11.01.2022 г. пр. №1-у Положение о преподавании учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе и реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 5 к

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ООШ № 26
____________А.А. Лонганюк
Приказ от 11.01.2022 года № 1у

ПОЛОЖЕНИЕ
о преподавании учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе
и реализации предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
в 5 классе в МБОУ ООШ №26

г. Серов

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012, Федеральными государственными
образовательными стандартами начального и основного общего образования, утвержденными
06.10.2009 приказ №373, 17.12.2010 приказ № 1897 и внесенными изменениями,
утвержденными 22.09.2011 приказ №2357; на основании Инструктивно-нормативного письма
Министерства образования и науки РФ «Об обучении основам религиозных культур и светской
этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» № 08-250 от 22.08.2012;
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015, №08-461 «О направлении регламента выбора
модуля ОРКСЭ»; Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России».
1.2. Настоящее Положение обсуждается педагогическим советом, утверждается
руководителем МБОУ ООШ №26
1.3. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) включает в
себя 6 модулей:
1.Основы православной культуры
2. Основы исламской культуры
3. Основы буддийской культуры
4. Основы иудейской культуры
5. Основы мировых религиозных культур
6. Основы светской этики
1.4. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей
культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других
религий и мировоззрений. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской
этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора
учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее
культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя
социального сплочения.
1.5. Выбор модуля осуществляется по желанию родителей с их письменного согласия.
1.6. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия
его родителей (законных представителей) не допускается.
1.7. Результаты выбора оформляются протоколом классного родительского собрания о
выборе определенного модуля.
1.8. Руководитель МБОУ ООШ №26 утверждает списки учащихся каждого модуля.
1.9. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается
обучение религии (преподавание вероучения).
1.10. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по
учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в 4 классе и
учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее
ОДНКНР) в 5классе.
2. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России».
2.1. Цель учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР предполагает формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений
2.2.Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; (в соответствии
с выбором)
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и много
конфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира
и согласия.
2.3. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования обеспечивает
знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в
становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР
возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают
достижение следующих результатов:
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
- занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений;
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации
свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Принятие решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области
ОДНКНР относится к компетенции МБОУ ООШ №26.
3. Программно-методическое обеспечение учебного курса
3.1. Обучение курса ОРКСЭ, ОДНКНР ведется по учебникам и учебным пособиям,
рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.2. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран
культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных
представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже
имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все учебные
пособия курса ОРКСЭ, ОДНКНР адаптированы с учетом возрастного восприятия младших
подростков.
4. Организация преподавания курса
4.1. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и
религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также
собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно
определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

4.2. Преподавать курс ОРКСЭ, ОДНКНР могут педагоги школы с необходимой
квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
4.3. В процессе изучения курса ОРКСЭ, ОДНКНР предусмотрено выставление отметок
учащимся. Также результативность учащихся по курсу определяется на основании выполнения
творческих работ, проектов, самооценки деятельности учеником, своих достижений
(портфолио).
4.4. По учебному курсу ОРКСЭ, ОДНКНР предусмотрены домашние задания в объеме,
предусмотренном СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 22
мая 2019 года).
5. Организация работы с родителями
5.1. На общешкольном родительском собрании родители знакомятся с
целями и задачами курса ОРКСЭ, ОДНКНР, его структурой, основным содержанием и
организацией обучения.
5.2. Родители знакомятся с содержанием всех модулей курса и учебников в школьной
библиотеке.
5.3. Классные руководители организуют консультации с учителями предметниками,
ведущими курс ОРКСЭ, ОДНКНР для родителей (законных представителей) затрудняющихся в
выборе модуля.
5.4. На классном родительском собрании результаты выбора определенного модуля
оформляются протоколом.
5.5. Классный руководитель перед началом обучения организует сбор письменных
согласий (заявлений) родителей о выборе модуля.
5.6. Родители имеют право знакомиться с теоретическим материалом урока, методами и
формами обучения.
6. Оценивание уровня подготовки обучающихся по курсам
«Основы религиозных культур и светской этики»
и «Основы духовно-нравственных культур народов России».
6.1. Согласно Федеральному закону РФ "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29.12.2012 (ст.28 п.10. осуществление текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка
проведения), для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков,
а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличия зачатков ценностного
мышления учитель может использовать:
- педагогическое наблюдение, которое дает возможность проследить динамику развития
ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе,
выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по
показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при
решении воспитательных задач при изучении данного курса;
- диагностику теоретических знаний, включающую разработанные тестовые задания всех
видов, анкеты, викторины, кроссворды, творческие работы.
- портфолио ученика, представляющее собой подборку личных работ ученика, в которые
могут входить творческие работы, лучшие работы, отражающие динамику ученика,
самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных
источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
6.2 Оценивание по результатам творческих работ.
6.2.1. Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций.
Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ.
Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов) могут учитываться при
формировании портфолио учеников. Оценивание успеваемости по курсу осуществляется в
виде анализа каждой творческой работы по критериям (**Приложение №1).
6.2.2.Одним из видов творческой работы может быть презентация. Оценивание
успеваемости осуществляется в виде анализа презентации по критериям (**Приложение №2).
6. 3 Отметочная система.

