Приложение к АООП ООО для детей с ЗПР МБОУ ООШ №26 Утверждаю. Директор МБОУ ООШ №26 _________А.А. Лонганюк Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 9 класс г. Серов, 2021 г. 1 Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ №26, входит в содержательный раздел. Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г. В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту, пониманием и эстетическим восприятием прочитанного. Обзорное знакомство с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в об зорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы. Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников. Цели изучения учебного предмета Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Общая характеристика учебного предмета Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества 2 Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национальнокультурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, 3 формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социальнонравственные ориентиры. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени: Место предмета в учебном плане Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32» отводит 102 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в IX классе ,из расчета 3 учебных часа в неделю, из них на развитие речи – 18 часов, на внеклассное чтение – 10 часов, классных сочинений – 3, домашних сочинений – 4. Результаты обучения Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; •понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 4 - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; - написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление; умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен знать/понимать образную природу словесного искусства; общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; изученные теоретико-литературные понятия; уметь прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении; 5 определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; определять идейную и эстетическую позицию писателя; воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения). использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) № п/п I. II. III. Тематическое планирование по дисциплине «Литература» Наименование Максимальн Из них разделов и тем ая нагрузка Развитие Вн/чт Сочинение Тест Проект учащегося, в речи часах Введение 1 Литература Древней Руси 2 1 Русская литература 18 века 10 1 1 2 6 1 1 Наизусть 54 10 5 IV. Литература 19 века Литература 20 века 27 6 2 V. 7 VI. Зарубежная литература Резервные часы 1 VII. Итого 102 5 3 4 1 6 6 1 18 10 3/4 4 4 12 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 ч) Введение (1 час) Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). Из древнерусской литературы (1+1 рр час) Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. Из литературы XVIII века (6+2 рр+2 вн/чт) Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.(1час) Михаил Васильевич Ломоносов(1 + 1РР ) Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престоле Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин(1 +1вн/чт) Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев(1+ 1 вн/чт) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия. Николай Михайлович Карамзин(2часа+1рр) Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). 7 Из русской литературы XIX века ( 42+8 рр +4 вн.чт. час). Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1час) Василий Андреевич Жуковский(1+ 1р/р) Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр Сергеевич Грибоедов(4+3рр ) Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин(7 +5рр+2 вн/чт ) Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» – противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов (8 +3 рр). Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско8 композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь (4 +2рр час). Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский( 2часа). Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский(3 + 1 вн/чт ) Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Антон Павлович Чехов(1+1рр+ 1 вн/чт ) Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.(1час) Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. Литература ХХ века (18+2 вн/чт+ 6р/р). Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин (3 часа) Слово о писателе. 9 Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Михаил Александрович Булгаков (3 часа) Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров Михаил Александрович Шолохов (2 час) Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын (4час). Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам. Александр Александрович Блок (1час) Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин(1+ 1р/р) Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский (1+ 1 р/р) Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева (1+ 1р/р) Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью – потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий(1час). Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэтамыслителя. Анна Андреевна Ахматова(1+ 1р/р). Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. 10 Борис Леонидович Пастернак (1час) Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Александр Трифонович Твардовский (1+1р/р) Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков(1+1вн.чт.час). Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Зарубежная литература (5+1 вн/чт). Античная лирика.(1час) Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери(1час). Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы. Уильям Шекспир(2часа). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). Иоганн Вольфганг Гете (2+ 1 вн/чт ) Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). 11 «Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая поэма. 12 Календарно-тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Количест во часов Вид занятия Вид контроля Виды самостоятельной работы I. Введение 1 ч. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека 1 II. Из древнерусской литературы II.1. Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове о полку Игореве» Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению II.2. Лекция с элементами беседы, работа с учебникомхрестоматией Беседа по статье учебника стр.3 Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» Ответ на основной Лекция о культуре и литературе Древней Руси, работа по составлению плана лекции. Начало комментирован ного чтения «Слова…» Урок развития речи Характеристика этапов развития древнерусской литературы. Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия 1+1Р/Р 1 1 Р/р Обучение выразительном у чтению наизусть. Наизусть Р/Р Сочинение (домашнее) 13 Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм Дата проведения занятия Планируемая Фактическая произведения? Какова роль изобразительновыразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора? III. III.1. III.2. III.3. Русская литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и 8+2рр 1 Лекция учителя с сообщениями учащихся. Обучение Т/л Классицизм конспектирова нию статьи учебника Лекция. Беседа. 1 1 Работа по теории литературы Урок развития речи Анализ оды «На день восшествия…» и др. произведений Т/л Ода Р/р Обучение выразительном у чтению наизусть. Наизусть 14 Составление конспекта статей «Русская литература 18 века», «Классицизм». Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. формы произведения III.4. III.5. III.7. III.8. Г.Р.Державин. Слово о поэтефилософе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанр путешествия и его содержательное наполнение Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к Лекция. Беседа. Вн/чт Г.Р.Державин Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Урок – путешествие по страницам книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Беседа. Практикум Фронтальный опрос. Ответ на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?Сообщение учащихся, краткие пересказы содержания отдельных глав книги, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. Пересказ и анализ главы «Любани» 1 1 1 1 Лекция. Беседа. Т/л Сентиментализ Работа по м теории литературы 15 Анализ стихотворения «Осень». Ответ на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Беседа по внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей III.9. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Самостоятельная работа III.10. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одногодвух произведений). IV. IV.1. Русская литература XIX века Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература Беседа. Практикум Урок развития речи Р/р Сочинение Тест по произведениям русской литературы XVIII века. Лекция . Беседа. Т/л Романтизм. Реализм 1 1 содержанию Запись тезисов о сентиментализме; работа над повестью «Бедная Лиза» Развёрнутый ответ на вопрос об особенностях сентиментализма, рассказ-характеристика главных Рассказ-характеристика учениками главных героев, беседа о чертах новаторства в повести Оформление письменной работы 41+13 1 Работа по теории литературы 16 Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? IV.2. IV.3. IV.4. Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы Урок развития речи Практикум 1 Лекция 1 А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга 1 IV.5. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии Р/р Обучение анализу лирического стихотворения Т/л Баллада Работа по теории литературы Лекция о жизни и творчестве А.С. Грибоедова Р/р Речевая характеристика Просмотр видеофильма Видеоматериал презентация 1 17 Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или план. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое», ответ на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? Чтение статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», ответ на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. «Портрет писателя». Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания IV.6 Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» Просмотр и обсуждение видеофрагмент ов Видеоматериал презентация 1 IV.8. Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» Семинар 1 18 природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Ответы на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. IV.9. Общечеловеческое звучание образов комедии. Семинар Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Урок развития речи Р/р Обучение анализу эпизода Практикум Р/р Сочинение Конспект 1 IV.10. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. IV.11. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» IV.12. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и 1 1 1 Урок развития речи Лекция о жизни и творчестве А.С.Пушкина Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть 19 Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? Определение художественных особенностей комедии. Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и друзья в творчестве А.С.Пушкина IV.13. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» Анализ стихотворений 1 IV.14. Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» Адресаты любовной лирики поэта IV.15. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Урок развития речи Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Урок развития речи Р/р Обучение анализу одного стихотворения. наизусть Практикум 1 1 Практикум 20 обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Выразительное чтение стихотворений IV.16. А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко IV.17. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества IV.18. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа IV.19. Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути IV.20. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга IV.21. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем Анализ романтических поэм Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» Анализ романтических поэм А.С.Пушкина. Характеристика героев, комментарий текста. Семинар Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» Анализ трагедий А.С.Пушкина. Определение мировосприятия персонажей Лекция Беседа Т/л Роман в стихах Выразительное чтение, определение композиции. 