Чистописание, 1 класс. 2023 - 2024 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №26

Приложение №1(1.11) к основной образовательной
программе начального общего образования
МБОУ ООШ №26

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕН

на педагогическом совете
№ 11 от 28.08.2023 г

приказом директора
№23-уд от 29.08.2023 г.

Рабочая программа
учебного курса «Чистописание»
для обучающихся 1 класса

г. Серов, 2023 г

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Чистописание» (далее Программа)
является общеразвивающей, разработана для Формирования у младших школьников навыков
каллиграфического письма через выполнение творческих заданий, основанных на
занимательном материале. Направленность Программы – социально-гуманитарная.
Образовательная деятельность осуществляется на русском языке - государственном языке
Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательнымпрограммам»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом МБОУ ООШ № 26 ;
- Положением о разработке дополнительной образовательной общеразвивающей
программы МБОУ ООШ № 26 ;
Актуальность Программы базируется на анализе педагогического опыта, а также детского
и родительского спроса. В толковом словаре Ожегова С.И. дается такое определение
каллиграфии: «Каллиграфия - искусство четкого и красивого письма». Научные опыты,
проведенные учеными, показали огромную пользу занятий каллиграфией, положительное
влияние таких занятий на развитие внимательности, памяти, творческого мышления. Каждый
родитель и каждый педагог хочет, чтобы ребенок, который начал обучение в школе, научился
писать красиво. Но часто они сталкиваются с проблемами, которые мешают этому. Письмо –
один из сложнейших видов деятельности человека, сложнейший навык, который формируется
длительно и не просто. Есть много объективных причин, которые ведут к трудностям обучения
и далеко не всегда они зависят от старания ребенка. Часто процесс обучения превращается в
тяжкую повинность. Научившись писать красивые буквы, ученики получают эстетическое
удовольствие и перестают относиться к письму как к трудной работе. Данная программа
поможет обучающимся в овладении навыком письма и сделает этот процесс увлекательным и
интересным.
Новизна Программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа
предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и
формировать интерес к школьной жизни.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности
психологии и физиологии современного младшего школьника.
Отличительными особенностями Программы является то, что она направлена на
совершенствование и отработку навыка письма. В работе используются различные
инструменты и материалы: ножницы, цветные карандаши и фломастеры, шариковая ручка,
бумага, специальные каллиграфические инструменты (кисти и перья). Большая часть заданий
предлагается в занимательной форме, с учетом возрастных особенностей детей. Основная
работа проводится в тетради на специально разлинованной и клеточной основе. В соответствии
с каждой темой разработана теоретическая часть и набор творческих заданий, которые
варьируются в зависимости от особенностей того или иного письменного инструмента. Дети не
просто знакомятся с историей письменности, но и на собственном практическом опыте
проходят этапы ее развития. Это помогает понять логику развития письма и сделать сам
процесс письма осознанным и интересным.

Программа предназначена для обучения детей с родным языком — русским, но она может
быть использована и для обучения детей на родном — нерусском языке.

Категория обучающихся
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.

Формы и режим занятий по Программе:

Ведущей формой реализации Программы являются очные групповые занятия, при
необходимости, с применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения. В качестве форм организации образовательной деятельности применяются:
практические занятия, беседы, игры, выставки, творческие мастерские.
Занятия «Чистописание» проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия
для учащихся по данной программе составляет не более 40 минут. Вследствие этого, объем
учебного материала, предусмотренного этой программой, может быть освоен учащимися, а
результаты предъявлены только на уровне образовательной организации.

Цель и задачи Программы

Цель дополнительной общеобразовательной программы «Чистописание»: развитие
индивидуальных, творческих способностей обучающихся через занятия каллиграфией.
Задачи программы:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей для формирования навыка
каллиграфического письма;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к письму,
желания учиться;
• формирование осознанного отношения к красоте родной письменности, речи, чувство
вкуса, наблюдательности, уверенности в своих возможностях
Содержание Программы
Тема 1. Вводное занятие. Письмо наклонной линии с закруглением вверху и внизу.
Строчные буквы и, г.

