Литература 9 класс к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
детей с ЗПР
МБОУ ООШ №26
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету

«Литература»

9 класс

г. Серов, 2021 г.
1

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26, входит в содержательный раздел.
Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми
изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы
/ж.Дефектология № 3, 1993г.
В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на
историко-литературной основе.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и
учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту,
пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
Обзорное знакомство с основными теоретико-литературными сведениями, не
прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения
кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки
внеклассного чтения по произведениям, указанным в об зорных темах для
ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель
найдет в программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных и
письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с
примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников.
Цели изучения учебного предмета



Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации
в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы
как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой
воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и
человечества
2

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной
школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего
образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста,
формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное
изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим
ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком
культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно
только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество
непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность
наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус,
необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий
возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
 осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
 выразительное чтение художественного текста;
 различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
 ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
 анализ и интерпретация произведения;
 составление планов и написание отзывов о произведениях;
 написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
 целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области
«Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного
образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство
слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его
художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к
художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее
условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование
способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с
русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх
филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его
функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов
базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения,
фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национальнокультурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и
навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует
также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством,
мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое
отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература
обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека,
3

формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не
только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у
школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся.
Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного
мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социальнонравственные ориентиры.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной
интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов № 32» отводит 102 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Литература» в IX классе ,из расчета 3 учебных часа в неделю, из них на развитие речи – 18
часов, на внеклассное чтение – 10 часов, классных сочинений – 3, домашних сочинений – 4.
Результаты обучения
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других
народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в
устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX
вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление
их
с
духовно-нравственными
ценностями
других
народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
4

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные
и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования
являются:
 выделение характерных причинно-следственных связей;
 сравнение и сопоставление;
 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
 самостоятельное выполнение различных творческих работ;
 способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
 осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей;
 составление плана, тезиса, конспекта;
 подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные
литературные направления);

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь


прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
5


определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и
писателей разных эпох;

определять идейную и эстетическую позицию писателя;

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей
и жанровой специфики;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей,
сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в
них;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
№
п/п

I.
II.

III.

Тематическое планирование по дисциплине «Литература»
Наименование Максимальн
Из них
разделов и тем
ая нагрузка
Развитие Вн/чт Сочинение Тест Проект
учащегося, в
речи
часах
Введение
1
Литература
Древней Руси

2

1

Русская
литература
18 века

10

1

1
2

6

1

1

Наизусть

54

10

5

IV.

Литература
19 века
Литература
20 века

27

6

2

V.

7

VI.

Зарубежная
литература
Резервные часы

1

VII.

Итого

102

5

3

4

1

6
6

1

18

10

3/4

4

4

12

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 ч)
Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы (1+1 рр час)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века (6+2 рр+2 вн/чт)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.(1час)
Михаил Васильевич Ломоносов(1 + 1РР )
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»,
«Ода на день восшествия на Всероссийский престоле Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин(1 +1вн/чт) Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства.
Александр Николаевич Радищев(1+ 1 вн/чт) Слово о писателе. «Путешествие
из
Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр
путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин(2часа+1рр) Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
7

Из русской литературы XIX века ( 42+8 рр +4 вн.чт. час).
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия,
проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1час)
Василий Андреевич Жуковский(1+ 1р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и
смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана —
пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся
губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов(4+3рр )
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности
композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление
канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин(7 +5рр+2 вн/чт )
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах

Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» – противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер
Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая
история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна –
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика –
А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века;
писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и
Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их
нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов (8 +3 рр).
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений»
(В.Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.
Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско8

композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и
«Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство
одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь (4 +2рр час).
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые
и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое
своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к
пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие
о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский
смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский( 2часа).
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои
пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский(3 + 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки
в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов(1+1рр+ 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX
века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема
одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и
учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с
включением ряда произведений.(1час)

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Литература ХХ века (18+2 вн/чт+ 6р/р).
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (3 часа)
Слово о писателе.
9

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Александрович Булгаков (3 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное
общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество
шариковых и швондеров
Михаил Александрович Шолохов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и
рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын (4час).
Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы
героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные
явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок (1час)
Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди
людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен.
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин(1+ 1р/р)
Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди
меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России –
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский (1+ 1 р/р)
Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева (1+ 1р/р)
Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы
больны не мной...», «С большою нежностью – потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о
Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и
новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий(1час).
Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова(1+ 1р/р).
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,
«Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
10

Борис Леонидович Пастернак (1час)
Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый
крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский (1+1р/р)
Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков(1+1вн.чт.час).
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А.
Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
Зарубежная литература (5+1 вн/чт).
Античная лирика.(1час)
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как
выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик
Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о
поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской
оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери(1час).
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от
страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам
через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела),
мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии
как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир(2часа).
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи
Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи
Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет»
– «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии
«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете (2+ 1 вн/чт )
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на

небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен»,
«Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
11

«Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии.
Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние
творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к
основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и
схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый
день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и
элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

12

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количест
во часов

Вид занятия

Вид контроля

Виды
самостоятельной
работы

I.

