Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №26 Приложение к АООП начального общего образования МБОУ ООШ №26 РАССМОТРЕН УТВЕРЖДЕН на педагогическом совете № 11 от 28.08.2023 г приказом директора №23-уд от 28.08.2023 г. Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ №26 для обучающихся легкой умственной отсталостью при пятидневной учебной неделе на 2023-2024 учебный год г. Серов, 2023 г. Пояснительная записка Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №26 (далее МБОУ ООШ №26) на 2023 – 2024 учебный год разработан с учетом действующего законодательства и адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с лёгкой умственной отсталостью. Данный учебный план составлен для обучающихся 5-ого года обучения и 8 года обучения. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план определяет: перечень учебных предметов, осваиваемых на каждой ступени обучения; распределение их по годам обучения; количество часов, отводимых на каждый предмет; распределение этих часов в течение учебной недели. Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. В соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. №26 обучение организовано в режиме 5 -дневной учебной недели. . Начало и продолжительность учебного года и каникул соответствует годовому календарному учебному графику работы школы в 2023 - 2024 учебном году. Образовательный процесс в классах для обучающихся с умственной отсталостью организуется с учётом повышенной утомляемости обучающихся: учебные занятия в первую смену, продолжительность уроков не более 40 минут. Продолжительность учебного года 5-9 классах – 35 недель. Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того, план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений. Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися основного общего образования. С целью коррекции отклонений в развитии детей, проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия по логопедии, дефектологии и развитию психомоторики и сенсорных процессов. В расписании отводятся часы во вторую половину дня. Продолжительность таких занятий 15-25 минут. Группы на коррекционные занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и индивидуальных, психосенсорных и других нарушений. В учебную нагрузку обучающихся часы коррекционно - развивающей области не входят. Коррекционно - развивающий блок входит в программу коррекционной работы с учащимися с ОВЗ. В школе работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Учебный план состоит из: 1. Обязательной части; 2. Части, формируемой участниками образовательных отношений; 3. Коррекционно-развивающей области; 4. Внеурочной деятельности. Обязательная часть учебного плана Реализация обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Обязательная часть учебного плана предназначена для организации учебного процесса, направленного на достижение требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она обеспечивает 9-летнее образование в соответствии с миссией школы, а также целями и задачами программы развития. По количественному и качественному составу предметных областей обязательная часть учебного плана соответствует модельному учебному плану, представленному в проекте примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). I часть учебного плана представлена предметами: 5-ый год обучения: - Русский язык; - Чтение; - Речевая практика; - Математика - Природоведение - Основы социальной жизни; - Музыка; - Изобразительное искусство; - Физическая культура; - Ручной труд. 8-ой год обучения: - Русский язык; -Чтение; -Математика -Информатика - Биология - География - Основы социальной жизни - История - Профильный труд - Физическая культура Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфиеских) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. С учетом психофизических особенностей обучающихся, их особых образовательных потребностей в 5 классах отведенный 1 часа направлен на коррекцию и развитие речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающая область Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) включает в себя: Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Ритмика», «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Коррекционный курс «Ритмика». Основные задачи реализации содержания: Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Коррекционный курс «Логопедические занятия». Основные задачи реализации содержания: Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Коррекционный курс «Психологическая коррекция». Основные задачи реализации содержания: Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Курс «Коррекционно-развивающие занятия». В ходе проведения коррекционноразвивающих занятий осуществляется педагогическое сопровождение обучающихся, направленное на выполнение рекомендаций ПМПК, ППк. Коррекционный курс «Арт-терапия». Арт-терапия имеет латентное терапевтическое влияние на эмоциональное состояние ребенка, ориентируется на внутренний потенциал каждого учащегося и помогает ему выразить свои мысли и чувства посредством творчества, погружения в различные виды искусства. Процесс создания творческого продукта позволит учащимся проявить свою фантазию, активизировать мышление и восприятие, увидеть результат своей деятельности в символической, художественной форме, проявить свои творческие способности, развить коммуникационные навыки. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности. Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений: спортивнооздоровительное, социальное, нравственное, общекультурное Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательной программы, степени усвоения ФГОС ОО с у/о, определенного адаптированной основной общеобразовательной программой в рамках учебного года и уровня обучения в целом. Требования к текущей и промежуточной аттестации определены Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ ООШ №26. Промежуточная аттестация обучающихся 5,8 классов в2023— 2024 учебном году проводится в сроки с 12 апреля по 20 мая по предметам учебного плана, в формах, определяемых Педагогическим советом. Недельный учебный план для обучающегося с умственной отсталостью 5 года обучения Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык 1. Язык и речевая практика Чтение (Литературное чтение) Математика 2. Математика Информатика Природоведение 3. Естествознание Биология География **Основы социальной жизни 4. Человек и общество Мир истории История Отечества Музыка 5. Искусство Рисование (изобразительное искусство) 6. Физическая культура Физическая культура 7.Технология **Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Русский язык и Смысловое чтение литература Математика и Основы информационной информатика культуры Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Учебные недели Всего учебных часов на учебный период Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): *Коррекционный курс «Психологическая коррекция» *Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия с дефектологом» *Коррекционный курс «Логопедические занятия» **Коррекционный курс «Ритмика» Количество Форма реализации, в том часов в числе: неделю Классная Индиви дуальная 4 4 4 2 2 1 2 4 4 4 2 1 2 2** - 2 6 27 2 2 21 2 4** 6 1 1 - 1 1 - 29 23 0 34 986 6 1 2 2 1** Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном» ** «Арт Терапия» Иная по выбору ИТОГО К ОПЛАТЕ 4 1 1** 2 8 * Часы учитываются в заработной плате по должности педагог-психолог, учительлогопед, учитель-дефектолог. ** Часы, подлежащие оплате. Недельный учебный план для обучающегося с умственной отсталостью 8 года обучения Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык 1. Язык и речевая практика Чтение (Литературное чтение) Математика 2. Математика Информатика Природоведение 3. Естествознание Биология География **Основы социальной жизни 4. Человек и общество Мир истории История Отечества Музыка 5. Искусство Рисование (изобразительное искусство) 6. Физическая Физическая культура культура 7.Технология **Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами Учебные недели Всего учебных часов на учебный период Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): *Коррекционный курс «Психологическая коррекция» *Коррекционный курс «Коррекционноразвивающие занятия с дефектологом» *Коррекционный курс «Логопедические занятия» **Коррекционный курс «Ритмика» Количество Форма реализации, в часов в том числе: неделю Классная Индиви дуальная 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 - 2** - 2 2 - 7 29 1 21 0 6** 8 29 34 986 6 1 2 2 1** Внеурочная деятельность: «Разговоры о важном» ** «Арт Терапия» Иная по выбору ИТОГО К ОПЛАТЕ 4 1 1** 2 10 * Часы учитываются в заработной плате по должности педагог-психолог, учительлогопед, учитель-дефектолог. ** Часы, подлежащие оплате.