География, 5 - 9 классы, к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26.
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету
«География»
для 5 - 9 классов

г. Серов, 2021 г.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ
ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по географии для 5-9 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом
Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Настоящая адаптированная основная образовательная программа разработана для
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География » В 5-9 КЛАССАХ
Обучающийся научится:
 выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
 ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить
и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим
источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
 использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических
зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений
и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет
количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;
составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
 спользовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы
и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и
стран;
 использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практикоориентированных задач;
 описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

 различать принципы выделения и
устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
 использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в
контексте реальной жизни;
 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
России и ее отдельных регионов;
 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
 использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
 различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы,
определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности
размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости,
качестве и уровне жизни населения;
 использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
 сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
 уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
 описывать погоду своей местности;
 объяснять расовые отличия разных народов мира;
 давать характеристику рельефа своей местности;
 уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории
 приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи
для решения учебных и практических задач по географии;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления;
 работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками

географической информации;
 подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
 ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей
среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;



составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата
для отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий
в связи с природными и социально-экономическими факторами;
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,
обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
 давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,
оценивать границы с точки зрения их доступности;
 делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
 наносить на контурные карты основные формы рельефа;
 давать характеристику климата своей области (края, республики);
 показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней
мерзлоты;
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого
капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
 объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов
России
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
 обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
в 5-9 классах
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для
объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных
стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют
научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать
полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания,
поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития
представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный
подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в
условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География»

включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе
воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),
освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов,

русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в
Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии
(в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды ). Первое русское
кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов,
океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев
атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса
для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы
исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и
жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения
Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших

промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и
ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки,
календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,
аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование
на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение
азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные
знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного
кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и
значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть:
параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические
координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных
объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная
кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в
жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной
поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы
рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени.
Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной
высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые

области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения
глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой

океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в
океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные
части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники.
Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и
грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание
воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической
широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное
давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления
ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения

и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений,
фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата.
Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты
местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на
поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных
пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на

природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке.
Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном
комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая
зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте
мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических
исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.
Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки,
финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья ( норманны,

М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф.
Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В.
Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке,
С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-ТяньШанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.
Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле
“Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке ( И.Д. Папанин, Н.И.

Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской
антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных
маршрутов.

Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты.
Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.
Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного
давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика
основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на

жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.
Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости отгеографической широты, абсолютной
высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха
тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и
др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения
Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки.
Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.
Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в
природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных
территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение
причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и
оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых
гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях
и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных
парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с
развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности
природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький
материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного
типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых
территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается
на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов;
специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как

проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с
другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные
острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности
рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной
Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).
Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной
деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с
шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели
международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки
в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования
Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат,
внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на
территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.
Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и
потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из
ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные
ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на
хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура
региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие
стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные
условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного
прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный
туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки
(оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды,
обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на
границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения
двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на
жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные
природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское
экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни
(влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней,
периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в
плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни
(распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных
территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран
региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов
мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия
в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и
культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и
Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.
Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие
природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие
территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых
поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения
территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX –
XXI вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России.
Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы
рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования
современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории
России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие
факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон,
антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов
климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин
суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы
климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления.
Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и
синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских
рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота,
многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни
человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные
ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира
России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные,
природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов
России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни.
Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади
равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние
западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние
теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения
населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского
государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого
и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли
и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социальноэкономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными
(черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь
людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы
(равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории
полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны;
особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия
территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования;
богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности
на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа;
зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и
влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в
составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и
экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и
многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота,
характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность
рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата;
многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф,
континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение
и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины.
Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные
экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и
межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского
на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых
ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования,
особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история
исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство
населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного
прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции
населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения
России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России.
Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности
своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны.
Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и
социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая
структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство
Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав
сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства.
География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая
промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок.
Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.
Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая
энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная
металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями.
Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса.
Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы
развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы
транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в
современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории,
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в
расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство
Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.

Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население,
древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего
Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития,
участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и
услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Примерные темы практических работ
1.
Работа с картой «Имена на карте».
2.
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных
маршрутов путешественников.
3.
Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
4.
Определение координат географических объектов по карте.