Введение

1 ч.

Литература как искусство
слова и её роль в духовной
жизни человека
1

II.

Из древнерусской литературы

II.1.

Литература Древней Руси.
Самобытный характер
древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие
жанров. «Слово о полку
Игореве» - величайший
памятник древнерусской
литературы. История
открытия памятника. Русская
история в «Слове о полку
Игореве»
Художественные особенности
«Слова о полку Игореве»:
самобытность содержания,
специфика жанра, образов,
языка. Проблема авторства
«Слова о полку Игореве».
Подготовка к домашнему
сочинению

II.2.

Лекция с
элементами
беседы, работа
с учебникомхрестоматией

Беседа по статье
учебника стр.3 Чтение и
анализ высказывания
историка Ключевского:
«Человек – главный
предмет искусства..»
Ответ на основной

Лекция о
культуре и
литературе
Древней Руси,
работа по
составлению
плана лекции.
Начало
комментирован
ного чтения
«Слова…»
Урок развития
речи

Характеристика этапов
развития древнерусской
литературы.
Составление плана
«Слова…».
Сопоставление с
летописным источником:
сходства и различия

1+1Р/Р

1

1

Р/р Обучение
выразительном
у чтению
наизусть.
Наизусть
Р/Р Сочинение
(домашнее)
13

Выразительное чтение и
восприятие текста:
«Вступление», «Золотое
слово» Святослава. Как
проявляется в «Золотом
слове» Святослава идея
произведения? В чем
заключается патриотизм

Дата проведения занятия
Планируемая

Фактическая

произведения? Какова
роль изобразительновыразительных средств в
создании образа
Родины? Каков голос
автора?
III.
III.1.

III.2.

III.3.

Русская литература XVIII века
Классицизм в русском и
мировом искусстве. Общая
характеристика русской
литературы XVIII века.
Особенности русского
классицизма
М.В.Ломоносов. Слово о
поэте и ученом.
М.В.Ломоносов – реформатор
русского языка и системы
стихосложения. «Вечернее
размышление о Божием
величестве при случае
великого северного сияния.
Особенности содержания и
формы произведения
М.В.Ломоносов. Слово о
поэте и ученом.
М.В.Ломоносов – реформатор
русского языка и системы
стихосложения. «Вечернее
размышление о Божием
величестве при случае
великого северного сияния.
Особенности содержания и

8+2рр

1

Лекция учителя
с сообщениями
учащихся.
Обучение
Т/л Классицизм
конспектирова
нию статьи
учебника
Лекция. Беседа.

1

1

Работа по
теории
литературы

Урок развития
речи
Анализ оды
«На день
восшествия…»
и др.
произведений

Т/л Ода

Р/р Обучение
выразительном
у чтению
наизусть.
Наизусть

14

Составление конспекта
статей «Русская
литература 18 века»,
«Классицизм».

Пересказ прочитанной
статьи о поэте, ученом и
реформаторе русского
литературного языка.
Ответы на основные
вопросы: какие приметы
классицизма можно
отметить в оде? Какие
строки привлекли
внимание в оде и
почему?
Определение авторской
позиции,
композиционных ее
частей, идейного
содержания. Нахождение
метафор как ведущего
художественного
изобразительного
средства языка в оде.

формы произведения
III.4.

III.5.

III.7.

III.8.

Г.Р.Державин. Слово о поэтефилософе. Жизнь и
творчество Г.Р.Державина.
Обличение несправедливости
в стихотворении
«Властителям и судьям».
Высокий слог и ораторские
интонации стихотворения
А.Н.Радищев. Слово о
писателе. «Путешествие из
Петербурга в Москву»
(главы). Изображение
российской действительности.
Критика крепостничества.
Обличительный пафос
произведения

Особенности повествования в
«Путешествии из Петербурга
в Москву». Жанр путешествия
и его содержательное
наполнение
Н.М. Карамзин. Слово о
писателе и историке. Понятие
о сентиментализме. «Осень»
как произведение
сентиментализма. «Бедная
Лиза». Внимание писателя к

Лекция.
Беседа.

Вн/чт
Г.Р.Державин

Пересказ статьи
учебника о Державине.
Выразительное чтение
оды «Властителям и
судиям».

Урок –
путешествие
по страницам
книги
Радищева
«Путешествие
из Петербурга
в Москву»

Вн/чт
А.Н.Радищев.
«Путешествие
из Петербурга
в Москву»
(главы).

Беседа.