Теория:

Беседа по содержанию курса. Повторение правил безопасного поведения при проведении
занятий и гигиенических правил при работе с пишущими инструментами. Беседа о правилах
письма наклонных линий с закруглением вверху и внизу и букв, содержащих эти элементы.
Сравнение печатной и письменной буквы г. Инструктаж перед диагностикой.

Практика:

Письмо линий и букв. Творческая работа: заполнение письменными элементами
иллюстраций на тему «Животные». Пальчиковая гимнастика, игра «Сим-сим-фони».
Выполнение заданий диагностики.
Тема 2. Письмо длинной наклонной линии и длинных наклонных линий с закруглением
вверху и внизу. Буквы Ии, Шш, й.

Теория:

Беседа о правилах письма линий и букв. Сравнение печатных и письменных, прописных и
строчных букв и, ш, й.

Практика:

Письмо линий и букв. Пальчиковая гимнастика, игра «Гав - мяу».
Тема 3. Письмо плавной наклонной линии с закруглением внизу. Буквы Г, П, Т, Р.

Теория:

Беседа о правилах письма линий и букв. Сравнение печатных и письменных букв Г, П, Т,
Р.

Практика:

Письмо линий и букв. Пальчиковая гимнастика, игра «Смени место».
Тема 4. Письмо строчных букв п, т, р. Знакомство с разнообразными каллиграфическими
инструментами.

Теория:

Беседа о правилах письма букв. Сравнение печатных и письменных букв п, т, р.

Беседа о разнообразии каллиграфических инструментов (двойной карандаш,
ширококонечная кисть, остроконечная кисть, перья разного размера, гусиное перо и т.д.).
Демонстрация работ, выполненных известными каллиграфами.

Практика:

Письмо букв. Выполняются упражнения ширококонечной и остроконечной кистью водой
на специальном коврике. Пальчиковая гимнастика, игра «Гав-мяу».
Тема 5. Буквы О о, а, письмо слов. Выполнение упражнений ширококонечными
инструментами. Создание творческих работ.

Теория:

Беседа о правилах письма букв Оо, а и слов с этими буквами. Сравнение печатных и
письменных букв. Повторение правил работы ширококонечными инструментами.
Демонстрация готовых работ.

Практика:

Письмо букв Оо, а и слов с этими буквами. Выполнение упражнений ширококонечной
кистью, создание самостоятельных творческих работ на тему «Природа». Пальчиковая
гимнастика, разучивание игры «Летели дракончики».
Тема 6. Буквы Сс, письмо слов. История письменности. Узелковое письмо.

Теория:

Беседа о правилах письма букв Сс и слов с этими буквами. Сравнение печатных и
письменных букв. Беседа об истории письменности (о периоде узелкового письма).

Практика:

Письмо букв Сс и слов с этими буквами. Упражнения в создании различных узлов.
Создание сообщений с помощью узелкового письма. Пальчиковая гимнастика, игра «Летели
дракончики».
Тема 7. Буквы Хх, Ээ, письмо слов и предложений. История письменности. Клинопись.

Теория:

Беседа о правилах письма букв, слов и предложений. Сравнение печатных и письменных
букв. Знакомство с клинописью Демонстрация клинописных надписей.

Практика:

Письмо букв, слов и предложений. Лепка из пластилина клинописных дощечек, письмо
палочками по пластилину с помощью условных обозначений, создание самостоятельных работ.
Пальчиковая гимнастика, игра «Путаница».
Тема 8. Буквы Жж, письмо слов и предложений. История письменности. Иероглифы.

Теория:

Беседа о правилах письма букв Жж, слов и предложений с этими буквами. Сравнение
печатных и письменных букв. Беседа об истории иероглифов. Египетские, китайские и
японские иероглифы.