5.
Определение положения объектов относительно друг друга:
6.
Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
7.
Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы
высот и глубин.
8.
Определение азимута.
9.
Ориентирование на местности.
10.
Составление плана местности.
11.
Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
12.
Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
13.
Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов
рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
14.
Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
15.
Описание объектов гидрографии.
16.
Ведение дневника погоды.
17.
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация
результатов, обработка результатов наблюдений) .
18.
Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
19.
Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров,
диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
20.
Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного
давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
21.
Изучение природных комплексов своей местности.
22.
Описание основных компонентов природы океанов Земли.
23.
Создание презентационных материалов об океанах на основе различных
источников информации.
24.
Описание основных компонентов природы материков Земли.
25.
Описание природных зон Земли.
26.
Создание презентационных материалов о материке на основе различных
источников информации.
27.
Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
28.
Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
29.
Работа
с
картографическими
источниками:
нанесение
особенностей
географического положения России.
30.
Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
31.
Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и
изучении территории России.
32.
Решение задач на определение разницы во времени различных территорий
России.
33.
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа,
полезных ископаемых на территории России.
34.
Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
35.
Описание элементов рельефа России.
36.
Построение профиля своей местности.
37.
Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии
России .
38.
Описание объектов гидрографии России.
39.
Определение
закономерностей
распределения
солнечной
радиации,
радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и
июля на территории России.
40.
Распределение количества осадков на территории России, работа с
климатограммами.
41.
Описание характеристики климата своего региона.
42.
Составление прогноза погоды на основе различных
источников информации.
43.
Описание основных компонентов природы России.

44.
Создание презентационных материалов о природе России на основе различных
источников информации.
45.
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
46.
Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их
особенностей.
47.
Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм,
графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии
населения России.
48.
Определение особенностей размещения крупных народов России.
49.
Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста
населения в разных частях России.
50.
Чтение и анализ половозрастных пирамид.
51.
Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
52.
Определение величины миграционного прироста населения в разных частях
России.
53.
Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение
причин, составление схемы.
54.
Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России.
55.
Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
56.
Описание основных компонентов природы своей местности.
57.
Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях
населения своей местности на основе различных источников информации.
58.
Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических
районов и федеральных округов РФ.
59.
Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм,
графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства
России.
60.
Сравнение двух и более экономических районов России по заданным
характеристикам.
61.
Создание презентационных материалов об экономических районах России на
основе различных источников информации.
62.
Составление картосхем и других графических материалов, отражающих
экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Наименование урока
№
п/п

Раздел

№

Что
изучает
география

1

Мир, в котором мы живем

1

2

Науки о природе.

2

3
4

География как наука.
Методы географии.

3
4

5

Географические открытия древности и
Средневековья
Важнейшие географические открытия
Открытия русских путешественников

1
2
3

Как люди
открывали
землю

6
7
8

Земля во
Вселенной

4

10

П.Р. «Описание и нанесение на
контурную карту географических
объектов изученных маршрутов
путешественников»
Как древние представляли себе
Вселенную.
Изучение Вселенной

11

Соседи Солнца

3

12

Планеты – гиганты

4

13

5

14

Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты.
Мир звезд

15

Уникальная планета Земля

7

16

Современные исследования Космоса

8

9

1
2

6

Содержание курса

Введение. Что изучает география.
Географические
знания
в
современном мире. Современные
географические
методы
исследования Земли.

Представления о мире в древности
(Древний Китай, Древний Египет,
Древняя Греция, Древний Рим).
Появление первых географических
карт.География
в
эпоху
Средневековья: путешествия и

открытия
викингов,
древних
арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и
Афанасия
Никитина.
Эпоха
Великих
географических
открытий (открытие Нового света,

морского
пути
кругосветные

в
Индию,
путешествия).

Значение Великих географических
открытий.
Географические
открытия
XVII–XIX
вв.
(исследования и открытия на

территории Евразии (в том числе
на территории России), Австралии
и Океании, Антарктиды). Первое
русское кругосветное путешествие
(И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф.
Лисянский).
Географические
исследования в ХХ веке (открытие

Южного и Северного полюсов,
океанов, покорение высочайших
вершин и глубочайших впадин,
исследования
верхних
слоев
атмосферы, открытия и разработки
в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для
географической науки.
Изображен
ие земной

17

Стороны горизонта

1

Стороны горизонта.
Ориентирование на местности:

поверхност
и.

Природа
Земли

18

Ориентирование

2

19
20

План местности и географическая карта.
П.Р. «Составление плана местности.»

3
4

20

Как возникла Земля

1

21

Внутреннее строение Земли

2

22

П.Р. «Работа с коллекциями минералов,
горных пород, полезных ископаемых»

3

23

Землетрясения и вулканы

3

24

4

25

П.Р. «Работа с картографическими
источниками:
нанесение
элементов
рельефа.»
Путешествие по материкам.

26

Особенности природы материков

6

27

Вода на Земле

7

28

8

29

П.Р. «Нанесение на карту объектов
гидрографии.»
Воздушная оболочка Земли

30

Живая оболочка Земли

10

31

Почва- особое тело.