1 1 1 Работа по теории литературы Беседа Анализ 1 1 1 Беседа Анализ Урок развития речи Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть 21 Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. Анализ глав. Составление характеристик Онегина и Ленского Анализ глав. Сравнительная характеристика Татьяна и Ольга Анализ писем Татьяны и Онегина Подготовка к проекту «Пушкинский роман в зеркале критики» IV.23. Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа IV.24. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа IV.25. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» IV.26. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» IV.27 Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» IV.28 Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» IV.29 Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», Семинар Анализ романа Защита проекта Р/р Сочинение «Пушкинский конспект роман в зеркале критики» Урок контроля Р/Р ЗУН Оформление работы конспект Урок развития речи Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Урок развития речи Семинар Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Практикум Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. Презентация. Лекция Беседа Фронтальный опрос 1 1 Оформление работы 1 1 1 1 1 22 Выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине Ответ на вопрос (на основе первичного «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. IV.30 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе IV.31 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» IV.32 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери» IV.33 Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина IV.34. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина Работа по теории литературы восприятии): какова основная проблема романа? Беседа Анализ глав Фронтальный опрос Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. Беседа Анализ глав Т/л Психологическ ий роман Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. Семинар сообщения Анализ главы, ответы на проблемные вопросы Семинар сообщения Семинар сообщения Анализ содержания Подготовка проекта «Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи 2 1 1 1 1 23 В.Г.Белинского. IV.35. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению IV.36. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова Подготовка к сочинению IV.37. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова IV.38. Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород IV.39. ». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы IV.40. Система образов поэмы «Мертвые души». Образ города в поэме «Мертвые души» IV.41 Обучение анализу эпизода. Урок развития речи Защита проекта конспект Оформление работы 1 1 Урок контроля ЗУН Р/р Сочинение 1 1 Оформление работы Лекция о жизни и творчестве Н.В.Гоголя Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.. Беседа Анализ глав Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. Беседа Характеристика персонажей Презентация. 1 1 1 Урок развития речи Р/р Обучение анализу эпизода. Практикум 24 Анализ эпизода Презентация. IV.42 IV.43 IV.45. IV.46. IV.47. IV.48. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начала в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Обзор содержания повести «Белые ночи» Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира Семинар Тест по творчеству Н.В. Гоголя. Подготовка проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» Защита проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» Лекция о жизни и творчестве А.Н.Островско го Лекция Беседа Работа по теории литературы Лекция о жизни и творчестве Ф.М.Достоевск ого Беседа Р/р Сочинение Подготовка к сочинению 1 1 1 1 1 Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Т/л Комедия Ответы на проблемные вопросы Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. 1 25 IV.49. IV.50. IV.51. IV.52. IV.53. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Тест по творчеству А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова Подготовка к сочинению. «В чем особенности изображения Беседа Определение элементов сентиментализма в повести, анализ произведение, определение проблемы. 1 Лекция о жизни и творчестве Л.Н.Толстого Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии) Рассказ о писателе, определение черт личности героя 1 1 Лекция о жизни и творчестве А.П.Чехова Семинар Анализ рассказов: монологические ответы. Вн/чт А.П. Чехов Рассказы Тест Определение жанровых особенностей рассказа. Р/р Сочинение Подготовка к сочинению 1 1 Урок развития речи 26 Подготовка проекта «Эмоциональное богатство русской поэзии.» IV.54. V. V.1. V.2. внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова). (По выбору учащихся) Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. Русская литература XX века Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы V.3. Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи» V.4. М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская Защита проекта 2 Вн/чт Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Тест 21+6 Лекция Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления.. Лекция о жизни и творчестве И.А.Бунина Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. Художественные особенности рассказа 1 2 1 2 Беседа Лекция о жизни и творчестве Анализ с раскрытием художественного своеобразия 27 V.5. V.6. V.7. V.8. V.9. сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их роль в повести М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл М.А.Булгакова Беседа произведения, его нравственной проблематики. Фронтальный опрос 1 2 Лекция о жизни и творчестве М.А.Шолохова Анализ рассказа: монологические ответы. Беседа Анализ Раскрыть позицию автора, ответы на проблемные вопросы Лекция о жизни и творчестве А.И.Солжениц ына Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на 1 2 1 Раскрыть позицию автора, определить художественное своеобразие произведения Беседа Анализ 28 рассказа-притчи V.10. V.11. V.12. V.13. Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование). 1 Русская поэзия Серебряного века А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить…» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» Урок контроля ЗУН Лекция о жизни и творчестве А.