Русский язык 3-ий год обучения к АОО ООО для детей с УО

Приложение к АООП ООО для
детей с умственной отсталостью
МБОУ ООШ №26 утвержденной
приказом от 31.08.2018 г. №23
Утверждаю.
Директор МБОУ ООШ №26
_________А.А. Лонганюк
Приказ от 30.08.2021 г.№36/14а

Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
для 3 года обучения

г. Серов, 2021 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа является частью Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ № 26 для детей с
легкой умственной отсталостью и входит в содержательный раздел.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной
отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Постановление об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.

Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся,
воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным
планом МБОУ ООШ №26 на 2021 – 2022 учебный год.
Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М.:
Просвещение, 2011г).

учебника Э. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. (М.,
«Просвещение», 2018г).
Цель предмета - формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение
которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное
положение в обществе.
Задачи предмета:

формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые
обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для
реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь,
точность в построении предложения, связность устного высказывания;
 знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
 обучение грамотному и аккуратному письму;
 формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях
 осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания
школьников.
Настоящая адаптированная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.
Основные принципы материала:
Общедидактические принципы: сознательности и активности; наглядности;
систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории
с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
динамичность восприятия; продуктивной обработки информации; развития и коррекции
высших психических функций; мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на
уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
2

развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Результаты изучения курса обучающимися 3 класса.
К концу 3 класса учащиеся должны: уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить часть слова при письме; списывать текст целыми словами; писать под диктовку
текст (20-25 сл.), включающий изученные орфограммы.
знать: алфавит.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного
образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который
строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа.
Общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
Виды работ обучающихся:
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся
являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах,
выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение,
разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой),
запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного
порядка слов в предложении.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического задания.
Межпредметные связи:
Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу
словами.
Речевая практика- составление связного рассказа по картинке.
Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного
упражнения в учебнике.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант
детализирует и раскрывает
содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая
3

практика»
Сроки реализации учебного предмета «Русский язык» 4 часа в неделю, 136 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП отражают:
-осознание себя как гражданина России;
-овладение начальными навыками адаптации;
-Владение навыками коммуникации;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности
их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной
области деятельности по получению нового знания.
формирование интереса к изучению русского языка;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
овладение основами грамотного письма;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Достаточный уровень:
Списывание рукописного и печатного
текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
запись
под
диктовку
текст,
включающие слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
дифференциация и подбор слова
различных категорий по вопросу (название
предметов,
действий
и
признаков
предметов);
составление
и
распространение
предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка
знаков препинания в конце предложения
(точка, вопросительный и восклицательный
знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет
речь), озаглавливание его;
самостоятельная
запись
3-4
предложений из составленного текста после

Минимальный уровень:
Деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми
словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
дифференциация и подбор слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
составление
предложений,
восстановление в них нарушенного порядка
слов с ориентацией на серию сюжетных
картинок;
выделение из текста предложений на
заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и
выбора заголовка к нему.

4

его анализа.

 Требования к знаниям и умениям
 Обучающиеся должны знать:
 алфавит.
 гласные и согласные буквы и звуки;
 правила написания предложения;
 знать названия предметов, действий, признаков;
 правописание собственных и нарицательных имен;
 правописание предлогов.
 Обучающиеся должны уметь:
 составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении;
 анализировать слова по звуковому составу;
 различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
 определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги,
переносить части слова при письме;
 списывать текст целыми словами;
 писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка письменных работ
 Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с
различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический
разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
 Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе: 20-25 слов.
 Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
 Диктанты
 «5» — работа выполнена без ошибок;
 «4» — 1-3 ошибки;
 «3» — 4-5 ошибок;
 Грамматические задания
 «5» — безошибочное выполнение всех заданий;
 «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
 «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
 Контрольные списывания
 «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с
требованиями каллиграфии письма;
 «4» — 1 ошибка и одно исправление;
 «3» — 2 ошибки и одно исправление;
 «2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.
5