Практика:

Письмо букв Жж, слов и предложений с этими буквами. Рисование китайских иероглифов
остроконечной кистью. Пальчиковая гимнастика, игра «Путаница».
Тема 9. Буквы Лл, Мм, письмо слов и предложений. История письменности. Цифры.

Теория:

Беседа о правилах письма букв Лл, ММ, слов и предложений с этими буквами. Сравнение
прописных и строчных букв. Беседа об истории возникновения цифр. Обозначение чисел с
помощью букв, римские цифры.

Практика:

Письмо букв Лл, Мм, слов и предложений с этими буквами. Создание проекта «Моя
любимая буква» Рисование букв, которые обозначали цифры от 1 до 9, рисование римских
цифр. Письмо современных цифр. Пальчиковая гимнастика, игра «Ручеек».
Тема 10. Буквы А, Яя, письмо слов и предложений. Календарь.

Теория:

Беседа о правилах письма букв А, Яя, слов и предложений. Сравнение печатных и
письменных букв. Беседа об истории календаря, демонстрация разных видов календарей.

Практика:

Письмо букв и предложений. Представление детских портфолио. Рисование календаря на
текущий месяц. Пальчиковая гимнастика, игра «Путаница».
Тема 11. Буквы Кк, Нн, Юю, письмо слов и предложений. История письменности. Папирус.

Теория:

Беседа о правилах письма букв Кк, Нн, Юю, слов и предложений с этими буквами.
Сравнение прописных и строчных букв. Беседа об истории папируса, способе изготовления.
Демонстрация образцов.

Практика:

Письмо букв, слов и предложений. Двуручное рисование на бумаге для факса.
Пальчиковая гимнастика, игра «Я садовником родился»
Тема 12. Буквы Фф, письмо слов и предложений. История письменности. Пергамент.

Теория:

Беседа о правилах письма букв Фф, слов и предложений с этими буквами. Сравнение
прописных и строчных букв, печатных и письменных. Беседа об истории пергамента и
создании первой книги. Демонстрация образцов.

Практика:

Письмо букв, слов и предложений. Изготовление тетради из четырех страниц из листа
бумаги. Пальчиковая гимнастика, игра «Летел лебедь».
Тема 13. Буквы Уу, Дд, письмо слов и предложений.

Теория:

Беседа о правилах письма букв, слов и предложений. Сравнение прописных и строчных
букв.

Практика:
Письмо букв, слов и предложений. Пальчиковая гимнастика, игра «Смени место».
Тема 14. Буквы Чч, Зз, письмо слов и предложений.

Теория:

Беседа о правилах письма букв, слов и предложений. Сравнение прописных и строчных,
печатных и письменных букв.

Практика:

Письмо букв, слов и предложений. Пальчиковая гимнастика, игра «Смени место».
Тема 15. Буквы Ее, Ёё, письмо слов и предложений.

Теория:

Беседа о правилах письма букв, слов и предложений. Сравнение печатных и письменных
букв.

Практика:
Письмо букв, слов и предложений. Пальчиковая гимнастика, игра «Смени место».
Тема 16. Буквы Вв, Бб, письмо слов и предложений.

Теория:

Беседа о правилах письма букв, слов и предложений. Сравнение печатных и письменных
букв.

Практика:
Письмо букв, слов и предложений Пальчиковая гимнастика, игра «Путаница».
Тема 17. Буквы ы, ь, ъ, письмо слов и предложений.

Теория:

Беседа о правилах письма букв, слов и предложений. Сравнение букв по форме.

Практика:

Письмо букв, слов и предложений. Пальчиковая гимнастика, игра «Путаница».
Тема 18. История письменности. Бумага.

Теория:

Беседа об истории изобретения бумаги. Способ изготовления самодельной бумаги.

Практика:

Практическая работа по созданию бумаги. Пальчиковая гимнастика, игра «Ручеек».
Тема 19. Рукописные книги. История славянской письменности.