Практикум

Фронтальный опрос.
Ответ на проблемный
вопрос: почему
А.С.Пушкин назвал
Радищева «врагом
рабства»?Сообщение
учащихся, краткие
пересказы содержания
отдельных глав
книги,
особенности жанра
путешествия, факты из
жизни и биографии
А.Н.Радищева.
Пересказ и анализ главы
«Любани»

1

1

1

1

Лекция. Беседа. Т/л
Сентиментализ
Работа по
м
теории
литературы
15

Анализ стихотворения
«Осень».
Ответ на проблемный
вопрос: почему
ускользает от человека
счастье? Беседа по

внутренней жизни человека.
Утверждение
общечеловеческих ценностей

III.9.

«Бедная Лиза» как
произведение
сентиментализма. Новые
черты русской литературы.
Самостоятельная работа

III.10. Подготовка к сочинению
«Литература XVIII века в
восприятии современного
человека» (на примере одногодвух произведений).
IV.
IV.1.

Русская литература XIX века
Общая характеристика
русской и мировой
литературы XIX века. Понятие
о романтизме и реализме.
Поэзия, проза и драматургия
XIX века. Русская критика,
публицистика, мемуарная
литература

Беседа.

Практикум

Урок развития
речи

Р/р
Сочинение
Тест по
произведениям
русской
литературы
XVIII века.

Лекция .
Беседа.

Т/л Романтизм.
Реализм

1

1

содержанию
Запись
тезисов о
сентиментализме; работа
над повестью «Бедная
Лиза»
Развёрнутый ответ на
вопрос об особенностях
сентиментализма,
рассказ-характеристика
главных
Рассказ-характеристика
учениками главных
героев, беседа о чертах
новаторства в повести
Оформление письменной
работы

41+13

1

Работа по
теории
литературы

16

Чтение статьи «Шедевры
русской литературы,
«Романтизм», развернуто
отвечают на вопросы:
Как вы понимаете слова
Салтыкова-Щедрина, что
литература –
«сокращенная
вселенная»?

IV.2.

IV.3.

IV.4.

Романтическая лирика начала
XIX века. В.А. Жуковский.
Жизнь и творчество (обзор).
«Море». «Невыразимое».
Границы выразимого в слове и
чувстве. Возможности
поэтического языка.
Отношение романтика к
слову. Обучение анализу
лирического стихотворения.

В.А. Жуковский. «Светлана».
Особенности жанра баллады.
Нравственный мир героини
баллады. Язык баллады:
фольклорные мотивы,
фантастика, образы-символы

Урок развития
речи

Практикум
1

Лекция

1

А.С. Грибоедов: личность и
судьба драматурга
1

IV.5.

А.С. Грибоедов. «Горе от
ума». Обзор содержания.
Чтение ключевых сцен пьесы.
Особенности композиции
комедии

Р/р Обучение
анализу
лирического
стихотворения

Т/л Баллада

Работа по
теории
литературы

Лекция о
жизни и
творчестве
А.С.
Грибоедова

Р/р Речевая
характеристика

Просмотр
видеофильма

Видеоматериал
презентация

1

17

Краткий рассказ о жизни
и творчестве
В.А.Жуковского,
составление таблицы или
план. Выразительное
чтение стихотворения
«Море», «Невыразимое»,
ответ на вопросы на
уровне восприятия и
понимания: какой
символический смысл
имеет образ моря? Что в
человеке и в природе, по
мысли поэта,
«невыразимо» в стихах?
Чтение статьи учебника
«Жанр баллады у
Жуковского» и балладу
«Светлана», ответ на
вопросы, в том числе и
основной: «Почему поэт
утверждает, что «главное
– вера в провиденье?»
Чтение статьи учебника
о Грибоедове,
воспоминаний
современников о
писателе. Составление
таблицы. «Портрет
писателя».
Выявление специфики
жанра комедии: работа
со словарем (комедия,
конфликт, интрига,
сюжет) для понимания

IV.6

Фамусовская Москва в
комедии «Горе от ума»

Просмотр и
обсуждение
видеофрагмент
ов

Видеоматериал
презентация

1

IV.8.

Чацкий в системе образов
комедии «Горе от ума»

Семинар

1

18

природы общественной
комедии, «условности
разговорного стиха».
Краткий пересказ
сюжета 1 действия.
Выразительное чтение
монологов с
комментариями,
восприятием и анализом
(по плану).
Чтение наизусть
монологов Чацкого и
Фамусова. Ответы на
вопросы: какие черты
«века нынешнего» и
«века минувшего»
изображаются в споре
Чацкого и Фамусова?
Какие стороны
московской жизни
привлекают и
отталкивают героев?
Развернутый ответ на
вопрос: кто из
московских
аристократов явился на
бал в дом Фамусова,
каковы их взгляды на
службу. крепостное
право, воспитание и
образование,
подражание
иностранному? Анализ
диалогов Чацкого и
Софьи, Чацкого и

Молчалина, сцены бала.
IV.9.

Общечеловеческое звучание
образов комедии.