Основное содержание рабочей программы
Наименование
раздела
учебного
материала
1 Повторение

Количеств
о часов на
изучение
раздела
10ч

2 Звуки и буквы

50ч

3 Слово

58 ч

4 Предложение

10

5 Повторение

8

Основные элементы раздела

Составление предложений на основе демонстраций
действий. Обозначение на
схеме
правил
записи
предложений. Распространение предложений на схеме с
помощью картинок. Запись по образцу предложения.
Называние предмета различных родовых групп.
Различение реального предмета и слова, называющего
этот предмет. Составление предложений с данным
словом.
Различение гласных и согласных звуков и букв, их
обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме.
Составление предложения с заданным словом. Сравнение
слов отличающимся одним звуком, количеством звуков,
их расположение. Выделение ударного гласного по
образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги.
Названия предметов. Названия действий. Предлоги.
Слова с непроверяемыми гласными.
Выделение предложения из текста. Правила записи
предложения. Предложение и его схема. Составление
предложения по предметной и сюжетной картинкам.
Предложения-вопросы и предложения-ответы.

136 ч

Содержание программы в 3 классе
1. Повторение материала
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в
конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку.
Выделение предложений из речи текста.
2.Звуки и буквы
Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов.
Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова.
Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие
согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.
3. СловоСлова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных.
Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов.
Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки
предметов. Предлоги.
4. Предложение
Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему.
Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.
6

5. Повторение
Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен
собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные.
Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.

7

№

1

2

Дата

Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса
Кол
ичес
Тема раздела
Основные виды деятельности
тво
Основные понятия
Тема урока
обучающихся
часо
в
Повторение
Работа с текстом, предложением.
Предложение.
Чистописание.
Выделение предложения
1ч
из текста.
Работать с учебником.
Предложение и его
Словарная работа - овощи
1ч
схема.

3

Предложения-вопросы и
предложения – ответы.

1ч

4

Завершение начатого
предложения.

1ч

5

Различение набора слов
и предложения.

1ч

6
7

Порядок слов в
предложении.

2ч

8

Диагностический
контрольный диктант.

1ч

9

Работа над ошибками.

1ч

Практическая часть

Повторение пройденного за год.
Составление простых
распространенных предложений
по вопросам учителя на основе
демонстрируемого действия, по
предметным и сюжетным
картинкам, на предложенную
Составление и запись полных тему.
ответов на вопросы, используя
слова вопроса и опорные слова;
чистописание.
Составление рассказа по серии
сюжетных картинок; словарная
работа - огород
Составление предложений из слов
данных вразбивку; составление
предложений по опорным схемам;
чистописание.
Составление рассказа по серии
сюжетных картинок; письмо по
памяти.
Диагностический
контрольный Проверить умение писать под
диктант.
Выполнение диктовку, применять правила.
грамматического задания.
Работа с ошибками, допущенные
при диктанте, чистописание.
8

10

Предложение.
Закрепление знаний.

11

Знакомство с алфавитом.

12

Звуки гласные и
согласные.

1ч

13

Ударение в словах.

1ч

14

Гласные ударные и
безударные. Выделение
ударной гласной в слове.

1ч

1ч
1ч

Гласные ударные и
безударные. Выделение
ударной гласной в слове.

1ч

16
17

Деление слов на слоги.

2ч

18

Контрольный диктант

1ч

19

Работа над ошибками.

1ч

20

Гласные буквы е, ё, ю, я
в начале слова или слога.
Гласные буквы е, ё, ю, я
в начале слова или слога.

15

21
22
23

Перенос части слова при
письме.