11

32

12

33

Воздействие организмов на земные
оболочки
Воздействие человека на природу.

34

Охрана природы.

14

35

Итоговое занятие

15

6 КЛАСС

5

9

13

определение сторон горизонта по
компасу и местным признакам.

Особенности ориентирования в
мегаполисе и в природе. План

местности. Условные знаки. Как
составить план местности
Географическая карта – особый
источник информации.
Литосфера – «каменная» оболочка
Земли.
Внутреннее
строение
Земли. Разнообразие горных пород
и минералов на Земле. Полезные

ископаемые и их значение в жизни
современного общества. Движения
земной коры и их проявления на
земной
поверхности:
землетрясения, вулканы, гейзеры.
Строение гидросферы.

Особенности Мирового
круговорота воды. Мировой океан
и его части. Строение воздушной
оболочки Земли . Биосфера –
живая оболочка Земли.
Особенности жизни в океане.
Жизнь на поверхности суши:
особенности распространения
растений и животных в лесных и
безлесных пространствах.

Воздействие организмов на
земные оболочки. Воздействие
человека на природу. Охрана
природы.

№

РАЗДЕЛ

1

Введение

2

НАИМЕНОВАНИ Е УРОКА
Географические открытия
Земля –планета солнечной системы

№
П/п
1
2

СОДЕРЖАНИЕ
Что изучает география. География в
эпоху Средневековья. Важнейшие
географические открытия и
путешествия в древности
(древние египтяне, греки,

финикийцы, идеи и труды
Парменида
, Эратосфена, вклад Кратеса
Малосского, Страбона).
3
4
5
6
7

Виды
изображени
й земной
поверхности

Понятие о плане местности
Масштаб
Стороны горизонта. Ориентирование
Изображение неровностей на плане
Составление простейших планов
местности

1
2
3
4
5

Виды
изображения
земной
поверхности:
план
местности,
глобус,
географическая
карта,
аэрофотои
аэрокосмические
снимки.
Масштаб.
Стороны
горизонта. Азимут. Ориентирование
на местности: определение сторон
горизонта по компасу и местным
признакам, определение азимута.

Особенности ориентирования в
мегаполисе и в природе. План
местности. Условные знаки. Как
составить
план
местности.

Составление простейшего
местности/учебного
кабинета/комнаты.
8
9
10
11
12
13
14
15

Географичес Форма и размеры Земли
кая карта
Географическая карта
Градусная сеть
Географическая широта
Географическая долгота
П.Р.«Определение
координат
географических объектов по карте.»
Изображение высот и глубин на
физических картах
Значение плана местности и
географической карты

1
2
3
4
5
6
7
8

плана

Форма и размеры Земли. Наклон
земной оси к плоскости орбиты.
Виды движения Земли и их
географические
следствия.
Движение Земли вокруг Солнца.
Смена времен года. Тропики и
полярные
круги.
Пояса
освещенности
Географическая карта – особый
источник информации. Содержание

и значение карт. Топографические
карты. Масштаб и условные знаки

на карте. Градусная сеть: параллели
и
меридианы.
Географические
координаты:
географическая
широта.
Географические
координаты:
географическая
долгота.
Определение
географических
координат
различных объектов, направлений,
расстояний, абсолютных высот по
карте

16

Литосфера

Внутреннее строение Земли
Горные породы и минералы

1

17

П.Р.«Работа с коллекциями
минералов, горных пород, полезных
ископаемых.»

2

18

Движения земной коры
Вулканы, гейзеры

3

19
20
21

Рельеф суши. Горы
Равнины суши. Равнины.
Рельеф дна Мирового океана

4
5
6

Литосфера – «каменная» оболочка
Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора. Разнообразие горных
пород и минералов на Земле.

Полезные ископаемые и их
значение в жизни современного
общества. Движения земной коры и
их
проявления
на
земной
поверхности:
землетрясения,
вулканы, гейзеры. Рельеф Земли.
Способы изображение рельефа на
планах и картах. Основные формы
рельефа – горы и равнины.
Равнины. Образование и изменение
равнин с течением времени.
Классификация
равнин
по
абсолютной высоте. Определение
относительной
и
абсолютной
высоты равнин. Разнообразие гор
по
возрасту
и
строению.
Классификация гор абсолютной
высоте.
Определение
относительной
и
абсолютной
высоты гор. Рельеф дна океанов.

Рифтовые области, срединные
океанические
хребты,
шельф,
материковый
склон.
Методы
изучения глубин Мирового океана.
Исследователи подводных глубин и
их открытия.
Вода на Земле .Части Мирового
океана
Свойства океанической воды. Волны
в океане. Океанические течения

1

Строение гидросферы. Особенности

2
3

24

Подземные воды.

4

25
26

Реки.
Озера.
Ледники. Болота.