Семинар

Тест по
комедии А.С.
Грибоедова
«Горе от ума»

Урок развития
речи

Р/р Обучение
анализу
эпизода
Практикум
Р/р
Сочинение
Конспект

1

IV.10. Язык комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».
Преодоление канонов
классицизма в комедии.
IV.11. И.А. Гончаров. «Мильон
терзаний». Подготовка к
домашнему сочинению по
комедии «Горе от ума»
IV.12. А. С. Пушкин: жизнь и
творчество. А.С.Пушкин в
восприятии современного
читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и

1

1

1

Урок развития
речи
Лекция о
жизни и
творчестве
А.С.Пушкина

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть
19

Цитатные рассказы об
одном из героев: Чацком,
Молчалине, Софье,
Фамусове.
Выразительное чтение
наизусть монолога
Чацкого. Повторяют
определение «развязка
действия», «открытый
финал». Развернутый
ответ на вопрос: как
понимают ум
представители барской
Москвы и Чацкий? В чем
горе, которое приносит
Чацкому ум? В чем
драма Софьи, Чацкого?
Почему критики
называют финал
комедии открытым?
Определение
художественных
особенностей комедии.
Чтение статьи
И.А.Гончарова «Мильон
терзаний», запись
основных положений
Пересказывают статью
учебника (сжато),
презентуют
информационный проект
с комментариями и

друзья в творчестве
А.С.Пушкина

IV.13. Лирика петербургского
периода. «К Чаадаеву».
Проблема свободы, служения
Родине. Тема свободы и
власти в лирике Пушкина. «К
морю», «Анчар»

Анализ
стихотворений

1

IV.14. Любовь как гармония души в
интимной лирике
А.С.Пушкина. «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…»,
«Я вас любил…» Адресаты
любовной лирики поэта
IV.15. Тема поэта и поэзии в лирике
А.С.Пушкина. «Пророк», «Я
памятник себе воздвиг
нерукотворный…» Раздумья о
смысле жизни, о поэзии.
«Бесы».

Урок развития
речи

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

Урок развития
речи

Р/р Обучение
анализу одного
стихотворения.
наизусть
Практикум

1

1

Практикум

20

обоснованными
суждениями. Ответ на
вопрос: что вы знаете о
трагических
обстоятельствах жизни
А.С.Пушкина?
Пересказ статьи
учебника
«Вольнолюбивая лирика
А.С.Пушкина»,
выразительное чтение
стихотворений «К
морю», «Чаадаеву»
(наизусть), «Анчар».
Развернутый ответ на
вопрос: почему тема
свободы была так важна
для поэта? Что
объединяет эти
стихотворения, какие
мотивы?
Ответ на вопрос: почему
же лирический герой не
отрекается от любви, а
воспевает ее?»
Сообщение о любовных
адресатах А.С.Пушкина,
выразительное чтение
стихотворений.
Выразительное чтение
стихотворений

IV.16. А.С.Пушкин. «Цыганы» как
романтическая поэма. Герои
поэмы. Противоречие двух
миров: цивилизованного и
естественного.
Индивидуалистический
характер Алеко
IV.17. А.С.Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема «гения и
злодейства». Два типа
мировосприятия персонажей
трагедии. Их нравственные
позиции в сфере творчества
IV.18. Роман А.С.Пушкина «Евгений
Онегин». История создания.
Замысел и композиция
романа. Сюжет. Жанр романа
в стихах. Система образов.
Онегинская строфа
IV.19. Типичное и индивидуальное в
образах Онегина и Ленского.
Трагические итоги
жизненного пути

IV.20. Татьяна Ларина –
нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга
IV.21. Эволюция взаимоотношений
Татьяны и Онегина. Анализ
двух писем

Анализ
романтических
поэм

Вн/чт
А.С.Пушкин.
«Цыганы»

Анализ романтических
поэм А.С.Пушкина.
Характеристика героев,
комментарий текста.

Семинар

Вн/чт
А.С.Пушкин.
«Моцарт и
Сальери»

Анализ трагедий
А.С.Пушкина.
Определение
мировосприятия
персонажей

Лекция
Беседа

Т/л Роман в
стихах

Выразительное чтение,
определение
композиции.

1

1

1

Работа по
теории
литературы
Беседа
Анализ

1

1

1

Беседа
Анализ
Урок развития
речи

Р/р Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть
21

Развернутый ответ на
вопрос, какой предстает
в романе жизнь
поместного дворянства.
Анализ глав.
Составление
характеристик
Онегина и Ленского
Анализ глав.
Сравнительная
характеристика Татьяна
и Ольга
Анализ писем Татьяны и
Онегина
Подготовка к проекту
«Пушкинский роман в

зеркале критики»
IV.23. Автор как идейнокомпозиционный и
лирический центр романа
IV.24. Пушкинская эпоха в романе.
«Евгений Онегин» как
энциклопедия русской жизни.
Реализм романа
IV.25. Контрольная работа по
творчеству А.С.Пушкина.
Подготовка к сочинению по
роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
IV.26. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и
творчество. Мотивы
вольности и одиночества в
лирике М.Ю.Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва»,
«Парус», «И скучно и
грустно…»
IV.27 Образ поэта-пророка в лирике
М.Ю.Лермонтова. «Смерть
поэта», «Поэт», Пророк», «Я
жить хочу! Хочу печали…»,
«Есть речи – значенье…»
IV.28 Адресаты любовной лирики
М.Ю.Лермонтова и послания
к ним. «Нет, не тебя так пылко
я люблю…», «Расстались мы,
но твой портрет…», «Нищий»
IV.29 Эпоха безвременья в лирике
М.Ю.Лермонтова. «Дума»,

