Химия, 8-9 классы, к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26.
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Химия»
для 8-9 классов

г. Серов, 2021 г.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ
ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по химии для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями
ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и
науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом Примерной основной
общеобразовательной программы основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015 г. № 1/15).
Настоящая адаптированная основная образовательная программа разработана для
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать



химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и
уравнения химических реакций;

















важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная
и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль,
молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и
неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между
составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов
неорганических веществ;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.
Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические

формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля
химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица
количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и
химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект
химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический
элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода
в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон
Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород,
водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля

растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические
свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства
оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические
свойства кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы.
Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного

использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и
взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны.
Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней
атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение
Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь:
неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства
веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток

(атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от
типа кристаллической решетки.
Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным
признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления
атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот,
щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических

элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительновосстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения
галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические
свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и
сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли
аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические
свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод:
физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.
Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его

соединения.

Металлы и их соединения

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов.
Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида
алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и
III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан,
этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие
соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества:
жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по
количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
Примерные темы практических работ:
1.
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной
работы в химической лаборатории.
2.
Очистка загрязненной поваренной соли.

Тематическое планирование
8 класс
№п\п

Тема раздела

1

ВЕЩЕСТВО
35 часов

№
урока
1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

Тема урока

Содержание

Техника безопасности в
кабинете химии.
Превращения веществ. Роль
химии в жизни человека.
История развития химии.
Великие химики.
Приемы обращения с
лабораторным оборудованием.
П.Р.
Химический элемент. Язык
химии. Знаки химических
элементов, химические
формулы.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева. Группы и
периоды периодической
системы.
Закон постоянства состава.
Относительные атомная и
молекулярная массы. Атомная
единица масса.
Массовая доля вещества в
растворе.
Приготовление раствора с
заданной долей растворенного
вещества. П.р.
Систематизация знаний по
теме « Химические формулы.
Вычисление по химическим
формулам»
Строение атома. Ядро
(протоны, нейтроны) и
электроны.
Изменение в составе ядер
атомов. Изотопы. Применение
изотопов.
Строение электронных
оболочек атомов первых 20
элементов периодической
системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул.
Химическая связь .Химическая
ковалентная полярная связь .
Химическая ковалентная
неполярная связь.

Атомы и молекулы.
Химический
элемент.
Язык
химии.
Знаки
химических элементов,
химические
формулы.
Закон
постоянства
состава. Относительные
атомная и молекулярная
массы. Атомная единица
массы.
Количество
вещества,
моль.
Молярная
масса.
Молярный
объем.
Чистые вещества и смеси
веществ.
Природные
смеси:
воздух,
природный газ, нефть,
природные
воды.
Качественный
и
количественный состав
вещества. Простые и
сложные
вещества.
Основные
классы
неорганических веществ.
Периодический закон и
периодическая система
химических элементов
Д.И.
Менделеева.
Группы
и
периоды
периодической системы.
Строение атома. Ядро
(протоны, нейтроны) и
электроны.
Изотопы.
Строение электронных
оболочек атомов первых
20
элементов
периодической системы
Д.И.
Менделеева.
Строение
молекул.
Химическая связь. Типы
химических
связей:
ковалентная (полярная и
неполярная),
ионная,
металлическая. Понятие
о валентности и степени
окисления. Вещества в
твердом,
жидком
и

15
16
17
18
19

15
16
17
18
19

20
21

20
21

22

22

23

23

24
25
26

24
25
26

27
28

27
28

29

29

30

30

31

31

32

32

33
34

33
34

35
36

35
1

37

ХИМИЧЕСКАЯ
РЕАКЦИЯ
35 часов

2

38

3

39

4

Ионная связь.
Металлическая связь.
Простые вещества- металлы.
Простые вещества- неметаллы.
Количество вещества, моль.
Молярная масса.
Молярный объем.
Систематизация знаний «
Простые вещества»
Понятие о валентности и
степени окисления.
Основные
классы
неорганических
веществ.
Оксиды.
Основания.
Кислоты .
« Путешествие в мир кислот»
внеклассное мероприятие
Соли.
Систематизация знаний об
основных классах веществ.
Вещества в твердом, жидком и
газообразном
состоянии.
Кристаллические и аморфные
вещества.
Типы
кристаллических
решеток
(атомная,
молекулярная,
ионная и металлическая).
Чистые вещества и смеси
веществ.
Природные смеси: воздух,
природный газ, нефть,
природные воды.
Разделение смесей. Очистка
веществ. Фильтрование.
Очистка поваренной соли . П.р.
Качественный и
количественный состав
вещества. Простые и сложные
вещества.
Анализ почвы и воды П.р.
Физические и химические
явления в химии.
Наблюдение за горящей
свечой. П.р.
Химическая реакция. Условия
и признаки химических
реакций.
Понятие о скорости
химических реакций.
Катализаторы.

