Основы информационной культуры 5-6 классы к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
детей с ЗПР
МБОУ ООШ №26
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету

«Основы информационной культуры»

5 - 6 классы

г. Серов, 2021 г.

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы
информационной культуры» для 5 -6 класса составлена в соответствии с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); основной образовательной программы МБОУ ООШ №26. Составлена на
основе АООП ООО МБОУ ООШ №26.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое
для
массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную
направленность обучения.




















Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ. К специальным педагогическим условиям реализации данной
программы относятся:
учет особенностей психофизического состояния обучающегося;
обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно- практической,
учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления
учебных заданий;
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих
к эмоциональному травмированию ребенка.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ:
стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющую (повторное разъяснение инструкции к заданию);
переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего
развития ученика;
опора на жизненный опыт ребёнка;
использование наглядных, дидактических материалов;
выполнение задания по образцу;
итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик
самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм;
реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм
преподнесения заданий;
использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных
источников знаний: опорной карты- сличения, опорной схемы алгоритма.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение
определенных предметных знаний, умений и навыков, но и формирование у обучающихся
приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции трудности в процессе
обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;







развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех












учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды














деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях
и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Содержание учебного курса
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6
классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими
блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по
способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители
информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы
представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение
новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное
мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника
безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации
(текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила
именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь,
указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы
редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление
фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка
переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование
абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и
форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение
данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты
графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение,
копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание
эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о
соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью
команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и
повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики
и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления
исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование учебного материала по курсу
5 класс

Раздел
Информация
вокруг нас
Компьютер

Информация
вокруг нас

Подготовка
текстов на
компьютере

Информация
вокруг нас
Компьютерная
графика

Информация
вокруг нас

Создание
мультимедийных
объектов

Тема
Информация и информатика. Как человек получает
информацию. Виды информации по способу получения.
Компьютер – универсальная машина для работы с
информацией. Техника безопасности и организация рабочего
места. Основные устройства компьютера, в том числе
устройства для ввода информации (текста, звука,
изображения) в компьютер. Компьютерные объекты.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные
правила именования файлов. Элементы пользовательского
интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель
мыши, действия с мышью. Управление компьютером с
помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его компоненты.
Диалоговые окна. Основные элементы управления,
имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память
компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Хранение информации. Память человека и память
человечества. Носители информации. Передача
информации. Источник, канал, приёмник. Примеры
передачи информации. Электронная почта. Код,
кодирование информации. Способы кодирования
информации. Метод координат. Формы представления
информации. Текст как форма представления информации.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово,
предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка,
удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и
удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование
фрагментов. Проверка правописания, расстановка
переносов. Форматирование символов (шрифт, размер,
начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание,
отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков. Вставка в документ
таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Табличная форма представления информации. Наглядные
формы представления информации.

Кол-во
часов
1
3

5

7

3

Компьютерная графика. Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты
создания простейших графических объектов. Исправление
ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами:
удаление, перемещение, копирование. Преобразование
фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Поиск информации. Получение новой информации.
Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики. Преобразование информации путем
рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Задачи на переливания. Задачи на переправы.

3

Мультимедийная презентация. Описание последовательно
развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности
настройки анимации в редакторе презентаций. Создание

5

8

эффекта движения с помощью смены последовательности
рисунков.
6 класс
Раздел

Тема

Объекты и
системы

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства,
действия, поведение, состояния. Отношения объектов.
Разновидности объектов и их классификация. Состав
объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система. Файловая система.
Операционная система.

Информация
вокруг нас

Информация и знания. Чувственное познание окружающего
мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма
мышления.
Модели объектов и их назначение. Информационные
модели. Словесные информационные модели. Простейшие
математические модели. Табличные информационные
модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин.
Визуализация многорядных данных. Многообразие схем.
Информационные модели на графах. Деревья.

Информационные
модели

Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные
исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик,
Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд.
Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы
записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блоксхема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с
ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в
литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и
циклами) для управления исполнителями Чертёжник,
Водолей и др.

