Информатика 7-9 класс к АООП ООО для обучающихся с ОВЗ

Приложение к АООП ООО для
детей с ЗПР
МБОУ ООШ №26
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету

«Информатика»

7 - 9 классы

г. Серов, 2021 г.
1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по информатике для 7 – 9 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования.
Рабочая программа по информатике в 7-9 классах рассчитана на 35 часов.
В целях организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС ООО будут использоваться следующие формы проведения уроков:
 фронтальная работа;
 групповая работа;
 индивидуальная работа.
 Урок-лекция с сопровождением средств мультимедиа.
 Урок-практикум.
 Урок-игра. (7-8 класс).

Интегрированный урок.
 Комбинированный урок.

Урок контроля.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
обучающихся с ЗПР. К специальным педагогическим условиям реализации данной программы
относятся:
 учет особенностей психофизического состояния обучающегося;
 обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики
предъявления учебных заданий;
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
 исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Планируемые результаты изучения информатики
Введение в предмет. Человек и информация.
Выпускник научится:
 различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
 различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её
представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
 приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
 классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
 узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной
памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих
устройств;
 определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
 узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
2

 узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
 описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные
от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время
передачи данных;
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность
канала связи);
 определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого
текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
 определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой
таблице равномерного кода;
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное
натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать
числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе
счисления;
 записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не»
и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и
пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний
элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
 использовать основные способы графического представления числовой информации,
(графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров

при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его
натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1;
 познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах и робототехнических системах;
 познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании
реальных объектов и процессов;
 ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
 узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при
передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
3

 составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
 выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в
том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
 использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на
конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение,
вспомогательные алгоритмы);
 составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде
программ
на
выбранном
языке
программирования; выполнять эти программы на компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со

строковыми величинами;
 создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
 познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);
 познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными
роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона
таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк
таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.

4

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в
данном курсе и во всем образовательном процессе):
 навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для
работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры,
текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари,
электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
 различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
 приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
 узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
 практиковаться в использовании основных видов прикладного программного

обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
 познакомиться с примерами использования математического моделирования в
современном мире;
 познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия
между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной
подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации
(пример: сравнение данных из разных источников);
 узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
 узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета
7 класс

Информация и информационные процессы.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация – одно из
основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть
обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для
восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность
описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных
видов носителей. Носители информации в живой природе.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания.
5

Тексты и кодирование.
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины
в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов
на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина
кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Расчет количества
вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов
данной длины в данном алфавите.
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество
информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н.Колмогорова к определению количества

информации.

Компьютер - универсальное устройство обработки данных.
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая
память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

6

Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные
вычисления. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные
комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития.
Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов
носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Работа
в
информационном
пространстве.
Информационно-коммуникационые
технологии.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы,
повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной

информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.

Использование программных систем и сервисов.
Файловая система.
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции
при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы
файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страницы печатного текста, полный
текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных
космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании
сложных физических процессов и др.)
Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.
Пользовательский интерфейс.
Дискретизация.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, ярости и
контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые
преобразования. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции:
выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Диаграммы, планы, карты. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и

хранением изображений.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в
текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый
документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История

изменений.

Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера,
программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от

двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность
однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. Понятие о системе

7

стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная
публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.
Информационно-коммуникационные технологии. Мультимедиа.
Технология мультимедиа. Кодирование звука. Разрядность и частота записи.
Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением
и хранением звуковых файлов. Подготовка компьютерных презентаций. Дизайн презентации
«Персональный компьютер». Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.
Мультимедийная презентация.
Содержание учебного предмета
8 класс
Математические основы информатики.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Системы счисления.
Общие сведения о системах счисления.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в
позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр)
системы счисления.
Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел.
Элементы комбинаторики, теорий множеств и математической логики.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов.
Количество текстов данной длинны в данном алфавите.
Логические значения высказываний. Логические выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений.
Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).
Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц
истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы.