Теория:
Беседа об истории рукописных книг. Способы изготовления самодельных книг. Беседа об
истории славянской письменностей. Сравнение азбук и шрифтов.

Практика:

Создание рукописных книг на выбранную тему. Пальчиковая гимнастика, игра
«Светофор». Письмо ширококонечной кистью вязью, письмо букв глаголицы и кириллицы.
Создание проекта «Моя любимая буква»
Тема 20. Итоговое занятие.

Теория:

Инструктаж перед диагностикой.

Практика:

Выполнение заданий диагностики.
Планируемые результаты освоения программы
Программа «Каллиграфия» нацелена на подготовку младшего школьника к достижению
следующих планируемых результатов освоения:
- воспитательных;
- развивающих;
- образовательных.
Воспитательными результатами Программы является формирование следующих умений:
- воспитание добросовестного отношения к работе;
- формирование культуры общения и поведения в коллективе, умение договариваться при
работе в паре и в группе;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование навыка самоконтроля и самооценки выполненной работы;
- воспитание интереса к истории всего мира и к истории родного государства;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям каллиграфией и к творческой
деятельности, связанной с ручным письмом;
Развивающими результатами Программы является формирование следующих умений:
- развитие навыков учебной деятельности (умение слушать и слышать инструкцию,
действовать по образцу);
- развитие творческой активности, эмоционально-волевой сферы;
- способствование развитию психических процессов – внимание, память, творческое
мышление, воображение;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- способствование развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти,
фонематического слуха;
Образовательными результатами Программы является формирование следующих умений:
- формирование пространственных представлений: ориентирование на плоскости, на
листе бумаги, ориентирование на примере собственного тела;
- знакомство детей с гигиеническими правилами письма;
- совершенствование умения управлять своими движениями – как мелкими, так и
крупными;
- совершенствование начальных навыков письма: письмо элементов букв, букв, слов и
предложений;
- знакомство учащихся с различными пишущими и каллиграфическими инструментами;
- закрепление умения правильно держать ручку, карандаш, кисть;
- знакомство детей с каллиграфией как с искусством на примере работ известных
мастеров каллиграфии;
- расширение знаний и представлений об окружающем мире и истории родного
государства;
- пополнение словарного запаса новыми понятиями;
- знакомство детей с историей письменности.

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Учебный план
курса «Чистописание»
Наименование темы, разделы программы
Количество Форма
часов
промежуточной
аттестации
Вводное занятие. Письмо наклонной линии с
1
закруглением вверху и внизу. Строчные буквы
и, г.
Письмо длинной наклонной линии и длинных
1
наклонных линий с закруглением вверху и
внизу. Буквы Ии, Шш, й.
Письмо
плавной
наклонной
линии
с
1
закруглением внизу. Буквы Г, П, Т, Р.
Буквы О о, а, письмо слов.
1
Выполнение упражнений ширококонечными
инструментами. Создание творческих работ.
Буквы Сс, письмо слов.
1
История письменности. Узелковое письмо.
Буквы Хх, Ээ, письмо слов и предложений.
1
История письменности. Клинопись.
Буквы Жж, письмо слов и предложений.
1
История письменности. Иероглифы.
Буквы Лл, Мм, письмо слов и предложений.
1
История письменности. Цифры.
Буквы А, Яя, письмо слов и предложений.
1
Календарь.
Буквы Кк, Нн, Юю, письмо слов и
1
предложений. История письменности. Папирус.
1
Буквы Фф, письмо слов и предложений.
История письменности. Пергамент.
Рукописные книги.
1
Буквы Уу, Дд, письмо слов и предложений.
Буквы Чч, Зз, письмо слов и предложений.
1
Буквы Ее, Ёё, письмо слов и предложений.
1
Буквы Вв, Бб, письмо слов и предложений.
1
Буквы ы, ь, ъ, письмо слов и предложений.
1
Итоговое занятие.
1

Условия реализации программы
Материально-технические условия:

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

магнитная доска;

