.
2.Теория: Правило личной гигиены, требования к одежде и обуви волейболиста,
врачебный контроль, предупреждение травм (А.В. Беляев,2017)
Форма контроля: Опрос.
3. Теория: Правила соревнований по волейболу.
Судейская и инструкторская практика. Основы спортивной тренировки.
Форма контроля: беседа, викторина.
4. Теория: Волейбол в России и в Мире. Первые соревнования волейбола в России и за
рубежом. Популярность волейбола в России. Крупнейшие всероссийские и международные
соревнования.
Форма контроля: викторина.
5.
Общая физическая подготовка. (О.Ф.П.: кросс - общая выносливость, быстроты, гибкость,
силовые и скоростно-силовых способности)
Теория: определение уровня физической подготовленности с объяснение значение
каждого физического качества для лыжника (А.В. Беляев,2017)
Форма контроля: Контрольное соревнование.
6. Общая физическая подготовка:
Силовые упражнения для развития мышц плечевого пояса и рук, для развития
гибкости, для развития мышц ног и таза и для развития ловкости.
Теория: упражнениям, направленным на развитие силовых физических качеств
необходимых волейболисту.
Форма контроля: соревнование, тестирование
7. Специальная физическая подготовка:
Передача сверху двумя руками над собой, передача сверху двумя руками над собой,
передача сверху двумя руками в парах. Индивидуальная работа с объяснение техники выполнения
движение рук (А.В. Беляев,2017).
Теория: объяснения учащимся, типичных ошибок в постановке рук и ног при приеме и
передачи мяча.
Форма контроля: показ.
8. Специальная подготовка Теория: Типичные ошибки при освоении техники в работе рук
и ног во время подач, приемов и передач волейбольного мяча.
Отличительные особенности верхний от нижней подачи и верхнего от нижнего приема
мяча.
Форма контроля: показ.
9. Психологическая подготовка: Индивидуальная работа: психологическая подготовка
волейболиста перед соревнованиями; беседа о правилах игры
Теория: Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена.
Правила поведения на соревнованиях. Подготовка к соревнованиям. Оформление заявки,
протокола (А.В. Беляев,2017).
Форма контроля: беседа, соревнование.
10. Общая физическая подготовка: развитие специальной выносливости, кросс (по
пересеченной местности)
Теория: объяснения значения выносливости для волейболиста.
Форма контроля: эстафета.
11. Общая физическая подготовка: развития координационных способностей
- Гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, туловища и
14

нижних конечностей.
- Гимнастические упражнения с предметами (набивные мячи, гимнастические палки,
скакалки);
Теория: упражнениям, направленным на развитие равновесия и овладения своим телом
при согласование работы рук и ног (А.В. Беляев,2017).
Форма контроля: тестирование.
12. Судейская практика: Индивидуальная работа: обучение правилам игры и жестам по
волейболу (А.В. Беляев,2017).
Теория: Типичные ошибки при подаче мяча, в технике работы рук при приеме, передач
волейбольного мяча, блоке и заступы.
Форма контроля: показ.
13. Подведение итогов сезона и учебно-тренировочного периода за год в целом.
Теория: Беседа об итогах сезона и учебно - тренировочного периода за год в целом. С
объяснение динамики результатов сравнивая значение каждого физического качества для
волейболиста и определением уровня физической подготовленности.
Форма контроля: анкетирование, беседа
Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви волейболиста.
Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом
тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии
физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма
спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома.
Объективные и субъективные критерии самоконтроля (А.В. Беляев,2017).
Практическая подготовка Общая физическая подготовка. (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой;
упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и
плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи,
гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических
снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого
разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных
положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение
нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации (А.В. Беляев,2017).
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет),
три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет).
Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и
вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество
препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной
прыжок с места; в длину с разбега (А.В. Беляев,2017).
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность;
метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг
(мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
(А.В. Беляев,2017).
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др.
основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические
действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.
Подвижные
игры:«Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная
цель»,«Эстафета с прыжками», «Мяч
среднему», «Охотники
и
утки»,«Перестрелка»,
15

«Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета
баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу
(преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка
волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в
различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными
шагами (А.В. Беляев,2017).
Специальная физическая подготовка (СФП)
Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и
способностей, специфичных для игры в волейбол. Задачи ее непосредственно связаны с
обучением детей технике и тактике игры. Основным средством специальной физической
подготовки являются специальные (подготовительные) упражнения и игры.
Одни упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление
кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц, развитие мышц ног и т.д.),
другие направлены па формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и
ориентировки, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы и т.п.). Важное место
занимают специально отобранные игры.
Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения
техническим приемам волейбола и создает предпосылки для формирования более прочных
двигательных навыков.
Техническая подготовка
Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными
шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка
шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шпуре; над собой - на
месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на месте и после
перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи в степу с
изменением высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на точность с
собственного подбрасывания и партнера.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на
площадке и в прыжке, после перемещения.
Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в
стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой
линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение
кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом мате, стоя у стены, на резиновых
амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с
разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу,
подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные
перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в
сторону на бедро.
2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м);
после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи.
Прием двумя руками снизу: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте
и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй
перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в
зону нападения.
Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей «механическим
блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в
держателе (подвешенного на шнуре).
16