5
6
7

Мировой океан и его части.
Свойства вод Мирового океана –
температура и соленость. Движение
воды
в
океане
–
волны,
течения..Воды суши. Реки на
географической карте и в природе:
основные части речной системы,
характер, питание и режим рек.
Озера
и
их
происхождение.
Ледники. Горное и покровное
оледенение, многолетняя мерзлота.
Подземные воды. Межпластовые и
грунтовые воды. Болота. Каналы.
Водохранилища.
Человек
и

22
23

Гидросфера

27

Мирового

круговорота

воды.

гидросфера.
28
29

Атмосфера Атмосфера: строение, значение,
Биосфера.
изучение.
Географичес Температура воздуха
кая

1
2

Строение воздушной оболочки
Земли.
Температура
воздуха.
Нагревание воздуха. Суточный и
годовой ход температур и его

30

оболочка.

Атмосферное давление. Ветер.

3

31

Водяной пар в атмосфере. Облака.

4

32

Погода и климат.

5

графическое
отображение.
Среднесуточная, среднемесячная,
среднегодовая
температура.
Зависимость
температуры
от
географической широты. Тепловые
пояса. Вода в атмосфере. Облака и
атмосферные осадки. Атмосферное
давление. Ветер. Постоянные и
переменные ветра. Графическое

отображение направления ветра.
Роза
ветров.
Циркуляция
атмосферы. Влажность воздуха.
Понятие погоды. Наблюдения и

прогноз
погоды.
Метеостанция/метеоприборы
(проведение
наблюдений
и
измерений, фиксация результатов
наблюдений, обработка результатов
наблюдений). Понятие климата.
Погода
и
климат.
Климатообразующие
факторы.
Зависимость
климата
от
абсолютной высоты местности.
Климаты Земли. Влияние климата
на здоровье людей. Человек и
атмосфера.

33

Биосфера

Природные комплексы.

1

Биосфера – живая оболочка Земли.
Особенности жизни в океане.
Жизнь на поверхности суши:
особенности
распространения
растений и животных в лесных и
безлесных
пространствах.

Воздействие организмов на земные
оболочки. Воздействие человека на
природу. Охрана природы.
34

Человечеств
о на Земле

Численность населения Земли.
Нации и народы планеты.

1

Страны на карте мира.

2

35

7 класс

Численность населения Земли.
Расовый состав. Нации и народы
планеты. Страны на карте мира.

№
1

Раздел
Введение

2

3

Наименование урока

№
Содержание курса
п/п
Что изучают в курсе географии 1
Что изучают в курсе географии
материков и океанов? Разнообразие
материков и океанов? Методы
современных карт.
географических исследований и
источники географической
Важнейшие
географические 2
информации. Разнообразие
открытия и путешествия в древности и
современных карт.
в Средневековье.
Важнейшие
географические
открытия и путешествия в эпоху
Средневековья (норманны, М.
П.Р. «Описание и нанесение на 3
контурную карту
объектов одного
маршрутов.»

4

Литосфера и
рельеф
Земли.

Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М.
Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи,
Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э.
Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В.
Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С.
Дежнев).

географических
из изученных

Происхождение материков и океанов

1

Рельеф Земли.

2

История Земли как планеты.
Литосферные плиты.
Сейсмические пояса Земли.
Строение земной коры. Типы
земной коры, их отличия.
Формирование современного
рельефа Земли. Влияние

строения земной коры на облик
Земли
5

Атмосфера и Распределение температуры, осадков, 1
климаты
давления на Земле. Воздушные массы.
Земли
Климатические пояса Земли.
2

Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы.
Распределение
температуры,
осадков, поясов атмосферного
давления на Земле и их
отражение на климатических
картах.
Характеристика
воздушных
масс
Земли.
Характеристика основных и
переходных
климатических
поясов
Земли.
Влияние

климатических условий на жизнь
людей. Влияние современной
хозяйственной
деятельности
людей на
климат Земли. Расчет угла
падения солнечных луче
й
в
зависимости
от
географической
широты,
абсолютной высоты местности
по разности
атмосферного давления, расчет
температуры
воздуха
тропосферы на заданной высоте,
расчет
средних
значений
(температуры
воздуха,
амплитуды и др. показателей).

6

Мировой

Воды Мирового океана. Течения.

1

Мировой океан и его части.

7

8

9

океан –
основная
часть
гидросферы.

Жизнь в океане.

2

Тихий океан и Индийский океан.

3

Географичес
кая
оболочка.

Строение географической оболочки.
Природные комплексы.
Природная зональность.

1
2
3

Население
Земли

Численность населения Земли

1

Нации и народы, религии мира.

2

Характерист
ика
материков
Земли.
Африка .

Атлантический
океан.
Ледовитый океан.

Северный 4

Хозяйственная
деятельность. 3
Городское и сельское население.
Географическое положение Африки и 1
история исследования
Рельеф и полезные ископаемые.
2
Климат и внутренние воды

3

Природные зоны Африки
Население Африки, политическая
карта.