газообразном состоянии.
Кристаллические
и
аморфные
вещества.
Типы кристаллических
решеток
(атомная,
молекулярная, ионная и
металлическая).

Химическая
реакция.
Условия и признаки
химических
реакций.
Сохранение
массы
веществ при химических
реакциях.
Классификация
химических реакций по
различным признакам:
числу
и
составу

40

5

41

6

42

7

43

8

44

9

45

10

46

11

47
48
49
50

12
13
14
15

51

16

52

17

53

18

54

19

55
56
57
58

20
21
22
23

59

24

60

25

61

26

Признаки химических реакций.
П.р. *
Сохранение массы веществ при
химических реакциях.
Химические уравнения.
Расчеты по химическим
уравнениям на примере
металлов.
Расчеты по химическим
уравнениям на примере
неметаллов.
Классификация химических
реакций по различным
признакам: числу и составу
исходных и полученных
веществ.
Классификация химических
реакций по изменению
степеней окисления
химических элементов;
поглощению или выделению
энергии.
Реакция разложения.
Реакция соединения.
Реакция замещения.
Реакция обмена.
Типы химических реакций на
примере воды.
Систематизация знаний по
теме « Изменения,
происходящие с веществами»
Растворение .Растворимость
веществ в воде.
Электролитическая
диссоциация веществ в водных
растворах.
Основные положения теории
электролитической
диссоциации.
Ионы. Катионы и анионы.
Ионные реакции П.р.*
Кислоты , их классификация.
Основания , их классификация
и свойства.
Оксиды , классификация,
свойства.
Соли , классификация,
свойства.
Свойства кислот, солей,
оксидов, щелочей. П.р.*

исходных и полученных
веществ;
изменению
степеней
окисления
химических элементов;
поглощению
или
выделению
энергии.

Понятие о скорости
химических
реакций.
Катализаторы.
Электролитическая
диссоциация веществ в
водных
растворах.
Электролиты
и
неэлектролиты.
Ионы.
Катионы
и
анионы.
Электролитическая
диссоциация
кислот,
щелочей
и
солей.
Реакции ионного обмена.
Окислительновосстановительные
реакции. Окислитель и
восстановитель.

62

27

63

28

64

29

65
66

30
31

67
68
69

32
33
34

70

35

Генетическая связь .
Генетический ряд металлов.
Генетический ряд неметаллов.
Примеры реакций.
Окислительновосстановительные
реакции.
Окислитель и восстановитель.
Свойства оксидов в свете ОВР
Свойства оснований в свете
ОВР
Свойства кислот в свете ОВР
Свойства солей в свете ОВР
Систематизация знаний по
теме « ОВР»
Посвящение в химики.
Итоговое занятие.

* Данная работа проводится при наличии соответствующего оборудования или заменяется
виртуальной работой.
9 класс
№
п\п
1

Тема раздела

Кол-во
часов

Повторение
основных тем 8
класса.

3

Тема урока
Характеристика натрия на
основе его положения в ПС
Характеристика азота на
основе его положения в ПС
Периодический закон и ПС
химических элементов.

2

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСК
ОЙ ХИМИИ

45

Положение металлов в
ПС..Строение их атомов.

Содержание
Характеристика химического
элемента – металла на основе
его положения в ПС.
Характеристика химического
элемента – неметалла на основе
его положения в ПС.
Характеристика элемента по
кислотно- основным свойствам.
Периодический закон и ПС в
свете учения о строении
атомов. Значение
периодического закона и ПС

Сплавы на основе цветных
металлов. Понятие о цветной
металлургии.

Свойства простых веществ
(металлов и неметаллов),
оксидов, оснований, кислот,
солей
Водород. Водородные
соединения неметаллов.
Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные
кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная,

Химические свойства металлов.
Взаимодействие с неметаллами.

кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония.

Физические свойства металлов.
Сплавы металлов. Сплавы на
основе черных металлов.