Семинар

Анализ романа

Защита проекта Р/р Сочинение
«Пушкинский
конспект
роман в зеркале
критики»
Урок контроля Р/Р
ЗУН

Оформление работы
конспект

Урок развития
речи

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

Урок развития
речи

Семинар

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть
Практикум

Анализ стихотворений
на тему поэта и поэзии.
Ответ на вопрос:
«Согласны ли вы, что
лермонтовский пророк
начинается там, где
пушкинский пророк
заканчивается?»
Выразительное чтение
стихотворений. Анализ
любовной лирики.
Презентация.

Лекция
Беседа

Фронтальный
опрос

1

1

Оформление работы

1

1

1

1

1

22

Выразительное чтение и
анализ стихотворений
о Родине
Ответ на вопрос (на
основе первичного

«Предсказание». Тема России
и ее своеобразие. «Родина».
Характер лирического героя и
его поэзии.
IV.30 М.Ю.Лермонтов. «Герой
нашего времени» - первый
психологический роман в
русской литературе, роман о
незаурядной личности. Обзор
содержания. Сложность
композиции. Век
М.Ю.Лермонтова в романе
IV.31 М.Ю.Лермонтов. «Герой
нашего времени». Печорин
как представитель «портрета
поколения». Загадки образа
Печорина в главах «Бэла» и
«Максим Максимыч»
IV.32 «Журнал Печорина» как
средство самораскрытия его
характера. «Тамань», «Княжна
Мери»
IV.33 Повесть «Фаталист» и её
философско-композиционное
значение Печорин в системе
мужских образов романа.
Дружба в жизни Печорина
IV.34. Печорин в системе женских
образов романа. Любовь в
жизни Печорина

Работа по
теории
литературы

восприятии): какова
основная проблема
романа?

Беседа
Анализ глав

Фронтальный
опрос

Ответ на вопрос: как в
портрете Печорина
угадывается
противоречивость его
характера. Устное
словесное рисование.

Беседа
Анализ глав

Т/л
Психологическ
ий роман

Ответы на проблемные
вопросы,
монологические
высказывания.

Семинар

сообщения

Анализ главы, ответы на
проблемные вопросы

Семинар

сообщения

Семинар

сообщения

Анализ содержания
Подготовка проекта
«Споры о романтизме и
реализме романа «Герой
нашего времени».
Развернутый ответ на
вопрос: «Как
проявляется
романтическое и
реалистическое в романе
М.Ю.Лермонтова «Герой
нашего времени». Дома:
краткий конспект статьи

2

1

1

1

1

23

В.Г.Белинского.
IV.35. Споры о романтизме и
реализме романа «Герой
нашего времени». Поэзия
М.Ю.Лермонтова и роман
«Герой нашего времени» в
оценке Белинского.
Подготовка к сочинению
IV.36. Контрольная работа по
творчеству М.Ю.Лермонтова
Подготовка к сочинению
IV.37. Сочинение по творчеству
М.Ю.Лермонтова
IV.38. Н.В.Гоголь: страницы жизни и
творчества. Первые
творческие успехи. «Вечера на
хуторе близ Диканьки».
«Миргород
IV.39. ». «Мертвые души». Обзор
содержания. Замысел, история
создания, особенности жанра
и композиции. Смысл
названия поэмы
IV.40. Система образов поэмы
«Мертвые души». Образ
города в поэме «Мертвые
души»
IV.41 Обучение анализу эпизода.

Урок развития
речи
Защита проекта

конспект

Оформление работы

1

1

Урок контроля
ЗУН
Р/р Сочинение

1

1

Оформление работы

Лекция о
жизни и
творчестве
Н.В.Гоголя

Сообщение о жизни и
творчестве писателя на
основе прочитанной
статьи, презентация..

Беседа
Анализ глав

Объяснение смысла
названия на основе
прочитанного текста,
жанра произведения.

Беседа

Характеристика
персонажей
Презентация.

1

1

1

Урок развития
речи

Р/р Обучение
анализу
эпизода.
Практикум

24

Анализ эпизода
Презентация.

IV.42

IV.43

IV.45.

IV.46.

IV.47.

IV.48.

«Мертвые души» - поэма о
величии России. Мертвые и
живые души. Эволюция
образа автора. Соединение
комического и лирического
начала в поэме «Мертвые
души»
Поэма в оценках
В.Г.Белинского.
Подготовка к сочинению

А.Н.Островский. Слово о
писателе. «Бедность не
порок». Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и
угроза его распада
Любовь в патриархальном
мире и ее влияние на героев
пьесы «Бедность не порок».
Комедия как жанр
драматургии
Ф.М.Достоевский. Слово о
писателе. Обзор содержания
повести «Белые ночи»
Тип «петербургского
мечтателя» в повести «Белые
ночи». Черты его внутреннего
мира

Семинар

Тест по
творчеству
Н.В. Гоголя.