4
5

Особенности стран Северной Африки.
Алжир.
Особенности
стран
Восточной
Африки. Эфиопия.
Особенности стран Западной и
Центральной Африки
Особенности стран Южной Африки.
ЮАР

6
7
8
9

Этапы изучения Мирового
океана. Океанические течения.
Система океанических течений.
Тихий океан. Характерные черты
природы океана и его
отличительные особенности.
Атлантический океан.
Характерные черты природы
океана и его отличительные
особенности. Северный
Ледовитый океан. Характерные
черты природы океана и его
отличительные особенности.
Индийский океан. Характерные
черты природы океана и его
отличительные особенности.
Свойства
и
особенности
строения
географической
оболочки.
Общие
географические закономерности
целостность,
зональность,
ритмичность и их значение.
Географическая
зональность.
Природные
зоны
Земли
(выявление
по
картам
зональности
в
природе
материков). Высотная поясность.
Численность населения Земли.
Расовый состав. Нации и народы
планеты. Страны на карте мира.

Географическое
положение
Африки и история исследования.
Рельеф и полезные ископаемые.
Климат и внутренние воды.
Характеристика
и
оценка
климата отдельных территорий
Африки для жизни людей.
Природные
зоны
Африки.
Эндемики. Определение причин
природного
разнообразия
материка. Население Африки,
политическая
карта.
Особенности
стран
Северной
Африки
(регион
высоких гор, сурового климата,
пустынь и оазисов, а также
родина древних цивилизаций,
современный
район добычи
нефти и газа).Особенности стран

10

Западной и Центральной Африки
(регион саванн и непроходимых
гилей, с развитой охотой на
диких животных, эксплуатация
местного
населения
на
плантациях и при добыче
полезных
ископаемых).Особенности стран
Восточной
Африки
(регион
вулканов
и
разломов,
национальных парков, центр
происхождения
культурных
растений
и
древних
государств).Особенности стран
Южной Африки (регион гор
причудливой формы и пустынь, с
развитой
мировой
добычей
алмазов и самой богатой страной
континента (ЮАР)).

Австралия и
Океания

Географическое положение, история 1
исследования, особенности природы
материка
Рельеф и полезные ископаемые
2
Климат и внутренние воды
Природные зоны. Эндемики
Австралийский Союз
Океания

3
4
5
6

11

Южная
Америка
12

Географическое положение, история 1
исследования .
Рельеф и полезные ископаемые.
2
Климат и внутренние воды.
3

Географическое
положение,
история
исследования,
особенности природы материка.
Эндемики.Австралийский Союз
(географический
уникум
–
страна-материк;
самый
маленький материк, но одна из
крупнейших по территории стран
мира;
выделение
особого
культурного типа австралийсконовозеландского
города,
отсутствие соседства отсталых и
развитых территорий, слабо
связанных друг с другом;
высокоразвитая
экономика
страны основывается на своих
ресурсах).Океания (уникальное
природное
образование
–
крупнейшее в мире скопление
островов;
специфические
особенности трех островных
групп: Меланезия – «черные
острова» (так как проживающие
здесь папуасы и меланезийцы
имеют более темную кожу по
сравнению с другими жителями
Океании),
Микронезия
и
Полинезия – «маленькие» и
«многочисленные острова»).
Географическое
положение,
история
исследования
и
особенности рельефа материка.
Климат и внутренние воды.

Природные зоны. Высотная поясность 4
Анд. Эндемики
Население Южной Америки
5
Страны востока и запада материка. 6
Бразилия . Перу.
13

Антарктида
Географическое положение материка. 1
История открытия.
Природа материка.
2

14

Северные
материки.
Северная
Америка.

Географическое положение, история 1
открытия и исследования Северной
Америки
Особенности рельефа и полезные 2
ископаемые.
Климат, внутренние воды.
3
Природные зоны. Эндемики.

4

Особенности населения материка.

5

Соединенные Штаты Америки.

6

Канада .

7

Мексика.

Евразия.

Географическое положение, история 1
исследования материка
2
Рельеф и полезные ископаемые
Евразии
Климатические особенности материка. 3

Южная Америка – самый
влажный материк. Природные
зоны. Высотная поясность Анд.
Эндемики. Изменение природы.
Население Южной Америки
(влияние
испанской
и
португальской колонизации на
жизнь коренного населения).
Страны
востока
и
запада
материка (особенности образа
жизни
населения
и
хозяйственной деятельности).
Антарктида
–
уникальный
материк на Земле (самый
холодный и удаленный, с
шельфовыми
ледниками
и
антарктическими
оазисами).
Освоение
человеком
Антарктиды.
Цели
международных
исследований
материка
в
20-21
веке.
Современные исследования и
разработки в Антарктиде.
Географическое
положение,
история
открытия
и
исследования Северной Америки
(Новый
Свет).
Особенности
рельефа и полезные ископаемые.
Климат,
внутренние
воды.
Природные
зоны.
Меридиональное расположение
природных зон на территории
Северной Америки. Изменения
природы
под
влиянием
деятельности
человека.
Эндемики. Особенности природы
материка.
Особенности
населения (коренное население и
потомки переселенцев).
Характеристика двух
стран
материка: Канады и Мексики.
Описание США – как одной из
ведущих стран современного
мира.
Географическое
положение,
история исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые
Евразии.
Климатические
особенности материка. Влияние
климата
на
хозяйственную