1ч
1ч
2ч

Работа с учебником.
Чистописание.
Звуки и буквы
Расположение букв в алфавите; Тренировать детей в различении
звуки и названия букв;
звуков и букв и в распределении
слов по алфавиту.
Привести в систему знания детей
Интерактивное упражнение
о гласных и согласных звуках, и
"Гласный или согласный "
об их смыслоразличительной
роли.
Работа с учебником. Заучивание
правила.
Выделение гласных звуков из
слов, графическое выделение
гласных;
Выделение гласных звуков из
слов, графическое выделение
гласных;
чистописание
Деление слов на слоги; подсчёт
кол-ва слогов в слове; правило;
Письмо текста под диктовку

Проверить умение писать под
диктовку, применять правила.

Исправление типичных ошибок;
чистописание
Словарная работа - яблоко
Работа с учебником, рабочей
тетрадью.
Практические упражнения в
делении слов на слоги и для
переноса; правила; чистописание.
9

24
25

Закрепление
пройденного материала.
Самостоятельная работа.
Различение твердых и
мягких согласных перед
гласными.

Работа в тетрадях.
1ч
1ч

26

Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами и, е, ё, ю,я.

1ч

27

Обозначение мягкости
согласных на письме
буквами и, е, ё, ю,я.

1ч

28

Буква мягкий знак (ь) на
конце слова.

1ч

29

Буква мягкий знак (ь) в
середине слова.

1ч

30

Различение твердых и
мягких согласных.

1ч

31

Контрольный диктант.

1ч

32
33

Работа над ошибками.
Различение твердых и
мягких согласных.
Различение твердых и
мягких согласных.

1ч

34
35

Написание ЖИ – ШИ в
словах.

1ч
1ч
1ч

Различение на слух и при письме
твердых и мягких слогов.
Различение пар слов,
отличающихся гласными;
составление предложений;
правило.
Различение пар слов,
отличающихся гласными;
составление предложений;
правило;
Дифференциация твёрдых и
мягких согласных на конце слова;
выделение ь на конце слова.
Дифференциация твёрдых и
мягких согласных в середине
слова; выделение ь в середине
слова.
Списывание предложения с
печатного текста со вставкой
нужной буквы в слова.1ч
Письмо текста под диктовку.

Проверить умение писать под
диктовку, применять правила.

Работа в тетрадях.
Словарная работа - мебель
Комментированное письмо
Объяснение написания слов с
мягким знаком; запись отгадок.
Запись слов и предложений со
словами с сочетаниями жи – ши;
правило.
10

36

Написание ЧА-ЩА в
словах.

1ч

37

Написание ЧУ-ЩУ в
словах.

1ч

38
39

Написание ЖИ-ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ.

2ч

Контрольный диктант.

1ч

41

Работа над ошибками.

1ч

42

Составление пар звонких
и глухих согласных.

1ч

43
44

Различение Б-П, В-Ф

2ч

45
46

Различение Д-Т, Г-К.

2ч

40

47
48
49
50
51
52

53

54

Различение Ж-Ш, З-С.
Наблюдение за звонкими
и глухими согласными
на конце слова.
Правописание звонких и
глухих согласных на
конце слова.
Правописание звонких и
глухих согласных на
конце слова.
Контрольное
списывание.
Проверка написания
звонких и глухих

2ч
2ч

Изменение слов по образцу;
составление предложений;
правило.
Изменение слов по образцу;
составление предложений;
правило.
Словарная работа - товарищ
Письмо текста под диктовку.

Проверить умение писать под
диктовку, применять правила.

Работа в тетрадях.
Выделение звонких и глухих
согласных на слух и на письме.
Дифференциация согласных
звуков на конце слова;
чистописание.
Словарная работа - дневник.
Подбор слогов по схемам;
выделение звонких и глухих
согласных на слух и на письме;
Изменение слов по числам;
дифференциация согласных
звуков на конце слова;
Словарная работа – сапоги.