Подготовка проекта
«Поэма о величии
России», «Мёртвые и
живые души»

Защита проекта
«Поэма о
величии
России»,
«Мёртвые и
живые души»
Лекция о
жизни и
творчестве
А.Н.Островско
го
Лекция
Беседа
Работа по
теории
литературы
Лекция о
жизни и
творчестве
Ф.М.Достоевск
ого
Беседа

Р/р Сочинение

Подготовка к сочинению

1

1

1

1

1

Рассказ о писателе на
основе прочитанного.
Характеристика героев.
Т/л
Комедия

Ответы на проблемные
вопросы

Рассказ о писателе на
основе прочитанного.

Характеристика
внутреннего мира героя.

1

25

IV.49.

IV.50.

IV.51.

IV.52.

IV.53.

Роль истории Настеньки в
повести «Белые ночи».
Содержание и смысл
«сентиментальности» в
понимании Достоевского.
Развитие понятия о повести
Л.Н.Толстой. Слово о
писателе. Обзор содержания
автобиографической трилогии
«Юность». Формирование
личности героя. Особенности
поэтики Л.Н.Толстого в
повести «Юность»:
психологизм, роль
внутреннего монолога в
раскрытии души героя
А.П.Чехов. Слово о писателе.
«Смерть чиновника».
Эволюция образа «маленького
человека» в русской
литературе XIX века и
чеховское отношение к нему.
Боль и негодование автора
А.П.Чехов. «Тоска». Тема
одиночества человека в мире.
Образ многолюдного города и
его роль в рассказе. Развитие
представлений о жанровых
особенностях рассказа. Тест
по творчеству
А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого, А.П.Чехова
Подготовка к сочинению. «В
чем особенности изображения

Беседа

Определение элементов
сентиментализма в
повести, анализ
произведение,
определение проблемы.

1

Лекция о
жизни и
творчестве
Л.Н.Толстого

Вн/чт
Л.Н.Толстой
(главы из
трилогии)

Рассказ о писателе,
определение черт
личности героя

1

1

Лекция о
жизни и
творчестве
А.П.Чехова

Семинар

Анализ рассказов:
монологические ответы.

Вн/чт
А.П. Чехов
Рассказы
Тест

Определение жанровых
особенностей рассказа.

Р/р
Сочинение

Подготовка к сочинению

1

1

Урок развития
речи

26

Подготовка проекта
«Эмоциональное
богатство русской
поэзии.»

IV.54.

V.
V.1.

V.2.

внутреннего мира героев
русской литературы XIX века?
(На примере произведений
А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого и А.П.Чехова).
(По выбору учащихся)
Беседа о стихах
Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета. Их стихотворения
разных жанров.
Эмоциональное богатство
русской поэзии. Развитие
представлений о жанрах
лирических произведений.

Русская литература XX века
Русская литература ХХ века:
многообразие жанров и
направлений

И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Темные аллеи». История
любви Надежды и Николая
Алексеевича. «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы

V.3.

Мастерство И.А.Бунина в
рассказе «Темные аллеи»

V.4.

М.А.Булгаков. Слово о
писателе. «Собачье сердце»
как социально-философская

Защита проекта

2

Вн/чт
Стихи
Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета

Анализ поэтических
произведений поэзии
Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Тест
21+6
Лекция

Сообщение об
особенностях русской
литературы ХХ века,
жанры, литературные
направления..

Лекция о
жизни и
творчестве
И.А.Бунина

Анализ с раскрытием
художественного
своеобразия
произведения, его
нравственной
проблематики.
Художественные
особенности рассказа

1

2

1
2

Беседа
Лекция о
жизни и
творчестве

Анализ с раскрытием
художественного
своеобразия
27

V.5.

V.6.

V.7.

V.8.

V.9.

сатира на современное
общество. История создания и
судьба повести. Система
образов. Сатира на общество
шариковых и швондеров
Поэтика повести
М.А.Булгакова «Собачье
сердце». Гуманистическая
позиция автора. Смысл
названия. Художественная
условность, фантастика,
сатира, гротеск и их роль в
повести
М.А.Шолохов. Слово о
писателе. «Судьба человека».
Смысл названия рассказа.
Судьба человека и судьба
Родины. Образ главного героя
Особенности авторского
повествования в рассказе
«Судьба человека».
Композиция рассказа, автор и
рассказчик, сказовая манера
повествования. Роль пейзажа
А.И.Солженицын. Слово о
писателе. «Матренин двор».
Картины послевоенной
деревни. Образ рассказчика.
Тема праведничества в
рассказе
Образ праведницы в рассказе
«Матренин двор». Трагизм её
судьбы. Нравственный смысл

М.А.Булгакова

Беседа

произведения, его
нравственной
проблематики.
Фронтальный
опрос

1

2

Лекция о
жизни и
творчестве
М.А.Шолохова

Анализ рассказа:
монологические ответы.

