Литературное чтение, 4 класс к АООП НОО для детей с ЗПР

Приложение к АООП НОО
для обучающихся с ЗПР
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2017 г. №29
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
__________ А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г. №36/1 а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
для 4 класса

г. Серов, 2021 г.

Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ № 26, входит в
содержательный раздел.
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с
требованиями ФГОС основного общего начального образования (утвержден Приказом
Министерства образования и науки от 17.12.2010 г. № 1897, с последующими изменениями) с
учетом Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1-4 КЛАССАХ

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития
дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся
будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и
учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят
кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России
и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу,
воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на
прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат
возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить
его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и
чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного
языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный
жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и
систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень
читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия,
отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной
оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к
темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к
творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая
правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении
(героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты
повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся
декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность
научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научнопопулярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне
осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать
чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения:
удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений,
аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору,
жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный),
опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов
текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно - популярного текста,
понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к
героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую
информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы
по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной
литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать
текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте
требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в
явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ
примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей
и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами,
событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на
его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании
текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его
жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные
в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять)
поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять
явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных
текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный),
опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила
работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других
видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной
тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:

- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка,
пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение,
сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное
самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
(мультфильма).
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »
В 1-4 КЛАССАХ
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп
беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания
этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с
опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор
есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков
героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа
текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки
и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и
научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим
текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по
воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого
этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на
основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа
на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного

произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения
современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания
(по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный
образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на
основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Объём программы.
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа.
Формы организации учебной деятельности: урок.
Формы контроля: устный опрос, тест, самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация запланирована в форме теста.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п
№
№
п/п
п/п

РАЗДЕЛ.
Тема.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ 1 ч
1

1

2

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

Знакомство с учебником по Ориентировка в учебной книге:
литературному чтению.
самостоятельное нахождение произведения по
*65
лет
детскому его названию в содержании, отыскивание в
юмористическому
журналу учебной книге произведений, близких по
«Весёлые картинки»
тематике, самостоятельное пользование
(издаётся с сентября 1956 г.)
учебными заданиями к тексту.
Летописи, былины, жития (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Продолжается работа с произведениями
Прогнозирование
содержания фольклора, с былинами.
раздела. Из летописи: «И повесил Осознание понятия «Родина», представления
Олег щит свой на вратах о проявлении любви к Родине в литературе
Царьграда»
разных народов (на примере народов России).
Из летописи «И вспомнил Олег Схожесть тем и героев в фольклоре разных
народов.
коня своего»
Сравнение текста летописи с Тематика чтения обогащена введением в круг
текстом
произведения
А.С. чтения младших школьников литературы и
Пушкина «Песнь о вещем произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Олеге».
Поэтический текст былины «Иль- Интерпретация текста литературного
произведения в творческой деятельности
ины три поездочки». Сказочный
учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
характер былины.
драматизация, устное словесное рисование,
Прозаический текст былины в
знакомство с различными способами работы
пересказе Н. Карнауховой.
с деформированным текстом и использование их
Сравнение поэтического и
(установление причинно-следственных связей,
прозаического текстов.
последовательности событий, изложение с
Герой былины – защитник
элементами сочинения, создание собственного
государства Российского.
текста на основе художественного произведения
Картина В. Васнецова
(текст по аналогии), репродукций картин
«Богатыри»
Сергий Радонежский – святой художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта).
земли русской.
Ориентировка в учебной книге по содержанию,
Житиё Сергия Радонежского
самостоятельное пользование методическим и
«Летописи, былины, сказания,
ориентировочно-справочным аппаратом
бытия». Драматизация
учебника, вопросами и заданиями к тексту,
произведений.
сносками.
Знакомство с культурно-историческим

наследием России, с общечеловеческими
ценностями.