Диаграммы Эйлера-Венна. Решение логических задач с помощью диаграмм ЭйлераВенна. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с

логическими основами компьютера.

Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление
исполнителями.
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя;
команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального
описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык
(язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство,
способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими
команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся
роботом.Словесное описание алгоритмов. Отличие словесного описания алгоритма, от
описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства
8

создания и выполнения программ. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации
этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Составление алгоритмов и программ по
управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Алгоритмические конструкции.
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов:
невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность) высказывания. Запись
простых и составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом
повторений, с условием выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения

цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и
предусловие цикла. Инвариант цикла.
Разработка алгоритмов и программ.
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном
языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других

конструкций в различных алгоритмических языках.

Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование
циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом
повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Знакомство с
графами, деревьями, списками, символьными строками.
.
Содержание учебного предмета
9 класс
Математическое моделирование
Техника безопасности и организация рабочего места. Моделирование как метод познания.
Знаковые модели. Понятие математической модели. Отличие математической модели от
натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование
компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научнотехнических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической
модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Списки, графы, деревья. Графические модели. Граф. Вершина, ребро, путь.
Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная
вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального
пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина (узел).
Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное

дерево. Генеалогическое дерево.

Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Поиск
информации. База данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой
базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты
и другие справочные системы. Поисковые машины.
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент.
Вставка, удаление и замена элемента.
Разработка алгоритмов и программ

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

9

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор
алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка
программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Простейшие
приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение,
просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ.

Составление описание программы по образцу.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их
решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка
целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления,
нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
-нахождение минимального и максимального числа из двух, трёх, четырёх данных чисел;
-нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
-заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
-нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или
массива;
-нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ,
выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких
программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных
данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также
зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

Робототехника. Робототехника – наука о разработке и использовании
автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные
комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома,
автономная система управления транспортным средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд
робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и
устройство управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами.
Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до
препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы
управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления роботом.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им
исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в
ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки.

Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

Электронные (динамические) таблицы.
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной
10

и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Организация вычислений.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Встроенные функции. Логические функции
Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов. Построение
диаграмм и графиков.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационые технологии.
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. IPадрес компьютера.
Доменная система имен. Маршруты доставки интернет-пакетов.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети
Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные
службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного
обеспечения и др. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств
ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация,
средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные,

результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных
сетей). Технологии их обработки и хранения.
Содержание и структура сайта. Оформление сайта.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ.

Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел,
алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования,
адресация в сети Интернет и др.).
Тематическое планирование 7 класс
№
Тема урока
урока
Тема 1. Информация и информационные процессы (7 часов)
1.
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация
рабочего места
2.
Информация и её свойства. Обработка информации
3.
Хранение и передача информации
Всемирная паутина как информационное хранилище
4.
Представление информации
5.
Дискретная форма представления информации
6.
Единицы измерения информации
7.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и
информационные процессы». Контроль знаний
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (6 часов)
8.
Основные компоненты компьютера и их функции
9.
Персональный компьютер.
10.
Программное обеспечение компьютера. Системное программное
обеспечение
11.
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
12.
Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
13.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как
универсальное устройство для работы с информацией». Контроль знаний
Тема 3. Обработка графической информации (5 часа)
14.
Формирование изображения на экране компьютера
15.
Решение задач. Графическая информация

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

16.