Тактическая подготовка
Тактика нападения
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для
подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке;
вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя
прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на
игрока, слабо владеющего приемом мяча.
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой
передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней
линии при первой передаче; игроков зон 6,5, 1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.
Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием
подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке
партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от
соперника - сверху или снизу.
Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон
1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2;
игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и
2 с игроком зоны 6.
3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры
«углом вперед» (А.В. Беляев,2017).
Контрольные упражнения и соревнования

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей
выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 1-3 соревнованиях по
ОФП в годичном цикле; участие в 1-3 соревнованиях по волейболу (приложение 1).
Врачебный контроль
К занятиям волейболом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.
Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми игровыми
видами спорта не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости
(полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа
(гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.
Восстановительные мероприятия
В процессе занятий используют педагогические средства восстановления путем
правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов
отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и
влияния на психику ребенка положительных эмоций (А.В. Беляев,2017).

17

Планируемые результаты
Основные показатели выполнения программных требований на спортивнооздоровительном этапе: стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных
занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся;
уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В
планирование содержания включены итоговые контрольные задания, которые проводятся в
конце изучения каждого тематического блока.
Предполагает освоение содержания базового уровня учебных достижений. Требования к
этому уровню определяются в соответствии с образовательной программой курса.
По окончании срока реализации программы воспитанники:
Предметные - формирование навыков работы в области физической культуры, применения
приемов и методов работы по Программе, воспитание основ культуры труда, приобретение
опыта физической и проектной деятельности.
- знать краткие
исторические
сведения
о
возникновении
волейбола и
истории волейбола, о соревнованиях по волейболу в России и за рубежом;
- понимать и применять судейские термины и теоретические аспекты волейбола.
Личностные - развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую
успешность совместной деятельности.
- регулярно посещать занятия, проявляя интерес к занятиям волейбола.
- проявлять устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Метапредметные - результатом изучения Программы является освоение обучающимися
универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях.
- увеличить показатели мониторинга физических способностей детей: общей, специальной
выносливости, координационных способностей и силовых способностей.
- освоить основных элементов техники приема, передачи и подачи волейбольного мяча.
Способы определения результативности программы:
-контрольные соревнования по ОФП (повышение результатов вводной диагностики)
-визуальной оценивание выполнения технике приемов, подач и передач мяча.
-участие
в городском первенстве по волейболу среди городских команд и
контрольных играх;
-динамика достижений;
-викторина, опрос;
-удовлетворенность участников образовательного процесса
Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
18

Тематическое планирование контрольного тестирования для 1 года обучения
(приложение 1). Обучающиеся, выполняют сдачу входящих нормативов по физической
подготовленности (60м, 1000м, пресс, подтягивание, челночный бег 3*10м, прыжок с места) в
осенний период и повторную сдачу итоговых нормативов в весенний период с фиксацией в
таблицу мониторинга сравнительных результатов (приложение 2).
Основной показатель работы секции по волейболу – выполнение в конце каждого года
программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в
количественных
показателях технической, тактической, физической, интегральной,
теоретической подготовленности, физического развития.
Оценочные материалы, мониторинг
В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д. для ДЮСШ
и СДЮШОР 2005.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения
детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в
виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода
зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных
упражнений. Контрольные нормативы упражнений и соревнований (приложение 2). Таблица
мониторинга сравнительных результатов личностного физического развития обучающихся в
процессе усвоения ими дополнительной общеобразовательной образовательной программы
(приложение 4).
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся сдают по общей физической подготовке
контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для
отбора на следующей этап многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
Наглядное видео пособие
vse-kursy.com›read/538-uroki-voleibola…video.html
tvou-voleyball.ru›obuchenie/trenirovki-po-…
tvou-voleyball.ru›obuchenie/podacha-v-volejbole/
klassikaknigi.info›video-uroki-po-volejbolu/

19

Приложение 1
Тематическое планирование контрольного тестирования
№
п.п.

Вид (форма)
работы

Тема

Кол-во
часов,
отводимых
на данную
работу
1

Сроки
проведе
ния
(неделя,
месяц)
3 неделя
сентябр
я

1.

тестирование

Сдача входящих нормативов по
физической подготовленности
занимающихся (60м, 1000м, пресс,
подтягивание, челночный бег 3*10м,
прыжок с места).

2.

соревнование

Участие в контрольных и городских
соревнованиях

2

Сдача итоговых нормативов по
физической подготовленности
занимающихся (60м, 1000м, пресс,
подтягивание, челночный бег 3*10м,
прыжок с места).

1

В
течение
года
3 неделя
мая

3.

тестирование

Приложение 2
Контрольные упражнения и соревнования
Контрольные упражнения
Бег 30 м (сек)
Прыжок в длину с места (см)
Бег 800 м; (минут, секунд)
Бег 1000 м; (минут, секунд)
Подтягивания в положения виса (раз)
(мальчики)
пресс за 30 секунд (раз)
(девочки)
Челночный бег 3*10 (секунд)

Мальчики
5,8
190
3,45
1
11,1

20

Девочки
6,0
167
3,35
12
12,1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».