Смысловое чтение, 5, 8 классы, 2023 - 2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №26

Приложение №1 (1.21) к основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ ООШ №26

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕН

на педагогическом совете
№ 11 от 28.08.2023 г

приказом директора
№23-уд от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
учебного курса «Смысловое чтение»
для обучающихся 5, 8 классов

г. Серов, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с
текстом» разработана в соответствии со следующими документами:
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) «Об утверждениии введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
3.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
4.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических,
психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и
возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных
условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого
школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Данная программа является составной частью основной образовательной программы
МБОУ ООШ № 26
Цель программы:
воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего
стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой
культуры, культуры чувств и мышления.
Задачи программы
на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать
духовную и интеллектуальнуюпотребность читать.
2.
Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и
художественных текстов различного уровнясложности.
3.
Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и
систематизировать научные знания.
4.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно
использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения
пользоваться различными видами чтения).
5.
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
Выпускник научится:
•осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для
достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных
познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
•использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для
формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные
 Регулятивные
Выпускник научится:
• элементарным навыкам работы с книгой;
• умениям ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
• элементарным навыкам чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учётом конечного результата;
• предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
• осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу
действия.
 Познавательные
Выпускник научится:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
• осуществлять смысловое чтение;
• устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
• находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
• находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
• выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
• понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выражать общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное
в содержании текста;
• объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
• сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты
(в несплошных текстах);
• интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать
выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
• задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• прогнозировать содержание текста;
• находить скрытую информацию в тексте.
 Коммуникативные
Выпускник научится:
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
• определять цели, распределять функции и роли участников;

• взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные
Выпускник научится:
• использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
• определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
 составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся
в тексте;
• приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
 подбирать аргументы, формулировать выводы;
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
• откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
• оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
• оценивать не только содержание текста, но и его форму.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжнаяи
разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его
основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок
текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном
виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в
тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые
части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному
основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные
способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды
чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью
чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов
текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с
опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная
информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста. Соотнесение позиции автора текста ссобственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
8 КЛАСС
1. Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые
особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста сопорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном
видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака,
диаграммы.
Виды
чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью
чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.Работа
снесколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников.
2. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы
по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление иобобщение
содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста
монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление
тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и
других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание
собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и
конспекты на основе прочитанных текстов сучётом цели их дальнейшего использования,
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных
письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации
разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников снебольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3. Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность инедостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения
недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста ссобственной точкой зрения.

Сопоставление различных точек зрения на информацию. Впроцессе работы с одним или
несколькими источниками выявление
достоверной
(противоречивой)
информации.
Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение
крекламной информации.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Смысловое чтение»5 класс
2023-2024 учебный год
№
Тема
Характеристика УУД
Дата
проведения
1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1.
Текст.
Ориентироваться в содержании текста и
01.09.2023
понимать его целостныйсмысл:
2.
Заглавие текста.
08.09.2023
определять
главную
тему,
общую
цель
или
назначение
3.
Тема и подтемы текста
15.09.2023
текста;
4.
Идея текста.
22.09.2023
- выбирать из текста или придумать заголовок,
5.
Смысловые части
29.09.2023
соответствующий содержанию и общему смыслу
текста.
текста;
6.
Ключевые слова и их - формулировать тезис, выражающий общий смысл
06.10.2023
назначение.
текста;
7.
Логические средства - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся
13.10.2023
связи в тексте.
в тексте;
8.
План текста.
20.10.2023
• находить в тексте требуемую информацию
• решать учебно-познавательные и учебно9.
Пересказ.
27.10.2023
практические
задачи,
требующие
полного
и
10.
Строение текста и его
10.11.2023
критического
понимания
текста:
структура.
- определять назначение разных видов текстов;
11.
Изобразительно17.11.2023
ставить
перед
собой
цель
чтения,
направляя
выразительные
внимание на полезную в данный момент информацию;
средства.
различать темы и подтемы специального текста;
12.
Стиль текста.
24.11.2023
- выделять не только главную, но и избыточную

информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей
текста;
- сопоставлять
разные точки зрения и
разные
источники информации по
заданной теме;
- понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.

13.
14.
15.

16.
17.
18.

