Рисунок и живопись 5,6,7 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности учебной дисциплины «Изобразительное
искусство» разработана в соответствии с положением Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
За основу взята программа дополнительного образования детей в контексте федеральных
образовательных стандартов нового поколения», составлена в соответствии с образовательной
программой учебных заведений искусств и программой «Рисунок и живопись » Необходимым
условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство
его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий
нравственный потенциал и эстетический вкус.
Возникающий дефицит эмоционально - ценностного отношения к миру, образного
мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики
по телевидению, и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство
учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего
народа, с природой, способными заворожить их.
Программа изостудии «Юный художник» расширяет знания учащихся в области
изобразительного искусства, даёт возможность овладеть навыками рисунка, живописи,
развивает творческие способности. Обучает искусству создания, дает возможность детям
проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, воспитывает
художественно - эстетический вкус.
Развитие эмоционально - образного и художественно - творческого мышления позволяет
учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной
самодостаточности.
Срок реализации программы – 2 года.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы .
Отличительной чертой является то что программа является модифицированной, большое
внимание уделено созданию тематических композиций направленных на овладение образным
языком искусства, формирование образного художественного мышления детей,
самостоятельного видения мира. В современных условиях развития общества с особой остротой
встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры обоснование
актуальности дополнительной общеобразовательной программы. Сегодня, когда во многих
общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное
время, развитие художественного творчества через систему дополнительного образования
детей становится особенно актуальным.
Целесообразность.
Данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия
для формирования у обучающихся таких личностных качеств, как уверенность в себе,
доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей,
способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение
в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку
реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Ребенок младшего и среднего
школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно
очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными
материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Развить творческие способности
маленького художника помогает программа студии изобразительного искусства. На занятиях

школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, световосприятие, образное
мышление, получает навыки полноценного общения.
Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана дополнительная
общеобразовательная программа;
Художественно- эстетическое развитие учащихся рассматривается как важное условие
социализации личности как способ самопознания и самоиндефикации. В этом деле важнейшее
значение имеет искусство и в том числе изобразительное искусство, охватывающее целый
комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Она рассчитана на работу с детьми 10 лет. Данная программа рассчитана на один год
обучения. Занятия в группе проходят 1 раз в неделю - 34 часа в год. Образовательный процесс
включает в себя различные методы обучения:
1.
репродуктивный (воспроизводящий);
2.
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
3.
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
4.
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её
решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и
методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми
более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка
работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и
недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы
подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть:
1.
занятия – вариации,
2.
занятия – творческие портреты, проекты
3.
импровизация,
4.
занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей,
5.
занятия – эксперимент
Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются
электронные наглядные материалы.
Отчёт о работе проходит в форме выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов
Цель программы - развитие эмоционально - образного и художественно - творческого
мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной
культуре, повышать чувство личной самодостаточности;
Задачи.
1.
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
2.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
3.
Закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения
4.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки
работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
5.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
6.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
7.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
8.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на
натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Условия приема обучающихся в программу.

В группы принимаются все поступающие. Специального отбора не производится.
Содержание курса студии изобразительного искусства.
Обучения включает три раздела программы: основы академического рисунка, живописи
и композиции.. Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали,
с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и тот же
учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения может
использоваться в различных пропорциях.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности
учащихся: восприятие произведений искусства и собственную художественно-творческую
деятельность
1.Графика.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо ручка,
тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на
выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно,
точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие
композиции с применением приёмов монотипии.
Прикладная графика. Открытка, поздравление. Связь с рисунком, композицией,
живописью.
Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера.
Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Знакомство с мировой художественной культурой.
2. Живопись.
Художественные материалы. Акрил, гуашь, – свободное владение ими.- Цвет в
окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Рисование с натуры предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Знакомство с мировой художественной культурой. Создание образных работ с
использованием знаний по цветоведению.
3. Композиция. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «
уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Композиция. Основные правила композиции: объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения; группировка элементов, обеспечение свободного
пространства между группировками; подчёркивание субординации между группировками и их
взаимосвязь. (Линией, пластикой, « Законом сцены».)
Знакомство с мировой художественной культурой Создание образных работ с
использованием знаний по композиции
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты.

Передача в собственной художественно-творческой деятельности произведения
народного фольклора; выражение своих эмоциональных переживаний художественными средствами.

Пользоваться приемом «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет».
Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия
форм и цвета. Самостоятельное выполнение эскизов оформления различных изделий на основе
орнаментальной и сюжетной декоративной композиции.

Умение работать разными художественными материалами и использование
различных техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная
тонированная бумага, аппликация.
По окончании курса учащиеся будут знать:

три вида художественной деятельности: изображение на плоскости; постройка
или художественное конструирование на плоскости; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

художественные термины и понятия;

роль художников в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации
форм общения людей;
Будут уметь:

работать в следующих видах искусства: живописи, графике, дизайне, декоративно
прикладных и народных формах искусства;

использовать выразительные возможности художественных материалов: гуаши,
акварели, пастели и мелков, карандашей, бумаги для конструирования;

различать виды и жанры искусства, понимать особенности образного языка
разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значение в жизни человека и общества;

анализировать произведения искусства;

конкретные произведения выдающихся художников в различных видах искусства;

работать самостоятельно и в коллективе, взаимодействовать в процессе
совместной художественной деятельности;

изображать предметный мир, растения и животных, пространство на плоскости и
пространственные построения, человека на плоскости и в объеме.
Метапредметные .