экспозиционный экран;

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

тетради в узкую линейку и клетку;

простые и цветные карандаши;

фломастеры;

шариковые ручки;




алфавит;
аудиозаписи классической музыки

Оценочные материалы
Курса «Чистописание»
Входная диагностика проводится в начале занятий (январе) с целью выявления
первоначального уровня знаний и умений детей в начале обучения. Дети выполняют тест Керна
– Йирасека. (Приложение 1)

Формы контроля:

- педагогическое наблюдение;
- выполнение практических заданий;
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала программы. Результаты контроля
фиксируются в индивидуальной карте диагностики освоения программы, которая заполняется
на каждого учащегося в течение всего учебного года по мере прохождения учебного материала.
(Приложение 2)

Формы контроля:

- педагогическое наблюдение;
- выставка творческих работ.
Промежуточная аттестация – оценка уровня и качества освоения Программы проводится в
конце года обучения. (Приложение 3)

Формы контроля:

- педагогическое наблюдение;
- выполнение практических заданий;

Приложение 1
Тест Керна – Йирасека

Цель: определение уровня сформированности общих представлений. Выявление уровня
развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего
интеллектуального развития, усидчивости.
Данный тест состоит из трех заданий:
Первое - рисование мужской фигуры по памяти.
Второе- срисовывание письменных букв
Третье - срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший
баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Все три задачи данного
графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации
зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того,
тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое
задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в
школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не
отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Оценка выполнения теста
Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
1 балл является высоким баллом по трем заданиям.
1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову,
туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает
туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице
— глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена
мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического
способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая

карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.
2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме
синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец
руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается
синтетическим способом изображения.
3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки
или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды,
пальцев, ступней.
4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми
линиями (достаточно одной пары конечностей).
5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание
головоногого изображения) или обеих пар конечностей.
Задание 2. Подражание письменным буквам.
1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное
написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет
явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной
линии более чем на 30 градусов.
2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной
линии не учитывается.
3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку
надписи.
5 баллов. Каракули.
Пишется фраза «Он ел суп».
Задание 3. Срисовывание группы точек.
1 балл — почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое
отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не
должно быть.
2 балла — количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить
отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.
3 балла — целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно
не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но
их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла — рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек.
Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.
5 баллов — черкание.
Баллы
15 - 13
12 – 10
меньше 12
№

Уровень
высокий
средний
низкий

Сводная таблица результатов выполнения тестов
Фамилия, имя
Рисование мужской
Подражание
Срисовывание
фигуры
письменному
группы точек
тексту

Приложение 2
Индивидуальная карта диагностики освоения программы
(заполняется на каждого учащегося в течение всего учебного года по мере прохождения
учебного материала)
№ Наименовани
е
сен
навыков
тябрь
и умений
1 Умение
правильно
держать
карандаш,
кисть и ручку.
2 Умение
сохранять
правильную
позу при
работе с
разными
инструментам
и.
3 Практическое
умение
рисовать
карандашом
линии в
разных
направлениях.
4 Практическое
умение
рисовать лини
и формы
широкой и
остроконечно
й кистью.
5 Практические
умения
сгибать лист
бумаги
аккуратно и
точно.
6 Умение
читать схему
изделия в

окт
ябрь

Для фиксации результата
но
дек
ян
фев
ябрь
абрь
варь
раль

март

ап
рель

технике
оригами.
7 Умение
выполнять
подвижные
упражнения
8 Умение
выполнять
упражнения
пальчиковой
гимнастики
9 Ориентирован
ие на листе
бумаги.
№
1
2
3
4

5

Шкала оценок
Характер ответа
Быстрый
правильный
ответ/точное
выполнение задания
Правильный
ответ
при
долгом
обдумывании/задание
выполнено
с
недочетами
Ошибочный ответ и самостоятельное
исправление/задание выполнено неверно,
но исправления вносятся самостоятельно
Ошибочный ответ и исправление при
помощи наводящих вопросов/неверно
выполнено задание, исправления внесены
с помощью педагога
Отсутствие ответа/задание не выполнено