А.Блока 1 1 1 текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения? Оформление работы Тест Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. Лекция о жизни и творчестве С.А.Есенина Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Урок развития речи Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть 29 Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина V.14. V.15. V.16. V.17. V.18. В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» «А вы могли бы?» «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежности?» Особенности поэтики Цветаевой «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Гдето возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», 1 Лекция о жизни и творчестве В.В.Маяковско го Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Семинар 1 Лекция о жизни и творчестве М.И.Цветаевой 1 Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Анализ стихотворений Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Лекция о жизни и творчестве Н,А.Заболоцко го Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 1 1 Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. 30 «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого V.19. V.20. V.21. V.22. V.23. А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом…» Проблемы и интонации стихов о войне 1 Лекция о жизни и творчестве А.А.Ахматовой Урок развития речи 1 Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть Лекция о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Лекция о жизни и творчестве А.Т.Твардовско го Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. 1 1 Урок развития речи 1 Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Р/р Обучение выразительном у чтению Наизусть 31 V.24. V.25. V.26. VI. VI.1. VI.2. VI.3. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Урок-концерт 1 Вн/чт Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. 1 Урок-концерт Практикум Зачетное занятие по русской лирике ХХ века 1 Урок контроля ЗУН Оформление работы Лекция о жизни и творчестве Катулла Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. Лекция о жизни и творчестве Данте Алигьери Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение и поэмы, комментарий Лекция о жизни и творчестве У.Шекспира Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение трагедии, комментарий Зарубежная литература Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» «Нет, ни надейся приязнь заслужить…» Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсальнофилософский характер У.Шекспир. Слов о поэте. «Гамлет». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Вн/чт 6+1 1 1 1 32 VI.4. VI.5. VI.6. VII.7. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. Резерв. Семинар 1 Выразительное чтение, комментарий сообщения Лекция о жизни и творчестве И.-В. Гете. Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение трагедии, комментарий Семинар Практикум Раскрыть идейный смысл трагедии, ответы на проблемные вопросы 2 1 Вн/чт Список литературы для летнего чтения 1 Итого: Всего – 102 часов Р/Р – 25 Сочинений -3/4 Вн/чт – 10 Наизусть – 12 Тест- 4 Проект – 4 К/р - 3 33 Тематика контрольных и самостоятельных работ Наименование разделов Тематика контрольных работ Введение Литература Древней Руси Р/Р Сочинение (домашнее) «Слово о полку Игореве» Русская литература 18 века Р/р. Сочинение«Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений). Тест по произведениям русской литературы XVIII века. Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Вн/чт Г.Р.Державин Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Р/р Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова Защита проекта по творчеству А.С.Грибоедова Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина Тест по творчеству А.С.Пушкина Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова Защита проекта творчеству М.Ю.Лермонтова Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова Тест по творчеству Н.В. Гоголя. Р/р Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. Защита проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» Р/р Сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? Защита проекта «Эмоциональное богатство русской поэзии» Вн/чт на стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Вн/чт А.П. Чехов .Рассказы. Тест по творчеству А.П.Чехова Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии) Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование). Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Вн/чт И.В. Гете. «Фауст» Литература 19 века Литература 20 века Зарубежная литература Резервные часы 34 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основная учебно-методическая литература 1. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 20072008.,ФП№1476 Дополнительная учебно-методическая литература 1. Стандарт основного общего образования по литературе. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.11). 2. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.11). 3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. 4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010. 5. Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007. 6. Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003. 7. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007. 8. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебникухрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2005. 9. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010. 10. Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003. 11. Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторысоставители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. 12. Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. 13. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006. 14. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. 15. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие 35 по литературе для учащихся 9 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. Основные Интернет-ресурсы: 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page 4. http://www.openclass.ru/ 36