Чудесный мир классики (18ч)
10

1

11

2

12

3

13
14

4
5

15

6

16

7

17

8

18
19
20

9
10
11

21

12

22

13

23

14

24

15

25
26

16
17

27

18

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела.
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».
П.П.Ершов
«Конёк-Горбунок».
Сравнение
литературной
и
народной сказок.
П.П.Ершов
«Конёк-Горбунок».
Характеристика героя.
А.С.Пушкин. «Няне».
А.С.Пушкин. «Туча», «Унылая
пора! Очей очарование..»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»
*День дошкольного работника.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»
Характеристика героев.
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».
Деление сказки на части.
М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Сравнение мотивов русской и
турецкой сказок.
*Международный день учителя.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
Характеристика героев.
Жизнь и творчество
Л.Н.Толстого.
Л.Н. Толстой. «Детство».
События рассказа.
Басня. Л. Н. Толстой «Как мужик
камень убрал» Особенности
басни. Главная мысль.
А.П. Чехов. «Мальчики».
А.П. Чехов
«Мальчики».
Главные герои рассказа – герои
своего времени.
«Чудесный мир классики».
Викторина.

Сравнение прозаической и стихотворной речи
(узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения
(ритм, рифма).
Развитие навыков чтения. Развитие навыков
правильного, сознательного чтения вслух,
выработка ускоренного темпа чтения за счет
отработки приёмов целостного и точного
зрительного восприятия слова, быстрота
понимания прочитанного.
Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение.
Самостоятельная подготовка к выразительному
чтению.
Общее представление об особенностях
построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и
содержательности.
Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.
Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование).

Поэтическая тетрадь (8 ч)
28

1

29

2

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания
раздела.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален
вид...», «Как неожиданно и
ярко…»
А.А. Фет. «Весенний дождь»

Самостоятельная подготовка к выразительному
чтению.
Развитие навыков чтения.
Развитие навыков правильного, сознательного
чтения вслух, выработка ускоренного темпа
чтения за счет отработки приёмов целостного и
точного зрительного восприятия слова,

30

3

31

4

32

5

33
34

6
7

35

8

36

1

37

2

38

3

39

4

40

5

41

6

42

7

43

8

44

9

45

10

46

11

«Бабочка».
Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..»
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
Ритм стихотворения.
И.С. Никитин «В синем небе
плывут над полями...».
Н.А. Некрасов «Школьник»
Н.А. Некрасов «В зимние
сумерки нянины сказки ….».
Самостоятельная подготовка к
выразительному чтению.
И.А. Бунин «Листопад». Картина
осени в стихах И.А. Бунина.
Самостоятельная подготовка к
выразительному чтению.

быстрота понимания прочитанного.
Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение.
Сравнение прозаической и стихотворной речи
(узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения
(ритм, рифма).
Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и
содержательности.
Обогащение и активизация словаря учащихся,
развитие устной речи, её содержательности,
последовательности, точности, ясности и
выразительности.

Литературные сказки (12 ч)
Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
Составление
плана
сказки.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Особенности данного
литературного жанра.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Текст -описание в
содержании художественного
произведения
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Герои литературного
текста. Главная мысль
произведения.
П.П.
Бажов
«Серебряное
копытце».
П.П. Бажов «Серебряное
копытце». Мотивы народных
сказок в авторском тексте.
П.П. Бажов «Серебряное
копытце». Герои
художественного произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек». Герои произведения.
С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек». Деление текста на
части.
С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек». Составление плана.
Выборочный пересказ сказки.
Словесное иллюстрирование.

Осознанное чтение про себя любого по объему
и жанру текста.
Общее представление об особенностях
построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Умение построить монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в
форме ответа на вопрос.
Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана
собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ
по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста).
Составление творческих пересказов от имени
одного из героев, с вымышленным
продолжением рассказов о случае из жизни по
наблюдениям, с элементами описания или
рассуждения.

47

12

Внеклассное чтение. Сказки
любимых писателей.

48

1

49

2

50

3

51

4

52

5

53

6

54

7

55

8

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о
потерянном времени».
Е.Л. Шварц
«Сказка
о
потерянном
времени».
Нравственный
смысл
произведения.
В.Ю. Драгунский «Главные
реки». Особенности
юмористического текста.
В.Ю. Драгунский «Что любит
Мишка» Отражение основной
мысли текста в высказывании.
В.В. Галявкин «Никакой я
горчицы не ел». Смысл
заголовка. Герои произведения
В.В. Галявкин «Никакой я
горчицы не ел». Инсценирование
произведения.
Внеклассное чтение. Книги о
сверстниках, о школе.
«Делу время - потехе час».
Оценка достижений
*200 –летие со дня рождения
Н.А. Некрасова

Делу время – потехе час (8 ч)
Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и
содержательности.
Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.
Отражение основной мысли текста в
высказывании.
Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного
текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана
собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по
заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих
составить рассказ о герое), описание места
действия (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить данное описание на
основе текста).
Составление творческих пересказов от имени
одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения.