Компьютерная графика. Проектное задание «Коллаж в среде графического
редактора»
17.
Создание графических изображений. Практическая работа над проектным
заданием
18.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка
графической информации». Контроль знаний
Тема 4. Основы алгоритмизации и программирования (7 часов)
19.
Алгоритмы, формы их записи. Исполнение алгоритмов и правил, описанных
на естественном языке
20.
Среда обитания и система команд исполнителя Робот
21.
Использование алгоритмической конструкции следование для исполнителя
Робот
22.
Алгоритмическая конструкция ветвление для исполнителя робот
23.
Алгоритмическая конструкция повторение в среде исполнителя Робот. Цикл
со счетчиком.
24.
Цикл с условием в среде исполнителя Робот
25.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы
алгоритмизации и программирования» Контрольное тестирование.
Тема 5. Обработка текстовой информации (4 часа)
26.
Решение задач.
27.
Текстовая информация.
28.
Текстовые документы и технологии их создания. Практическая работа по
созданию реферата
29.
Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа по
оформлению реферата
30.
Визуализация информации в текстовых документах
31.
Создание текстовых документов на компьютере.
Тема 6. Мультимедиа (4 часа)
32.
Технология мультимедиа
33.
Компьютерные презентации
34.
Создание мультимедийной презентации «Тест по информатике». Контроль
знаний
35.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».
Защита проектной работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 8 класс
№

Тема

Тема 1. «Математические основы информатики» (13 часов)
1
Общие сведения о системах счисления. Техника безопасности.
2
Непозиционные системы счисления.
3
Позиционные системы счисления.
4
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
5
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
6
Представление целых и вещественных чисел.
7
Логические высказывания.
8
Логические операции.
9
Таблицы истинности.
10
Свойства логических операций.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

11
12
13

Решение логических задач.
Логические элементы.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические
основы информатики». Контроль знаний
Тема 2. «Основы алгоритмизации» (10 часов)

1
1
1

14

Исполнители. СКИ.

1

15

Алгоритм. Способы записи алгоритма.

1

16

Свойства алгоритмов.

1

17

Типы переменных в записи алгоритмов.

1

18

Запись выражений на алгоритмическом языке.

1

19

Алгоритмическая конструкция «следование».

1

20

Алгоритмическая конструкция «ветвление».

1

21

Алгоритмическая конструкция «повторения» с заданным числом
повторений.
22
Алгоритмическая конструкция «повторения» с заданным условием
окончания работы.
23
Алгоритмическая конструкция «повторения» с заданным условием
продолжения работы.
Тема 3. «Начала программирования» (12 часов)

1
1
1

24

Алфавит и типы данных в языке Паскаль.

1

25

Организация ввода и вывода данных.

1

26

Программирование линейных алгоритмов.

1

27

Программирование условного оператора.

1

28

Программирование составного оператора.

1

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

31

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

33

Знакомство с графами, деревьями, списками, символьными строками.

1

34
35

Алгоритмы и исполнители.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала
программирования». Контроль знаний

1
1

Тематическое планирование 9 класс
№

Тема

Кол-во
часов
Тема 1. «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» (9 часов)
1 Моделирование как метод познания. Техника безопасности.
1
2 Знаковые модели. Понятие математической модели.
1
3 Примеры использования математических моделей.
1
4 Графические модели.
1
5 Табличные модели.
1
6 Базы Данных.
1
13

7
8
9

Система управления базами данных.
Создание базы данных. Поиск данных в готовой базе.
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и
формализация». Контрольная работа.
Тема 2. «Алгоритмизация и программирование» (8 часов)
10 Программирование как этап решения задачи на компьютере.
11 Программирование одномерных массивов целых чисел.
12 Нахождение суммы в одномерном массиве.

1
1
1

13
14

1
1

Нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Сортировка в одномерном массиве.

1
1
1

15 Исполнитель РОБОТ.
1
16 Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.
1
17 Алгоритмы управления.
1
Тема 3. «Использование программных систем и сервисов. Обработка числовой информации» (7
часов)
18 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках.
1
19
20
21
22
23

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и мешанные ссылки.
Встроенные функции.
Логические функции.
Сортировка и поиск данных.
Построение диаграмм и графиков.

1
1
1
1
1

24

1
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой
информации в электронных таблицах». Контрольная работа
Тема 4. «Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии»
(11 часов)
25 Локальные и глобальные компьютерные сети.
1
26

Адресация в сети Интернет. IPадрес.

1

27

Доменная система имен. Протоколы передачи данных.

1

28

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

29

Сетевое коллективное взаимодействие.

1

30
31
32

Сетевой этикет.
Создание сайта.
Содержание и структура школьного сайта.

1
1
1

33

Оформление сайта. Размещение сайта в интернете.

1

34

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные
технологии». Контрольная работа.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ.

1

35

1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».