Приложение к АООП ООО для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ №26. Утверждаю. Директор МБОУ ООШ №26 _________А.А. Лонганюк Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса г. Серов, 2021 г. Пояснительная записка Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ № 26, входит в содержательный раздел. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с учетом Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Учебник по основам духовно – нравственной культуре народов России Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, издательство «Вентана - Граф»; Рабочая программа по ОДНКНР рассчитана на 35 часов. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа. Формы контроля: устный зачет, тест, самостоятельная работа, творческое задание. Промежуточная аттестация запланирована в форме итогового тестирования. Пояснительная записка Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: – организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»; – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика). Общая характеристика учебного предмета В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Духовно-нравственные нормы и ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления. 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры. 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие: • совершенствование способности к восприятию накопленной разныминародами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество иконкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится кнравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовномусаморазвитию; • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческиеценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,религиозные верования; • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человекаявляется прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истокив повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядахи др.; • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Народы России», «Духовно-нравственные нормы и ценности», «Религии народов России», «Наш дом - Россия», «Твой духовный мир». Планируемые результаты обучения В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,взаимоотношения со сверстниками; • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: · формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; · воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо отих возраста, национальности, вероисповедания; · понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебныхдействий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: · владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; · овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: · осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; · использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; · расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Универсальные учебные действия. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: ·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. · Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. · Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. · Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. · Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. · Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. · Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: · · Высказывать предположения о последствиях (безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами намечать способы саморазвития. ·Работать с историческими источниками и документами неправильного нравственности и этики; Тематическое планирование № Наименование темы Кол-во п\п часов I В мире культуры Всего (2) 1 2 II 2 Народы России 2 5 6 2 Религия народов России Величие многонациональ ной российской культуры Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи, которые внесли большой вклад в мировую культуру. Россия – многонациональ ная страна. Особенности обычаев, традиций народов России. Кухня, народное творчество, стихи, песни, внешний вид. Всего (4) 3 4 III Содержание Тема урока Проектная деятельность «Диалог Культур во имя гражданского мира и согласия». Всего (6) 7 8 2 9 10 2 11 12 2 Буддизм 13 1 Круглый стол « Толерантность, веротерпимость» IV 14 15 16 Православие Ислам Духовнонравственные нормы и ценности Мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Знакомство с традиционными для народов России религиями: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры, культовые сооружения. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям. Культовые постройки: храм, мечеть, пагода. Религиозные праздники. Всего (13) 3 «Самое дорогое у человека – это жизнь». Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие. Примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни. Моя семья. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Образцы Групповая работа по поиску информации(из книг, газет, телепередач, нравственности Интернета, бесед с родными). Примеры в поступках добрых дел(Из разных наших предков и источников, включая и свои собственные современников. поступки). 17 18 2 19 20 2 21 1 Совесть и раскаяние. Свои отношения с друзьями. Обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные). 22 1 Милосердие и сострадание. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Мать Тереза и Орден Милосердия. 23 1 Групповая работа «Зачем творить добро?» 24 1 Отношение к природе. Роль природы в жизни человека. 25 1 Щедрость и трудолюбие. Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. 26 1 Подвиг. Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Любовь к Родине.Верность Родине. Образцы защитников Отечества в литературе, живописи, музыке. Презентация работ «Что я могу сделать для своей Родины», «Моё отношение к Родине». Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. Образы защитников Отчества, какие черты характера присущи им. Групповая работа. V 27 28 29 30 Наш дом-Россия. Всего (6) 2 2 31 1 Хранить память предков. 32 1 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины» VI Твой духовный мир. Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Всего (3) 33 1 Духовный мир Человека 34 1 35 1 Правила хорошего тона – этикет. Итоговый урок Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».