ОДНКНР 5 кл, к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26.
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для 5 класса

г. Серов, 2021 г.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ
ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего
образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897,
с последующими изменениями) с учетом Примерной основной общеобразовательной
программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Учебник по основам духовно – нравственной культуре народов России Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков, издательство «Вентана - Граф»;
Рабочая программа по ОДНКНР рассчитана на 35 часов.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа,
групповая работа.
Формы контроля: устный зачет, тест, самостоятельная работа, творческое задание.
Промежуточная аттестация запланирована в форме итогового тестирования.
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» предполагается в пятом классе.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить
процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями
Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого
особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается
в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость
и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их
возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой
интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на
различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают
сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено
логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические
задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные
тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица,
диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов
обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией,
представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками
учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По
страницам священных книг»;
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность
данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности
поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть
его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается
на следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Духовно-нравственные нормы и ценности», «Твой духовный мир»).
3.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе
является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других
предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
1.
Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным
искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое
место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет
обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать
важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства –
толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2.
Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни.
Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт
младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным
впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который
предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них
эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3.
Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог
различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный
разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает
становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4.
Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,

религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей,
нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической
среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть
большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской
культуры.
5.
Принцип
поступательности обеспечивает постепенность, последовательность
и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи
подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую
культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей
принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к
представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление
культурообразующего
содержания
духовно-нравственного
воспитания.
Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части
общества.Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе
разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у
подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека
связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с
пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед
умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей,
сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами
учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разныминародами
духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество иконкретный
индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится кнравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовномусаморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческиеценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,культурные,
семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,религиозные
верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человекаявляется
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истокив
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядахи др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в
том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному
этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и
деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.
В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В
мире культуры», «Народы России», «Духовно-нравственные нормы и ценности», «Религии
народов России», «Наш дом - Россия», «Твой духовный мир».
Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета определяет достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки,взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные
качества,
позволяющие
успешно
осуществлять
различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо отих
возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·
формирование
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебныхдействий разного типа
(познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать
свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия
в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания
участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.
Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения
учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
·
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать
в
диалоге:
высказывать
свои
суждения,
анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать
по
изображениям
(художественным
полотнам,
иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать
поступки
реальных
лиц,
героев
произведений,
высказывания
известных личностей.
· Работать
с
исторической
картой:
находить
объекты
в
соответствии
с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
·
·

Высказывать

предположения

о

последствиях

(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами
намечать способы саморазвития.
·Работать с историческими источниками и документами

неправильного

нравственности

и

этики;

Тематическое планирование
№ Наименование темы Кол-во
п\п
часов
I
В мире культуры
Всего
(2)
1
2

II

2

Народы России

2

5
6

2

Религия народов
России

Величие
многонациональ
ной российской
культуры

Ученые,
деятели литературы и
искусства России
в
разные
исторические времена и эпохи, которые
внесли большой вклад
в
мировую
культуру.

Россия –
многонациональ
ная страна.

Особенности
обычаев,
традиций
народов России. Кухня, народное
творчество, стихи, песни, внешний вид.

Всего
(4)

3
4

III

Содержание
Тема урока

Проектная
деятельность
«Диалог
Культур во имя
гражданского
мира и
согласия».

Всего
(6)

7
8

2

9
10

2

11
12

2

Буддизм

13

1

Круглый стол
« Толерантность,
веротерпимость»

IV
14
15
16

Православие

Ислам

Духовнонравственные
нормы и ценности

Мировые религии: христианство,
буддизм,
ислам.
Знакомство
с
традиционными для народов России
религиями: когда
появились,
какие
народы
исповедуют, основатели
религий, священные книги, символы
веры, культовые сооружения. Уважение
религиозных чувств россиян, терпимость
к
иным
верованиям.
Культовые
постройки:
храм,
мечеть,
пагода.
Религиозные праздники.

Всего
(13)
3

«Самое дорогое
у человека – это
жизнь».

Общечеловеческие
ценности.
Духовно-нравственные черты народов
России: любовь к Родине, терпимость,
отзывчивость,
великодушие,
гостеприимство, дружелюбие, щедрость,

трудолюбие,
доброта,
сострадание,
милосердие. Примеры спасения людей в
военное время и в мирной жизни.
Моя семья.
Расширение представлений о семье –
самом близком окружении ребёнка.
Семейные традиции в истории народов
России. Забота о чести семьи. Семейные
взаимоотношения: любовь родителей к
детям, уважение родителей детьми,
почитание старших и забота о младших
членах семьи.
Образцы
Групповая работа по поиску
информации(из книг, газет, телепередач,
нравственности
Интернета, бесед с родными). Примеры
в поступках
добрых дел(Из разных
наших предков и источников, включая и свои собственные
современников.
поступки).

17
18

2

19
20

2

21

1

Совесть и
раскаяние.

Свои
отношения
с
друзьями.
Обсуждении
поступков
людей
(нравственные, безнравственные).

22

1

Милосердие и
сострадание.

Традиции милосердия и бескорыстной
помощи нуждающимся. Всемирный
Красный Крест. Мать Тереза и Орден
Милосердия.

23

1

Групповая
работа «Зачем
творить добро?»

24

1

Отношение к
природе.

Роль природы в жизни человека.

25

1

Щедрость и
трудолюбие.

Трудолюбие
как нравственное
качество человека,
основа
трудовой деятельности. Отражение
отношения к труду в фольклоре.

26

1

Подвиг.

Героические страницы истории нашей
страны. Подъём патриотических чувств
россиян в эпоху освободительных войн.
Примеры
героизма.

Любовь к
Родине.Верность
Родине.
Образцы
защитников
Отечества в
литературе,
живописи,
музыке.

Презентация работ «Что я могу
сделать для своей Родины», «Моё
отношение к Родине».
Понимание роли человека в обществе,
принятие норм нравственного поведения.
Образы защитников Отчества, какие
черты характера присущи им. Групповая
работа.

V
27
28
29
30

Наш дом-Россия.

Всего
(6)
2
2

31

1

Хранить память
предков.

32

1

«Вклад моей
семьи в
благополучие и
процветание
Отечества»,
«Мой дедушка –
защитник
Родины»

VI

Твой духовный
мир.

Без
памяти
нет
нравственности, совести. Беспамятный
человек
–
неблагодарный,
безответственный. Уважение
к
труду, обычаям, вере предков.

Всего
(3)

33

1

Духовный мир
Человека

34

1

35

1

Правила
хорошего тона –
этикет.
Итоговый урок

Что
составляет
твой духовный
мир. Культура поведения современного
человека.
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».