Дорога к праву 5 кл., к АООП ООО для обучающихся с ЗПР

Приложение к АООП ООО для
обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26.
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/1а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Дорога к праву»
для 5 класса

г. Серов, 2021 г.
1

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ
ООШ № 26, входит в содержательный раздел.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Дорога к праву для 5 класса
разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден
Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими
изменениями) с учетом Примерной основной общеобразовательной программы основного
общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа
По предмету
«Дорога к праву»
Актуальность:
В современном обществе выдвигаются новые требования не только к
обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Решение
проблем правового реформирования российского общества невозможны без создания
современной системы обучения правам человека в школе. Профессионально выстроенная
программа формирования правовой компетентности современной молодежи позволит решать
не только проблемы профилактики преступности в обществе. Она призвана способствовать
формированию правосознания и повышению правовой культуры подрастающего поколения, от
которого зависит будущее России. Обучение правам человека позволяет сохранить и передать
из поколения в поколение уважение людей к друг другу, правила разрешения конфликтов и
противоречий, позволяя обеспечивать стабильность и организованность в обществе. На
протяжении многовековой истории человечество отстаивало незыблемые принципы дружбы,
сотрудничества, равенства, справедливости, ставшие основой современных концепций прав
человека. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались
актуальными и в современности. Не случайно обучение правам человека сегодня становится
одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации
отечественного образования. Обучение правам человека является составляющей гражданского
образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо
повысить уровень обучения правам человека, правам ребенка.
Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством
ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов
международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других
людей, решать споры и конфликты правовыми способами.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в
различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный предмет реализует
обществоведческий аспект образования, обеспечивает воспитанию гражданственности,
патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов;
содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.
Задачи :
1.Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, прав ребенка.
2.Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
3.Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
4.Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других
людей.
5.Развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед
обществом.
6.Признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами.
7.Формировать уважение культурного наследия, языка и самобытности страны, в
2

которой ребенок проживает, и уважать цивилизации, отличные от его собственной.
8.Развивать
сотрудничество,
согласованность
между
индивидуальными
и
коллективными ценностями.
9.Формировать умения ненасильственного урегулирования конфликтов;
10. воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и
справедливость на национальном и международном уровне;
11.Формировать умения защищать окружающую природу (Рекомендации ЮНЕСКО).
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 35 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы
и методы обучения: исследовательское, информационно-репродуктивное,
продуктивное обучение.
При изучении тем предмета используются: памятки, тесты, тексты документов
(«Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы),
мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы,
кроссворды.

Формы и методы обучения:

Беседа
Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом)
Занятие - тренинг
Мини – сочинение
Устный журнал
Ролевые игры
Лекции с элементами беседы
Опережающие задания
Разработка проекта
Работа с книгой
Написание эссе
.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач.
Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

отстаивать свою точку зрения,

взаимодействовать в группе,

применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Содержание курса.
1. Раздел 1. Я - ребенок, Я – человек. (21 час)

1.1. Большая забота о маленьких детях

Знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка. Декларация прав человека.
Женевская декларация прав ребенка. Всеобщая декларация прав человека ООН. Конвенция о
правах ребенка. Понятие - права. Понятие - право.

1.2.Право на жизнь. Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни.
Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны
органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав
ребенка.

1.3. 7хЯ = семья

Роль семьи в обществе. Обязанности членов семьи. Элементарные представления о
механизме защиты прав ребенка. Формирование уважительного отношения к семье, правам
членов семьи и окружающих людей.
3

1.4 Государство на страже закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы) Кто может нарушить закон?
Нарушение прав ребенка. Правонарушения и их возможные последствия. Право на
неприкосновенность личности. Право на защиту от физического и психологического насилия.

1.5. Казнить нельзя, помиловать?

Конституционные обязанности гражданина. Ответственность
Административная ответственность несовершеннолетних.

и

ее

виды.

1.6. Школа моей мечты. Устав школы – основной закон ее жизни. Мой класс и мои
друзья.
Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность
учащихся. Правила поведения в школе и классе. Разработка правил поведения в классе.

1.7. В гостях у Айболита

Право на охрану здоровья. Право на медицинское обслуживание. Здоровье и его
составляющие. Правила питания. Правила гигиены.

1.11. Труд детей

Права несовершеннолетних по трудовому кодексу. Трудовой договор. Понятия
«непосильный труд», «самообслуживание», « эксплуатация детского труда».
2 Раздел 2. Защита прав. (8 часов)

2.1. Страна справедливости. Защита прав ребенка в школе.

Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление
памятки «Кто может меня защитить? Учить детей замечать нарушения прав человека.

2.2. Маленький, да удаленький.

Учить детей цивилизованно защищать свои права. Модель «Как защитить свое право»

2.3.Твое мнение.

Что означает слово «мнение». Учить культурно высказывать свое мнение, уважать
мнение других людей. Модель «Общественное мнение»

2.4.Правила честного спора.

Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными
средствами.
Проект «Правила спора»

2.5.Мои права – моя свобода

Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной жизни.
3. Раздел 3. Мои обязанности. (3 часа)

3.1. Можно ли быть свободным без ответственности?

Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий
«свобода» и «ответственность» в жизни человека.

3.2. Обязанности школьника.

Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба
является правом и обязанностью ученика.
4. Раздел 4. Повторение (3 часа)

4.1. Счастье твое закон бережет

Актуализировать основные понятия курса о правах человека. Подготовка к итоговому
проекту.

4.2. Мои права.

Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита итоговых проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)

1. Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.

У ученика будут сформированы:


знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных

праздников;


знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
4

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых
и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
Регулятивные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:

научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании
практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и
по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения цели
Коммуникативные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения
совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образам;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;




5

владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;

работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:

научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;

давать определения понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим
объемом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследований;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;

структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.


Календарно - тематическое планирование
№
п/п
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
II

Наименование
темы
Я – ребенок, я –
человек.

Защита прав

Кол-во
часов

Содержание

Всего (21)
1
Возникновения прав ребенка
2
Большая забота о маленьких детях
2

Право на жизнь

2

Вся семья вместе – и душа на месте

2

Государство на страже закона.

2

Казнить нельзя, помиловать?

2

Все мы разные

2

Школа моей мечты

2

Клятва Гиппократа. Что она означает?

2

Труд детей

2

Я – ребенок, я – человек.

Всего (8)
6

22
23
24
25
26
27
28
29
III
30
31
32
IV
33
34
35

Мои обязанности

Повторение

2

Страна справедливости.

2

Расскажи мне обо мне.

1
2

Маленький, да удаленький.
Чтобы достойно жить.

1
Всего (3)
1
1
1
Всего (3)
3

Мои права – моя свобода
За что я в ответе.
Устав школы.
Мои обязанности.
Счастье твоё закон бережёт. Подведение итогов.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».