Страна детства ( 4 ч)
56

1

57

2

58

3

59

4

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Б.С. Житков «Как я
ловил
человечков».
Герои
произведения.
К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками».
К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками».
Музыкальное сопровождение
произведения.
М.М. Зощенко «Елка». Герои
произведения.

Осознанное чтение про себя любого по объему
и жанру текста.
Интерпретация текста литературного
произведения в творческой деятельности
учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на
основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на

основе личного опыта).
Умение построить монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в
форме ответа на вопрос.
Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.
Составление творческих пересказов от имени
одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям,
с элементами описания или рассуждения.
Выявление особенностей речи действующих лиц
рассказа, сопоставление их поступков,
отношения к окружающим (по одному или ряду
произведений), выявление мотивов поведения
героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.
Соблюдение при пересказе логической
последовательности и точности изложения.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) и рассуждения, с заменой
диалога повествованием.

Поэтическая тетрадь (4 ч)
60

1

61

2

62

3

63

4

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. В.Я. Брюсов «Опять
сон»,
«Детская».
Тема
стихотворений.
С.А. Есенин «Бабушкины
сказки». Тема стихотворений.
М.И.Цветаева «Бежит тропинка с
бугорка», «Наши царства».
Сравнение произведений разных
поэтов на одну и ту же тему.
Конкурс чтецов.
Оценка достижений.
*100 лет «Мойдодыр»,
«Тараканище» К.И. Чуковского
(21.01)

Развитие навыков чтения.
Развитие навыков правильного, сознательного
чтения вслух, выработка ускоренного темпа
чтения за счет отработки приёмов целостного и
точного зрительного восприятия слова,
быстрота понимания прочитанного.
Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение.
Самостоятельная подготовка к выразительному
чтению.
Сравнение прозаической и стихотворной речи
(узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения
(ритм, рифма).
Самостоятельное нахождение в тексте
художественного произведения средств
выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Развитие наблюдательности при чтении
поэтических текстов.
Обогащение и активизация словаря учащихся,
развитие устной речи, её содержательности,
последовательности, точности, ясности и
выразительности.
Различение оттенков значения слов в тексте,
использование их в речи, нахождение в

произведении и осмысление значения слов
и выражений, ярко изображающих события,
героев, окружающую природу (сравнений,
эпитетов, метафор, фразеологических
оборотов).

Природа и мы (10 ч)
64

1

65

2

66
67

3
4

68
69

5
6

70
71

7
8

72

9

73

10

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания
раздела. Д.Н. Мамин - Сибиряк
«Приёмыш». Анализ заголовка
Д.Н. Мамин - Сибиряк
«Приёмыш». Отношение
человека к природе.
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Поступок как характеристика
героя произведения.
М.М. Пришвин «Выскочка».
М.М. Пришвин «Выскочка».
Характеристика героя на основе
поступка.
Е.И. Чарушин «Кабан».
В.П.
Астафьев
«Стрижонок
Скрип». Герои рассказа.
В.П. Астафьев «Стрижонок
Скрип». Составление плана.
Выборочный пересказ.
«Природа и мы» Викторина по
произведениям.

Осознанное чтение про себя любого по объему
и жанру текста.
Общее представление об особенностях
построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж,
портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Умение построить монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в
форме ответа на вопрос.
Развитие умения предвосхищать (предвидеть)
ход развития сюжета, последовательности
событий.
Самостоятельный выборочный пересказ по
заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста).
Ориентировка в учебной книге по содержанию,
самостоятельное пользование методическим и
ориентировочно-справочным аппаратом
учебника, вопросами и заданиями к тексту,
сносками.
Соблюдение при пересказе логической
последовательности и точности изложения.
Воспроизведение содержания текста с
элементами описания (природы, внешнего вида
героя, обстановки) и рассуждения, с заменой
диалога повествованием.

Поэтическая тетрадь (6 ч)
74

1

75

2

76
77

3
4

78
79

5
6

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая
осень».
А. Клычков «Весна в лесу».
Средства выразительности.
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
Средства выразительности.
С.А. Есенин «Лебедушка».
«Поэтическая тетрадь».
Оценка достижений.

Развитие навыков чтения.
Развитие навыков правильного, сознательного
чтения вслух, выработка ускоренного темпа
чтения за счет отработки приёмов целостного и
точного зрительного восприятия слова,
быстрота понимания прочитанного.
Самостоятельное нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности:
синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение.
Самостоятельная подготовка к выразительному
чтению.