Баллы
40 - 45
23 – 39
меньше 23

Количество баллов
5
4
3
2

0

Уровень
высокий
средний
низкий

Приложение 3
Диагностическая работа
Группа: _____________________
Педагог: ________________________
Период: _________________________
№ Фам
Кинетическая
и
основа движений
лия,
имя
ребе Упражнен Упражне
н
ие
ние
ка
«Пальчики «Кулак,
здоровают
ребро,
ся»
ладонь»

Навыки работы
шариковой ручкой

Умение работать по Навыки
образцу и
работы с
самостоятельно
ножница
ми
Умение Умение
Умение Самостоя Умение
писать
писать
выполн
тельное правиль
элементы письменн
ять
выполне но
письменн ые буквы задания
ние
держать,
ых букв
по
задания вырезать
образцу
по
зигзагу

Упражнение «Пальчики здороваются»
Здравствуй, Петенька!
прикасаются подушечками большой и указательный

палец

Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,

прикасаются подушечками большой и средний палец
прикасаются подушечками большой и безымянный палец
прикасаются подушечками большой палец и мизинец
показывают ладошку, шевелят пальчиками
Поиграем вместе в прятки. сжимают пальчики в
кулачок, разжимают (несколько раз)

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая
ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Записать под диктовку элементы букв.
Большой овал, малый овал, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля,
длинная наклонная линия с закруглением вправо, наклонная линия с петлей вверху.
Записать под диктовку буквы.
А, Л, о, х, Р, в, У, и, э, Ф, Ц, щ,з, Й, с, Г.
Выполнить по образцу.

Самостоятельное выполнения упражнения.

Шкала оценок
0 баллов – не выполнил задание;
1 балл – при выполнении задания испытывает значительные трудности;
2 балла – выполнил задание с небольшими затруднениями;
3 балла – правильно выполнил задание;
Баллы
18 - 21
13 – 17
меньше 13

Уровень
высокий
средний
низкий

Методические материалы, литература

Список литературы для педагога

1. Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким,
1992.
2. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М.: Дидакт, 1995.
3. Безруких М.М. Обучение письму. – М.: Просвещение, 1997.
4. Безруких М.М. 10 простых шагов к красивому и правильному письму. –
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
5. Гельб И.Д. История письменности от рисуночного письма к полноценному
алфавиту. – М.: Центрополиграф, 2017.
6. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгогра: Изд-во
«Учитель», 2019.
7. Илюхина В.А. Волшебные линии. – М.: Дрофа, 2019.
8. Ильин М. Чёрным по белому: Рассказы о книгах. – М.: Русское слово, 2016.
9. Медов В.М. Графические диктанты. – М.: Вакона, 2019.
10. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики с 4 до 7 лет.
– Детство – М.: Пресс, 2019.
11. Санников А.В., Ковердяев Ю.И. Русское письмо история букв и каллиграфия. –
М., 2019.
12. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте метод
замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2020.
13. Пальчиковые игры/сост. Е.А. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2019
14. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост. Т.В. Калинина. Волгоград: Учитель, 2019.
15. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей
нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
16. Успенский Лев. По закону буквы. – М.: Зебра, 2017.

Список литературы для обучающимися и родителей
1. Безруких М. Пишу красиво и правильно. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.:
ДРОФА, 2014.
3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. – СПб.: Литера, 2008.
4. Ульева Е. Волшебные пальчики. Я учусь читать и писать. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2015.
5. Успенский Л.В. По закону буквы. – М.: Зебра, 2017.
Формы аттестации
Контроль над освоением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы осуществляется в ходе промежуточной аттестации. Промежуточная
аттестация проводится в форме диагностической работы.
Реализация всей программы завершается итоговой аттестацией.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».