Правовой лабиринт 8 класс

.

Пояснительная записка.
Курс «Правовой лабиринт» позволяет расширить знания обучающихся в контексте
изучения политико-правоой сферы предмета обществознание. Главной целью правового
образования в школе является формирование правосознания – одной из форм общественного
сознания. Предназначение курса – практическая составляющая, позволяющая моделировать
различные правовые ситуации и находить правовым путем выход из конфликта, уметь принимать
на практике положения российского законодательства, касающиеся выполнения обязанностей и
защиты прав подростков. Курс может обеспечить:
1.
личностных

Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
основ российской

гражданской

идентичности, социальной

ответственности,

правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
2.

Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной

ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формировании активной
жизненной позиции при решении задач в области социальных отношений.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение предмета в 8
классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение в объёме 1 часа в
неделю в течение 1 учебного года.
Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты)
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в
социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:


полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;


нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;



реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;



первичного анализа и использования социальной информации;

 сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание программы. (35 часов)
1.

Введение. Из истории прав человека.

Теоретические вопросы. Теория о происхождении прав человека. Понятие прав человека.
Исследования в области прав человека.
Практика. Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете?». Подготовка к выставке
плакатов «Ваши права дети». Ролевая игра «Общественный договор».
2.

Конституция моей страны.

Теоретические вопросы. Основы конституционного строя в РФ. Федеральное устройство.
Парламент РФ. Федеральное Собрание РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.
Практика. Работа с текстом Конституции РФ. Решение учебных задач. Деловая игра «Защита
Конституции».
3.

Декларация моих прав и свобод.

Теоретические вопросы. Общечеловеческие правовые документы. Идеал современного права.
Права и свободы человека и гражданина РФ.
Практика.

Проведение

наблюдений

за

соблюдением

прав

разных

групп

участников

образовательного процесса в школе. Конкурс карикатур «Они не знают своих прав». Выступление
агитбригады «Службы всякие важны, службы всякие нужны».
4.

Я – гражданин России.

Теоретические

вопросы.

Особенности

Гражданская

дееспособность

гражданских

правоотношений.

несовершеннолетних.

Проблемы

Виды
в

договоров.

защите

прав

несовершеннолетних.
Практика. Мозговой штурм и работа в группе. Дискуссия «Имею право с 14 до18». Выявление
наиболее актуальных правовых проблем для социума. Определение целей и задач проекта.
5.

Я не занимаюсь политикой, но она занимается мной.

Теоретические вопросы. Стремление людей к равенству в политических правах. Борьба за свободу
слова и другие политические права.

Практика. Изучение устава общественного объединения. Решение практических задач.
6.

Трудовые права несовершеннолетних.

Теоретические вопросы. Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность работы и отдыха.
Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры.
Практика. Заполнение образца трудового договора. Ролевая игра «Трудовой договор». Разработка
обращений к компетентным специалистам.
7.

Мое образование.

Теоретические вопросы. Право на образование. Права и обязанности учащихся. Направления
развития современного образования.
Практика. Деловая игра «Конфликт с учителем». Социальная акция «Учитель, перед именем
твоим». Составление плана исследования. Стили и виды оформления исследования.
8.

Береги свое здоровье.

Теоретические вопросы. Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений.
Формы оказания медицинской помощи.
Практика. Сбор материала по праву на мед.обслуживание. Способы обжалования неправомерных
действий врача. Составление портфолио исследовательского проекта.
9.

В моей семье.

Теоретические вопросы. Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье.
Практика. Просмотр и обсуждение видеофильма «Неблагополучная семья». Мини-проект по
моделированию семьи. Социальная акция «Семья».
10.

Мой дом – моя крепость.

Теоретические вопросы. Право собственности на жилье. Договор найма. Плата за квартиру и
коммунальные услуги. Жилищные права несовершеннолетних.
Практика. Викторина «Жилищные права несовершеннолетних». Изучение договора социального
найма. Круглый стол «Каким должно быть качество коммунальных услуг».
11.

Я – потребитель.

Теоретические вопросы. Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение прав
потребителя.
Практика. Наблюдение за работой в точках обслуживания населения. Выставка фоторабот по
итогам наблюдения. Отработка навыков и умений устной защиты исследования.
12.