Беседа
Анализ

Раскрыть позицию
автора, ответы на
проблемные вопросы

Лекция о
жизни и
творчестве
А.И.Солжениц
ына

Рассказ о писателе с
презентацией.
Анализ рассказа с
элементами
художественного
пересказа и акцентом на
художественном
своеобразии.
Объяснение смысла
«праведничества» в
рассказе с опорой на

1

2

1

Раскрыть позицию
автора, определить
художественное
своеобразие
произведения

Беседа
Анализ
28

рассказа-притчи

V.10.

V.11.

V.12.

V.13.

Контрольная работа по
произведениям второй
половины XIX и XX веков
(тестирование).

1

Русская поэзия Серебряного
века
А.А.Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека…»,
«О, весна без конца и без
края», «О, я хочу безумно
жить…» Высокие идеалы и
предчувствие перемен.
Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и
ритмы поэта
С.А.Есенин. Слово о поэте.
Тема Родины в лирике
С.А.Есенина. «Вот уж
вечер…», «Разбуди меня завтра
рано…», «Край ты мой
заброшенный…»
Размышления о жизни, любви,
природе, предназначении
человека в лирике
С.А.Есенина. «Письмо к
женщине», «Не жалею, не
зову, не плачу…»,
«Отговорила роща золотая…»

Урок контроля
ЗУН
Лекция о
жизни и
творчестве
А.А.Блока

1

1

1

текст произведения и
поднятые писателем
проблемы. Ответ на
вопрос: как вы
понимаете
заключительную фразу
произведения?
Оформление работы
Тест

Р/р Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

Сообщение о
словотворчестве поэта на
основе прочитанной
статьи, выразительное
чтение стихотворений.

Лекция о
жизни и
творчестве
С.А.Есенина

Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

Урок развития
речи

Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть
29

Народно-песенная основа
лирики С.А.Есенина
V.14.

V.15.
V.16.

V.17.

V.18.

В.В.Маяковский. Слово о
поэте. «Послушайте!» «А вы
могли бы?» «Люблю»
(отрывок). Новаторство
поэзии Маяковского
Своеобразие стиха, ритма,
интонаций. Словотворчество.
Маяковский о труде поэта
М.И.Цветаева. Слово о поэте.
Стихи о поэзии, о любви, о
жизни и смерти. «Идешь, на
меня похожий…», «Бабушке»,
«Мне нравится, что вы больны
не мной…», «Стихи к Блоку»,
«Откуда такая нежности?»
Особенности поэтики
Цветаевой
«Родина». Образ Родины в
лирическом цикле
М.И.Цветаевой «Стихи о
Москве». Традиции и
новаторство в творческих
поисках поэта
Н.А.Заболоцкий. Слово о
поэте. Тема гармонии с
природой, любви и смерти в
лирике поэта. «Я не ищу
гармонии в природе…», «Гдето возле Магадана…»,
«Можжевеловый куст», «О
красоте человеческих лиц»,

1

Лекция о
жизни и
творчестве
В.В.Маяковско
го

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

Семинар
1
Лекция о
жизни и
творчестве
М.И.Цветаевой
1

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

Анализ
стихотворений

Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

Лекция о
жизни и
творчестве
Н,А.Заболоцко
го

Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

1

1

Сообщение о
словотворчестве поэта на
основе прочитанной
статьи, выразительное
чтение стихотворений
наизусть.
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.
Выразительное чтение
стихотворений наизусть
и их анализ.

30

«Завещание». Философский
характер лирики Заболоцкого
V.19.

V.20.

V.21.

V.22.

V.23.

А.А.Ахматова. Слово о поэте.
Трагические интонации в
любовной лирике
Стихи А.А.Ахматовой о поэте
и поэзии. Особенности
поэтики
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.
Вечность и современность в
стихах о природе и о любви.
«Красавица моя, вся стать…»,
«Перемена», «Весна в лесу»,
«Быть знаменитым
некрасиво», «Во всем мне
хочется дойти…».
Философская глубина лирики
Пастернака
А.Т.Твардовский. Слово о
поэте. Раздумья о Родине и о
природе в лирике поэта.
Интонация и стиль
стихотворений «Урожай»,
«Весенние строчки»
А.Т.Твардовский. «Я убит
подо Ржевом…» Проблемы и
интонации стихов о войне

1

Лекция о
жизни и
творчестве
А.А.Ахматовой
Урок развития
речи

1

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

Лекция о
жизни и
творчестве
Б.Л.Пастернака

Сообщение о поэте с
презентацией.
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

Лекция о
жизни и
творчестве
А.Т.Твардовско
го

Сообщение о поэте с
презентацией «К
юбилею поэта».
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

1

1

Урок развития
речи
1

Сообщение о поэтессе с
презентацией.
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

Р/р
Обучение
выразительном
у чтению
Наизусть

31

V.24.
V.25.

V.26.
VI.
VI.1.

VI.2.

VI.3.