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией,
музыкой, литературой, историей. Поскольку художественно-творческая изобразительная
деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий,
усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме
этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является
формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД)


Личностные результаты освоения курса ИЗО .


Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного

искусства.


Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других

людей.
Развитие самостоятельности.
Регулятивные УУД

проговаривание последовательности действий на занятии;

умение работать по предложенному учителем плану;

умение отличать правильно выполненное задание от неверного;

умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; оценивать уровень
владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Познавательные УУД

ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;

переработка полученной информации: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;

анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их
результаты;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные УУД

умение пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию
до собеседника, оформить свою мысль в устной и письменной форме; умение слушать и
понимать высказывания собеседников;

умение согласованно работать в группе: учиться планировать работу в группе,
распределять работу между участниками проекта, понимать общую задачу проекта и точно
выполнять свою часть работы;

умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;


Календарно- тематическое планирование 5 класс.
1 четверть Пейзажи родного края (9 часов)
1
Пейзаж родного края
2
Дары родной природы
3
Экскурсия в парк, лес.
4
Натюрморт «Праздник урожая»
5-6.
Русский народный костюм
7.
Деревня - деревянный мир
8.
Иллюстрация к русской народной сказке.
9.
Русский дом - изба

1
1
1
2
1
1
1

II четверть «Связь времен в народном искусстве» (7часов)
10.
Декор русской избы
11.
Деревенская улица
12.
Экскурсия в мастерскую художника(виртуальная экскурсия)
13.
Аппликация на плоскости
14.
Птица счастья. Объемное конструирование
15.
Народные праздники.
16.
Оформление выставки детских рисунков.

1
1
1
1
1
1
1

III четверть «Декор - человек, общество, время» (10 часов)
17.
Зимний пейзаж
18.
Беседа о русских художниках XIX века
19.
Древний город и его жители
20.
Натюрморт с самоваром
21.
Рисуем ярмарку.
22.
Древнерусский собор
23.
Экскурсия в художественный музей (виртуальная экскурсия)
24.
Русские богатыри
25.
Иллюстрация к былине

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

26.
Рисуем портрет.
4 четверть Декоративное искусство в современном мире. (9 часов)
27.
Филимоновские свистульки. Проект.
28.
Абашевская игрушка.
29.
Роспись глиняной игрушки
30.
Беседа о художниках Возрождения (виртуальная экскурсия)
31.
Рисование на тему «Моя улица»
32.
Домашние животные - любимцы и помощники
33-34.
Коллективная работа. Город мастеров
35.
Итоговая выставка детских рисунков.

1
1
1
1
1
1
1
2
1

Календарно - тематическое планирование 6 класс.
1 четверть Раздел 1. Основы художественного изображения (9 часов)
1-2

Живописный технический прием в разработке композиций «В
2
осеннем лесу», «В поле», «На речке», «На лесном озере». Передача
цветом пространства.
3.
Автопортрет.
1
4-5
Композиция «Поздняя осень в парке», «Лес заиндевелый».
2
Выполняется только линией. Белый мел, тонированная бумага, тушьперо.
6.
Композиция «Старое и молодое дерево». Нахождение соотношения
1
черного и белого.
7.
Композиция «Дерево чудес», на котором растет все, что ни
1
пожелаешь.
8-9
Проект «Витраж из цветной пленки» (чудесная птица, рыба и т. д.)
2
II четверть Орнамент образ Эпохи. Основные орнаментальные мотивы в Мировом
искусстве (7 часов)
10-11
Изображение главных элементов растительного древнеегипетского
2
орнамента.
12-13
Декоративное панно «Прогулка фараона с царицей на лодке по реке», 2
«Птицы и рыбы в зарослях тростника».
14
Исполнение мотивов древнегреческого геометрического и
1
растительного орнаментов с учетом архитектоники различных
керамических сосудов.
15-16
Композиция «Олимпийские игры в Древней Греции». Выставка
2
работ.
III четверть Народное искусство России. Работа в творческих мастерских. (10часов)
17-18
19-20
21-22
23-24

Серия упражнений на исполнение резного орнамента в декоре изб
(причелина, полотенце, подзор, лобовая доска, наличник) по мотивам
резьбы в домах средней полосы России.
Серия упражнений на повтор образов-символов древней славянской
мифологии (древо жизни, богиня-солнце, птица-пава, конь и др.).
Разработка серии проектов -импровизаций по мотивам народного
деревянного зодчества (с последующим выполнением в материале)
Бумагопластика.
Объемная композиция из картона, материи, дерева и др. на тему «Кот

2
2
2
2

в сапогах», «Золушка». В композицию должны быть включены
архитектурные элементы. Законченная композиция заключается в
глубокую раму.
25-26
Презентация и выставка проектов.
4 четверть Народное искусство России в ХХ в. (9 часов)
27-28
Разработка эскизов и исполнение в разном материале оберегов,
символов, связанных с пожеланием добра, счастья хозяину интерьера.
29-30
Тематическая композиция «Композиционный центр моего дома».
31-32
Изо викторина «Угадай стилистическую ошибку интерьере».
33-35
Исполнение и составление серии иллюстраций по мотивам сказов П.
Бажова. Годовая выставка работ

2
2
2
2
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».