Кол-во
часов
11

3
10

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
5 КЛАСС
№
урока
1
2
3
4

Раздел, тема урока
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг
нас. Техника безопасности и организация рабочего
места.
Компьютер – универсальная машина для работы с
информацией
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Управление компьютером. Практическая работа №2
«Вспоминаем приёмы управления компьютером»

Количест
во часов
1
1
1
1

Корректи
ровка

5

Хранение информации. Практическая работа №3

1

6
7

Передача информации.
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем

1
1

8
9
10

В мире кодов. Способы кодирования информации
Метод координат.
Текст как форма представления информации.
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

11
12
13
14
15

«Создаём и сохраняем файлы»
с электронной почтой»

Практическая работа №5 «Вводим текст»
Редактирование текста. Практическая работа №6
«Редактируем текст»
Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая
работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Форматирование текста. Практическая работа №8
«Форматируем текст»

1
1
1
1
1
1

Представление информации в форме таблиц. Структура
таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые

1

16

Табличное решение логических задач. Практическая

1

17

1

18

Разнообразие наглядных форм представления
информации
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

1

20

Преобразование графических изображений

1

таблицы» (задания 1 и 2)

21
22
23
24
25

работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

диаграммы»

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты
графического редактора»

Практическая работа №12 «Работаем с графическими
фрагментами»
Создание графических изображений. Практическая
работа №13 «Планируем работу в графическом
редакторе»
Разнообразие задач обработки информации.
Систематизация информации
Списки – способ упорядочивания информации.

Практическая работа №14 «Создаём списки»
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем
информацию в сети Интернет»

1

1
1
1
1

Кодирование как изменение формы представления
информации
Преобразование информации по заданным правилам.

1

1
1
1

30

Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о
переливаниях
Создание движущихся изображений. Практическая

31

Создание анимации по собственному замыслу.

1

26
27
28
29

П.р. №16 «Выполняем вычисления с помощью
программы Калькулятор»

работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1).

Практическая работа №17 «Создаём анимацию»

1

1

(задание 2).
32

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая

1

33

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая

1

34
35

История вычислительной техники
Информатика в лицах

1
1

№
урока
1.
2.
3.
4.

работа №18 «Создаем слайд-шоу»
работа №18 «Создаем слайд-шоу»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
6 КЛАСС
Раздел, тема урока
Количество
часов
Цели изучения курса информатики. Техника
1
безопасности и организация рабочего места. Объекты
окружающего мира
Объекты операционной системы. Практическая работа
1

№1 «Работаем с основными объектами операционной
системы»
Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2
«Работаем с объектами файловой системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами. Практическая работа

1
1

5.

№3 «Повторяем возможности графического редактора –
инструмента создания графических объектов» (задания
1–3)
Отношение «входит в состав». Практическая работа №3
«Повторяем возможности графического редактора –
инструмента создания графических объектов» (задания
5–6)

1

6.
7.

Разновидности объекта и их классификация.
Классификация компьютерных объектов.

1
1

8.

Системы объектов. Состав и структура системы

1

9.

Система и окружающая среда. Система как черный
ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с

1

Персональный компьютер как система.

1

Практическая работа №4 «Повторяем возможности
текстового процессора – инструмента создания
текстовых объектов»
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
графическими возможностями текстового процессора»
(задания 4–5)

10.
11.
12.
13.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задание 6)
Способы познания окружающего мира. Практическая
работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задание 1)
Определение понятия. Практическая работа №7
«Конструируем и исследуем графические объекты»
(задания 2, 3)

1
1
1

Корректиро
вка

14.

Информационное моделирование как метод познания.

1

15.

Знаковые информационные модели. Словесные
(научные, художественные) описания. Практическая

1

16.

Математические модели. Многоуровневые списки.

1

17.

Табличные информационные модели. Правила
оформления таблиц. Практическая работа №11

1

Решение логических задач с помощью нескольких
таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа

1

Графики и диаграммы. Наглядное представление
процессов изменения величин и их соотношений.

1

Создание информационных моделей – диаграмм.
Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.

1

Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.

1

Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной
лаборатории «Переправы»
Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя
Кузнечик
Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя
Водолей
Линейные алгоритмы. Практическая работа №15

1

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
работа №9 «Создаём словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые
списки»
«Создаем табличные модели»

18.

№12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом
процессоре»
19.

Практическая работа №12 «Создаём информационные
модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)
20.
21.
22.

Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

«Создаем линейную презентацию»
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16
«Создаем презентацию с гиперссылками»
Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16
«Создаем циклическую презентацию»
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления
Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Обобщение и систематизации изученного по теме
«Алгоритмика»
Выполнение итогового проекта.
Защита итогового проекта.
История развития ЭВМ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».