Реки, озера материка. Многолетняя 4
мерзлота, современное оледенение
Природные зоны материка. Эндемики. 5
Зарубежная Европа. Страны Северной 6
Европы
Страны
Западной
Европы. 7
Великобритания.
Франция. Германия.
8
Страны Восточной Европы.
Страны Южной Европы. Италия.
Страны Юго- Западной Азии.
Страны Центральной Азии.
Страны Восточной Азии. Китай.
Япония.
Страны Южной Азии. Индия.
Страны ЮгоИндонезия.

15

Восточной

Азии.

деятельность людей. Реки, озера
материка. Многолетняя мерзлота,
современное
оледенение.
Природные
зоны
материка.
Эндемики. Зарубежная Европа.
Страны
Северной
Европы
(население, образ жизни и
культура региона, влияние моря
и теплого течения на жизнь и
хозяйственную
деятельность
людей). Страны Средней Европы
(население, образ жизни и
культура региона, высокое
развитие стран региона, один из
главных
центров
мировой
экономики). Страны Восточной
Европы (население, образ жизни
и
культура
региона,
благоприятные
условия
для
развития хозяйства, поставщики
сырья,
сельскохозяйственной
продукции и продовольствия в
более развитые европейские
страны). Страны Южной Европы
(население, образ жизни и
культура
региона,
влияние
южного прибрежного положения
на жизнь и хозяйственную
деятельность
людей
(международный туризм, экспорт
субтропических
культур
(цитрусовых,
маслин)),
продуктов
их
переработки
(оливковое масло, консервы,
соки), вывоз продукции легкой
промышленности
(одежды,
обуви)).
Зарубежная
Азия.
Страны Юго-Западной Азии
(особенности положения региона
(на границе трех частей света),
население, образ жизни и
культура
региона
(центр
возникновения двух мировых
религий),
специфичность
природных условий и ресурсов и
их отражение на жизни людей
(наличие
пустынь,
оазисов,
нефти и газа), горячая точка
планеты). Страны Центральной
Азии (влияние большой площади
территории, имеющей различные
природные условия, на население
(его неоднородность), образ
жизни
(постсоветское

Географичес
кая оболочка

экономическое
наследие,
сложная политическая ситуация)
и культуру региона). Страны
Восточной Азии (население
(большая
численность
населения),
образ
жизни
(влияние
колониального
и
полуколониального
прошлого,
глубоких феодальных корней,
периода
длительной
самоизоляции Японии и Китая) и
культура региона (многообразие
и тесное переплетение религий:
даосизм
и
конфуцианство,
буддизм и ламаизм, синтоизм,
католицизм). Страны Южной
Азии (влияние рельефа на
расселение людей (концентрация
населения
в
плодородных
речных долинах), население
(большая
численность
и
«молодость»),
образ
жизни
(распространение
сельского
образа жизни (даже в городах) и
культура
региона
(центр
возникновения древних религий
– буддизма и индуизма; одна из
самых «бедных и голодных
территорий мира»). Страны ЮгоВосточной Азии (использование
выгодности
положения
в
развитии
стран
региона
(например,
в
Сингапуре
расположены одни из самых
крупных аэропортов и портов
мира), население (главный очаг
мировой
эмиграции),
образ
жизни
(характерны
резкие
различия в уровне жизни
населения – от минимального в
Мьянме до самого высокого в
Сингапуре) и культура региона
(влияние соседей на регион –
двух
мощных
центров
цивилизаций – Индии и Китая).

Влияние
закономерностей
географической оболочки на
жизнь и деятельность людей.
Степень воздействия человека на
природу на разных материках.
Необходимость международного

сотрудничества в использовании
природы и ее охраны. Развитие
природоохранной деятельности
на
современном
этапе
(Международный союз охраны
природы,
Международная
Гидрографическая Организация,
ЮНЕСКО и др.).

8 класс
№
п\п
1

Тема раздела
Особенности
географического
положения России.

Кол-во
часов
6

Тема урока

Содержание

Географическое положение России
Моря, омывающие Россию.
Часовые пояса России.
Как осваивали и изучали
территорию России

Территория и акватория,
морские и сухопутные
недра, континентальный
шельф и экономическая
зона
Российской
Федерации.
История

Исследование территории в 18-19
веках и в современные годы.
П.Р. Политико-административное
деление страны

2

Природа России.

30

Природные условия и ресурсы
России.
Особенности
геологического
строения России.

освоения
и
территории

изучения
России.