Мой друг – велосипед.(мопед,мотоцикл)

Теоретические вопросы. ПДД для велосипедистов (мопедов,мотоциклов). Остановка и стоянка
транспортных средств.
Практика. Разработка положения по конкурсу «Юный велосипедист». Конкурс «Юный
велосипедист».
13.

Копилка знаний о правах призывников.

Теоретические вопросы. Конституционный долг – защита Отечества. Основные правила
воинского учета. Обязанности и права призывников.
Практика. Решение практических задач
14.

В комиссии по делам несовершеннолетних.

Теоретические

вопросы.

Защита прав несовершеннолетних

в комиссии по делам не

совершеннолетних. Грамотные действия нарушителя.
Практика. Анализ правовых ситуаций. Ролевая игра «Совершение правонарушения».
15.

Несовершеннолетние и УК РФ

Теоретические вопросы.

определить статус несовершеннолетних по УК РФ, выяснить виды

ответственности несовершеннолетних.
Практика: работа по документам, беседа, решение проблемных задач
16.

Контакты с милицией.

Теоретические вопросы. Задержание гражданина милиционером. Осуществление привода.
Проведение допроса.
Практика. Интервьюирование нарушителей. Выпуск стенгазеты. Конкурс сочинений «Моя
милиция меня бережет». Подготовка к защите исследования.
17.

В зале суда.

Теоретические вопросы. Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные этапы
рассмотрения дела в суде.
Практика. Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Деловая игра «Судебный
процесс».
18.

В мире профессий.

Теоретические вопросы. Судья. Адвокат. Прокурор. Нотариус. Следователь. Частный детектив.
Юрисконсульт.
Практика. Сценарий «Лабиринт профессий».
19.

Защита исследования.

Практика. Участие в исследовательской конференции «Мир моих прав».

Тематическое планирование по курсу «Правовой лабиринт»

№
п/
п

Тема урока

Кол во
часов

Основное содержание

1
2
3
4
5
6
7
8
9

История прав человека

2

Конституция моей
страны.

3

Декларация моих прав
и свобод
Я – гражданин России

2

10
11

Я не занимаюсь
политикой, но она
занимается мной.
Трудовые права
несовершеннолетних.

2

14
15
16
17

Мое образование

2

Береги свое здоровье.

2

18
19
20
21

В моей семье.

2

Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье.

Мой дом – моя
крепость

2

22
23
24
25

Я – потребитель

2

Право собственности на жилье. Договор найма. Плата за
квартиру и коммунальные услуги. Жилищные права
несовершеннолетних.
Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение
прав потребителя

Мой друг –
велосипед(мопед,
мотоцикл)
Копилка знаний о
правах призывников.
В комиссии по делам
несовершеннолетних.

2

ПДД для велосипедистов (мопедов, мотоциклов). Остановка и
стоянка транспортных средств.

2

Конституционный долг – защита Отечества. Основные
правила воинского учета. Обязанности и права призывников
Защита прав несовершеннолетних в комиссии по делам не
совершеннолетних. Грамотные действия нарушителя.

1

31

Несовершеннолетние и
УК РФ
Контакты с милицией

32

В зале суда.

1

33

В мире профессий.

1

34
35

Защита исследования.

2

12
13

26
27
28
29
30

2

2

2

1

Теория о происхождении прав человека. Понятие прав
человека. Исследования в области прав человека
Основы конституционного строя в РФ. Федеральное
устройство. Парламент РФ. Федеральное Собрание РФ.
Судебная власть. Местное самоуправление
Общечеловеческие правовые документы. Идеал современного
права. Права и свободы человека и гражданина РФ.
Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Проблемы
в защите прав несовершеннолетних.
Стремление людей к равенству в политических правах.
Борьба за свободу слова и другие политические права. День
начала Нюрбергского процесса
Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность работы
и отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые
споры.
Право на образование. Права и обязанности учащихся.
Направления развития современного образования
Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских
учреждений. Формы оказания медицинской помощи.

определять статус несовершеннолетних по УК РФ, виды
ответственности несовершеннолетних
Задержание гражданина милиционером. Осуществление
привода. Проведение допроса.
Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные
этапы рассмотрения дела в суде..
Судья. Адвокат. Прокурор. Нотариус. Следователь. Частный
детектив. Юрисконсульт
Уметь применять изученное в практической деятельности;
отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».