Песни и романсы на стихи
русских поэтов XIX-XX веков

Урок-концерт
1

Вн/чт

Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.
Выразительное чтение
стихотворений и их
анализ.

Песни и романсы на стихи
русских поэтов XIX-XX веков.

1

Урок-концерт
Практикум

Зачетное занятие по русской
лирике ХХ века

1

Урок контроля
ЗУН

Оформление работы

Лекция о
жизни и
творчестве
Катулла

Сообщение о поэте с
презентацией.
Выразительное чтение
стихотворений и их
комментарий с
отражением особенности
взгляда римлян на
человека и эпоху.

Лекция о
жизни и
творчестве
Данте
Алигьери

Сообщение о поэте с
презентацией.
Выразительное чтение и
поэмы, комментарий

Лекция о
жизни и
творчестве
У.Шекспира

Сообщение о поэте с
презентацией.
Выразительное чтение
трагедии, комментарий

Зарубежная литература
Античная лирика. Катулл.
«Нет, ни одна средь
женщин…» «Нет, ни надейся
приязнь заслужить…» Чувства
и разум в любовной лирике
поэта. Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник…»
Поэтическое творчество и
поэтические заслуги
стихотворцев. Традиции оды
Горация в русской поэзии
Данте Алигьери. Слово о
поэте. «Божественная
комедия» (фрагменты).
Множественность смыслов
поэмы и её универсальнофилософский характер
У.Шекспир. Слов о поэте.
«Гамлет». (Обзор и чтение
отдельных сцен.) Гуманизм
эпохи Возрождения.
Общечеловеческое значение
героев Шекспира.

Вн/чт

6+1

1

1

1

32

VI.4.

VI.5.

VI.6.

VII.7.

Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века»
Трагизм любви Гамлета и
Офелии. Философский
характер трагедии. Гамлет как
вечный образ мировой
литературы
И.-В. Гете. Слово о поэте.
«Фауст». (Обзор и чтение
отдельных сцен.) Эпоха
Просвещения. «Фауст» как
философская трагедия.
Противостояние добра и зла,
Фауста и Мефистофеля.
Поиски справедливости и
смысла человеческой жизни
Смысл сопоставления Фауста и
Вагнера. Трагизм любви
Фауста и Гретхен. Идейный
смысл трагедии. Особенности
жанра. Фауст как вечный образ
мировой литературы.
Резерв.

Семинар
1

Выразительное чтение,
комментарий
сообщения

Лекция о
жизни и
творчестве
И.-В. Гете.

Сообщение о поэте с
презентацией.
Выразительное чтение
трагедии, комментарий

Семинар
Практикум

Раскрыть идейный
смысл трагедии, ответы
на проблемные вопросы

2

1

Вн/чт

Список литературы для
летнего чтения

1

Итого:
Всего – 102 часов
Р/Р – 25
Сочинений -3/4
Вн/чт – 10
Наизусть – 12
Тест- 4
Проект – 4
К/р - 3
33

Тематика контрольных и самостоятельных работ
Наименование разделов

Тематика контрольных работ

Введение
Литература Древней Руси

Р/Р Сочинение (домашнее) «Слово о полку Игореве»

Русская литература
18 века

Р/р. Сочинение«Литература XVIII века в восприятии
современного человека» (на примере одного-двух
произведений).
Тест по произведениям русской литературы XVIII века.
Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в
Москву» (главы).
Вн/чт Г.Р.Державин
Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Р/р Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова
Защита проекта по творчеству А.С.Грибоедова
Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
Тест по творчеству А.С.Пушкина
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина
Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы»
Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
Защита проекта творчеству М.Ю.Лермонтова
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова
Тест по творчеству Н.В. Гоголя.
Р/р Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
Защита проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и
живые души»
Р/р Сочинение «В чем особенности изображения
внутреннего мира героев русской литературы XIX века?
Защита проекта «Эмоциональное богатство русской
поэзии»
Вн/чт на стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета
Вн/чт А.П. Чехов .Рассказы.
Тест по творчеству А.П.Чехова
Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии)
Контрольная работа по произведениям второй половины
XIX и XX веков (тестирование).
Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX
веков
Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX
веков
Вн/чт И.В. Гете. «Фауст»

Литература 19 века

Литература 20 века

Зарубежная литература
Резервные часы

34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной
поверхностью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература
1. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 20072008.,ФП№1476
Дополнительная учебно-методическая литература
1. Стандарт основного общего образования по литературе.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.11).
2. Примерные программы основного общего образования. Литература для
образовательных учреждений с русским языком обучения.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.11).
3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект –
М.: Просвещение, 2010.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый
уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.:
Просвещение, 2010.
5. Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
6. Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. –
Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.
7. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл.
– М.: Дрофа, 2007.
8. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебникухрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2005.
9. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по
литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010.
10. Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение,
2003.
11. Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторысоставители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
12. Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11
классы / автор-составитель Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
13. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к
учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс».
Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006.
14. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии
В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
15. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие
35

по литературе для учащихся 9 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.:
Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
Основные Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».