Часовые пояса. Анализ
карт административно территориального
и
политикоадминистративного
деления страны.

Природные условия и
ресурсы. Природный и
экологический потенциал
России.
Особенности
геологического строения и
Распространения крупных форм распространения крупных
форм
рельефа.
Типы
рельефа.
климатов, факторы их
Минеральные ресурсы России.
формирования,

Развитие форм рельефа
П.Р.
Зависимость
между
тектоническим
строением,
рельефом и размещением основных
групп полезных ископаемых.
Факторы, влияющие на климат
страны
Атмосферные фронты.
Закономерности распространения
тепла и влаги на территории
страны.
Типы климатов, климатические
пояса.
Климат
и
хозяйственная
деятельность людей.

климатические
пояса.
Климат и хозяйственная
деятельность
людей.
Многолетняя
мерзлота.
Внутренние
воды
и
водные
ресурсы,
особенности
их
размещения
на
территории
страны.
Природно-хозяйственные
различия морей России.
Почвы
и
почвенные
ресурсы,
размещение
основных типов почв.
Меры по сохранению
плодородия
почв.
Стихийные
природные
явления на территории
страны. Растительный и
животный мир России.
Природные
зоны.
Высотная
поясность.

Внутренние воды и особенности
их размещения на территории
Особо
страны

охраняемые
природные территории.
Выявление: зависимости
тектоническим
Разнообразие внутренних вод: между
строением, рельефом и
реки.
основных
Разнообразие внутренних вод: размещением
групп
полезных
озера, болота.
ископаемых;
зависимости
Ледники и многолетняя мерзлота.
между
режимом,
характером течения рек,
Водные ресурсы. Охрана вод.
рельефом и климатом;
способов
адаптации
П.Р. Размещение рек на территории человека к разнообразным
климатическим условиям.
страны.
Анализ физической карты
и
карт
компонентов
Почвы , их разнообразие.
природы.
Размещение основных типов почв.
Почвенные ресурсы.
Меры по сохранению плодородия
почв.
Растительный мир России.
Животный мир России.
Охрана биологических ресурсов.
Природное районирование.
Моря, как крупные П.К. Природнохозяйственные различия морей

России.
Природные зоны. Арктические
пустыни, тундра, лесотундра.
Лесные зоны России.
Безлесные зоны России.
Высотная поясность.

Особо охраняемые
территории.
3

Природно28
хозяйственное
районирование
России.
Крупные
Природные
комплексы.

Центральная
равнина.

природные

Россия.

Русская Различия территории по
условиям
и
степени
хозяйственного освоения:
зона Севера и основная
Природные
ресурсы
Русской зона.
Географические
равнины
и
проблемы
их особенности
отдельных
использования.
районов и регионов: Север
Природные комплексы Севера и
Северо-Запад,
Русской равнины.
Центральная
Россия,
Поволжье,
Юг
Природные комплексы Северо- Европейской
части
Запада России.
страны, Урал, Сибирь и
Дальний
Восток.
Европейский юг. Кавказ.
Географическое
Природные комплексы Кавказа.
положение регионов, их
природный, человеческий
Особенности природы Поволжья.
и
хозяйственный
Урал. Своеобразие природы Урала. потенциал.

Определение
влияния
Природные
уникумы
Урала. особенностей природы на
жизнь и хозяйственную
Экологические проблемы.
деятельность
людей.
Оценка
экологической
ситуации
в
разных
Западная Сибирь, особенности регионах России.
природы.
Природные ресурсы
проблемы их освоения.

З.Сибири,

Характеристика условий и быта
человека в З. Сибири.
Восточная Сибирь. Величие и
суровость природы. Природные
ресурсы.
Природные комплексы В. Сибири.

Озеро Байкал- жемчужина России.
Пояс гор юга Сибири.
Дальний Восток: край контрастов.

Природные ресурсы Д.Востока.
Природные комплексы. Природные
уникумы Д.Востока.
Систематизация знаний по теме
«Природа регионов России».
4

Человек и природа.

6

Влияние природных условий на Определение
влияния
жизнь и здоровье человека.
особенностей природы на
жизнь и хозяйственную
Стихийные природные явления.
деятельность
людей.
Антропогенное воздействие на Оценка
природу .
экологической ситуации в
Использование
природных разных регионах России.
ресурсов.
Экологические проблемы России.
Объекты всемирного природного и
культурного наследия в России.

9 класс

№
п\п
1

Тема раздела
Россия в
современном мире

Кол-во
часов
3

Тема урока
Место России среди стран мира.
Характеристика экономических,
политических и культурных связей
России.
Объекты мирового природного и
культурного наследия в России

2

Население России.

9

Содержание
Место России
среди
стран
мира.
Характеристика
экономических,
политических и культурных
связей России. Объекты

мирового природного
культурного наследия
России.