Развитие умения различать состояние природы
в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными
текстами-описаниями, находить литературные
произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и
содержательности.
Развитие наблюдательности при чтении
поэтических текстов.
Различение оттенков значения слов в тексте,
использование их в речи, нахождение в
произведении и осмысление значения слов и
выражений, ярко изображающих события,
героев, окружающую природу (сравнений,
эпитетов, метафор, фразеологических оборотов)

Родина (4 ч)
80

1

81

2

82

3

83

4

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование
содержания
раздела. И.С. Никитин «Русь».
Образ Родины в поэтическом
тексте.
С.Д.
Дрожжин
«Родине».
Авторское
отношение
к
изображаемому.
А.В. Жигулин «О, Родина! В
неярком блеске…».
Проект: «Они защищали Родину»

Знакомство с культурно-историческим
наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
Ориентировка в учебной книге по содержанию,
самостоятельное пользование методическим и
ориентировочно-справочным аппаратом
учебника, вопросами и заданиями к тексту,
сносками.
Самостоятельная подготовка к выразительному
чтению.
Развитие умения различать состояние природы
в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными
текстами-описаниями, находить литературные
произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Развитие наблюдательности при чтении
поэтических текстов.
Самостоятельное нахождение в тексте
художественного произведения средств
выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и
содержательности. .
Различение оттенков значения слов в тексте,
использование их в речи, нахождение в
произведении и осмысление значения слов и
выражений, ярко изображающих события,
героев, окружающую природу (сравнений,
эпитетов, метафор, фразеологических обо-

ротов).

Страна Фантазия (5 ч)
84

1

85

2

86

3

87

4

88

5

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания.
Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника».
Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника».
Герои
фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие
Алисы». Особенности
фантастического жанра.
Кир Булычёв «Путешествие
Алисы». Сравнение героев
фантастического жанра.
«Страна Фантазия»
Драматизация произведений.

Осознанное чтение про себя любого по объему
и жанру текста. Интерпретация текста
литературного произведения в творческой
деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных
связей, последовательности событий, изложение
с элементами сочинения, создание собственного
текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного
опыта).
Расширяется круг произведений современной
отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы,
доступными для восприятия младших
школьников.
Книги разных видов: приключенческая,
фантастическая, научно-популярная.
Отражение основной мысли текста в
высказывании.
Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научнопопулярного, учебного и художественного
текстов.
Развитие умения предвосхищать (предвидеть)
ход развития сюжета, последовательности
событий.
Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка
(синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с
использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Выявление особенностей речи действующих
лиц рассказа, сопоставление их поступков,
отношения к окружающим (по одному или ряду
произведений), выявление мотивов поведения
героев и определение своего и авторского
отношения к событиям и персонажам.

Зарубежная литература (14 ч)
89

1

90

2

Знакомство с названием раздела.
Прогнозирование содержания
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера».
Д.
Свифт
«Путешествие
Гулливера». Особое развитие

Осознанное чтение про себя любого по объему
и жанру текста.
Расширяется круг произведений современной
отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы,
доступными для восприятия младших

91

3

92
93

4
5

94

6

95

7

96

8

97

9

98
99

10
11

100

12

101

13

102

14

сюжета в зарубежной литературе.
Свифт
«Путешествие
Гулливера».
Герои
приключенческой литературы.
Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Авторская сказка.
Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Деление произведения на части.
Г.Х. Андерсен «Русалочка».
Рассказ о Русалочке.
Характеристика героев.
М. Твен «Приключения Тома
Сойера».
М. Твен «Приключения Тома
Сойера» Сравнение героев, их
поступков.
Сельма Лагерлеф. Святая ночь.
Сельма Лагерлеф. Святая ночь.
Сопоставление поступков героев.
Сельма Лагерлеф. В Назарете.
Святое семейство.
Сельма Лагерлеф. В Назарете.
Иисус и Иуда.
Всероссийская
контрольная
работа

школьников.
Книги разных видов: художественная,
историческая, приключенческая,
фантастическая.
Умение построить монологическое
речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной
теме или в форме ответа на вопрос.
Развитие умения предвосхищать (предвидеть)
ход развития сюжета, последовательности
событий.
Обогащение и активизация словаря учащихся,
развитие устной речи, её содержательности,
последовательности, точности, ясности и
выразительности. Выявление особенностей речи
действующих лиц рассказа, сопоставление их
поступков, отношения к окружающим (по
одному или ряду произведений), выявление
мотивов поведения героев и определение своего
и авторского отношения к событиям и
персонажам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».