2ч

1ч

1ч

Запись слов парами; отгадывание
загадок; Работа с учебником.
Интерактивное упражнение
"Звонкий или глухой согласный"
Словарная работа-праздник.
11

55

56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

согласных на конце
слова.
Проверка написания
звонких и глухих
согласных на конце
слова.
Правила правописания в
словах. Закрепление
знаний.
Правила правописания в
словах. Закрепление
знаний.
Правила правописания в
словах. Закрепление
знаний.
Закрепление
пройденного.
Самостоятельная работа
Работа над ошибками.

1ч

1ч
1ч

Работа в тетрадях.

1ч
1ч
1ч

Названия предметов.
Различение названий
предметов по вопросам
Кто? Что?

2ч

Обобщающее название
для групп однородных
предметов.

2ч

Выделение названий
предмета из
предложения.

4ч

Контрольный диктант.
Работа над ошибками.

1ч
1ч

Слово
Классифицировать
Запись названий предметов по
слова в соответствии с вопросам; чистописание
их значением (слова,
называющие предметы,
слова,
называющие Словарная работа – одежда
признаки,
слова,
называющие действия).
Группировать
слова, Запись названий предметов с
сходные по значению и обобщающим словом.
звучанию.
Словарная работа-вчера, сегодня.
Анализировать текст: Расширение круга имён
находить
слова
с собственных; чистописание
буквосочетаниями жиши, ча-ща, чу-щу.
Различение слов по вопросам.

Читать и записывать
предложения по заданию
учителя. Списывать по слогам
слова с рукописного и печатного
текста.

12

71
72
73
74
75
76
77
78
79

80
81

82

83
84

Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях
людей и кличках
животных.
Закрепление
пройденного.
Самостоятельная работа
Названия действий.
Различение названий
действий по вопросам:
Что делает? Что делают?
Различение названий
действий по вопросам
что делал? Что делала?
Что сделал? Что
сделала?
Различение названий
действий по вопросам
что делал? Что делала?
Что делали? Что сделал?
Что сделала? Что
сделали?
Различение названий
действий по вопросам
что делал? Что делала?
Что делали? Что сделал?
Что сделала? Что
сделали?
Различение названий
действий по вопросам
что сделает? Что
сделают?

3ч

1ч

2ч

Подбирать
слова, Изменение слов по вопросам и
которые пишутся с временам; подчёркивание
заглавной буквы.
действий двумя чертами;
Объяснять
правила
написания
слов
с
заглавной
буквы;
подбирать
слова,
которые пишутся с
заглавной
буквы;
подбирать и записывать
имена собственные на
заданную букву.
Объяснять
значение
слова

3ч
Определение предмета по ряду
действий; чистописание
2ч

1ч

2ч

Словарная работа – учитель,
класс
Изменение слов по вопросам и
временам; подчёркивание
действий двумя чертами;
Письмо текста под диктовку

13

85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Постановка вопросов к
названиям действий.
Подбор названий
действий к названиям
предметов по вопросам.
Закрепление
пройденного.
Самостоятельная работа.
Работа над ошибками
Названия признаков.
Определение признака
предмета по вопросам
какой? Какая? Какое?
Какие?
Различение предметов по
их признакам.
Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета.
Постановка вопросов к
названиям признаков
предмета.

102
103

Выделение названий
признаков предмета из
предложения.
Выделение названий
признаков предмета из
предложения.

104
105

Названия предметов,
действий и признаков.

101

3ч

Выписывание названий действий
из текста; подчёркивание в тексте;
чистописание.

Проверить умение писать под
диктовку, применять правила.

3ч
1ч
1ч

3ч

2ч

Работа с заданиями к упражнению,
образцами,
иллюстрациями
чистописание
Словарная работа - арбуз
Работа с учебником.

2ч

1ч

Работа с учебником. Словарная
работа – дорога.

1ч

Работа с учебником.

2ч

Работа с учебником, карточками.

2ч

Работа с учебником, карточками.

14

106
107

Названия предметов,
действий и признаков.
Контрольное
списывание по теме.