сернистая и сероводородная

Химические свойства металлов
. Взаимодействие с кислотами,
солями.
Осуществление цепочек
превращений. П.р.
Получение металлов.
Коррозия металлов.
Щелочные металлы
Соединения щелочных
металлов.
Щелочноземельные металлы :
бериллий и магний.
Соединения щелочноземельных
металлов.
Алюминий. Основные свойства.

Амфотерность оксида и
гидроксида.
Железо. Физические свойства.
Оксиды, гидроксиды и соли
железа.
Качественные реакции на ионы
металлов. П.р.*
Систематизация знаний по теме
« Металлы и их свойства»
Неметаллы – простые вещества.
Кислород, озон, воздух.
Химические элементы
неметаллы в клетках живых
организмов.
Водород. Общая
характеристика.

Оксиды азота . Азотная кислота
и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора.
Ортофосфорная кислота и ее
соли.
Углерод. Алмаз, графит.
Угарный и углекислый газы.
Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния .
Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их
соединения.
Алюминий. Амфотерность

оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и
соли железа.

Галогены .
Соединения галогенов.
Получение галогенов.
Биологическое значение.
Получение соляной кислоты и
изучение ее свойств*
Кислород . Основные свойства.
Сера . Физические свойства.
Соединения серы.
Серная кислота. Свойства.
Применение.
Азот . Основные свойства.
Аммиак . Физические свойства.
Соли аммония
Кислородные соединения азота
Соли азотной кислоты.
Фосфор и его соединения
Биологическое значение
фосфора. Его применение.
Углерод . Свойства. Значение в
природе.
Кислородные соединения
углерода
Угольная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Кремний и его соединения.
Силикатная промышленность.

3

ПЕРВОНАЧАЛЬН
ЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИ
Я ОБ

16

Осуществление цепочек
превращений .
Систематизация знаний по теме
« Неметаллы»
Предмет органической химии.
Первоначальные сведения о
строении органических веществ
Понятие гомологического ряда.

Первоначальные сведения о
строении органических веществ
Углеводороды: метан, этан,
этилен.

ОРГАНИЧЕСКИХ
ВЕЩЕСТВАХ

Номенклатура и изомерия.
Предельные
углеводороды:
метан, этан
Непредельные углеводороды:
этилен.
Углеводороды
в
природе.
Углеводороды как топливо.
Нефть . Продукты переработки
углеводородов.
Спирты
(метанол,
этанол,
глицерин)

Спирты
(метанол,
этанол,
глицерин)
и
карбоновые
кислоты
(уксусная,
стеариновая) как представители
кислородсодержащих
органических соединений.
Биологически
важные
вещества: жиры, углеводы,
белки.
Представления о полимерах на
примере полиэтилена.

Понятие
об
альдегидах.
Свойства и применение.
Карбоновые кислоты (уксусная,
стеариновая) как представители
кислородсодержащих
органических соединений.
Биологически важные вещества:
жиры
Биологически важные вещества
:углевод
Аминокислоты.
Пептидная
связь.
Природные полимеры - белки
Представления о полимерах на
примере полиэтилена.
Экспериментальные задачи по
распознаванию веществ. П.р
Распознавание волокон П.р

4

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

6

Химия
и
здоровье.
Лекарственные
препараты;
проблемы, связанные с их
применением.
Химия и пища. Калорийность
жиров, белков и углеводов.
Консерванты
пищевых
продуктов (поваренная соль,
уксусная кислота).
Химические
вещества
как
строительные и поделочные
материалы
(мел,
мрамор,
известняк, стекло, цемент).

Химия
и
здоровье.
Лекарственные
препараты;
проблемы, связанные с их
применением.
Химия и пища. Калорийность
жиров, белков и углеводов.
Консерванты
пищевых
продуктов (поваренная соль,
уксусная кислота).
Химические
вещества
как
строительные и поделочные
материалы
(мел,
мрамор,
известняк, стекло, цемент).
Природные
источники
углеводородов.
Нефть
и

Природные
источники
углеводородов.
Нефть
и
природный газ, их применение.
Химическое
окружающей
последствия.

загрязнение
среды и его

Проблемы безопасного
использования веществ и
химических реакций в
повседневной жизни.
Токсичные, горючие и
взрывоопасные вещества.
Бытовая химическая
грамотность

природный газ, их применение.
Химическое
загрязнение
окружающей среды и его
последствия.
Проблемы
безопасного
использования
веществ
и
химических
реакций
в
повседневной
жизни.
Токсичные,
горючие
и
взрывоопасные
вещества.
Бытовая
химическая
грамотность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».