ДОП театральная студия

1

Пояснительная записка.
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного
образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного
процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и
передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах
театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей
общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты.
Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно
важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы
передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой,
незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно
значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов,
способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает
исторический опыт, невозможно.
Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован
нашим обществом. В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних
лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами,
в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть
свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно
больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим
телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть в
своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.
Актуальность заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к
театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и
осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не
отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть
автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого
воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и
приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного
творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движений.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана с учетом требований
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 12,28); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" ( с изменениями от
30.09.2020г. Приказ МП РФ №533); Постановление Главного государственного
санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
Отличительные особенности программы в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
2

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является
конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей
профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом
профориентационной работы.
Адресат общеразвивающей программы. Программа предназначена для обучающихся
7 -10 лет.
Срок освоения общеразвивающей программы.
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Театральная студия» рассчитана
на 1 год обучения, 36 учебных часов.
Цель программы:
создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников,
творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга
путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
 Формирование необходимых представлений о театральном искусстве;
 Развитие актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером,
создавать образ героя, работать над ролью.
 Формирование речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
 Развитие эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого
воображения;
 Создание условий духовно-нравственного и художественно-эстетического
воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Участник театральной студии будет знать:
 Особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах
театрального искусства;
 Народные истоки театрального искусства;
Будет уметь:
 Активизировать свою фантазию;
 Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах;
 Коллективно выполнять задания;
 Анализировать свою работу и работу товарища;
Основными формами организации образовательного процесса является:
По мере реализации программы используется самый широкий спектр форм и методов,
обеспечивающих максимальное усвоение материала. Обучение, применение знаний на
практике через практические занятия, театральные сценки, спектакли.
Формами аттестации контроля в студии являются:
Спектакль или театральное представление;
Улучшение качества речи;
Повышение уровня теоретических знаний;
Повышение уровня практических умений и навыков.
Содержание программы
1. Особенности театра как вида искусства. Техника безопасности.
2. Произведения великих драматургов.
3. Художественное чтение.





3

4. Артикуляция.
5. Правила поведения в театре.
6. Сценическое движение.
7. Выразительное чтение.
8. История театра.
9. Скороговорки.
10. Дыхание.
11. Мимика, жесты, поза.
12. Правила чтения стихов.
13. Виды театрализованных представлений.
14. Просмотр и анализ театрализованных сценок.

Календарно-тематический план работы
№ Мероприятие
п/п
1.
История театра. Театр как вид
искусства.
2.
Великие драматурги мира.
3.

Художественное чтение.

4.

Артикуляция.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Правила театра.
Сценическое движение.
Выразительное чтение.
История театра. Театр как вид
искусства.
Скороговорки.
Дыхание.
Мимика, жесты, поза.

12.

Стихи.

13.

15.

Виды театрализованных
представлений.
Просмотр театрализованных
представлений.
Мимика, жесты, поза.

16.

Анализ выступления.

17.

Репетиции.

14.

Содержание работы
Теоретические занятия по
изучению истории театра.
Знакомство с произведениями
великих драматургов.
Упражнения на тренировку силы
голоса, диапазона голоса.
Улучшение артикуляции и
разминка мышц лица.
Правила поведения в театре.
Пластическая выразительность.
Выразительное чтение по ролям.
Теоретические занятия по
изучению истории театра.
Разучивание скороговорок.
Правильное дыхание на сцене.
Работа над мимикой, жестами,
позой и движениями.
Правила выразительности чтения
стихов.
Виды театрализованных
представлений.
Просмотр и анализ
театрализованных сценок.
Работа над мимикой, жестами,
позой и движениями.
Обсуждение и анализ
выступлений
Подготовка к сценкам,
представлениям и выступлениям
на праздниках.

ИТОГО:

Сроки
проведения
Сентябрь

Кол.
часов
2

Сентябрь

1

Октябрь

2

Ноябрь

2

Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь

1
2
1
1

Январь
Февраль
Февраль

1
1
2

Март

1

Март

1

Апрель

2

Май

1

В течение
года
В течение
года

5
10

36

4

Информационно-методическое обеспечение
Тубельская Г.Н. «Праздники в детском саду и начальной школе»;
Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. –2.
Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977;
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.:
Речь, 2006. – 125 с.
Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического
произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. - 144с.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2004. – 48 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. –
176 с.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».