108

Работа над ошибками.

109
110

Предлоги В, НА, С, ИЗ,
У.
Предлоги К, ПО со
словами.
Предлоги К, ПО со
словами.
Предлог ОТ со словами.

111
112
113
114
115
116
117
118
119

Предлоги НАД, ПОД со
славами.
Предлог О со словами
Предлоги К, ПО,
ОТ,НАД, ПОД,О со
словами.
Закрепление
пройденного.
Самостоятельная работа.

1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч

Работа с учебником.
Письмо текста под диктовку
Исправление типичных ошибок;
чистописание.
Словарная работа – город
Упражнения в произношении
предлогов в речи
Работа в тетрадях.
Работа в тетрадях.

1ч
2ч
2ч

Составлять
предлогами.

предложения

с

1ч
Предложение

120
121

122

Предложение.
Выделение предложения
из текста.

2ч

Предложение
законченное и
незаконченное.

1ч

Составление предложений по
вопросам.

Словарная работа неделя, месяц.
123

Распространение
предложений.

Учить аккуратно и грамотно
списывать
предложения
из
учебника
Читать
и
записывать
предложения
по
заданию
учителя. Списывать по слогам
слова с рукописного и печатного
текста.

1ч
15

124
125
126

127

128

129

Контрольное
списывание.
Распространение
предложений.
Слова в предложении.
Порядок слов в
предложении.
Составление
предложений.
Составление
предложений
Закрепление
пройденного.
Самостоятельная работа.

Подсчитывание
количества
предложений в тексте и на слух

1ч

Составлять предложения по
Составление предложений из слов, графической схеме.
данных в начальной форме.

1ч
1ч

Составление рассказа по серии
сюжетных картинок

1ч

Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.

1ч

Учить
завершать
начатые
предложения с опорой на
картинку. Записывать в тетрадь.
Работать с деформированными
предложениями (слова даны в
нужной
форме).
Учить
озаглавливать рассказ.

1ч
Повторение

130

Слово. Правила
правописания в слове.

1ч

Повторение
пройденного за год.
Составление простых
распространенных
предложений
по
вопросам учителя на
основе
демонстрируемого
действия,
по
предметным
и
сюжетным картинкам,
на предложенную тему.
Правильное
употребление
форм
16

знакомых слов при
ответах на вопросы и
составление
предложений.
131

132

133
134

135

136

Названия предметов и
признаков.

1ч

Названия предметов и
признаков.

1ч

Название действий.
Предложение.
Контрольное
списывание.

2ч

Годовой контрольный
диктант.
Анализ годового
контрольного диктанта.
Работа над ошибками

Работа с заданиями к упражнению, Учить оформлять ответы с
образцами.
ориентацией
на
вопросы.
Строить сообщения в устной и
письменной форме.
Различение слов по вопросам;
чистописание
Учить аккуратно и грамотно
списывать
предложения
из
учебника.

1ч

1ч

1ч

Письмо текста под диктовку

Проверить умения и знания
учащихся писать под диктовку,
применять правила. Следить за
каллиграфией.

Работа в тетрадях.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 0-4 классы (Под редакцией И. М. Бгажноковой. –
М.: Просвещение, 2011);
2.
Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения, лента
букв, магнитные буквы, предметные картинки;
3.
Компьютер, проектор, мультимедиа, экран, презентации.
4.
Интернет-ресурсы

17

Список литературы:
1. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.
2.Изучаем орфограммы русского языка. Л.С.Овчинникова. Феникс 2017г.
3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова
А.К., Ильина С.Ю.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
4. Письмо. Развитие речи 1-4 классы. Конспекты занятий, дифференцированные задания Н.В. Додух издательство «Учитель»
5. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В. Я.В.Коршунова, 2017г.
6.Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.
7. Русский язык 1-4 классы. Развитие устной речи и коррекция письма. И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
8.Сборник диктантов 2-4 классы( -Москва 2016г)

