Приложение к АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ №26 утвержденной приказом от 31.08.2017 г. №29 Утверждаю. Директор МБОУ ООШ №26 __________ А.А. Лонганюк Приказ от 30.08.2021 г. №36/1 а Рабочая программа по учебному предмету «Страна информатика» для 4 класса г. Серов, 2021 г. Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна информатики» для 4 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы МБОУ ООШ №26. Составлена на основе АООП ООО МБОУ ООШ №26. Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся: учет особенностей психофизического состояния обучающегося; обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно- практической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий; увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ: стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение внимания, напоминание о необходимости самопроверки), направляющую (повторное разъяснение инструкции к заданию); опора на жизненный опыт ребёнка; использование наглядных, дидактических материалов; выполнение задания по образцу; итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым даётся опорная схема-алгоритм; реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий; использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных предметных знаний, умений и навыков, но и формирование у обучающихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции трудности в процессе обучения. Планируемые результаты освоения информатики. личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»: — готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; — ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции; — социальные компетенции; — личностные качества метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД: — познавательных; — регулятивных; — коммуникативных; — овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса: — наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией; — соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »; — устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора; — понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.); — выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей; — решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов; — самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения; — овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); — получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»; — получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении; — приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности. Содержание учебного курса 4 класс Изучение курса информатики в 4 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией. Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером. Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании. Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.). Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов) Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Кодирование информации. (9 часов) Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Информация и данные. (8 часов) Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Документ и способы его создания. (8 часов) Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. Тематическое планирование Тематическое планирование Характеристика деятельности обучающихся 3 класс Виды информации. Человек и Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать компьютер – 8ч. изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Называть органы чувств и различать виды информации. Различать источники и приемники информации. Называть древние и современные носители информации. Кодирование информации – 8 Уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические ч. фигуры. Использовать знаково-символические средства представления информации. Уметь фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки. Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ. Кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия. Информация и данные - 8ч. Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора. Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях). Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка. Работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Документ и способы его Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную создания – 8ч. текстовую модель. Составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора. Создавать текстовый документ, графический документ. Повторение – 2ч. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Наименование разделов, тем Виды информации Техника безопасности и правила поведения в компьютерном человек и классе. Человек и информация компьютер – 8 ч. Какая бывает информация Источники информации Приемники информации Компьютер и его части Компьютер и его части Практическая работа на компьютере. №1, №2 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Раздел Наименование разделов, тем Тестирование. Кодирование Носители информации информации – 8 ч. Кодирование информации Способы кодирования Письменные источники информации Языки людей и языки программирования Практическая работа на компьютере 3 Практическая работа на компьютере 4 Тестирование . Практическая работа на компьютере 5 Информация и Текстовые данные данные–8 ч. Графические данные Числовая информация Десятичное кодирование Двоичное кодирование Числовые данные Тестирование Практическая работа 6 Документ и Документ и его создание способы его Электронный документ и файл создания – 8ч. Поиск документа Создание текстового документа Создание графического документа Файловая система. Компьютерные сети. Тестирование. Повторение – 2 ч. История информатики. Итоговая игра на повторение материала за курс 4 класса. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1