2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структура текста.
-структурировать текст, используя нумерацию
страниц, списки, ссылки, оглавление;
Преобразование
-проводить проверку правописания; использовать в
текста.
тексте таблицы, изображения;
Испол ьзование в
-преобразовывать текст, используя новые формы
тексте графических
представления информации: формулы, графики,
средств, их
диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
назначение.
электронные, в частности в практических задачах),
Аргументация и
переходить от одного представления данных к
выводы.
другому;
Подтекст.
-интерпретировать текст:
Обобщение
информации, данной в
тексте.

01.12.2023
08.12.2023
15.12.2023

22.12.2023
29.12.2023
12.01.2024

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.

Аннотация.
- сравнивать и противопоставлять
19.01.2024
заключённую
в
тексте
информацию
разного
Отзыв.
26.01.2024
характера;
Цитирование.
02.02.2024
- обнаруживать в тексте доводы в
Эпиграф.
09.02.2024
подтверждение выдвинутыхтезисов;
Составление вопросов по- делать выводы из сформулированных посылок;
16.02.2024
тексту.
- выводить заключение о намерении автора
Стилевые особенности или главной мыслитекста.
01.03.2024
текста.
3 модуль Работа с текстом: оценка информации
Содержание текста.
-откликаться на содержание текста:
15.03.2024
Языковые особенности -связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
22.03.2024
знаниями
из
других
источников;
текста.
-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя
из своихпре
Авторская мысль в
05.04.2024
-откликаться на форму текста: оценивать не только
тексте.
содержание текста,но и его форму, а в целом —
мастерство его исполнения.

Учебный диалог как
способ понимания
прочитанного.
Точка зрения (позиция)
автора и читателя.
Типы речи. Описание.
Повествование.
Рассуждение.

33.-34 Анализ текста. Итоговая
проверочная работа.

№
1.
2.-3.
4.-5.
6.-7.
8.-9.

Тема

12.04.2024
19.04.2024
26.04.2024
03.05.2024
17.05.2024
24.05.2024
31.05.2024

Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Смысловое чтение»8 класс
2023-2024 учебный год
Характеристика УУД

1 модуль Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Типология текстов.
Воспринимать на слух и понимать различные виды
сообщений.
Функционально-стилевая Определять тип, стиль, жанр, структуру, языковые
дифференциация текстов. средства текста.
Языковые особенности Вычленять из текста информацию, конкретные
сведения, факты, заданныев явном или неявном видах.
разных стилей речи.
Уметь работать с разными источниками информации,
информацию,
полученную
из
Тема, проблема, идея как сопоставлять
взаимосвязанные уровни нескольких источников.
Овладеть
элементарными
навыками
чтения
содержания текста.
представленной
в
наглядноСмысловые части текста. информации,

Дата
проведения
07.09.2023
14.09.2023
21.09.2023
28.09.2023
05.10.2023
12.10.2023
19.10.2023
26.10.2023

10.-11. Приёмы сжатия текста.

символической форме, приобретёт опыт работы с
текстами,
содержащими
рисунки,
таблицы,
диаграммы, схемы.

12.-13. Способы предоставления
информации.
2 модуль Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
14.-15. Композиция текста типа Создавать собственные письменные материалы на
рассуждения.
основы прочитанных текстов: планы, тезисы,

конспекты, аннотации, отзывы о прочитанном.

09.11.2023
16.11.2023
23.11.2023
30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023
21.12.2023

16.-17 Формулирование тезисов. Формулировать тезисы и выводы, основанные на
содержании текста,приводить аргументы.
Воспроизводить текст с заданной
степенью
18.-19. Типы логических
свёрнутости.
аргументов.
20.-21. Сопоставление и
обобщение
содержащейся в разных
частяхтекста информации.
3 модуль Работа с текстом: оценка информации
22.-23. Оценка содержания,
Соотносить позицию автора с собственной точкой
языковых
зрения. Сопоставлять различные точки зрения на
особенностей и структуры информацию.
текста.
В процессе работы с одним или несколькими
источниками уметь выявлять достоверную и
24.-25. Позиция автора текста.
противоречивую информацию. Находить способы
проверки противоречивой информации.
26.-27. Собственная позиция
читателя.

28.12.2023
11.01.2024
18.01.2024
25.01.2024
01.02.2024
08.02.2024

28.-29. Способы проверки
противоречивой
информации.
30.-31. Комплексный анализ
текста.
32.-33. Итоговая проверочная
работа.
34.
Подведение итогов года

04.04.2024
11.04.2024

15.02.2024
22.02.2024
29.02.2024
07.03.2024
14.03.2024
21.03.2024

18.04.2024
25.04.2024
02.05.2024
16.05.2024
23.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».