1 четверть.
Зрительный диктант №1
Звуки и буквы.
Рыбы.
У Юры банка. Там рыбы. Юра дал корм. Рыбы ели. (10 слов)
Грамматическое задание. Составить схему 1 предложения.
Контрольное списывание.
Петя.
Петя мал. Он ел кашу. Он пил сок. (8 слов)
Грамматическое задание. Составить схему 1 предложения.
Диктант №2
Слог.
Дома.
Мама ушла. Дети дома. Ира учила уроки. Саша читал книгу. (10 слов)
Грамматическое задание.
Составить схему слова: 1 вариант-мама, 2 вариант - дети.
Контрольное списывание.
Дома.

2 четверть.
Диктант №3
Звонкие и глухие согласные.
Дети в саду.
У Томы лопата. У Димы ведро. Там вода. Дети идут в сад.
(12 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть буквы т и д.
Контрольное списывание.
На лугу.
У Гали куры. У Кати гуси. Куры и гуси на лугу. (11 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть буквы г и к.
Диктант №4
Согласные твёрдые и мягкие.
Зимой.
Зимой много снега. Дети рады. Миша катит ком. Сева взял санки.
Вот горка. (13 слов)
Грамматическое задание. Сделать звукобуквенный анализ слова: 1
вариант – санки, 2 вариант – горка.
18

Мама ушла. Папа дома. Я делаю уроки. (7 слов)
Грамматическое задание. Составить схему слова – папа.

Контрольное списывание.
Зимой.
Была зима. Лена гуляла. Щёки у Лены красные. Руки тёплые.
(10 слов)
Грамматическое задание. Сделать звукобуквенный анализ слова зима.

3 четверть.
Диктант №5
Предметы, отвечающие на вопросы кто? что?
Кот.
У нас есть кот Вася. У Васьки мягкая шерсть. Он любит спать и
мурлыкать. (14 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть слова, отвечающие на
вопросы кто? что?
Контрольное списывание.
Кошка.
Миша лепит кошку. У кошки ушки и хвост. А вот и лапы. (12 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть слова, отвечающие на
вопросы кто? что?
Диктант №6
.Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных
Друзья.
У Тани Петровой пёс Барсик. А у Лены Смирновой котёнок Персик.
Они очень дружные. (14 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть большую букву в именах и
фамилиях людей, кличках животных
Контрольное списывание.
Игра.
Катя Жукова дома. У неё много игрушек. Она кормит куклу Машу.
(11 слов)

Контрольное списывание.
На горе.
Около школы сугробы. У Гриши сани. Он катает малышей. Быстро
катят с горы сани.(14 слов) Грамматическое задание. Подчеркнуть
первую букву в начале предложения.
4 четверть
Диктант №8
Предложение.
Подарок.
Было утро. Лида рвала лютики. Она ставит букет в вазу. Это
подарок маме. (13 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть названия предметов и
действий.
Контрольное списывание.
Лодочка
Пришла весна. Потекла вода. Дети сделали лодочку. Лодка плыла по
воде. (11 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть первую букву в начале
предложения.
Диктант №9
Предложение.
Книга.
Я люблю читать стихи. Тётя купила мне книгу. Там картинки. Вот
лось. А это лиса. (15 слов)
19

Грамматическое задание. Подчеркнуть большую букву в именах и
фамилиях людей, кличках животных
Диктант №7
Названия предметов и действий.
Зимой.
Настала зима. Пошёл снег. В саду стоит столик для птиц. Катя кормит
их. Они рады. (15 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть названия предметов и действий.

Грамматическое задание. Подчеркнуть первую букву в начале
предложения.
Контрольное списывание.
Наша школа.
Наша школа новая. Около школы растут клёны. Мы любим свою
школу. (11 слов)
Грамматическое задание. Подчеркнуть первую букву в начале
предложения.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».