и
в

Человеческий потенциал страны. Человеческий потенциал
Численность,
размещение, страны.
Численность,
воспроизводство населения.
размещение, естественное
движение
населения..
Направления
и
типы
Направления и типы миграции.
миграции.
Половой
и
возрастной
состав
Половой и возрастной состав населения.
Народы
и
населения.
основные религии России.
Народы и основные религии Особенности расселения;
России.
городское
и
сельское
население.
Основная
Выявление
территориальных полоса расселения. Роль
аспектов
межнациональных крупнейших городов в
отношений.
жизни страны.

Выявление

Особенности
расселения; территориальных аспектов
городское и сельское население. межнациональных
отношений. Анализ карт
Основная полоса расселения.

населения
России.
Определение
основных
показателей,
Урбанизация. Роль крупнейших
характеризующих население
городов в жизни страны.
страны и ее отдельных
территорий.
Рынок труда и занятость населения
Систематизация знаний по теме «
Население России»
3

Хозяйство России.

22

Особенности отраслевой и
территориальной структуры
хозяйства России.

Особенности отраслевой и
территориальной структуры
хозяйства России.
Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие
Определения типов
территориальные сочетания
территориальной структуры
природных ресурсов.
хозяйств.
Производственный
Проблемы современного хозяйства. потенциал: география
отраслей хозяйства,

Природно-ресурсный потенциал и
важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов.
Производственный потенциал:
география отраслей хозяйства.
Группировка отраслей по
различным показателям.

географические проблемы и
перспективы развития.

Анализ экономических карт
России для определения
типов территориальной
структуры хозяйства.
Группировка отраслей по
различным показателям.

Научный комплекс.
Топливно - энергетический
комплекс. Нефтяная и газовая
промышленность.
Угольная промышленность.
Электроэнергетика.
Металлургический комплекс.
Черная металлургия.
География цветной металлургии.
Химическая промышленность.
Лесная промышленность.
Машиностроение. Значение, состав
комплекса.
Военно – промышленный
комплекс.
Агропромышленный комплекс.
Земледелие и животноводство.
Пищевая и легкая
промышленность.
Инфраструктурный комплекс.
Транспорт.
Виды транспорта. Значение.
Сфера обслуживания. Связь.

4

Природнохозяйственное

30

Систематизация знаний по теме
«МОК»
Экономическое районирование.

Различия территории по
условиям
и
степени

районирование
России.

Различия территории по условиям
и степени хозяйственного
освоения: зона Севера и основная
зона.
Европейская Россия.Центральный
район. История развития.
Природные условия и ресурсы.
Центральная Россия. Состав.
Природные ресурсы.
Население и трудовые ресурсы
Центральной России.
Экономика Центрального района.
Москва- административный,
культурный, научный центр.
Узловые районы Ц. России.
Центрально- Черноземный район.
Северо- Западная Россия. Природа.
Ресурсы.
Калининградская область.
Европейский Север. Природа.
Народы.
Хозяйство Европейского Севера.
Юг европейской России. Северный
Кавказ. Географическое
положение. Природа.
Хозяйство С.Кавказа.
Поволжье. Природные условия.
Ресурсы.
Хозяйство Поволжья.
Систематизация знаний по теме «
Европейская часть России»
Урал . ЭГП, природные ресурсы.
Хозяйство и проблемы Урала.

хозяйственного освоения:
зона Севера и основная
зона.
Географические
особенности
отдельных
районов и регионов: Север
и
Северо-Запад,
Центральная
Россия,
Поволжье, Юг Европейской
части страны, Урал, Сибирь
и
Дальний
Восток.
Географическое положение
регионов, их природный,
человеческий
и
хозяйственный потенциал.

Определение
влияния
особенностей природы на
жизнь и хозяйственную
деятельность
людей.
Оценка
экологической
ситуации в разных регионах
России.

Азиатская Россия. Западная
Сибирь. Природа, ресурсы.
Хозяйственное освоение и развитие
З.Сибири.
Север Восточной Сибири. Факторы
формирования района.
Население и хозяйство района.
Южная Сибирь. Пояс гор .
Кузнецко – Алтайский подрайон.
Ангаро- Енисейский и
Забайкальский подрайоны.
Дальний Восток- факторы
формирования района.
Население и хозяйство Д.Востока.
Систематизация знаний по теме «
Азиатская Россия».
5

География своей
республики (края,
области).

6

Определение географического
положения территории, основных
этапов ее освоения.
Этапы заселения, формирования
культуры народов.
Оценка природных ресурсов и их
использования.
Формирование современного
хозяйства.
Характеристика внутренних
различий районов и городов.
Достопримечательности региона.

Определение
географического
положения территории,
основных этапов ее
освоения. Этапы заселения,
формирования культуры
народов, современного
хозяйства. Характеристика
внутренних различий
районов и городов.

Достопримечательности.
Топонимика.
Оценка природных ресурсов
и их использования.
Наблюдение за природными
компонентами,
географическими
объектами, процессами и
явлениями своей местности,
их описание.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».