6.3.1.Специфичность содержания предмета оказывает влияние на содержание и формы
контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников, применять комплексные знания.
6.3.2.Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно) и т.д., который осуществляется на материале учебника в устной и письменной
форме. Письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно
для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный
ответ", "найди ошибку" и т.п.
6.3.3.Выставляются отметки «5», «4», «3» в целях положительного отношения к курсу и
создания ситуации успешности обучающегося. Ученик также получает словесную оценку своей
работы, которая должна быть не карающей, а вдохновляющей и стимулирующей дальнейшую
работу обучающегося, согласно характеристики цифровой оценки (**Приложение №3).
7. Ведение документации
7.1. Учитель:
7.1.1. По каждому предмету составляет рабочую программу на год, которая является
основой планирования педагогической деятельности учителя.
7.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется
соответственно программе и Положению о ведении Классного журнала. Выставляются отметки
текущего, тематического и промежуточного контроля.

**Приложение №1
Критерии оценивания творческой работы
№
1
2
3
4
5
6
7
а
б
в
г
д
е
ж
8

Критерии, показатели
Баллы
Цели задания приняты обучающимся, конкретны.
Замысел работы реализован.
Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно)
Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует
возрастным особенностям обучающегося.
Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь
родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ,
иллюстративного материала).
Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного
общения с одноклассниками, для рефлексии.
Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося:
Любознательность и активность
Эмоциональность, отзывчивость
Общение с учителем и сверстниками
Соблюдение общепринятых норм и правил поведения
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности
Владение необходимыми умениями и навыками
Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников.
Всего баллов:

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени
3 балла
2. Достигнуто частично
2 балла
3. Достигнуто в малой степени
1 баллов
4. Не достигнуто
0 баллов
Вывод:
-от 45 до 38 баллов – отметка «5»
-от 37 до 24 баллов – отметка «4»
-от 23 до 1 балла – отметка «3»
Рекомендуем выставлять только «5», «4», «3» бальные отметки. Итоговые отметки за
четверть и год ставятся по мере накопления за творческие работы.

**Приложение №2
Критерии оценивания презентации
Критерии
оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн
презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает
требованиям эстетики, и не противоречит содержанию
презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации
привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с
графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации
выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают.
- Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных
ресурсов.
Средняя оценка по содержанию

Защита

- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы.
Средняя оценка по защите
Итоговая оценка
Нормы оценивания

Оценка «5»

ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4»

ставится за
требованиям.

небольшие

несоответствия

выдвинутым

Оценка «3»

ставится за небольшие несоответствия выдвинутым
требованиям, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка не
ставится

за минимальные знания темы и не корректное оформление
презентации.

**Приложение №3
Характеристика цифровой оценки
«5» (отлично) ставится, если у обучающегося наблюдается:
- активность и творческое отношение к выполнению заданий;
- умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми,
живой природой;
- самостоятельный поиск информации по пройденной теме;
- умение оперировать понятиями и терминами;
- умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее
до аудитории.
«4» (хорошо) ставится, если у обучающегося наблюдается:
- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя);
- знание терминов и понятий;
- нечеткое обоснование своей точки зрения;
- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;
- четкое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
- неточности в сравнении объектов по существенным признакам;
- отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта)
«3» (удовлетворительно) ставится, если у обучающегося наблюдается:
- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с
помощью учителя или одноклассников;
- знание терминов и понятий в неполном объеме;
- нечеткое обоснование своей точки зрения;
- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;
- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления)
в тех
случаях, когда она является существенной;
- нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
- неточности в сравнении объектов по существенным признакам;
- нарушения в последовательности описания события (объекта)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».